Google+
Андрэ Нортон Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы Christmas HELLBOY
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Вечный двигатель

Ничто из ничего

Вечный двигатель

Но кое-кто из смертных все же ищет

На праведном пути тот ключ златой,

Которым двери в вечность отпирают...

Джон Мильтон, «Комос»

Представьте себе, что ваш мобильный телефон никогда не разряжается, автомобилисты не знают слова «заправка», а искусственные органы работают дольше настоящих. Сегодня даже дети знают, что за все нужно платить, а в школе учат, что ничто не возникает из ничего. Впрочем, несколько сотен лет назад ученые утверждали, что пассажиры поездов непременно умрут от удушья в разреженном воздухе, а при виде автомобилей у коров случаются выкидыши. Времена меняются. Что такое вечность? Время существования Вселенной? Энергии в ней хоть отбавляй. Неужели нельзя построить двигатель, использующий скрытые резервы мироздания, с гарантийным сроком «до следующего Большого взрыва?»

Недостижимая мечта любого инженера. Философский камень механики. Инструмент ловких мошенников и атрибут множества фантастических произведений. Знакомьтесь: вечный двигатель.

Невозможное возможно

Вечное движение возможно. По крайней мере, оно не противоречит квантовой механике и первому закону Ньютона (материальная точка сохраняет состояние покоя или равномерного движения до тех пор, пока внешние воздействия не изменят этого состояния). Не так давно астрономы университета Миннесоты обнаружили в космосе «великое ничто» — пустое пространство протяженностью около миллиарда световых лет. Если представить себе, что в нем отсутствуют всякие взаимодействия, то камень, брошенный там, двигался бы с постоянной скоростью вплоть до смерти Вселенной. То есть фактически вечно.

Игрушка «Пьющая птичка», наклоняющаяся к бокалу с водой. Действие основано на испарении жидкости в бокале и охлаждении головы птички. С высыханием бокала движение прекращается.

Однако когда речь заходит о вечном двигателе, обычно имеется в виду система, вырабатывающая больше энергии, чем потребляющая (теряющая ее на трении, сопротивлении воздуха и т. п.), благодаря чему ее можно использовать для каких-либо бытовых нужд. До изобретения паровых или электрических приводов единственным универсальным и мобильным источником энергии были мускулы. Пружинные и маятниковые механизмы годились лишь для приложения малой силы в течении длительного времени (часы). Самыми мощными стационарными двигателями были водяные и ветряные мельницы.

Это сильно ограничивало механиков. Например, в средние века не составляло труда соорудить потолочный вентилятор или эскалатор, но кто бы смог безостановочно крутить их сутки напролет? Вполне логично, что люди мечтали о «халявном» источнике энергии. Их фантазия была ограничена технологиями того времени, поэтому по нынешним меркам вечные двигатели древности выглядели трогательно и примитивно.

Четыре повода для заблуждений

Первый, самый простой вид вечного двигателя основан на неких магических эффектах. К примеру, в романах Уэллса упоминается чудо-материал «каворит» с сильными антигравитационными свойствами. Если изготовить колесо, половина которого сделана из каворита, оно будет крутиться с постоянным ускорением. В мирах фэнтези вечный двигатель не востребован, ведь вместо конструирования громоздкого механизма всегда можно сотворить перманентное заклинание (уборка помещения в диснеевском «Ученике волшебника», либо горшочек, варящий бесконечное количество каши в сказке Андерсена).

«Водопад» Эшера (1961). Вода вращает колесо, поднимается наверх и снова участвует в работе.

Вечный двигатель второго вида — «невозможный механизм» — действует с заведомым нарушением законов природы и имеет чисто умозрительный характер. Хорошим примером такой парадоксальной конструкции служит водяная мельница нидерландского художника Мориса Эшера (1898—1972).

К третьему — «субъективному» виду вечного двигателя относится агрегат, работающий настолько долго, что для практического опровержения его «вечности» не хватит даже нескольких человеческих жизней. Источником энергии здесь обычно служат какие-либо «вечные» природные явления.

Например, часы «Атмос» швейцарской фирмы Jaeger-LeCoultre работают от суточных колебаний температуры воздуха. Они заполнены этилхлоридом, который расширяется при нагреве и заводит пружину. Для минимизации трения крутильный маятник совершает лишь 1 оборот в минуту (в 150 раз медленнее, чем у обычных часов). Перепада в 1 градус достаточно, чтобы часы шли два дня. Теоретически, эти часы могут пережить не одного владельца. Но на практике гарантийный срок обслуживания разных моделей «Атмоса» составляет 20—30 лет.

«Атмос». Заплатите свыше тысячи долларов и сэкономьте на батарейках.

Тик-так

В университете Отаго (г. Данидин, Новая Зеландия) находятся механические часы, построенные Артуром Беверли в 1864 году. Они заводятся от перепадов атмосферного давления и суточных температур. Часы работают уже 143 года. Этот эксперимент считается самым длительным в мире, однако термин «субъективный вечный двигатель» здесь неприменим. Их останавливали несколько раз для чистки, устранения поломок, а также в тех редчайших случаях, когда среднесуточная температура и давление были стабильны. Самыми старыми в мире работающими часами считаются куранты собора в Солсбери (Великобритания), установленные примерно в 1386 году.

Часы Артура Беверли.

Следующий вид устройств, которые можно принять за вечный двигатель, — преднамеренно усложненные механизмы длительного действия, выполняющие какую-либо примитивную задачу. Обывателю трудно понять цель и принципы их работы.

Столкнувшись с таким «вечным двигателем», можно на 99% быть уверенным, что его «изобретатель» — жулик. Чрезмерные усложнения конструкции нужны лишь для того, чтобы запутать наблюдателя и скрыть реальный источник движения (обычно — мощная пружина, спрятанная в пустотелой оси какой-либо шестеренки).

Подозрительные типы

Физики классифицируют вечные двигатели на два типа.

Любая машина, получившая энергию, производит эквивалентную ей работу и (или) тепло. Если работы или тепла больше, чем энергии, мы имеем дело с вечным двигателем первого типа — самым популярным среди изобретателей. Представим, что какой-то мрачный гений поставил несбалансированное колесо на чудо-подшипник. Достаточно один раз толкнуть его — и оно должно крутиться, ускоряясь до тех пор, пока не разлетится на части. Это называется «нарушением закона сохранения энергии».

Двигатель второго типа полностью преобразует окружающее тепло в работу, игнорируя второе начало термодинамики. Сегодня высказываются предположения о том, что создание некоего подобия такого устройства все же возможно, если речь идет о преобразовании не просто тепла, а темной энергии или темной материи, из которой создана наибольшая часть нашей Вселенной.

Вечный двигатель торговли

В 2006 году ирландская компания Steorn объявила о создании принципиально нового двигателя «бесплатной энергии» Orbo, главным элементом которого стали обычные магниты. Один из первых экземпляров пообещали установить на водяном насосе в некоей кенийской деревне. Демонстрация Orbo перед комиссией ученых, намеченная на июль 2007 года, не состоялась «по техническим причинам». Скептики указывают на то, что Steorn также занимается веб-маркетингом. Вероятнее всего, проект Orbo — это всего лишь демонстрация одного из способов раскрутки сайтов.

Президент Steorn Шон Маккартни около испытательного стенда Orbo.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
умник
№ 1
31.05.2008, 20:13
вечный двигатель существует повсюду. он рядом с нами. мы его упорно не замечаем.
любые процессы сжатия и разрежения вещества приводят к концентрации рассеянной энергии. в этом смысле любое вещество несколько радиоактивно. при сближении кластеров имеющих одинаковые спектры( что возможно, если до этого они были разделены)
мне нужна лаборатория и вменяемые люди.
pankor
№ 2
09.06.2008, 14:17
Перпетум мобиле невозможен, пока не снизится до 0 сила трения...)
Galahad_
№ 3
09.06.2008, 14:23
Логичнее всего предположить, что ВЕЧНЫЙ двигатель можно создать на ВЕЧНЫХ видах энергии, например на энергии Солнца, черпая ее прямо с орбиты, благодаря радиоактивному излучению Светила...
Этот вариант подробно описан в книге Гарри Гаррисона "Чувство долга".
pankor
№ 4
09.06.2008, 14:34
Galahad_, опять же! Энергия солнца НЕвечна! Так и механизм, который будет черпать эту энергию и совершать некоторое действие просто-напросто износится..
Galahad_
№ 5
09.06.2008, 14:36
Цитата:
Сообщение от pankor Посмотреть сообщение
Galahad_, опять же! Энергия солнца НЕвечна! Так и механизм, который будет черпать эту энергию и совершать некоторое действие просто-напросто износится..
Ну да...Согласен, пусть и не вечна, но энергетические ресурсы, которые можно получать от Солнца будут неисчерпаемы еще 3-4 млрд лет, а это срок длительный.
pankor
№ 6
09.06.2008, 14:40
Цитата:
Сообщение от Galahad_ Посмотреть сообщение
Ну да...Согласен, пусть и не вечна, но энергетические ресурсы, которые можно получать от Солнца будут неисчерпаемы еще 3-4 млрд лет, а это срок длительный.
А 3-4 млрд. лет механизм выдержит?
Galahad_
№ 7
09.06.2008, 14:43
Цитата:
Сообщение от pankor Посмотреть сообщение
А 3-4 млрд. лет механизм выдержит?
Конечно нет, его придется обслуживать.
Вечным, разумеется, он уже являться не будет...Но пользы от него будет не меньше.
Кувалда Шульц
№ 8
09.06.2008, 14:44
pankor, Солнце, как основной источник выдержит, наверное... А "прокладки" можно и менять, в процессе.
pankor
№ 9
09.06.2008, 14:52
Кувалда Шульц, тогда это не вечный двигатель!!!
Вечный двигатель первого рода — двигатель (воображаемая машина), способный бесконечно совершать работу без затрат топлива или других энергетических ресурсов. Согласно закону сохранения энергии, все попытки создать такой двигатель обречены на провал.
Вечный двигатель второго рода — воображаемая машина, которая будучи пущена в ход, превращала бы в работу всё тепло, извлекаемое из окружающих тел (см. Демон Максвелла). Согласно Второму началу термодинамики, все попытки создать такой двигатель обречены на провал.
Кувалда Шульц
№ 10
09.06.2008, 14:56
Цитата:
Сообщение от pankor Посмотреть сообщение
Перпетум мобиле невозможен, пока не снизится до 0 сила трения...)
Тогда ответ, надо искать не в механике, а в других сферах...
pankor
№ 11
09.06.2008, 15:04
Кувалда Шульц, хм... Просто на этом все и держится. Конечно вечный источник энергии одна из ключевых проблем, но вот этот "малюсенький" нюансик портит всю идилию )
Bad 13
№ 12
20.11.2009, 21:29
Для того, чтобы создать вечный двигатель, нужно вечно топливо. А у нас даже вселенная в определенном смысле невечная…
Spy Fox
№ 13
21.11.2009, 13:18
Вечный двигатель. Почти как Святой Грааль для механики. Сколько всего о нем написано. Я даже свой блог так назвал. Правда, пишу я там нечасто.
Руслан Рустамович
№ 14
21.11.2009, 13:51
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
Для того, чтобы создать вечный двигатель, нужно вечно топливо. А у нас даже вселенная в определенном смысле невечная…
Для вечного двигателя нужен и вечный материал, из которого он будет создан. Где взять неистерающиеся шестерни и неперегорающую проводку?
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться