 | Мир, полный чудес Вселенная Marvel Только герой обретает мужество следовать своей судьбе. Герман Гессе Название мира: Marvel Universe Возникновение: 1961 год новой эры нашего мира Создатель: Стэн Ли Происхождение: Комиксы Воплощения: Фильмы, мультсериалы, настольные и компьютерные игры | Человек-паук. Люди Икс. Халк. Сорвиголова. Фантастическая четверка. Блэйд. Сотни других супергероев. Удивительно, но бесконечные истории об их приключениях выпускает одна компания — Marvel Comics. Невероятно, но все эти популярнейшие персонажи «живут» в одной и той же вселенной. И уж совсем невозможным кажется то, что всех этих героев придумал, по сути, один человек.
Человека, который создал необъятную вселенную Marvel, зовут Стэн Ли. Впервые это имя прозвучало в комикс-индустрии в 1941 году, когда вышли первые комиксы по сценарию 19-летнего парня из Нью-Йорка. Тогда же талантливый юноша стал главным редактором Marvel Comics и оставался на этом посту до 1972 года, с трехлетним перерывом на службу в армии. А в начале шестидесятых Стэн вместе с художниками издательства совершил революцию в супергероическом комиксе. Флагманом рисованных историй тогда была компания DC Comics, которой принадлежали права на Бэтмена и Супермена. Их похождения пользуются популярностью и сейчас — но многие ли смогут, не задумываясь, назвать других персонажей этого издательства? А имена супергероев Marvel на слуху у всех, да и в Голливуде они пользуются большим спросом. Секрет успеха Стэна Ли — в том, что, отбросив в сторону олимпийский девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!», он подарил американскому читателю героев качественно нового поколения. На свет появилась вселенная, где уживаются фантастика и фэнтези, инопланетяне и гости из будущего, боги и мутанты, магия и наука. Суперобыватели  | Люди Икс: тяжело быть в меньшинстве. | Первым творением Ли стала «Фантастическая четверка», дебютировавшая в 1961 году. Конечно, в значительной степени Мистер Фантастика, Нечто, Фантастическая женщина и Человек-факел оставались героями своего времени: чрезмерно крутыми, предпочитающими цветные обтягивающие трико и слишком уж озабоченными спасением мира. В то же время, речь в комиксах шла о семье, пусть и героической, но не избавленной от проблем, знакомых каждому читателю. Супергерои впервые шагнули в сторону простого человека, что сделало их более живыми и интересными, чем все персонажи, существовавшие до появления «Фантастической четверки». Так был заложен фундамент того, что впоследствии станет фирменным стилем Marvel: сосредоточенность на внутреннем мире и характерах персонажей, которые, несмотря на сверхспособности, оставались подвержены тем же страстям, порокам и слабостям, что и их поклонники.  | Мистер Хайд не мог и мечтать о подвигах своего идеологического наследника — Халка. | Публика ждала именно таких героев, пусть обладающих невероятными силами, но способных на человеческие чувства и эмоции, сталкивающихся не только с суперзлодеями, но и с жизненными неурядицами. Человек-паук в свободное от борьбы со злодеями время с переменным успехом пытается устроить личную жизнь и заработать на хлеб насущный. В комиксах о Людях Икс нашла отражение борьба меньшинств за свои права. А Сорвиголова или Железный человек — по сути дела калеки, их борьба с внутренними демонами не менее интересна, чем противостояние с преступниками. Нащупав верный курс и ухватив удачу за хвост, Стэн Ли не собирался останавливаться. Всего за несколько лет появились на свет почти все те герои и команды, которые сейчас хорошо известны любому поклоннику фантастики, хотя бы по фильмам или компьютерным играм. Наиболее успешным изо всех героев Ли стал, без сомнения, Человек-паук — а ведь поначалу в его успех не верил никто, кроме создателя! Паук пробил дорогу к сердцу любителя комиксов именно тем, что до Стэна Ли считалось недопустимым для супергероя: он не был безупречен и вполне мог попасть впросак по совершенно банальным причинам, таким как проблемы с девушкой или с учебой. «Собирать» отдельных героев в одну супервселенную начали уже в шестидесятые. Супергерои то и дело становились «приглашенными звездами» в комиксах, посвященных другим персонажам. Одной из первых ласточек стала серия «Мстители» об одноименной команде супергероев, пережившей множество перерождений. В состав Мстителей в разные времена входили Человек-паук, бог Тор, Капитан Америка, Железный человек — герои, прославившиеся в персональных сериях. Никаких особых сложностей в том, чтобы свести под обложкой одного выпуска сразу нескольких героев, не возникало: действие всех историй Стэна Ли сотоварищи разворачивалось в мире, очень похожем на реальную Америку, только с некоторыми фантастическими допущениями. На мелкие несостыковки до поры до времени попросту закрывали глаза.  | Человек-паук, символ новой эпохи супергероев. | Постепенно кроссоверы (так любители комиксов называют подобные взаимопроникновения серий) стали набирать все большую популярность — как у сценаристов, так и у читателей. Первым масштабным кроссовером Marvel стала вышедшая в 1984 году серия из двенадцати выпусков Secret Wars. В ней Странник, персонаж, обладающей божественным могуществом, собрал на отдаленной планете всех известных героев и злодеев Земли и заставил их сражаться не на жизнь, а на смерть. Любопытно, что некоторые события Secret Wars не раз аукнулись в последующие годы, например, именно здесь появился черный костюм-симбионт Человека-паука, впоследствие давший рождение легендарному Веному.  | Порой кроссоверы объединяют конкурентов: Росомаха принадлежит компании Marvel, а Тьма — Top Cow Productions. | Гражданская война и ее итоги | Продолжая издавать комиксы, посвященные отдельным героям, Marvel регулярно выпускает мини-серии кроссоверов, описывающих те или иные важные для всей вселенной события. В 2006 году вышла линейка кроссоверов под общим названием «Гражданская война», повествующая о противостоянии не на жизнь, а на смерть между бывшими друзьями и соратниками. Весь мир оказался взбудоражен кровавым исходом одного из показушных подвигов молодой поросли американских героев. Правительством США, с которым тесно сотрудничал Железный человек Тони Старк, было в срочном порядке принято решение об обязательной регистрации сверхлюдей с целью контроля над их действиями. Далеко не все из спасателей мира в трико обрадовались необходимости раскрыть тайну своих личностей, и стоило у недовольных появится лидеру — им стал Капитан Америка, — как противостояние между двумя лагерями супергероев стало неизбежным. Война на информационном фронте (частью пиар-кампании сторонников регистрации стало раскрытие своей личности Человеком-пауком) скоро доходит до открытой схватки между супергероями, в которой гибнет Голиаф, после чего раскол в стане американских сверхлюдей достигает критической точки. Человек-паук переходит на сторону сепаратистов, и тем при поддержке атлантов почти удается одержать победу над Железным человеком и его сторонниками. В последний момент Капитан Америка решает, что был не прав, и сдается властям — а вскоре гибнет от руки неизвестного убийцы. Впрочем, Кэпу умирать не впервой: на его счету уже с десяток смертей, и каждый раз авторы воскрешали его при первой необходимости. | Супервселенная Эклектика, безудержное смешение жанров и стилей — главная черта вселенной Marvel. Здесь сплавляются черты фэнтези и научной фантастики, бок о бок существуют волшебство и высокие технологии, герои путешествуют во времени, в космосе и по параллельным мирам, а существа с разнообразными сверхспособностями встречаются чаще, чем Микки-Маус в Диснейленде. При этом действие разворачивается на нашей старушке Земле: те же страны, где живет огромное количество самых обыкновенных людей, те же исторические события, от Второй мировой до терактов 11 сентября. Интересная деталь: в пику бэтменовскому Готэм-сити и суперменовскому Метрополису главным городом для героев Marvel стал Нью-Йорк, и редакторы издательства пристально следят за тем, чтобы его комиксовый образ соответствовал реальному.  | Кто же будет героем дня на этот раз? Богатый выбор... | Впрочем, люди со сверхспособностями — не единственное отличие вселенной Marvel от нашей планеты. Авторы комиксов позволили себе несколько подкорректировать географическую карту: так появилась вотчина Доктора Дума, государство Латверия. Гениальные ученые подняли науку и технологию на невиданный уровень: роботехника, генетические эксперименты и космические исследования шагнули во вселенной Marvel куда дальше, чем в нашем мире. Однако большинство подобных достижений идут на развитие арсенала супергероев и суперзлодеев (или делают их таковыми), а вот обыватели в массе своей живут почти так же, как мы с вами.  |  | Гамбит: вчера — один из Людей Икс, завтра — Всадник Апокалипсиса по имени Смерть. | Прибавьте к этому могущественных пришельцев из космоса и других измерений, древние земные расы вроде атлантов, разнообразные силовые поля, обеспечивающие существование псионики и магии, демонов, вампиров и даже настоящих богов — и получится совершенно безумный коктейль из жанров и стилей. Но именно он обеспечивает этому миру оригинальность и неповторимость.  | Даже простой человек может стать супергероем. Доказано Карателем. | Чтобы логически объяснить все возникшие за первые годы существования вселенной противоречия, авторы Marvel воспользовались идеей параллельных миров. «Базовым» местом действия комиксов стала Земля под номером 616, а все сюжеты, не вписывающиеся в генеральную хронологию, были «прописаны» на планетах с другим номером. Благодаря такому ходу создатели серий получили невиданную прежде свободу: характеры любимых героев можно изменить до неузнаваемости, заставить их приключаться в самых невероятных декорациях и даже совершать непоправимые поступки — а потом объявить все это «альтернативкой». В большинстве случаев подобные «побочные» комиксы не оказывают никакого влияния на хронологию основной вселенной, хотя порой отдельные персонажи из параллельных миров и появляются на Земле-616. О том же, как любят писатели и читатели такие эксперименты, говорит уже тот факт, что за все время существования мультивселенной было задействовано под сотню альтернативных вариантов планеты Земля.  |  | Не толпитесь, внимания читателей хватит на всех. | Любой мир слишком окажется тесен для такого количества Росомах. | К концу прошлого века стало очевидно, что интерес молодых поклонников комиксов к супергероям, существующим уже десятки лет, снижается. Кардинально «обновить» тех же Человека-паука или Капитана Америку, не нарушая внутренней логики вселенной, оказалось невозможно. Так на свет появилась Земля-1610 и серии с подзаголовком Ultimate. Герои остались прежними, но их судьбы, внешность, да и вообще весь мир авторы создали с чистого листа. Концепция осталась почти неизменной: все та же современная Америка, свободу и демократию в которой защищают не ФБР и ЦРУ, а супергерои. Только во вселенной Ultimate возраст почти всех основных персонажей колебался в районе двадцати, а то и меньше лет — чтобы читателям было проще ассоциировать себя с героями. Кроме того, мир Marvel Ultimate оказался более простым и логичным — за счет уменьшения числа героев и отсутствия божественных сущностей, путешествий на другие планеты и магии. Учитывая, что продажи всех основных серий данной линейки (Ultimate Spider-Man, Ultimate X-Men, Ultimate Fantastic Four и The Ultimates 2) держатся на высоком уровне уже более пяти лет, остается признать, что обновленный и осовремененный вариант вселенной Marvel оказался не хуже предшественника.  |  | На лицо похожие, иные по сути герои вселенной Ultimate. | Действие мультсериала X-Men: Evolution разворачивается в одной из множества параллельных реальностей. | Удивительные путешествия во времени | Каждый автор, допускающий в своей вселенной возможность путешествий во времени, так или иначе сталкивается со знаменитым «эффектом бабочки». Во вселенной Marvel любые изменения в прошлом, произведенные путешественником во времени — случайно ли, намеренно ли, — порождают новую параллельную реальность, в которой все последующие события могут кардинальным образом отличаться от «оригинала». Тем не менее, виновник оказии, вернувшись в свое время, обнаружит, что ход истории в его родной реальности совершенно не изменился. | |  |