Google+
Вспомнить всё - две недели Андрэ Нортон МИРЫ. WARHAMMER FANTASY РУССКИЙ ХОРРОР
Версия для печатиВидеоигры: «Звездные войны». Компьютерные игры по Star Wars
Кратко о статье: Сегодня уже никого не удивишь тем, что выход очередного голливудского блокбастера сопровождается массой побочной продукции — футболками, плакатами, игрушками — и компьютерной игрой по мотивам фильма. Однако так было не всегда, и подобной участи удостаивались лишь наиболее знаменитые кинокартины, к которым, вне сомнения, относятся и "Звездные войны".     

Играя в "Звездные войны"

Четверть века на экранах мониторов

...Try not. Do. Or do not. There is no try...

(Мастер Йода)

52 Kb

Сегодня уже никого не удивишь тем, что выход очередного голливудского блокбастера сопровождается массой побочной продукции — футболками, плакатами, игрушками — и компьютерной игрой по мотивам фильма. Однако так было не всегда, и подобной участи удостаивались лишь наиболее знаменитые кинокартины, к которым, вне сомнения, относятся и "Звездные войны".

Фильмы этой серии породили целую Вселенную со своей мифологией, историей и преданными поклонниками, и столь благодатную почву нельзя было разбазаривать на примитивные поделки "по мотивам". Без них, конечно, тоже не обошлось, но были и настоящие оригинальные хиты, ставшие столпами своих жанров.

Провалы и шедевры, экшены и стратегии, антиквариат времен DOS и современные высокотехнологичные проекты — в рамках одной статьи невозможно объять необъятное, и поэтому мы уделим внимание лишь самым важным вехам данной серии. Также стоит отметить, что речь пойдет лишь об играх для PC, так как столь популярный брэнд был задействован и на многих других игровых платформах (например, еще в 1982 году на Atari 2600 вышла Star Wars: The Empire Strikes Back).

Высший пилотаж

Серия X-Wing/Tie-Fighter

20 Kb

Star Wars. Самая первая игра цикла!

Самой первой игрой по "Звездным войнам" на персональном компьютере стала вышедшая в 1987 году аркада с незамысловатым названием Star Wars, являвшаяся ремейком одноименной игры с Atari 2600. В ней был воссоздан финальный эпизод первого фильма — атака повстанцев на Звезду Смерти. От игрока требовалось пробиться сквозь мощнейшую защиту, возглавляемую истребителем Дарта Вейдера, и поразить единственное уязвимое место. Хотя игра формально и не относится к серии X-Wing, ее по праву можно считать родоначальником этой серии космических симуляторов.

31 Kb

Сам же сериал зародился в 1992 году. Первая игра обладала превосходной для своего времени графикой, а также замечательными анимационными вставками и удобным управлением. Игрок брал на себя роль пилота повстанцев, сражающегося с имперским флотом, должен был пройти целый ряд взаимосвязанных миссий, и, в конце концов, опять же сойтись в поединке с Дартом Вейдером над поверхностью Звезды Смерти.

Во время полета нужно было постоянно распределять поступление энергии на три части корабля — пушки, щиты или двигатели — в зависимости от текущей ситуации. А после каждой миссии можно было посмотреть запись своих действий и сделать соответствующие выводы. Помимо того, что игра стала одним из самых успешных проектов по "Звездным войнам", ее по праву можно отнести к одному из столпов жанра космических симуляторов, оказавшему огромное влияние на дальнейшее развитие жанра (здесь уместно вспомнить невозможность сохранений во время боевого вылета).

17 Kb

В 1993 году выходят B-Wing и Imperial Pursuit — аддоны, добавившие два новых корабля (B-Wing и The TIE Advanced), новые миссии (довольно сложные) и несколько незначительных усовершенствований; а в 1994 появляется полноценный сиквел — Tie-Fighter. Помимо очевидных улучшений графического движка и количества доступных кораблей, главным новшеством было то, что игроку на сей раз нужно было играть за Империю. Кроме того, появился регулятор сложности, что позволило оценить игру не только матерым асам, но и зеленым новичкам.

Все в том же 1994 году компания LucasArts выпустила Defender of the Empire, представлявший собой, как вы, наверно, уже догадались, аддон к Tie-Fighter. Он включал в себя 22 новых миссии, новый корабль TIE Defender, а его сюжет был посвящен борьбе с мятежным адмиралом Заарином.

LucasArts

Как звали назгулов — вопрос, который волнует толкинистов на протяжении вот уже нескольких десятилетий. У Толкина упоминается имя только одного из улаири, второго после Короля-Чародея — Кхамул, он же Черный истерлинг. В ролевой и карточной играх Middle-Earth, изданных фирмой Iron Crown Enterprises, были предложены следующие имена для оставшихся восьми кольценосцев: Муразор (сам Король-Чародей), Двар, Джи Индур, Акхорахиль, Хоармурат, Адунафель, Рен и Увата. Эти имена получили распространение в среде игроков.

Однако, выпуская новую коллекционную карточную игру Lord of the Rings, компания Decipher пошла другим путем: всех назгулов, кроме самого Короля-Чародея, "пересчитали" по-эльфийски: Аттеа (второй), Нелиа, Кантеа, Лемениа, Энквеа, Отсеа, Толдеа, Нертеа (девятый).

31 Kb

Лишь спустя 3 года, в 1997 году вышла очередная игра серии — X-Wing vs. Tie Fighter (первая из серии, требовавшая Windows 95), козырем которой был графический движок, поддерживающий новые 3D-ускорители. Правда, еще одна особенность проекта — упор на мультиплеер — послужила причиной его провала. Одиночная игра представляла собой набор тренировочных миссий без всякого сюжета, а играть по сети хотело достаточно небольшое число энтузиастов. К тому же сложность в кооперативных боях против компьютера была очень высока, причем за счет завышенных параметров вражеских кораблей, что, конечно же, сказалось отрицательным образом на популярности.

32 Kb

X-Wing Alliance. Графика стала лучше, но суть не изменилась.

В аддоне Balance of Power, вышедшем также в 1997, разработчики учли свою ошибку и создали полноценную кампанию с традиционными видеовставками, повествующую о противостоянии двух эскадрилий — Empire's Avenger и Rebels' Rogue.

Последняя на сегодняшний день игра серии появилась в 1999 году и называлась X-Wing Alliance. Помимо прекрасной графики, она сумела объединить сильные стороны предшественников — захватывающий мультиплеер и увлекательный сюжет, повествующий о молодом торговце, втянутом в гражданскую войну.

Помимо перечисленных игр, в серии выходили многочисленные коллекционные издания, неизменно пользовавшиеся спросом. В них объединялись оригинальные игры вместе с аддонами, а также добавлялись новые миссии и проводилась подгонка графики под последние технические достижения. Так, в 2000 году вышла X-Wing Trilogy, в которую вошли все игры серии, тем самым подведя итог восьмилетней эпопее о космических битвах добра и зла.

Путь джедая

Dark Forces/Jedi Knight

Если говорить о 1995 годе с точки зрения истории жанра First Person Shooter, можно вспомнить следующую обстановку — уже отгремели по всему миру обе части легендарного Doom, а не менее культовые Quake и Duke Nukem 3D находились еще разве что в планах разработчиков. Именно в это время вышла игра Star Wars: Dark Forces, которую часто вспоминают наряду с вышеупомянутыми хитами.

34 Kb

Dark Forces. Сколько штурмовиков погибло за всю игру, знают разве что разработчики.

Чем же выделялась она на фоне многочисленных убогих клонов, расплодившихся в то время в гигантских количествах? Прежде всего, весьма неплохим сюжетом, раскрываемым при помощи видеовставок — нечастым зрелищем в те времена. Кроме того, она обладала одним из первых игровых движков, поддерживающих такие стандартные сегодня возможности, как прыжки, приседания и возможность менять угол зрения. Ну и, конечно, возможность для разнообразия пострелять из бластера по штурмовикам, а не по безличным истребителям, обеспечила сильный приток уже сформировавшегося фанатского сообщества. Единственным крупным недостатком было отсутствие сетевой игры, но по тем временам мультиплеер еще не был обязательным элементом серьезного экшена.

Появившийся в 1997 году Jedi Knight: Dark Forces 2, кроме все того же бывшего контрабандиста Кайла Катарна в роли главгероя, не имел с предшественником практически ничего общего. Графический движок был полностью трехмерным и не особо привлекательным, но зато позволял создавать просто огромные игровые пространства, вроде гигантской дамбы или космопорта эпических размеров.

26 Kb

Естественно, не обошлось без традиционных видеовставок, но гвоздем программы, конечно, стал лазерный меч, которым можно было не только шинковать противников, но и отбивать разряды вражеских бластеров. По ходу игры нужно было находить специальные контейнеры, от числа которых зависело, на сколько очков после каждой миссии можно было развить свое умение владения Силой. И даже если удавалось найти все секреты, все равно приходилось совершать нелегкий выбор, но это только лишь обеспечивало стимул для повторного прохождения. Получаемые таким образом специальные приемы довольно-таки разнообразили процесс — они позволяли становиться невидимым, запустить молнию или даже утянуть у противника оружие прямо из рук. Также в определенный момент необходимо было выбрать, на какую сторону Силы перейти, и от этого выбора зависела концовка игры. Игра стала настолько популярной, что породила массу модов и даже отдельных миссий, созданных игроками (более подробно о них — на www.massassi.net).

56 Kb

В 1998 году вышел аддон Mysteries of the Sith, отличавшийся, помимо набора из нового оружия и "Силовых" приемов, еще и очень высокой сложностью. Кроме того, во время игры происходила смена главного героя, а видеоролики были заменены сценами на движке (что не самым положительным образом было воспринято фанатами).

Минуло четыре года, что для игровой индустрии — целая вечность. И только в 2002 году вышел Jedi Knight 2: Jedi Outcast, разработкой которого занималась Raven Software. За основу был взят серьезно модифицированный движок от Quake III. Любопытно, что буквально за два года до этого эта же компания разработала на основе все той же графической технологии экшен Star Trek Voyager: Elite Force, действие которого происходило во вселенной извечного конкурента "Звездных войн".

43 Kb

Jedi Knight 2: Jedi Academy. Поединок с темными джедаями.

С такими выходными данными Jedi Knight 2 не мог не стать событием в жанре, однако имелись и определенные огрехи, в частности, неудачный дизайн некоторых уровней и не всегда адекватное поведение компьютерных противников. Прежняя система распределения очков Силы канула в лету, и теперь спецприемы выдавались строго по сюжету. Что действительно удалось на славу, так это молодецкие поединки на мечах, в которых можно было с помощью определенных сочетаний клавиш проводить целые комбинации ударов. Все это вкупе с видом от третьего лица и потрясающими спецэффектами создавало просто незабываемую картину. Полный же потенциал игры раскрывался в мультиплеере — множество режимов, стабильная работа, выбор приемов Силы по вкусу и отточенный баланс заметно сгладили некоторое разочарование от одиночной кампании.

Вышедший через год аддон Jedi Academy унаследовал от оригинала перечисленные выше достоинства и недостатки. Кроме того, Кайл Катарн наконец отправился на заслуженный отдых, и главным героем стал молодой курсант, внешний вид которого можно было выбрать в начале игры. Достойным упоминания новшеством стало появление двулезвийного меча и возможности биться двумя мечами сразу.

Интересно, что каждая игра этой серии обладала оригинальным сюжетом, хоть и тесно связанным с фильмами. Для атмосферности в качестве побочных персонажей были задействованы Люк Скайвокер, Боба Фет, Чуббака и многие другие, а игрок периодически посещал Татуин, Город в Облаках, разрушенную базу из "Эпизода V" и прочие кинодостопримечательности.

Из всех искусств для нас важнейшим...

Rebel Assault 1& 2

Эта игра (или даже, проще сказать, интерактивный фильм) вышла в 1993 году (вторая часть — в 1995), и, как и X-Wing, являлась каноническим произведением в своем жанре, впрочем, ныне уже прочно забытом. Представляла она собой набор заранее отрендеренных видеороликов, на события в которых можно влиять в определенных рамках. Скажем, в сцене полета сквозь метеоритное поле можно было уворачиваться от обломков или отстреливать штурмовиков на космической станции. Подобные ухищрения обеспечивали невероятную по тем временам картинку, но с появлением полноценных трехмерных движков эта технология потеряла свою актуальность.

32 Kb

"Враг на 6 часов!"

Rouge Squadron 3D

31 Kb

Rouge Squadron 3D. Атака на Звезду Смерти, уже в который раз...

Подобно тому, как Star Wars можно считать основателем серии X-Wing, предшественником Rouge Squadron можно назвать игру 1996 года Shadows of the Empire, сделанную по одноименной книге. Она объединяла два режима — довольно неудачную "стрелялку" и намного более интересные уровни, где нужно было управлять разными типами кораблей, причем, в отличие от X-Wing, воздушные бои проходили над поверхностью планет.

Видимо, разработчики учли мнение игроков, и вышедшая в 1998 году Rogue Squadron 3D целиком была посвящена динамичным аркадным сражениям, вдобавок впервые давала возможность поиграть за Люка Скайвокера, проводящего дерзкие операции против Империи.

К чему здесь слово "аркада"? Дело в том, что в игре не нужно было выбирать, сколько и каких ракет взять с собой, постоянно следить за радаром и совершать сложные манипуляции с клавиатурой. Исчезло то чувство мелкой пешки в большой войне, отличавшее серьезные космические симуляторы прежних лет.

Название игры не зря содержало в себе слово "эскадрилья" — верные соратники не раз и не два спасали шкуру игрока — но в целом совершать в одиночку подвиги и уничтожать все вражеские силы в пределах досягаемости было обычным делом. Кстати, особо удачной "фишкой" игры можно признать трюк, повторяющий момент из "Эпизода V", когда с помощью троса нужно было повалить вражеские боевые машины.

У игры было два продолжения, но выпущены они были только для игровой приставки Gamecube, а посему оставим их за рамками данной статьи.

Призрачная угроза

27 Kb

Появившийся на экранах в 1999 году "Эпизод I" был весьма показателен в плане сопутствующих игр — ведь после его выхода к многомиллионной армии фанатов присоединилась масса неофитов, и такой шанс подзаработать никак нельзя было упускать. В результате только на PC появилось целых четыре игры со словом Episode I как частью названия.

Star Wars: Episode I: Racer позволил на своей шкуре прочувствовать сумасшедшие скорости знаменитых гонок из фильма, The Phantom Menace — снова пережить вместе с Оби Ван Кеноби все сюжетные перипетии, а The Gungan Frontier — заняться разведением редких видов флоры и фауны.

Battle for Naboo и появившаяся в 2001 (на PC — только в начале 2002: увы, веяния времени) году Starfighter были идейными наследниками Rouge Squadron, предлагая нестареющий со времен самых первых игровых автоматов процесс в стиле "взорви их всех".

Последняя, правда, не содержала Episode I в названии, но имела самое непосредственное отношение к фильму. Портирование с приставок наложило сильный отпечаток на игровой процесс. Если отсутствие нормальных сохранений издавна было признаком игр от LucasArts, то всевозможные бонусы, выдававшиеся в зависимости от того, насколько хорошо игрок справлялся с заданиями, и три пилота, каждый с жестко заданным собственным кораблем, выдавали происхождение игры с головой.

34 Kb

Episode I: Racer. Размытый фон — следствие скорости 500 миль в час.

Генералы Галактики

85 Kb

Galactic Battlegrounds. Штурмовики на ящерах атакуют вражескую базу.

Вдоволь освоив жанры симуляторов и аркад, LucasArts обратиласвое внимание на совершенно не задействованный в своих проектах жанр стратегий реального времени и решила исправить это упущение, выпустив в 2000 году трехмерную RTS Force Commander. По всей видимости, неспроста эта светлая мысль не приходила им в голову раньше — получившийся продукт обладал массой недоработок, ужасным управлением, и далеко не сногсшибательным внешним видом. Кроме того, хотя в игре и присутствовал необходимый минимум из двух противостоящих сторон, кампания была всего одна. По сюжету главный герой, лейтенант Имперских войск, со временем осознает глубину своих заблуждений и где-то в середине кампании переходит на сторону повстанцев. Ход хоть и оригинальный, но не способный послужить оправданием лени разработчиков.

Еще более усугубила ситуацию Galactic Battlegrounds, которая, хоть и вышла на год позже, была двухмерной, поскольку использовала движок от Age of Empires 2. То, что хорошо смотрелось в 1999 году (даже несмотря на палитру в 256 цветов), в году 2001 вызывало несварение желудка. Впрочем, проблема заключалась не только в графике, но и в полном отсутствии нововведений — в наличии было шесть рас, отличающихся только внешним видом, и те же проблемы с игровым балансом. Разработчики снизошли только до перерисовки кавалерии с пехотой на танки и штурмовиков с лазерами.

Ну, а выпущенный в честь "Эпизода II" аддон Clone Campaigns ивовсе не заслуживал никакой критики, являясь откровенным выжиманием денег из фанатов фильма (сама игра поклонниками похвастаться не могла).

Благородный жанр

36 Kb

Star Wars Galaxies. Лорд Вейдер — один из действующих персонажей.

Намного более удачным стало пришествие вселенной "Звездных войн" в жанр ролевых игр, наиболее всего нуждающихся в глубоко проработанном и безграничном мире.

В 2003 году была запущена одна из самых амбициозных онлайновых ролевых игр — Star Wars Galaxies: An Empire Divided. Множество планет в знакомом до боли мире, абсолютная свобода выбора "кем быть" и "чем заниматься", великолепная графика, постоянные обновления и сюрпризы от разработчиков — тема настолько глобальная, что требует отдельной статьи (кроме того, мы писали об игре в прошлом номере), поэтому обратимся к более традиционному проекту.

Star Wars: Knights of the Old Republic — детище фирмы Bioware, специализирующейся на создании нетленных шедевров эпического размаха. Названия Baldur’s Gate и Neverwinter Nights известны каждому игроку, хоть сколько-нибудь интересующемуся компьютерными RPG. С вышеупомянутыми играми Knights of the Old Republic объединяет не только использование культовой вселенной, но и ролевая система — d20. Разворачивающийся за тысячи лет до времени действия кинофильмов сюжет позволит вам пройти полный путь становления рыцарем джедай — и от ваших действий зависит, на какую сторону Силы перейдет главный герой. Первоначально выпущенная для игровой приставки X-Box, игра наконец-то стала доступна в версии для PC, и является безусловным фаворитом на звание лучшей однопользовательской CRPG этого года.

37 Kb

Knights of the Old Republic. Теперь и на PC!

* * *

Многое осталось за кадром — например, обучающие игры для детей или шахматы по мотивам киноленты, но подобная "сувенирная" продукция сопровождает и другие фильмы, и вряд ли заслуживает пристального внимания. Всего же за 26 лет было создано свыше 50 игр, многие из которых выглядят достойно даже сегодня. Кроме того, в онлайновых магазинах можно заказать коллекционные сборники, включающие в себя лучшие образцы серии. Не за горами "Эпизод III", а значит, нас ждет очередная волна игр. Хороших или плохих — покажет время... May the Force be with you!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться