Google+
ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ 25 сериалов ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ
Версия для печатиЭволюция. Подводные лодки

Эволюция

Подводные лодки

Глубины манят и одновременно внушают страх. Тысячелетиями человеческое воображение населяло морскую пучину существами иногда гигантскими и ужасающими, как кракены, а иногда чарующими, как сирены. Но почти всегда враждебными. Настал день, когда люди сами опустились под воду, недоброжелательно глядя на проплывающие суда через перископы субмарин. Сегодня мы рассмотрим почти четырехвековую историю развития подводных судов.


Первая в истории подводная лодкабыла спущена на воду голландским механиком Корнелием Дреббелем в Англии (1620 год). Может показаться странным, но «подводная галера» с 12 гребцами была прогулочным судном. В течение 10 лет она катала британских вельмож под волнами Темзы. Но уже вторая субмарина, построенная в 1776 году борющимися за независимость Американскими Штатами одноместная «Черепаха», пыталась прикрепить мину к днищу английского фрегата Eagle. Увы, безуспешно.


Следующим «кораблем-легендой» стал «Наутилус», созданный Робертом Фултоном в 1800 году во Франции. Лодка также была гребной. Воздух поступал в корпус через снабженную поплавком дыхательную трубку. Вооружением служила буксируемая мина. «Наутилус» успешно прошел испытания, но в боях не использовался. И прославился лишь много позже, когда его название вдохновило Жюля Верна.


Вооруженная шестовой миной «мускульная» подводная лодка Онлея. Создана в США в период Гражданской войны. Еще во время испытаний, трижды затонув и погубив три экипажа, она заслужила прозвище «плавучий гроб». Тем не менее лодка Онлея стала первой субмариной, которой удалось одержать победу в бою. Но, «торпедировав» вражеское судно, она сама оказалась втянута током воды в пробоину и погибла.


Подводная лодка Джевецкого. Водоизмещение 11 тонн, скорость 3 узла, экипаж 4 человека, привод — педальный. Первая вооруженная самодвижущимися торпедами серийная субмарина (в 1881—82 годах построено 50 единиц). В боях не использовалась.


«Минога» (1909 год, Россия). Первая в мире дизель-электрическая подводная лодка. Пытаясь заменить мускульные двигатели механическими, конструкторы перепробовали все: пар, электричество, бензин, сжатый воздух. Но практически применимой оказалась только схема «Миноги».


К-21 или «Катюша». Советская крейсерская подводная лодка времен Второй мировой войны. Торпедировала германский линкор «Тирпиц». Но полностью разрушить не смогла.


«Кайтен». Японский гибрид торпеды и подводной лодки. Управлялся смертником — камикадзе. Один из множества видов «чудо-оружия», не оправдавших себя на практике.


Во в ремя Второй мировой войны Англия, не убоявшаяся ни немецких танков, ни немецкой авиации, едва не была сокрушена мощью германского подводного флота. Поэтому после войны строительству субмарин было уделено повышенное внимание. Вооруженные ракетами атомные подводные корабли грозили врагу даже из-под арктических льдин.


«Акула» (натовское обозначение «Тифон», российское — «Водовоз»). Крупнейшие из когда-либо построенных подводных лодок (полное водоизмещение 48 000 тонн). Двухкорпусные монстры океанских глубин. Закат советского ампира.


Продуваемые воздухом балластные цистерны подводных лодок ограничивают глубину погружения несколькими сотнями метров. Для того чтобы проникнуть в истинную бездну, нужен принципиально иной корабль — батискаф, со свинцовым балластом и поплавками, заполненными несжимаемым бензином. Из вооружения, правда, глубоководный аппарат может нести разве что флаг. Но, как показало последнее погружение «Миров» на Северном полюсе, и одним флагом он может нагнать изрядного страха.


Идею подводного авианосца, скрытно приближающегося к базам противника и атакующего цель с помощью палубных самолетов, впервые пытались воплотить в жизнь японцы еще в 1945 году. Построенные для бомбардировок территории США подводные лодки серии I-400, каждая из которых несла по 3 самолета, стали крупнейшими субмаринами Второй мировой войны. Но капитуляция Японии застала их по дороге к берегам противника. И теперь уже сами американцы разрабатывают проект «Корморант» — беспилотные аппараты, взлетающие из-под воды и способные возвращаться на подводную лодку.


Наиболее существенная из слабостей субмарины — меньшая, чем у надводных кораблей, скорость. Вода оказывает слишком большое сопротивление полностью погруженному в нее судну. Но есть и способ обойти это ограничение — суперкавитация. Окружив себя мельчайшими пузырьками воздуха, подводный аппарат понесется сквозь жидкость, как сквозь газ. Этот принцип уже используется в конструкции российской реактивной торпеды «Шквал», развивающей под водой скорость 200 узлов (100 метров в секунду). В США в настоящее время ведутся и разработки «полномасштабной» подводной лодки, способной разгоняться до 100 узлов.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
DUB
№ 1
10.01.2008, 09:12
Вообще-то насколько я знаю японцы бомбили америку с подводного авианосца раньше 45 года, но отказались от этой затеи. По моемому это описывалось в книге Каторина "Уникальная и пародаксальная техника"
АлександрН
№ 2
08.02.2008, 19:59
Лунин на К-21 в "Тирпиц" НЕ ПОПАЛ!
Такая вот сермяжная правда.
Кайтен на фотке великоват - это опытный "Кайтен-2" - не применялся.
Ранго
№ 3
23.08.2010, 09:31
Чего-то совсем мало. Это что статья? Хорошо, хоть старая просто. Позабавил плавучий гроб. Погубить три экипажа! Три! Какое упрямство....
магеллан
№ 4
05.09.2010, 22:25
Лунин не попал в "Тирпиц",но поразил корабль охранения - неуправляемой(!) торпедой.А объем статьи действительно удручает - от "Катюши" до "Акулы" дистанция огромного размера...И совсем ничего - про "атаку века":ни одна статья о ПЛ без этого не обходится.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться