Google+
ДНД И ФЭНТЕЗИ БУЛЫЧЁВ МУЛЬТ Вампиры нового Мира Тьмы НА ЗЛОБУ ДНЯ. ЧЁРТОВА ДЮЖИНА СТРАШИЛОК
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№51, ноябрь 2007). Александр Громов. Без шпицрутенов

Без шпицрутенов

Открытый ответ на открытое письмо Андрея Белянина мне, удивленному

Последние полгода наша «Трибуна» стала ареной настоящей битвы мнений. Александр Громов, Андрей Белянин, Олег Дивов приняли участие в дискуссии о фантастических премиях. Их выступления вы можете найти на DVD этого «МФ», а в номере читайте новую колонку Александра Громова.

Андрей! Вот уж от кого не ждал я столь нелепой эпистолы, так это от вас. Помнится, мы с вами познакомились и не без удовольствия (с моей стороны, во всяком случае) пообщались во время вашего визита в Москву. Сомневаться в вашем уме и адекватности мне и в голову не приходило.

И вот — на тебе! Бултых!

Извините, в лужу.

Что с вами? Так подставиться — это же надо умудриться. Принять досужие выдумки о распределении премий за правду — ну, я уже не знаю... Я понимаю, вы на конвентах фантастики не бываете, до вас доходят лишь слухи, но цену-то слухам понимать надо! Еще раз извините, но вы просто заголились и легли на лавку — секите, мол, все желающие!

И ведь найдутся любители взять в руки шпицрутены, даже не сомневайтесь. А я воздержусь. В конце концов, всякому в жизни доводилось ляпнуть.

О том, какие в фантастике бывают премии и как они вручаются, весьма толково написал Олег Дивов. Конечно, Олег при всей своей дотошности не мог осветить все аспекты. Попробуем разобраться вместе?

Первое. Всякие специальные призы (от оргкомитета конвента, от издательства и т. п.) выходят за рамки нашей дискуссии. Они как раз из серии «сделать приятное хорошему человеку». Будем говорить только о премиях, вручаемых решением профессионального жюри, и о премиях демократических.

Их тоже много. Как справедливо заметил Дивов, практической пользы автору они не приносят. Приз — не удобрение для тиражей. Ну мелькнет фамилия лауреата в региональной прессе, ну прозвучит из «ящика»... и что? Это интересно миллионам?

Ага. Так они, миллионы, и побежали покупать лауреатскую книжку.

Тогда вопрос: а для чего они, призы, вообще нужны? Почему фантасты радуются, получая их?

Молодые, не избалованные наградами — понятно почему. Лестно ведь: признание. Ну а «остепененные»? За всех не распишусь, а о себе скажу. Важно не премию получить. Важно оказаться в числе тех, кто может получить премию, — среди группы лидеров.

Она есть всегда и не зависит от размеров шорт-листа. Как правило, от двух до восьми произведений из длинного списка реально могут взять главный приз. Берет одно. А достойны все. Тут-то частенько и вступают в дело внелитературные факторы: голосование согласованной группой, лоббирование и прочие игры. Почти никто из кандидатов в лауреаты этим не занимается — стыдно.

Лично я всегда интересуюсь вопросом: попал я в группу лидеров или нет. Если попал, то дальнейшее уже неважно. Получил приз — ну да, радость. Не получил — нет повода для огорчения. Главным для меня уже давно является вот что: я попал (если попал) в группу лидеров. Стало быть, еще могу работать «на уровне» и до глиссады мне далеко. Если не попал — тревожный звоночек: писать надо лучше, черт бы тебя побрал, Громов!

Индикатор.

Теперь второе. Вы пишете: «Ну не верится ни на грош, что не хотите вы больших тиражей и массового читательского признания прямо сейчас, а не в прекрасном далёко».

Ага, хочу. А кто не хочет? Рецепт все тот же: писать надо лучше. Чтобы писанину эту оценили не только несколько сотен квалифицированных любителей фантастики, но и несколько сотен тысяч читателей «попроще». Уметь создавать в одном и том же произведении слои для каждого подмножества читательской аудитории — вот достойная задача!

А что предлагаете вы? Писать для серой массы, политкорректно именуемой интеллектуальным большинством? Пробовал — скучно. Если вам не скучно, то в том ваше счастье. Для всякой ведь аудитории можно написать талантливо. И призы у вас есть. Было бы больше, если бы вы ездили на конвенты (вот он, еще один внелитературный фактор). А вообще нет четкой обратной зависимости между количеством призов и размерами тиражей. Взять Сергея Лукьяненко: и призы, и тиражи! Незаслуженно? Вот уж нет!

Индикаторов-то на самом деле несколько. И призы, и тиражи, и мнение критики, и, конечно, долголетие литературного произведения.

Вероятно, вы хотите сказать, что главный индикатор все-таки тиражи? Ну да. Вспомните тираж «Похождений космической проститутки». Уже все ясно? Лично вы пишете фантастику только для того, чтобы облегчить карманы простаков, как сделал это Вилли Конн? Мне не хочется в это верить. Тем более странна ваша убежденность в знании мотивации нескольких упомянутых вами молодых и успешных фантастов. Вы уверены, что они не пытаются прыгнуть выше головы, молятся исключительно богу Тиражу, начисто игнорируют мнение квалифицированных любителей фантастики, согласны потратить жизнь, выдавая на-гора тонны литературной жвачки, и когда-нибудь помереть, так и не узнав предела своих способностей?

Допускаю, что здесь вы правы. Но надеюсь, что нет. Предпочитаю думать о людях хорошо, пока не доказано обратное.

Дальше, простите, в вашем письме идет чепуха. Как можете вы знать мои мысли во время получения приза? Вы телепат? Или приписываете мне мысли кого-то другого? «Ведь не можете вы не думать о...» — пишете вы. Могу! Еще как могу! Да еще время от времени брякаю то, что на самом деле думаю, со сцены, а иногда и в печати. И сейчас пользуюсь случаем еще раз сказать молодым авторам: если хотите остаться в ремесле надолго, займитесь сначала качеством, а уж затем тиражами. Не стремитесь сразу же влиться в ряды производителей популярной макулатуры: в лучшем случае навеки останетесь подмастерьями, а в худшем — выдохнетесь. Да и рынок фантастической жвачки уже заполнен, скоро трещать начнет. Я понимаю: и славы хочется, и денег. Но вот вам совет: зажмите поначалу свое корыстолюбие и ублажайте честолюбие. Еще придет время стричь купоны. О требовании шедевра в средневековых цехах слыхали? Вот и сделайте шедевр. Это в ваших долговременных интересах.

Между прочим, и в интересах читателя тоже. И в моих. Конкуренция — вещь полезная. Заставляет шевелиться. Стимул переплюнуть кого-нибудь — не самый плохой стимул. Очень мне смешно слышать разговоры о том, что, мол, «старички» зажимают талантливую молодежь. Чем зажимают-то, если, наоборот, рады новому мастеру, произросшему на их глазах? Но только мастеру, а не подмастерью.

Сейчас время господства подмастерьев, увы. Слишком уж велик соблазн строгать текст за текстом, мало заботясь о качестве. Ну что ж, вольному — воля. По мне, такая позиция как минимум неумна, но ведь у каждого есть своя голова, не так ли?

На чем и закончу.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться