Google+
ДНД И ФЭНТЕЗИ Одинаковые мифы разных народов NIGHTWISH МИРЫ. BATTLETECH
Версия для печатиИнтервью: Александр Ремизов, художник
Кратко о статье: Вопреки обыкновению, мы не станем представлять нашего сегодняшнего собеседника. Он прекрасно известен всем постоянным читателям «Мира фантастики»: его работы вы можете видеть в каждом номере нашего журнала, а его юмористические комиксы по праву считаются украшением «Зоны развлечений». Итак, просим любить и жаловать — Александр Ремизов.

«Удивлять самого себя»

Беседа с Александром Ремизовым

Вопреки обыкновению, мы не станем представлять нашего сегодняшнего собеседника. Он прекрасно известен всем постоянным читателям «Мира фантастики»: его работы вы можете видеть в каждом номере нашего журнала, а его юмористические комиксы по праву считаются украшением «Зоны развлечений». Итак, просим любить и жаловать Александр Ремизов.

«Уникальная возможность экспериментировать»

Чем вы занимаетесь сегодня, знает любой читатель «Мира фантастики». А как складывался ваш путь художника до начала работы с нашим издательским домом?

Профессиональная карьера началась в 2002 году, когда пришлось оставить работу в метрополитене. Сотрудничал с журналами «Салон Аудио-Видео» и «Автозвук», красил картинки и делал 3D-коллажи в журнал «Спокойной ночи, малыши», фрилансил по мелочи, самообучался и искал знаний, писал сценарные наброски для так и не реализованных проектов.

Станция метро закрыта на реконструкцию (для комикса «Человек из Бункера»).

Опыт работы в метрополитене дает о себе знать (для комикса «Человек из Бункера»).

Сейчас уже трудно представить «Мир фантастики» без ваших иллюстраций. Как началось ваше сотрудничество с журналом?

Спасибо за добрые слова. Мне самому сейчас трудно представить себя без «Мира фантастики» — до того прикипел.

Однажды по секретным каналам — от известного художника Андрея Аёшина — получил информацию о том, что фантастический журнал хочет публиковать комикс в разделе юмора. Так сначала появился комикс, затем стали доверять иллюстрирование рассказов, потом появились иллюстрированные заставки к рубрикам и художественный образ главного редактора к вступительной статье. Расту вместе с журналом. Вернее — вместе с журналами. В других изданиях «ТехноМира» — «Игромании», «ЛКИ», Mobi — тоже иногда появляются мои иллюстрации.

Один за всех и все за одного (для журнала Mobi).

Над каким разделом журнала вам интереснее всего работать?

Над комиксом, конечно. Здесь наибольший простор для эксперимента. Обкатать теорию комиксостроения, попробовать что-то новое из инструментов, из приемов. Жаль, что формат не позволяет экспериментов с жанром: одна страница — это только анекдот; но пытаюсь иногда, если тема позволяет, сделать что-нибудь поглубже анекдота. Но не сильно, чтоб народ не очень напрягался.

Весомый аргумент.

Если сравнить ваши юмористические работы с серьезными, может показаться, что они нарисованы разными художниками. Сложно ли было овладеть сразу несколькими стилями рисования и тяжело ли переключаться с одного на другой?

Я стараюсь быть разным. Чтобы редакторам не нужно было искать других художников для обеспечения визуального разнообразия. Шутка.

Просто у меня есть уникальная возможность экспериментировать, и я ее использую. Знаете, как получается: сначала художник всеми силами стремится выработать свой уникальный стиль, а потом становится его заложником. Не у всех хватит мужества экспериментировать со стилем, когда он начинает приносить стабильные деньги. Так начинается самокопирование. Самого себя надо удивлять.

С чего начинаются комиксы... (для комикса «Человек из Бункера»).

В каждом номере «МФ» одна страница отдана под ваш комикс. Расскажите, как вы над ним работаете? Что появляется раньше, визуальные образы или сценарий? Сколько времени уходит на полную проработку одного комикса?

Создание героя (для комикса «Человек из Бункера»).

В большинстве случаев тему комикса определяет содержание планируемого номера. Редакторы дают мне либо список тем, либо одну центральную. Есть у меня особая тетрадочка, куда заносятся сценарные наброски для комиксов и карикатур. Так что после объявления темы первым делом «прочесывается» эта тетрадь. Если ничего подходящего в ней отыскать не удалось, начинается мозговой штурм. Сколько это может занять времени — непредсказуемо. Может, сразу, а может, через несколько дней. Иногда рождается идея, которой тесно на одной-единственной полосе. Такие не режу, не уродую, а откладываю в сторонку. Может быть, пригодятся когда-нибудь. И думаю дальше.

Сырая идея редко идет сразу в дело. Всегда лучше, если есть время, чтобы идея дозрела. Потом наступает пора сбора материала. Если это известный персонаж, желательно сделать его похожим, подумать над местом действия, поискать детали. Интернет, книги — все идет в дело.

Дальше — черновая раскадровка. Как будет организовано движение истории из кадра в кадр, где и как расположатся персонажи, «пузыри» с текстом. Для читателя все должно быть понятно, плавно и естественно. Кто, что в каком порядке сказал, куда пошел и откуда вышел. Это — основы искусства рисованных историй. Потом черновик отрисовывается карандашом максимально детально, сканируется. И остальная работа идет на компьютере. Всего получается два-три дня на полосу без учета сценария.

Не фантастикой единой...

Помимо работы в «ТехноМире», вы оформляете настольные игры и графические романы. Расскажите об этом поподробнее.

Было эпизодическое сотрудничество с издательством «Астрель» — подготовка контурных рисунков для нескольких настольных игр. Показалось интересно, особенно задания с юмором. Жаль, что это сотрудничество как-то свернулось.

Всегда хотелось делать то, что нравится больше всего, о чем постоянно думаю, в чем вижу единственно возможное средство самовыражения, — рисованные истории. К сожалению, не представилось ни одной значительной возможности. Издательства и журналы закрываются раньше, чем мне удается подписать контракт. В результате — несколько проектов в стадии от сюжетного наброска до сценария, несколько папок со набросками и раскадровками. Рисованные истории — это очень трудоемкое дело. Какие-то мелкие сюжетики еще можно писать «в стол», но большой проект так не делается. В перерывах между работой можно организовать это как хобби, но тогда создание альбома затянется на годы. А за пару лет изменятся и стиль, и мотивация. Серьезный проект может быть организован только по авансовой схеме, как это делается в странах с развитой индустрией рисованных историй

Жду, пока поменяется ветер, и учусь, тренируюсь, постигаю нелегкую науку рисованных историй. Иногда получается пристроить одну-две полосы-«короткометражки» в разные издания, но продолжаю мечтать о «полном метре».

Сколь велик ни был бы вклад Александра в развитие «МФ», этим отнюдь не ограничиваются его заслуги перед фантастикой и жанром рисованных историй. Пусть комиксы в нашей стране далеко не так популярны, как за рубежом, мы не могли не затронуть эту обширную тему более подробно.

«Рисованные истории — это не литература»

Считается, что комиксы — это легкий жанр для тех, кто не любит много читать. Но ведь есть и исключения вроде знаменитого Watchmen, завоевавшего в свое время «Хьюго». Как вы считаете, что может переменить отношение российских любителей фантастики к жанру графического романа?

Прежде всего — главный постулат: рисованные истории очень разные. Не менее разные, чем кинематограф. Говорить, что комиксы — это для слаборазвитых, такая же ошибка, как утверждать, будто комиксы — это исключительно для интеллектуалов. Если есть спрос — есть и предложение. Скотт Маклауд, автор и популяризатор искусства последовательных изображений, рекомендует отделить форму от содержания. В кувшин можно налить сок, а можно и коньяк. Форма никоим образом не определяет содержание. Все зависит только от автора и от аудитории.

На страницах комиксов есть место не только супергероям (для комикса «Человек из Бункера»).

Пример с Watchmen очень показателен. Даже в Америке комиксу приходится доказывать, что он тоже искусство и не только для малышни. Есть десяток дежурных примеров с премиями и наградами, которые защитники комикса обычно с гордостью предъявляют маловерным. Еще говорят о том, что сценарии к комиксам пишут и Нил Гейман, и Майкл Стражински, а уж они-то — интеллектуалы высшей пробы.

Чтобы российские любители фантастики переменили свое полупрезрительное отношение к рисованным историям, они, во-первых, должны себе уяснить, что рисованные истории — это не литература. Это отдельный вид искусства, как кинематограф, изобразительное искусство, музыка, театр. Никто ведь не сравнивает театр и скульптуру. Они не конкуренты. Точно так же не могут быть конкурентами рисованные истории и литература.

Во-вторых, после осознания вышесказанного нужно прекратить требовать от рисованных историй того, чего они в принципе не могут. Нельзя пытаться заменить ими книгу. Текст в комиксах — вспомогательное средство. Кстати, отсюда вытекает мысль о том, что не стоит превращать литературные произведения в рисованные истории. Как правило, ни к чему хорошему это не приводит, зато укрепляет книголюбов в ненависти к комиксу.

В-третьих, нам нужен широкий выбор рисованных историй на русском языке. Иначе все разговоры о том, что комиксы — это не только микки-маусы для малышни, так и останутся разговорами. Читатель должен иметь возможность реально в этом убедиться. К огромнейшему сожалению, в настоящий момент убедить нечем. Все, что есть, — это одна-две полосы в разделе юмора глянцевых журналов. Может быть, полтора альбома в год крайне низким тиражом, пара конспиративных сборников. А в основном — детские журналы. Круг замкнулся.

Звучит пессимистично. Получается, будущего у комиксов в России нет? Или можно что-то сделать, чтобы исправить положение?

«Глобального» будущего нет. А «локальное» есть. Это значит, что каждый художник тео ретически может устроить свою карьеру так, чтобы заниматься только рисованными историями. И даже зарабатывать на этом. Это зависит от очень многих факторов. В том числе и от удачи. Иногда даже не принимая во внимание профессиональные навыки. Каждый может найти свою нишу, особенно если он целеустремлен, трудоспособен и достаточно честолюбив. Но никогда в России не будет такого изобилия на рынке рисованных историй, как на Западе. Не будет специализированных магазинчиков, не будет секций в книжных, не будет издательств, специализирующихся на комиксах. Рисованные истории в России слишком долго запрягали. Их обошли другие способы проведения культурного досуга: возродившиеся кинотеатры, сериалы, компьютерные игры, интернет... Рисованная история в наших условиях не может с ними конкурировать. На Западе — может, там она издавна часть культуры; у нас — нет. Но это не пессимизм или кликушество, не призыв все бросить или не начинать. Тот, кто хочет заниматься этим делом, кто не мыслит других вариантов самовыражения и самореализации, — будет это делать несмотря ни на что. А если еще прокачать удачу и харизму, то вполне вероятно довольно светлое личное будущее. Без излишеств, но и без голодного урчания в животе.

«Лучше быть губернатором Калифорнии, чем президентом Австрии», — утверждает Арни.

Возможно, это единственный случай, когда я искренне хочу оказаться неправым. Был бы только рад, если бы прогноз не сбылся.

Что должно быть сделано — вопрос не к авторам. У нас нет рычагов для решения этой проблемы. Всё-таки авторы не должны этим заниматься, авторы должны творить. А вопрос популяризации — это занятие для издателей.

Сейчас многие комиксы благодаря экранизациям получают широкую известность. Вы наверняка следите за ними не только как зритель, но и как профессионал. Как бы вы оценили уровень современных кинокомиксов?

Если честно, кинокомиксы смотрю не из интереса. Мой интерес к рисованным историям пробудил увиденный в школьные годы французский журнал Pif. Там не было супергероев, а были приключения обычных людей, гораздо более близких и понятных. Так что супергеройская эстетика прошла мимо меня. К сожалению, с французским языком у подавляющей части населения нашей страны как-то не очень сложилось (и у меня в том числе), да и нет поддержки в виде мультиков и блокбастеров. Поэтому про французские достижения в области комикса известно узкому кругу специалистов.

Но дело в том, что драматургия кино и драматургия рисованных историй во многом схожи. Поэтому из любого фильма можно извлечь много полезного, если смотреть внимательно и анализировать увиденное. В этом смысле кинокомиксы тоже идут в дело. Абсолютно безотходное производство.

От статики к динамике (для рисованной истории «Война миров»).

Кино всегда в большей или меньшей степени динамично, а вот иллюстрация статична. Сильно ли это ограничивает возможность рассказать полноценную историю?

Для меня это невероятно сложная проблема. Суть, наверное, состоит в том, чтобы картинка не была фотоснимком. Событие на картинке должно длиться. Если у зрителя возникает ощущение продолжительности действия (раньше-сейчас-потом), значит, все скомпоновано удачно. Если не возникает, то картинка будет статичной. Этого относительно легко добиться в каждом отдельном кадре рисованной истории (благодаря специфическим особенностям этого вида искусства), но для иллюстраций полагаюсь на интуицию. Которая не всегда срабатывает безупречно.

Тем не менее Александру удается рассказывать нам яркие истории, сочетающие юмор и динамичность. Будь в нашей стране больше таких талантливых профессионалов, будущее фантастического комикса наверняка выглядело бы гораздо более светлым.

«Понять, как работают живые краски»

Около года назад «МФ» провел конкурс для молодых художников, и вы вошли в состав жюри. Как вы считаете, сильно ли такие конкурсы помогают тем, кто пробует силы в рисовании?

Комиксы гораздо глубже, чем могут показаться (для рисованной истории «Война миров»).

Думаю, что для новичков это чрезмерная нагрузка на нервную систему. Конкурс живо обсуждался на форуме, сколько там было нервных срывов — не счесть. Все-таки конкурс — это скорее экзамен. «Выставка достижений народного хозяйства». Вспышка, праздник. А учеба — это другое. Это день за днем, долго и нудно. Исправления, исправления, исправления. Прежде чем в конкурсе участвовать, человек должен себя спросить: рассчитал ли силы, как восприму поражение, что важнее получить — приз или удовольствие. Без этого, думаю, только нервы себе портить.

Вы и сами нередко участвуете в дискуссиях на форумах «МФ». Помогает ли подобная «обратная связь» в вашем творческом развитии?

Приятно, конечно, когда хвалят. Окрыляет. Спасибо всем читателям, кто поддерживает морально.

Но есть проблема. Не только у меня, у всех, кто занимается рисованными историями в России. Практически полное отсутствие профессиональной критики. Никто толком не знает, как это оценивать, по каким критериям. Что такое хорошо, а что такое плохо, как сказал классик. Действует абсолютно примитивная, субъективная и непрофессиональная система «нравится/не нравится». А без каких-то внятных критериев и без грамотных критиков развитие либо сильно тормозится, либо совсем невозможно.

Матрице все возрасты покорны (для журнала Mobi).

Не могли бы вы по традиции дать несколько рекомендаций тем, кто еще только начинает рисовать?

Замечательные художники уже давали с этих страниц наставления начинающим живописцам. А я обращусь к тем, кто хочет заняться рисованными историями. Главное — история и то, как она будет рассказана. Рисунок тоже важен, но не самодостаточен. Поэтому придется штудировать не только предметы по курсу живописи и рисунка, но и драматургию, и монтаж. Учиться придется всю жизнь, и к этому надо быть готовым.

Сейчас и большинство профессионалов, и почти все начинающие художники используют для рисования компьютер и планшет. Есть ли будущее у классического рисования — карандашом ли, красками ли? Как вы сами предпочитаете работать?

Компьютер не панацея ни для волшебника, ни для художника.

Начинающих художников я бы поостерег от компьютера. Профессиональные художественные программы предоставляют виртуальные заменители натуральных кистей, акварели, масла. Но для их грамотного использования надо бы сначала понять, как работают живые краски.

Я бы предпочел работать вживую — но на это нет ни времени, ни средств. Преимущества компьютерной живописи и графики очевидны: простота исправлений, отсутствие промежуточной обработки (сканирования и т. п.). А для коммерческих художников компьютер — это просто способ выжить в условиях перманентного дедлайна.

Ручная работа живыми инструментами всегда будет цениться гораздо выше компьютерной. Но для того, чтобы сохранить верность живой живописи, нужно жить в другом темпе. Неторопливом. В настоящее время для многих это непозволительная роскошь.

Но наброски, раскадровку и скетч под контур по-прежнему делаю только карандашом. Пусть хоть что-то живое остается.

И в заключение — пару слов для наших читателей...

Рисованные истории — это не недолитература. Они не ограничиваются супергероями и говорящими мышами. Дайте им шанс, и они вас приятно удивят.

Спасибо за внимание, и удачи!

И снова вопреки традиции мы не прощаемся с нашим собеседником. На страницах этого, как, впрочем, и любого другого выпуска «МФ» вы еще не раз сможете полюбоваться на веселые и серьезные, фантастические и фэнтезийные в общем, самые разные по духу, но всегда великолепные по стилю рисунки Александра Ремизова.

Досье: Александр Ремизов

Александр Ремизов родился, вырос и живет в Москве. После окончания средней школы работал установщиком декораций на Мосфильме. Затем судьба в образе Советской армии занесла Ремизова в Заполярье. Вернувшись на «гражданку», Александр работал машинистом в московском метро. С 2002 года начинает карьеру свободного художника, сотрудничает с журналами «Салон Аудио-Видео», «Автозвук», «Спокойной ночи, малыши», «Бумеранг», «Российский космос». Параллельно Александр работает в индустрии рекламы. А уже в 2003 году начинается плодотворное и регулярное сотрудничество с «Миром фантастики», а затем и с другими журналами ИД «ТехноМир».

Александр — постоянный участник фестивалей рисованных историй «КомМиссия», которые проходят в начале весны в Москве. А в любое время года познакомиться с работами Ремизова можно на сайтах m-files.metro.ru и atascomics.narod.ru.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться