Google+
Световой меч Анжелина Джоли Что делать, если вы... умерли? Как достоверно описывать невозможное
Версия для печатиНаше кино: Наше кино. СМЕРШ XXI
Кратко о статье: Вопрос «есть ли жизнь на Марсе?» давно стал риторическим и в ответе не нуждается. Вот вам задачка посложнее: есть ли место качественным фантастическим боевикам в отечественном кинематографе? С ходу и не ответишь, ведь последние достижения киноделов в этой области, чего уж греха таить, гениальностью не отличались. Очередную страницу в эпопее о возрождении нашей киноиндустрии откроет фильм «СМЕРШ-XXI», который представляет собой экранизацию книги-бестселлера Василия Головачева «СМЕРШ-2».

Наше кино

СМЕРШ-XXI

Экранизация романа Василия Головачева

Вопрос «есть ли жизнь на Марсе?» давно стал риторическим и в ответе не нуждается. Вот вам задачка посложнее: есть ли место качественным фантастическим боевикам в отечественном кинематографе? С ходу и не ответишь, ведь последние достижения киноделов в этой области, чего уж греха таить, гениальностью не отличались. Очередную страницу в эпопее о возрождении нашей киноиндустрии откроет фильм «СМЕРШ-XXI», который представляет собой экранизацию книги-бестселлера Василия Головачева «СМЕРШ-2».

Люди со сверхспособностями — частые герои фантастических произведений. Истории о них на порядок занимательнее будней среднестатистического бухгалтера с восьмичасовым рабочим днем, поэтому им посвящены многие книги и фильмы. Хотя, уверяем вас, ни писатели, ни режиссеры не имеют ничего против бухгалтеров, даже среднестатистических.

Перед вами туристическая модификация оружия массового уничтожения. Стволы на все случаи жизни.

Универсальный герой

Пополнить ряды так называемых «уберменшев» теперь уже на широких экранах предстоит Матвею Соболеву. Числящийся погибшим в ходе транспортировки психотронного оружия, он решил воспользоваться оказией и завязать со службой в контрразведке. Однако спокойную жизнь вдали от цивилизации нарушает известие о том, что упомянутое оружие захватил человек по имени Георгий Курыло. Как убедить своего экс-напарника, что использовать опасные игрушки для завоевания власти — совсем не по-джедайски? Практика показывает, что самый действенный способ — всыпать негодяю по первое число.

Меж тем некто Горшин агитирует Матвея вступить в ряды организации «Стопкрим», где каждый второй считается идеальным солдатом, а каждый первый обладает сверхумениями. В дальнейшем выясняется, что за всеми политическими играми стоят силы вне мира людей. Вокруг протагониста назревает глобальная заварушка, из которой ему посредством молодецкой удали да крепкого кулака нужно выйти победителем.

Ребята, а вы точно уверены, что в этом костюме я за обычного дворника сойду?

Наше досье

СМЕРШ-XXI

Жанр: Фантастический боевик

Премьера: Март 2008

Производство: «Русь-Медиа», PS TVS

Режиссер: Константин Максимов

Сценарист: Василий Головачев

Продюсеры: Егор Кончаловский, Юлия Орлова

В ролях: Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Александр Балуев, Любовь Толкалина, Тина Канделаки, Анна Ходюш

Спецэффекты: Dr. PICTURE Studious (визуальные эффекты «Волкодава», «Параграфа 78», дилогии про Дозоры)

Бюджет: 10 миллионов долларов

Официальный сайт: smersh-xxi.ru, блог фильма: blogs.mail.ru/list/smersh-xxi/

Испытание дебютом

Как и многие российские фильмы, относящиеся к жанру научной фантастики, «СМЕРШ-XXI» не может не привлекать внимания. Главный вопрос целевой аудитории (сиречь нас с вами) очевиден: «Что получится на этот раз?». Режиссер Константин Максимов любезно согласился поделиться с нами информацией, чтобы ответ стал более ясным.

Почему из всех романов Василия Головачева для экранизации был выбран именно «СМЕРШ-2»?

Фильм по «СМЕРШ-2» — давняя мечта Василия Васильевича. Книга вышла в начале девяностых, лет пять или шесть он вынашивал идею ее экранизировать.

А какие этапы нужно пройти от стадии «мы хотим экранизировать эту книгу» до стадии «камера, мотор!»?

Режиссерские будни.

Начинается все с самого первого варианта сценария, который предоставляет автор. По сути, это сокращенная и переработанная версия первоисточника. Она необходима, поскольку книги и кино живут по разным законам и выражают свои мысли разными способами.

Затем к работе подключаются сценаристы. Потом находится режиссер, который пишет синопсис — свое видение первого варианта сценария, дорабатывая его до режиссерской версии. Далее идет стадия утверждения — очень длительный и сложный процесс. Приходится вносить много изменений, в то же время стараясь выдержать тон книги. Есть ряд нюансов, которые хочет увидеть в фильме сам автор: какие-то события, развитие персонажей и прочее. К сожалению, все это нереально уместить в полтора часа экранного времени — 100 минут в нашем случае. Мы вынуждены компоновать сюжетную линию в том виде, который требует формат кино.

Важный этап в работе над фильмом — это, знаете ли, вырезать все ненужное.

Книга сама по себе очень непроста для экранизации. Василий мне как-то сказал, что в ней 140 поединков. Уместить их все в час сорок хронометража — это уже даже не научная фантастика. Сценарий долгое время адаптировал Василий, затем работал я сам, а также несколько сценаристов. В конце концов мы нашли общую точку зрения и начали подготовительный этап. Этот период длился около трех месяцев: разрабатывались костюмы, декорации, продумывались малейшие нюансы будущих съемок.

Какой вариант лучше: если сам автор первоисточника занимается сценарием, или когда он пишется сторонними профессионалами? Последним, возможно, проще сократить книгу и довести сценарий «до ума»?

Дело в том, что есть произведения, которые для экранизации выкупаются студией. О таких говорят, что они «сделаны по мотивам». Многие факты в них претерпевают изменения, и писатели обычно говорят, что от их книг не осталось практически ничего. В случае с фильмом «СМЕРШ-XXI», поскольку Василий Головачев был непосредственным инициатором всего процесса, мы старались сохранить как можно больше от первоисточника.

Однако даже при таком раскладе приходилось частенько вносить изменения. Василий обычно с ними соглашался, и нам не приходилось с боем отвоевывать каждую мелочь. Работа шла в атмосфере взаимопонимания. Так как раньше я не занимался экранизациями книг, у меня нет такого уж большого опыта, чтобы однозначно заявить, — нет, гораздо лучше, если автор в съемках не участвует. Василий — очень интересный человек. У нас было весьма плодотворное сотрудничество.

Для этой роли Игорю Петренко пришлось целых полгода тренироваться в спортзале.

Сильно ли пришлось урезать уровень «фантастичности» книги и непосредственно саму сюжетную линию?

Не скажу, что сильно. Разумеется, поклонники творчества Головачева не увидят планомерное, от листа к листу, от эпизода к эпизоду, развитие событий. Однако это не должно служить поводом для разочарования. Мы приложили все усилия, чтобы найти правильную форму: адекватно скомпоновать ключевые события, максимально приблизив их к первоисточнику, передать главные мысли, которые заложены в книге.

Какой же фантастический боевик без обаятельного женского персонажа?

Мы уделяем особое внимание духовному и физическому развитию Матвея и эволюции характеров других персонажей. Футуристическое оружие и антураж также присутствуют. Мы старались: была произведена очень большая работа на подготовительном этапе. Создавалось множество эскизов, прототипов и форм, из которых впоследствии выбирались лучшие.

Эта картина — ваша дебютная работа. Довольны ли вы, что ею стал именно фильм в жанре фантастики, — «городского фэнтези», как охарактеризовал его сам Василий Васильевич?

Я очень доволен. Сложность проекта — хорошее испытание, пройдя через которое, узнаешь, чего ты стоишь на самом деле. Здесь есть все элементы, которые меня интересовали в тех фильмах, в создании которых я хотел поучаствовать. Простор для фантазии огромен, ведь в «СМЕРШ-XXI» будет много компьютерной графики, много экшен-сцен. У фильма будет свой стиль и эстетика, над которой я много работал.

Как вообще вы относитесь к фантастическому кино и его месту в отечественном кинематографе?

Без сомнений, положительно. У меня очень большая коллекция фантастических фильмов 20-х годов прошлого века, когда только начались первые эксперименты в данном направлении. Есть и трэшевые фильмы 50-х с говорящими андроидами в костюмах из фольги и летающими самолетами, которые зависали в воздухе, а люди переходили с одного крыла на другое, чтобы пообщаться. Сам читал много фантастики и неплохо знаком с темой. Очень рад, что мне удалось еще и поработать в этой сфере.

Относительно места в российском кинематографе... Могу только порадоваться, что жанр фантастики хоть не так благополучно, как хотелось бы, но все-таки возвращается. Пусть через какие-то тернии и трудности, но мы начинаем возрождать то, что успешно эксплуатировалось в 70—80-е годы. Тогда было создано очень много интересных, красивых и до сих пор в какой-то степени актуальных фильмов, которые можно считать примерами для подражания. Разумеется, возвращение фантастического кино — невообразимо сложный процесс, требующий изрядной подготовки и опыта, но мы работаем, и останавливаться на достигнутом не намерены.

Здесь будет город заложен! Точнее, не город, а поле.

Актерам, наверное, было сложно работать в фильме со множеством компьютерных спецэффектов?

Конечно, это тяжело. Игорь Петренко, например, спрашивал меня: «Костя, а ты уверен, что эта сцена получится?» Нам приходилось досконально прорабатывать эпизоды с рукопашными схватками. Да, это сложно, но простых вещей не бывает. Девяносто процентов идей, которые мы хотели воплотить, получились именно такими, какими мы их задумывали.

Как сами актеры относятся к фантастическому кино? Не считают ли его слишком легкомысленным и несерьезным?

Не могу говорить за каждого. Знаете, есть один хороший принцип, которого я стараюсь придерживаться, о нем я несколько раз упоминал на съемочной площадке: если хочешь провалить роль, начни критиковать своего героя. Дело ведь не в любви к фантастике, а в понимании задачи, которая стоит перед каждым актером. Героев не нужно анализировать: они уже созданы, уже существуют на страницах нескольких книг. Их нужно реализовывать — просто играть. Отчасти помогает, что это экранизация — героя не нужно выдумывать и ломать голову над чертами его характера. В общем, мне не доводилось сталкиваться с тем, чтобы актеры не любили, не понимали и не принимали своих персонажей. В противном случае я бы назначил на роли совсем других людей.

И напоследок поделитесь секретом: на какой стадии находится работа?

Последние две небольших экшен-сцены мы отсняли в середине августа. Сейчас полным ходом идет монтажный период. Большая часть материала уже отправлена для компьютерной обработки и добавления спецэффектов. Мы стараемся форсировать работу, чтобы уложиться в сроки.

Спасибо большое, Константин, за содержательную беседу.

Комментарий Василия Головачева

Началось все с разговора в Харькове с одним из организаторов конвента «Звездный мост», который спросил: «Почему ты не экранизируешь один из своих романов?» Идея мне понравилась. Начать решили со «СМЕРШ-2», поскольку он коммерчески успешный, масштабный и интересный. Его идея актуальна до сих пор, а философский подтекст и высокий темп действия не превзойдены никем из пишущих ныне отечественных фантастов.

Производственную часть взяла на себя студия Егора Кончаловского PS TVC (Partner Studio TV Commercials). Сейчас, когда съемки почти закончились и готов черновой монтаж, можно признаться, что снимать кино оказалось делом непростым. Тем более что фильм по нашим меркам высокобюджетный, в нем огромное количество экшен-сцен, трюков, компьютерной графики, есть полностью нарисованные персонажи. Дважды съемки останавливались из-за сложностей с финансированием. К счастью, они уже позади. Я очень благодарен всей съемочной группе за понимание и за ту энергию, которую они вложили в этот проект. Вместе мы пережили этот трудный период.

Кстати, кроме «СМЕРШ-2», мы планируем экранизировать еще три мои произведения. Это роман-продолжение «Перехватчик», «Логово Зверя», и «Волейбол-3000» — про то, какими будут спортивные соревнования в III тысячелетии.

СМЕРШ'ельный номер

Фильм интересен хотя бы тем, что это первая работа Константина Максимова в большом кино, а дебют — такое волшебное событие, которое заставляет людей реализовывать весь творческий потенциал.

Как у тебя только рука поднялась? Сейчас я тебе растолкую, как нужно правильно руки поднимать!

Пессимисты могут сокрушаться, что фильм, видимо, будет напоминать клиповую нарезку экшен-эпизодов, склеенных корявыми диалогами. Такое исполнение симптоматично для всех экранизаций научно-фантастических романов последних лет с пометкой «сделано в России». Однако в данном случае сценарием занимался сам Василий Головачев. Вы можете как угодно относиться к его книгам, но общий тираж в 19 млн экземпляров и титул фантаста 2004 года — весомый аргумент для успокоения скептиков. С другой стороны, в написании сценария «Ночного дозора» принимал участие Лукьяненко. Что из этого получилось, все мы знаем.

Как справедливо заметил Владимир Вдовиченков, фраза «возрождение российского кинематографа» пока что эквивалентна пустому звуку. Действительно, когда в год снимается одна-две высокобюджетные ленты, сопровождаемые пестрыми рекламными компаниями, говорить о каком-либо возрождении — все равно что называть зажигалку огнеметом. Поэтому мы ждем вестей от научно-фантастического сектора отечественного кинематографа с опаской. Конечно, зрителям нестерпимо, просто-таки отчаянно хочется увидеть качественный фантастический боевик. Ради такого зрелища можно подождать и до весны следующего года, на которую запланирована премьера «СМЕРШ-XXI». Съемочной группой была проделана отнюдь не маленькая работа, следовательно, есть повод надеяться, что фильм получится достойным книги-первоисточника. Наши вера и любовь торжественно отдали концы после «Волкодава». Только надежда и осталась — она, как известно, умирает последней.

Мы — бригада реаниматоров в масках. Возрождать кинематограф вызывали?

Это интересно
  • Для создания в фильме Москвы будущего использовался макет Moscow City с добавлением небоскребов и прочих сооружений, которых на данный момент нет в современной столице.
  • При постановке трюков в фильме «СМЕРШ-XXI» впервые в России было использовано новейшее оборудование, которое обеспечивает красивое, «нереальное» движение людей. В том числе специально для фильма был разработан новый рэчет (воздушная пушка, которая работает от сжатого газа и обеспечивает резкие движения, например, полет человека «от взрыва»).
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться