Google+
Росомаха 100 лучших книг Беседа с Владиславом Крапивиным Бестиарий Булычёва: Космозо
Версия для печатиИнтервью: Мэтью Ставицки, художник
Кратко о статье: У многих вселенных, особенно игровых, есть «титульные» художники, авторы канонических изображений. Героев «Саги о Копье» оживил Ларри Элмор, а классический облик Дзирта принадлежит кисти Тодда Локвуда. И новых художников, не так давно присоединившихся к команде создателей таких миров, неизбежно будут сравнивать с мастерами. Мэтью Ставицки, несомненно, такое сравнение выдерживает. Недаром наш собеседник известен не только работой над мультимедийными проектами, но и картинами по мотивам классических произведений, таких как «Властелин Колец» или романы о Конане.

«Картина сама руководит художником»

Беседа с Мэтью Ставицки

У многих вселенных, особенно игровых, есть «титульные» художники, авторы канонических изображений. Героев «Саги о Копье» оживил Ларри Элмор, а классический облик Дзирта принадлежит кисти Тодда Локвуда. И новых художников, не так давно присоединившихся к команде создателей таких миров, неизбежно будут сравнивать с мастерами. Мэтью Ставицки, несомненно, такое сравнение выдерживает. Недаром наш собеседник известен не только работой над мультимедийными проектами, но и картинами по мотивам классических произведений, таких как «Властелин Колец» или романы о Конане.

«Я доволен своим стилем»

Добрый день, Мэтью. Насколько я знаю, вы с детства увлекаетесь фантастикой и фэнтези. Как зародился ваш интерес к этим жанрам?

Вы совершенно правы, я с раннего детства люблю все, что с ними связано. Впрочем, наибольшее влияние на меня оказали не книги, а кино и телевидение. Сначала я не мог оторваться от экрана телевизора, с упоением наблюдая за приключениями супергероев в мультиках. Затем моим воображением завладели фильмы вроде «Звездных войн». Таким образом мои пристрастия сформировались окончательно.

Возможно, именно благодаря юношескому увлечению фантастическим кино боевые сцены у Ставицки получаются такими красочными (обложка романа Пола Томпсона и Тоньи Картер Darkness and Light).

А как же книги и настольные игры, работа над которыми принесла вам славу?

К сожалению, эта работа и отнимает у меня почти все свободное время. Поэтому в последние годы я практически забросил ролевые игры и не читаю художественной литературы, за исключением тех книг, которые должен оформить.

Неужели вы целыми днями заняты одним рисованием?

Да, я очень много работаю. Судите сами: встаю в шесть утра, а уже в семь приезжаю в студию. Несколько часов я могу спокойно творить, но уже к десяти или одиннадцати начинаются постоянные телефонные звонки, которые, естественно, отвлекают. Как правило, я работаю до четырех часов вечера, хотя, конечно, бывают исключения: если сроки поджимают, могу трудиться хоть до глубокой ночи.

Расскажите о вашем творческом процессе поподробнее.

Таким представляется величайший маг Средиземья нашему собеседнику.

Детали зависят от конкретного заказа, но в большинстве случаев все выглядит следующим образом. Арт-директор присылает мне краткое содержание книги, описание героев и свои идеи по будущей иллюстрации. Порой удается прочесть книгу целиком, а иногда издательство или сам автор дают мне конкретную сцену, с которой мне предстоит работать. Разумеется, я предпочитаю ознакомиться с книгой, прежде чем начать ее иллюстрировать, — это помогает лучше прочувствовать атмосферу, — но реалии издательского бизнеса таковы, что такая возможность выпадает далеко не всегда. Затем я создаю черно-белый набросок. В последнее время даже их я рисую на компьютере.

На первом этапе важно придумать общую композицию. Тут же я начинаю понемногу наносить цвета, но это далеко не финальная версия картины. После того, как мой клиент или арт-директор одобрит макет, подбираю фотографии или другой справочный материал, который необходим, чтобы прорисовать все детали с максимальной точностью. Таким образом получается цветной набросок, который я обрабатываю и создаю полноценную картину.

Всегда ли получается нарисовать картину именно так, как планировали изначально?

Наоборот, задумки почти всегда воплощаются не совсем так, как я ожидаю. Когда рисую, полностью доверяюсь интуиции. Иногда из-за этого возникают трудности, а порой в голову приходит свежая мысль, которая помогает сделать иллюстрацию лучше. Ведь нередко картина сама руководит художником и подсказывает, как и что он должен сделать.

У вас специфический и легко узнаваемый стиль. Создается впечатление, что вы нечасто экспериментируете. С чем это связано?

Я перепробовал очень много различных методов рисования, когда учился в художественной школе, и, кажется, нашел свой стиль. Не стану зарекаться на будущее, но на данном этапе я им полностью доволен.

Еще один классический герой в исполнении мастера (для романа Карла Эдварда Вагнера Conan: The Road of Kings).

Стиль Ставицки давно стал его визитной карточкой (обложка романа Джуд Фишер The Rose of the World).

Мастеру все жанры покорны (обложка романа Сайн Митчелл Murphy’s Gambit).

Конечно, нет предела совершенству. Но посмотрите на работы Ставицки, представленные на этих страницах: разве у него нет оснований быть довольным тем, чего он достиг за последние годы? Может показаться, что творчество Мэтью несколько однообразно и он гораздо чаще иллюстрирует героическое фэнтези, нежели произведения иных жанров, но это впечатление обманчиво. Наш собеседник пусть нечасто, но весьма успешно трудится и на ниве фантастических иллюстраций.

«Вызов способностям художника»

В России вы наиболее известны как автор обложек, но вы иллюстрировали и журналы, настольные и компьютерные игры. Сильно ли меняется творческий процесс в зависимости от того, что вы оформляете?

Все дело в нюансах. К примеру, оформляя книгу, необходимо учитывать, что часть иллюстрации будет прикрыта названием романа и именем автора, потому этот фрагмент рисунка следует максимально упростить. Иное дело — иллюстрации для коллекционных карт: рисуя их, почти всегда можно не обращать особого внимания на мелкие детали, а внимание зрителя в большинстве случаев необходимо сосредоточить на одном персонаже.

Приходится учитывать, что солидная часть иллюстрации будет скрыта издательским текстом (оформление трилогии Роберта Сальваторе «Долина Ледяного ветра»).

Все внимание — на героев (для карточной игры Magic The Gathering).

Пожалуй, самыми узнаваемыми вашими работами можно назвать обложки, которые вы рисовали для цикла «Сага о Копье». Как вы впервые познакомились с Кринном?

Ставицки не раз доказал, что он достойный наследник традиций Элмора и Паркинсона (обложка романа Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэна «Драконы осенних сумерек»).

Дело в том, что сначала я увидел различные иллюстрации, основанные на «Саге», и лишь потом прочел сами книги. Потрясающие работы Кейта Паркинсона и Ларри Элмора привлекли мое внимание к этому миру. Уже потом, около восьми лет назад, я сам начал оформлять книги Уэйс и Хикмэна и с тех пор еще глубже проникся духом «Саги о Копье». Идти по стопам Паркинсона и Элмора — одновременно и большая удача, и вызов способностям художника, ведь приходилось соответствовать высочайшим стандартам, установленным этими мастерами.

Я очень доволен, что представилась возможность рисовать не только классических героев Копья, но и новых персонажей, внешность которым я придумывал уже самостоятельно. Мне всегда нравился процесс создания нового героя: интересно придумывать какие-то уникальные черты, прически, украшения и шрамы, то есть те мелочи, в которых выражается характер персонажа. Впрочем, моим любимым действующим лицом «Саги» остается Рейстлин, ведь рисовать его столь же интересно, как и читать о нем.

Самый интересный герой «Саги о Копье» на обложке посвященной ему книги (роман Уэйс и Хикмэна «Испытание близнецов»).

Раз ваше внимание к «Саге о Копье» привлекли иллюстрации, то напрашивается вопрос: как вы считаете, велика ли их роль в успехе цикла?

Думаю, что популярность цикла определили сразу несколько факторов. Естественно, на первом месте стоит литературный уровень книг. Что касается иллюстраций, я бы отметил не только оформление обложек, но также работу дизайнеров серии и художников, создававших внутренние иллюстрации для романов. В общем, многолетняя популярность «Саги о Копье» — это плод усилий многих людей, в том числе художников.

Оформляя романы Уэйс и Хикмэна, вы очень часто рисуете драконов. Не устаете ли вы изображать этих монстров, давно ставших одним из главных символов фэнтези?

Совсем нет. Секрет в том, что сам я большой любитель драконов. Мне очень нравится рисовать фэнтезийных существ так, чтобы в них поверили. Для этого я собрал коллекцию фотографий рептилий, изучаю структуру их чешуек и мышц, расцветку. Меняя размеры, цвета и форму тел, я могу свободно моделировать разнообразных драконов. Если взглянуть на тему с этой точки зрения, то окажется, что различных вариаций драконов может быть столько, что рисовать их не надоест никогда.

«Драконов много не бывает!» — утверждает Мэтью (обложка романа Троя Деннинга и Эда Гринвуда Death of Dragon).

Вы, как и многие ваши коллеги, начинали рисовать на холсте, а теперь постоянно используете компьютер. В чем, на ваш взгляд, главный плюс цифровых технологий?

Ответ прост: с помощью компьютера многое делается гораздо проще и быстрее, чем при традиционном рисовании. В прежние времена было очень сложно вносить более-менее существенные правки в уже готовую картину. Теперь же, если я сначала нарисовал волшебника в синей мантии, а затем решил сменить цвет его одеяния, скажем, на красный, сделать это можно за пару мгновений. Именно поэтому все больше художников отдают предпочтение цифровым технологиям.

Не секрет, что так поступают и многие начинающие художники. Что бы вы могли им порекомендовать?

Я бы посоветовал в первую очередь рекламировать свое творчество: делайте все возможное, чтобы ваше имя стало известным в профессиональных кругах. Какая разница, насколько хорошо вы рисуете, если никто об этом не знает?

Могу привести пример из собственной жизни. После окончания университета я целый год потратил только на то, чтобы собрать профессиональное портфолио. Как только это было сделано, у меня появился свой агент и первый заказы.

Благодарим вас за беседу. В завершение — несколько слов для наших читателей...

Наверное, я просто поблагодарю их за внимание и интерес к моему творчеству. Надеюсь, когда-нибудь смогу побывать в России, ведь я наслышан о красоте, неповторимых пейзажах и архитектуре вашей страны.

Один в поле не воин. А на заснеженных полях? (для игры Magic The Gathering).

Серебряные луны, черная сталь (оформление обноименного романа Тары Харпер).

Красота, которой сподручнее губить мир (для серии Virtues & Vices).

Хороши или нет мультимедийные проекты на этот счет не существует единого мнения, и вряд ли их сторонники и противники смогут когда-нибудь примириться. Однако сложно отрицать, что именно благодаря таким проектам и циклам, как «Сага о Копье», получили возможность прославиться и легендарные художники прошлого века, и те, кто пришел им на смену. Мэтью Ставицки один из самых ярких представителей нового поколения иллюстраторов фэнтези. Наверняка пройдет совсем немного времени, и уже на него будут равняться молодые художники двадцать первого века.

Досье: Мэтью Ставицки

Мэтью Ставицки провел большую часть жизни в американском штате Делавэр. По словам художника, он увлекся живописью после того, как ему на глаза попались иллюстрации легендарного Фрэнка Фразетты. В 1991 году Мэтью окончил Университет живописи и дизайна в Пенсильвании. Его профессиональная карьера началась уже через год. Будучи свободным художником, Ставицки принимал участие в работе над множеством самых разнообразных проектов. Наибольшую известность ему принесло оформление настольных игр и популярных фэнтезийных циклов, таких как «Властелин Колец» и «Сага о Копье».

В начале карьеры Ставицки старался подражать таким классикам американской живописи, как Ньюэлл Конверс Виет, Норманн Роквелл и Максфилд Пэрриш. В то же время он черпает вдохновение в современном фантастическом кино, отдавая особое предпочтение фильмам Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга.

Мэтью Ставицки — член Американского сообщества художников и Ассоциации иллюстраторов научной фантастики и фэнтези (asfa-art.org). В 2002 году вышел персональный сборник иллюстраций The Art of Matthew Stawicki, в который вошли лучшие его работы, созданные на рубеже веков. Одноименная официальная интернет-страница художника расположена по адресу mattstawicki.com.

Иллюстрации предоставлены художником.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться