Google+
ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» 25 сериалов Беседа с Владиславом Крапивиным эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№49, сентябрь 2007). Ивайло Динков. Невиданный зверь...
Кратко о статье: Двадцать-тридцать лет назад каждый наш соотечественник твердо знал: болгарский слон — младший брат советского слона. Сегодня наши знания о Болгарии ограничиваются, как правило, стоимостью путевок на черноморское побережье этой страны да названиями национальных спиртных напитков. Некоторые читатели «МФ» припомнят, пожалуй, выходившие в России книги Любомира Николова и Христо Поштакова — но, в сущности, мы почти ничего не знаем о том, как обстоят дела с фантастикой в некогда братской стране. Выступление Ивайло Динкова, который не первый десяток лет следит за болгарским фэнтези, восполнит этот пробел.

Невиданный зверь

Болгарское фэнтези

Мы тоже дали миру что-нибудь...

Иван Вазов, классик болгарской литературы

Двадцать-тридцать лет назад каждый наш соотечественник твердо знал: болгарский слон — младший брат советского слона. Сегодня наши знания о Болгарии ограничиваются, как правило, стоимостью путевок на черноморское побережье этой страны да названиями национальных спиртных напитков. Некоторые читатели «МФ» припомнят, пожалуй, выходившие в России книги Любомира Николова и Христо Поштакова — но, в сущности, мы почти ничего не знаем о том, как обстоят дела с фантастикой в некогда братской стране. Выступление Ивайло Динкова, который не первый десяток лет следит за болгарским фэнтези, восполнит этот пробел.

В начале было слово... в пузырьке

Как ни странно, современное фэнтези пришло в Болгарию в виде комикса. Начиная с 1979 года здесь выходил крупноформатный цветной журнал рисованных историй «Радуга». В лучшие годы его тираж достигал невообразимых сегодня 180 тысяч, и это при том, что одновременно выходил аналогичный глянцевый журнал «Чудный мир», а позже — и газета комиксов «Рассказы в картинах». Удивительно, но при социализме комикс в Болгарии процветал.

Однажды в свежем номере «Радуги» появился комикс по мотивам толкиновского «Хоббита», а за ним последовал и нарисованный в более реалистичной манере «Властелин Колец». Именно благодаря этим комиксам многие читатели впервые познакомились с творчеством Толкина (болгарский перевод главной книги Профессора вышел только в 1990-м). К сожалению, это знакомство совпало с началом общественных перемен в стране, и вскоре «Радуга» прекратила свое существование.

В девяностые годы предпринималось множество попыток возродить издание комиксов в Болгарии, но до недавнего времени почти все они заканчивались неудачей. Из успехов стоит отметить комикс «Страж Перевала» по мотивам одноименной повести Святослава Логинова. Однако, несмотря на то, что старые комиксы на долгие годы сошли со сцены, у их художников было еще что сказать.

Стань Стальной Крысой!

Оставшись без работы, бывшие сотрудники «Радуги» Петр Станимиров и Димитр Стоянов создали одно из первых частных издательств в Болгарии — «Плеяда». Вскоре здесь начали выходить снискавшие всенародную популярность книги Стивена Кинга и Дина Кунца, обложки для которых рисовали сами комиксисты.

Примерно в то же время, в 1991 году, переводчик «Властелина Колец» Любомир Николов создал первую болгарскую книгу-игру. Новым жанром заинтересовалась «Плеяда», однако издатели потребовали для публикации англоязычный псевдоним, и на свет появился Колин Уоломбери (анаграмма настоящего имени писателя). Вскоре и другие издательства почуяли прибыли, и на книгах-играх выросла целая волна талантливых фантастов. Несколько таких книг написала (под мужским псевдонимом) молодая писательница Елена Павлова, еще в 14 лет отмеченная премией за фантастический рассказ. Несмотря на то, что выходили и переводные книги-игры, болгарский читатель отдавал предпочтение «отечественному продукту». Так что в девяностые годы книги-игры стали чуть ли не единственным полем для развития болгарского фэнтези на фоне засилья англо-американской фантастики.

В 1994 году «Плеяда» запустила журнал «Мега игры», посвященный интерактивным развлечениям. В частности, здесь публиковался уникальный комикс-игра «Королевская кровь». Появились и другие вариации: игры с ходами по почте, интерактивные романы с продолжениями, настольные стратегические книги-игры...

Однако к концу девяностых рынок книг-игр оказался перенасыщен. Сказало свое слово и распространение компьютеров и интернета. В 1998 году книги-игры исчезли так же внезапно, как и появились несколько лет тому назад, уступив место другим фантастическим развлечениям.

Войти в образ

Как раз к этому времени в недрах Софийского университета родился первый официальный клуб толкинистов «Рин Еннор». Группа студентов-энтузиастов клуба разработала первую болгарскую ролевую настолку, основанную на мире Средиземья. А в 2001 году была выпущена первая ролевая игра той же команды — «Сумерки над Эндивалом». В томик вошли и сами правила, и описание игрового мира, и бестиарий. Игра разошлась довольно быстро, поэтому вскоре последовали продолжения «Дом Хаоса» и «Зеркало богов», а также вышел роман, действие которого разворачивалось во вселенной Эндивала.

На заре 21 века появился первый в Болгарии журнал о фэнтези — «Фэнтези фактор». Кроме рассказов, статей и комиксов, в нем публиковалась еще одна ролевая игра, в 2004-м также изданная отдельным томом под названием «Приключение меча и магии». «Фэнтези фактор» к тому времени уже закрылся, выдержав всего дюжину выпусков, а автор настолки Иван Атанасов перешел в индустрию компьютерных игр.

От ABC до «Царя»

Несмотря на то, что создателем первого компьютера — ABC — стал американец болгарского происхождения Джон Атанасов, долгое время в Болгарии не пытались создать в цифровой сфере что-нибудь серьезнее компьютерных вирусов. Тем более примечательно, что первая болгарская компьютерная игра, выпущенная компанией Haemimont Games в 2000 году, — Tzar: The Burden of the Crown — была именно в жанре фэнтези. Она представляла собою стратегию в реальном времени с элементами RPG, а действие происходило в условно-средневековом фэнтези-мире с болгарским колоритом.

В той же компании трудились уже знакомые нам Петр Станимиров (художественный директор), Елена Павлова и Иван Атанасов (сценаристы). Впоследствии Haemimont занялась историческими стратегиями из серии Celtic Kings и вернулась к фэнтези лишь в 2005 году, создав игру Rising Kingdoms.

Русское фэнтези по-болгарски

К сожалению, в Болгарии русское фэнтези долгое время было почти неизвестно. Только в последние годы болгарские издатели снова обратили взгляд на братскую страну, и на болгарском языке начали понемногу выходить самые заметные российские авторы: Василий Головачев, Марина и Сергей Дяченко, Святослав Логинов, Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Макс Фрай и другие. Получше обстоят дела с компьютерными играми: болгарские распространители не обходят их стороной и нередко локализуют. Фильм «Ночной дозор» тоже прошел по экранам страны, правда, в голливудской версии.

Мир — сцена

Говоря о различных проявлениях фэнтези, приходится признать, что в области кино Болгарии почти нечем похвастать. Единственный заметный представитель кинофэнтези — фильм «Магьосници» («Колдуны»), выпущенный в 1999 году студией «Гекон». Создателями фильма (и самой киностудии) стали автор комикса «Хоббит» Сотир Гелев и его брат, тоже комиксист. Однако, чего греха таить, фильм получился в лучшем случае средним. Спецэффекты на уровне дешевых телесериалов, откровенно неубедительная актерская игра... Хорошо хоть сюжет не подкачал.

Также можно вспомнить, что со-режиссер «Колдунов» за несколько лет до этого снимал телешоу «Замок гоблинов» по одноименной книге-игре Любомира Николова. А в 2003 году на болгарской сцене был поставлен спектакль по мотивам романа Роджера Желязны и Роберта Шекли «Принеси мне голову прекрасного принца».

По стопам Кирилла и Мефодия

Ну а как же литература, которая всегда считалась флагманом любой фантастики? На протяжении большей части девяностых книжное фэнтези пользовалось в Болгарии весьма умеренной популярностью. Изначально оно выходило лишь в виде томиков классиков вроде Роберта Говарда. Настоящий всплеск интереса к этому жанру произошел лишь в 1998 году, когда почти одновременно стали выходить два популярнейших цикла — «Колесо времени» и «Меч истины».

Что же касается болгарского фэнтези в частности и фантастики вообще, то здесь дела обстояли намного хуже. Никто не хотел рисковать, выпуская книгу никому не известного болгарского писателя, и частенько авторы сами платили издательствам, чтобы их романы напечатали. Неудивительно, что в то время возникали самые нелепые курьезы. Например, фэнтезийный роман одного из бывших авторов книг-игр издательство опубликовало под англоязычным псевдонимом (настоящий писатель был указан лишь в качестве переводчика) и к тому же поставило на обложку громкий лозунг «Роджер Желязны представляет», в то время как знаменитый классик фантастики уже скончался.

Однако в последние несколько лет состояние дел в фэнтези и фантастике начало постепенно улучшаться. Все больше издательств осмеливается выпускать книги болгарских авторов, причем под их настоящими именами (правда, тираж в две тысячи экземпляров тут уже считается успехом). Первой ласточкой стала книжная серия «Новая болгарская фантастика», которую открыл роман Любомира Николова «Десятый праведник», вышедший недавно и в России. Другая звезда молодого поколения, уже знакомая нам Елена Павлова, тоже издала несколько книг, в том числе первый том масштабного фэнтезийного цикла «Эпос о кровососах». Все чаще выходят сборники с рассказами не только признанных, но и молодых авторов, яркий пример которых — ежегодные антологии призовых работ фестиваля славянско-мифологического фэнтези «Таласъмия» (от болгарского «таласъм» — злой дух) или вышедшая в 2003 году фэнтези-антология «Неведомый зверь». Издатель последней Пламен Митрев, кстати, сам автор романов о Конане-варваре и один из немногих болгарских писателей, сумевших прорваться за границу: его знают в США и России как Леонарда Карпентера.

Кроме того, вновь набирают силу клубы любителей фантастики и фэнтези, проводятся ежегодные конвенты — «Булгакон», «Аквалония» — а на «Евроконе 2003» Болгария получила призы сразу в четырех номинациях. И, как бы банально это ни звучало, понемногу начинаешь верить в светлое будущее жанра.

* * *

Возможно, прочитав этот обзор, кто-то из вас решит, что говорить о болгарском фэнтези как о явлении в мировой фантастике еще рано — и, наверное, в некоторой степени это справедливо. Во всяком, случае пока остается только мечтать, что когда-нибудь если и не добрая половина, как в братской России, то хотя бы четверть выпускаемых в Болгарии фантастики и фэнтези будет отечественной. Впрочем, если бы не мечты, ради чего еще стоило бы жить — в Болгарии или где бы то ни было?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться