Google+
RAIMI Дэнни Эльфман Тёмная сторона города Терминаторы
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№46, июнь 2007). Александр Громов. Почему меня не по...

Почему меня не порвали

Не могу сказать, что я стал совсем уж равнодушен к фантастическим призам. От них даже есть польза как от косвенного подтверждения: есть еще сколько-то пороха в пороховницах. Но, взяв на «Росконе» главное золото, я в очередной раз начал чесать репу: почему именно в моем эскадроне росконовских лошадей случилось пополнение?

Александр Громов. Писатель-фантаст

Знаю распространенные ответы: голосуют, мол, не столько за произведения, сколько за людей (а я человек не конфликтный, кулачонками без сугубой причины не сучу и, кажется, не очень надуваю щеки), а еще публика носит на руках одного, пока он не надоест, тогда она роняет его на асфальт и с той же радостью подхватывает другого и т. д. Но этих объяснений недостаточно, и вообще я не о том.

Спасибо, что в этом году хотя бы сохранялась интрига: Громов или Дивов? Олег написал «Храбра», от которого я повизгивал в восторге. Он мог бы взять «золото». Мог бы. Но я снова не о том.

Начну с ностальгических воспоминаний о прошедших временах. Вот «Интерпресскон-98». Какая была интрига по романам! Штук 8 их боролось за приз. Я поучаствовал в той борьбе «Годом Лемминга» и занял, кажется, 6-е место. Можно ли сравнить ту интригу с сегодняшней?

Ага. Щазз.

А теперь подойду осторожненько к главной теме: почему «старичков» (к этой категории я, увы, вынужден отнести уже и себя) еще не порвали молодые? Может, старички стали работать больше и лучше? Как раз наоборот! У них спад, они не видят основной резонирующей темы наших дней. Они прекрасно понимали настрой 60-х годов (оптимизм), настрой 70-х (равнодушие), настрой 80-х (усталость) и настрой 90-х (ну и сволочи же вы все). В «нулевых» годах они потерялись. Пока. Есть ощущение, что в фантастике осталось только лишь развлекательная функция — но это, конечно, от недомыслия. Это пройдет.

Но еще не прошло.

Почему же «молодая поросль» не воспользовалась блистательным шансом порвать «старичков» на тряпки?

Читайте злого Олега Дивова — «Окончательный диагноз, или соболезнования патологоанатома». Он во многом прав. Но он сказал не все. Возможно, счел кое-что слишком очевидным и не нуждающимся в разжевывании.

А я разжую. Повторю то, что уже говорил на интернет-форумах.

В какое время начинали «старички»? В неблагоприятное. Ну расцвело и угасло ВТО, это да, однако писали-то по большей части «в стол». Журнальная публикация — праздник. Вышедшая каким-то чудом книга — повод не просыхать долго-долго. Знаменитое «писать надо лучше» воспринималось буквально и приносило плоды. Так сто’ит ли удивляться тому, как резко и дружно «выстрелили» эти авторы в 1995-96 годы? К выходу первой своей книги почти все они уже были сложившимися писателями.

Сейчас все иначе. Планка стоит небывало низко. Такой, извините за вульгаризм, лафы в России вообще никогда не было (может, только в начале-середине 20-х, да и то не уверен). Начинающему фантасту легче издать книгу, чем напечататься в журнале. А там и вторая книга, и третья, и гонорары капают, а журнальных редакторов можно обозвать снобами, забыть о них и восстановить душевный комфорт... Короче говоря, восхождение автора к вершинам ремесла начинается сейчас с более высокой и комфортной ступени.

Точнее — должно было бы начинаться. Но у очень многих так и не начинается.

Я категорически утверждаю, что минимум каждый пятый человек может научиться писать. Ничего тут нет запредельного, работай только. Протирай штаны. Но зачем работать всерьез, если книги и так выходят? И их читают. Премий, правда, не дают почему-то, суки, ну так не больно-то и хотелось. Зато на бэджике значится гордое «писатель». Какого еще рожна надо?

На комфортной первой ступеньке оказался капкан.

Да полно, капкан ли? Прокормиться-то гонорарами в принципе можно. Молодые авторы не дураки, они ведь видят тиражи Лукина, Успенского, Логинова, Рыбакова и прочих, пишущих слишком хорошо. Кто основной читатель фантастики? Ну не фэн же! Основной читатель мало квалифицирован, ему не проблем хочется, а отдохнуть. Есть определенный «оптимальный» уровень качества письма. Вылез выше — получай премии, но не получай тиражей. Что лучше, молодой автор просекает мгновенно, ибо он не дурак.

Но и не мудрец. По меньшей мере, не такой мудрец, который хочет остаться в этом ремесле навсегда. Когда рынок российской фантастики обрушится под собственным весом, этому мудрецу придется переквалифицироваться. Ждать, стиснув зубы, конца кризиса и работать (в том числе и над собой, любимым) такой автор не способен по определению. Останется лишь часть молодых авторов с повышенным упрямством и несколькими парами штанов, устойчивых к истиранию. И, работая «в стол», будет ждать своего часа.

Спорим, что дождется?

Но сегодняшняя феерически бредовая ситуация с книгоизданием мешает расти и этим достойным людям. Вот почему они не порвали ни меня, ни Дивова, ни Дяченок, ни Олдей, а рвут пока только «Грелку». Нашли забаву.

Ну и не сетуйте на то, что на каждом конвенте вы видите на сцене одни и те же рожи. Могло быть иначе, а не случилось. По вашей вине, господа молодые фантасты. Отмазки насчет того, что вы формировались как личности совсем в иное время, не принимаются. Терпите. Dixi.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться