Google+
Григорий Распутин 10 шестеренок стимпанка Сериал ARMAGEDDON
Версия для печатиКинофантасты: Режиссёры. Стивен Спилберг: человек-блокбастер

Голливуд — это я!

Стивен Спилберг

Самый дорогой наркотик в мире — это целлулоид, а не героин. И каждые несколько лет мне нужна доза.

Стивен Спилберг, интервью журналу Time, 1979

Имя «Спилберг» для индустрии развлечений — это то же самое, что и «Эйнштейн» для науки.

Майк Маерс, на церемонии открытия звезды Спилберга (Аллея Славы Голливуда)

Этот человек считается самой влиятельной фигурой Голливуда. Он установил эталон «блокбастера», сделал кинематограф действительно развлекательным и заработал почти 3 миллиарда долларов, став одним из богатейших людей в истории американской «Фабрики грез». Популярность работ этого режиссера и продюсера настолько велика, что если вы решите составить список «10 вещей, которые я хотел бы взять на необитаемый остров», в нем с высокой долей вероятности окажется портативная электростанция, DVD-плеер, телевизор и семь его фильмов.

Дубль 1

Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати (Огайо) — стопроцентно американском городе, щеголяющем изящной итальянской архитектурой 19 века. Отец (Арнольд) был электриком, мать (Лея Познер, дочь эмигранта из России) — пианисткой. С родителями Стивену крупно повезло: он крайне редко слышал от них слово «нет». Если его шалости имели хоть какое-то творческое начало, им давался «зеленый свет».

Фамилия «Спилберг» происходит от названия австрийского торгового городка (нынешнее население — около 5000 человек), где в 17 веке селились венгерские евреи. Официальный сайт г. Спилберг: vew.spielberg.at/spiel_start

Когда Стивену было 12 лет, отец купил восьмимиллиметровую камеру Bell с пружинным приводом. Мальчик регулярно выносил дорогую игрушку из дома и бегал с ней по округе, снимая фильмы. Коммерческая жилка проявилась в нем рано — юный Спилберг устраивал домашние показы своих «авторских лент», взимая с друзей плату за вход, а одна из трех младших сестер (Энн, Нэнси и Сью) продавала им попкорн.

Спилберги.

Полвека спустя Спилберг вспоминал, как в возрасте 12 лет он делал 40-минутную ленту «Бегство в никуда» про Вторую мировую войну. В качестве декораций использовался родительский дом. Малолетний режиссер попытался добиться «исторического правдоподобия», разломав в комнатах все, что только можно. Ему также захотелось хороших спецэффектов. С данной целью был устроен пожар. Родители стерпели и это.

Комната Стивена напоминала помойку. На полу валялось такое количество мусора, что, по воспоминаниям Леи, когда из аквариума сбежала ящерица, ее якобы нашли лишь через три года. Фантазия мальчика била через край и чаще всего попадала по родственникам. Однажды Стивен отрезал голову у одной из кукол сестры Нэнси, выложил ее на блюдо, украсил листьями салата и в таком виде вернул девочке, вызвав у нее истерику (много лет спустя в «Индиане Джонсе» появилась похожая сцена с дегустацией обезьяньих голов). У другой сестры появились проблемы с речью после того, как Спилберг ночью пробрался под ее окно и завыл: «Я — Луна-а-а! Я — Луна-а-а!».

Подобные выходки, впрочем, не означали, что жизнь молодого Спилберга была лишена цензуры. Мама ревностно оберегала юношу от плотских пороков, проверяя репертуары всех кинотеатров в округе и позволяя ему ходить лишь на те сеансы, где не было постельных сцен. Возможно, именно поэтому в последующем творчестве Спилберга практически не было «обнаженки». Кроме того, Лея однажды (но только однажды) отказалась помогать мальчику в съемках его очередного фильма. Задуманный им спецэффект предполагал нагрев скороварки до тех пор, пока та не взорвется.

Маменькин сынок

Самой ревностной поклонницей таланта Спилберга всегда была его мать. Женщина страшно избаловала ребенка, прощая ему все, даже неуспеваемость в школе, ради творческой свободы. В одном из детских фильмов сына Лея Познер снялась... в роли трупа. Прошли годы — и Стивен сполна отблагодарил терпеливую маму. Он купил ей роскошный дом, нанял прислугу, а также подарил ей ресторан Milky Way, чтобы женщина не скучала на старости лет. Перед тем как выпустить фильмы на экран, Спилберг всегда показывает их Лее и консультируется с ней по поводу озвучки. Однажды он снял целый кинозал, чтобы мать могла посмотреть «Список Шиндлера». Стивен разменял шестой десяток, но по-прежнему не может жить без мамы. Однажды в доме Леи раздался телефонный звонок со студии. Ей сообщили: «Стивен слегка приболел и хочет, чтобы вы приготовили ему куриный суп. Лимузин уже выехал».

Спилберги: мать, сын и его жена Кейт Кэпшоу.

В 1963 году Стивен обратился к «крупной форме» и сделал 140-минутный фантастический триллер Firelight (уфологи раскрывают планы инопланетян по переносу вымышленного города Фрипорт на их планету для организации «человеческого зоопарка»). Саундтрек режиссер написал сам (на кларнете), мать помогла с фортепианной аранжировкой. Фильм был показан в местном кинотеатре и принес Спилбергу 500 долларов при бюджете в 400. 14 лет спустя режиссер переработает этот сюжет в культовые «Близкие контакты третьей степени» и заработает на них 300 миллионов.

Что нам стоит... приготовить?

В 1964 Спилберги развелись. Стивен переехал с отцом в Калифорнию, а мать с сестрами осталась в Аризоне. Будущий великий режиссер рос, откровенно говоря, страшненьким (худым, неказистым, прыщавым), отличался замедленной реакцией и был типичным «мальчиком для битья».

Кое-как окончив школу, Стивен попытался поступить в несколько университетов с кинематографическими отделениями, но не прошел отбор из-за крайне низких оценок. Стивену светила армия и Вьетнам, однако ему удалось поступить в Государственный Калифорнийский Университет. Последний курс он не доучился, уйдя работать на студию Universal. Впрочем, когда Спилберг стал знаменитым, все вузы, куда он пытался поступить, сочли за честь наградить бывшего двоечника почетными учеными степенями, а Калифорнийский университет вручил ему диплом с опозданием на 35 лет.

1999 год. Вручение Спилбергу благодарственной грамоты Министерства Обороны США за патриотизм в «Спасти рядового Райана».

Аве, Цезарь!

Спилберг и Дрю Бэрримор на съемках E.T. (1982).

С компании Universal начался взлет карьеры Спилберга. Подрабатывая там интерном (совершенно бесплатно), он снял первый студийный фильм — 24-минутную зарисовку Amblin. В ней рассказывалось о молодом человеке с массивным чехлом для гитары, едущем к тихоокеанскому побережью. По пути он знакомится с девушкой-хиппи. Когда ребята приезжают к океану, парень уходит купаться, а девушка интересуется его гитарой. Внутри чехла обнаруживается строгий костюм, зубная паста, туалетная бумага и книга Артура Кларка — словом, багаж типичного обывателя, а отнюдь не хиппи.

Amblin получил несколько фестивальных наград, и Сидни Шейнберг — глава телевизионного подразделения Universal — предложил Стивену 7-летний контракт. Таким образом, 22-летний Спилберг стал самым молодым режиссером, когда-либо заключавшим долговременный договор с крупной голливудской студией.

Это был очевидный успех, но Спилбергу не нравилось быть «приглашенным режиссером» на «мыльных операх». В данном смысле ему повезло с сериалом Name of the Game, для которого он снял один футуристический эпизод. Продюсеры обратили внимание на оригинальное отображение будущего за авторством Спилберга и позвали его в режиссерское кресло телефильма «Дуэль» (1971) о таинственном грузовике, терроризирующем водителя малолитражки. Впоследствии фантастика станет коньком Спилберга — благодаря ей он засветился перед боссами Universal, и именно она сделала чудаковатого еврейского паренька звездой мирового масштаба.

Кэрри Фишер (принцесса Лея) и Стивен.

После «Дуэли» Спилбергу доверили криминальную драму «Шугарлендский экспресс» (1974) по мотивам реальной истории женщины, устроившей мужу побег из тюрьмы, чтобы вместе они могли похитить собственного ребенка у приемных родителей. Дебют Спилберга в полнометражном кино был «первым блином», который вопреки поговорке не вышел комом. Пускай фильм собрал очень скромную кассу, но он получил награду на Каннском фестивале за лучший сценарий, а критики, восхищенные сценой погони, взяли режиссера на заметку.

В жизни каждой знаменитости бывает переломный момент — тот самый звездный час, когда человек внезапно «просыпается знаменитым». Для Спилберга — многообещающего, но, по большому счету, безвестного режиссера — таковым стал его следующий проект, фильм ужасов «Челюсти» (Jaws, 1975). Работа над ним шла с большим трудом: механические акулы все время норовили утонуть, в кадр попадали посторонние корабли, а 7-миллионный (неплохой по меркам того времени) бюджет был освоен задолго до конца работы. Съемочная группа прозвала этот фильм «Ошибкой» (Flaws), но нехитрый сюжет, интересная подача материала, высокий уровень жестокости и умелое нагнетание того, что сейчас принято называть «саспенс», сделали свое дело.

«Челюсти» получили три «Оскара», заработали 210 миллионов долларов, став первым в истории кинематографа «блокбастером» (рекорд продержался до премьеры «Звездных войн» в 1977). Успех был просто оглушительным. Спилберг моментально стал самым востребованным голливудским режиссером (и одним из самых молодых мультимиллионеров в США). Теперь он мог диктовать продюсерам любые условия и единолично заниматься монтажом своих картин.

На вручении «Оскаров» за «Список Шиндлера».

От съемок второй части «Челюстей» Стивен отказался. Он взял за правило никогда не работать по принципу «тех же щей, да погуще влей» (исключение было сделано лишь для второй части «Парка Юрского периода»), вознамерившись сделать свой репертуар как можно более разнообразным. Режиссер обратился к фантастике — и опять не прогадал. «Близкие контакты третьей степени» (1977), снятые по его собственному сценарию, взяли два «Оскара», подбросили дров в костер споров о похищениях людей летающими тарелками и установили новый стандарт экранного образа пришельцев: у Спилберга они были представлены добрыми и могущественными существами (в противовес традиционным для того времени киномонстрам из мрачных глубин далекого космоса).

Йода и Оби Ван? Почти так — инопланетянин и Спилберг (фото к фильму E.T.).

Окрыленный славой, Спилберг вновь совершает жанровый вираж и берется за высокобюджетную военную комедию «1941» (1979). Здесь Акелла промахнулся. Картина, стоившая 35 миллионов, собрала 91 — но ведь от Спилберга ждали чуть ли не стократных прибылей! Стивен пытается реабилитироваться. Он нацеливается на фильм о Джеймсе Бонде, но его друг Джордж Лукас уговаривает режиссера заняться совместной работой над «Индианой Джонсом». Это был беспроигрышный вариант. Два мастера, снявшие самые кассовые фильмы своего времени, создали идеальную приключенческую трилогию в авантюрном стиле 1930-х годов (четвертая часть должна выйти в 2008 году).

На съемках A.I. (2001). Обретение детского счастья — одна из любимейших тем Спилберга.

В 1982 году Спилберг вернулся к фантастике, сняв E.T. the Extra-Terrestrial («Инопланетянин») про одинокого мальчика, подружившегося с пришельцем. Дальше была расовая драма «Цветы лиловые полей» (1985), военные драмы «Империя Солнца» (1987) и «Спасти рядового Райана» (1998), комедия «Терминал» (2004), плутовская история «Поймай меня, если сможешь» (2002), псевдодокументалистика «Мюнхен» (2005)... Случались и проколы: романтическая история «Всегда» (1989), «цветная» драма «Амистад» (1997) не имели особого успеха, да и «Капитан Крюк» (1991) вышел, откровенно говоря, слабоватым.

Спилберга можно назвать «королем фантастики». В этом жанре у него не было ни одной «осечки». Два «Парка Юрского периода» (Стивен профинансировал разработку звукового формата DTS, который впервые появился именно в «Парке Юрского периода»), «Искусственный разум» (2001), «Особое мнение» (2002), «Война миров» — все они стали хитами. Следующей работой должен стать фильм «Межзвездный» (Interstellar, 2009) о группе космонавтов, попавших в другое измерение через «червячную дыру» в пространстве.

Спилберг преуспел и как продюсер. Он начал заниматься продвижением интересных сценариев и молодых талантов еще в 1978 году. Стивен прославился тем, что редко устраивает прослушивания претендентов на главные роли. Благодаря безошибочному чутью на хиты продюсерская деятельность стала приносить ему гораздо больше денег, чем режиссерская. В активе у Спилберга — такие тяжеловесы, как «Полтергейст», «Гремлины 1-2», «Назад в будущее 1-3», «Люди в черном 1-2», «Маска Зорро», «Шрек», «Трансформеры»... В его руках — студия Amblin Entertainment (названа в честь первого фильма) и часть студии DreamWorks SKG (до ее основания он заказывал спецэффекты в студии LucasArts). Неудивительно, что в Голливуде Спилберг считается кем-то вроде царя Мидаса, превращающего все, к чему он прикоснется, в золото — с той только разницей, что этот дар не мешает ему сытно кушать.

Письмо Рейгана к Спилбергу, в котором президент благодарит режиссера за показ E.T. в Белом Доме.

«1941».

Это интересно
  • Для «Челюстей» производились подводные съемки с участием реальных акул. В клетку был посажен лилипут, чтобы морские хищники казались рядом с ним просто огромными.
  • Спилберг активно поддерживает Демократическую партию, вносит на ее счет крупные суммы, и даже снял для демократов фильм «Неоконченное путешествие» с комментариями Билла Клинтона.
  • Лукас договорился со Спилбергом, что тот снимет шестой эпизод «Звездных войн», но этому помешали разногласия с Гильдией режиссеров.
  • Известен тем, что выкупает «Оскары» великих актеров прошлого века и передает их на хранение Американской Киноакадемии.
  • Владеет крупной коллекцией оружия и любит из него стрелять — но только на полигонах.
  • Любимые актеры (и хорошие друзья): Стив Мартин, Билл Мюррей, Робин Уильямс.
  • В 2001 году Спилберг получил от королевы Елизаветы рыцарский титул. Однако он не может пользоваться титулом «Сир», поскольку не является гражданином стран Британского содружества.

Со своим любимым композитором Джоном Уильямсом, написавшим музыку для доброго десятка его фильмов.

За кулисами

Со своей первой женой Эми Ирвинг режиссер познакомился в 1976 году на съемках фильма Брайана Де Пальмы «Кэрри». Ирвинг мечтала стать знаменитой и надеялась, что Спилберг прославит ее в своих блокбастерах, однако тот не желал заниматься протекционизмом. Кроме того, у Эми не сложились отношения со свекровью. Супруги развелись в 1989 году. По брачному договору (в зале суда выяснилось, что он написан на салфетке — то есть очевидно «задним числом») Эми досталось 100 миллионов долларов. Свадьба с актрисой Кейт Кэпшоу, сыгранная в 1991 году, оказалась удачнее. Кейт приняла иудаизм, подружилась с Леей Спилберг и целиком посвятила себя домашнему очагу.

Эми Ирвинг, первая жена Стивена.

В семье Спилбергов семеро детей: Джессика (от первого брака Кейт), Макс (от первого брака Стивена), Саша, Соер, Дестри (собственные), а также два приемных ребенка: негритенок Тео и итальянка Микаэла. Следуя по стопам своей мамы, Стивен балует их до невозможности (правда, иногда жалуется, что в доме слишком часто приходится менять изрисованные обои). Одним из немногих «табу» стал телевизор. Его позволяется смотреть не более 1 часа в день, поскольку, по мнению Спилберга, он разрушает детскую психику. Домашние животные? Без проблем. Сам Стивен очень любит собак.

Ничто разгильдяйское Стивену не чуждо.

Критики ругают Спилберга за то, что его фильмам не хватает глубины. Режиссер якобы слишком часто скатывается на сентиментальные «слезогонки», всегда делает оптимистичные концовки и несет прямую ответственность за то, что голливудский кинематограф перешел с пути высокого искусства на коммерческие рельсы.

Действительно, Спилберг стал отцом «блокбастеров» — эффектных картин, приносящих астрономические прибыли. Однако вспомним, что в 1960—70 годы быстро развивающееся телевидение едва не похоронило кино. Спилберг вернул зрителей в кинотеатры и доказал, что зрелищные картины не обязательно должны быть глупыми, а умные фильмы вовсе не предполагают десятиминутные монологи, произнесенные под унылое пиликание скрипки.

Стивен Спилберг — ребенок, который повзрослел, но не утратил способности смотреть на мир с изумлением. Режиссер, зацикленный на теме Холокоста, Второй мировой войны и несчастливого детства. Повелитель Голливуда, страдающий от депрессий и до сих пор трусящий перед премьерами своих фильмов. Человек, обожающий смотреть на звезды и мечтающий слетать в космос, несмотря на страх перед лифтами и самолетами.

Спилберг и Лукас на съемках первого «Индианы Джонса» в Тунисе (1981).

Когда мужчины делают так руками, они говорят либо о рыбалке, либо об анатомии (съемки «Списка Шиндлера»).

Есть контакт!

Связаться со Спилбергом практически невозможно. Но если вы напишете ему письмо, то, возможно, мэтр его прочитает. Вы можете попытать счастья с агентством Стивена:

Creative Artists Agency

9830 Wilshire Blvd

Beverly Hills, CA 90212, USA

Phone: 310 288 4545

Fax: 310 288 4800

Или с его студией:

Amblin Entertainment, Inc.

100 Universal Plaza, #477

Universal City, CA 91608, USA

Phone: 818 733 7000

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться