Вселенная трансформеров Вампиры нового Мира Тьмы Власть магов BADASS
Версия для печатиДоска почёта: Звёзды в фантастике. 10 самых-самых

5 место
Сириус

Нормальная белая звезда в созвездии Большого Пса. Самая яркая звезда на земном небосводе.

Расстояние — 8,6 световых лет.

Масса — 214 % массы Солнца.

История

У Сириуса имеется два спутника: Сириус B и Сириус С. Сириус В — белый карлик, обнаруженный астрономом Элвином Кларком в 1862 году. Он отстоит от Сириуса А на 19,8 а.е., двигаясь по орбите с периодом обращения 50,1 лет. Светимость Сириуса В в 8000 раз слабее Сириуса А. Сравнительно недавно компонента В была нормальной звездой, при этом потрясающе яркой — есть древние свидетельства, что некогда Сириус выглядел двойным и имел красноватый оттенок. Такой цвет мог быть у компоненты В до того, как произошел коллапс и она превратилась в карлика. Размер Сириуса В сегодня меньше размеров Земли, но по массе он не уступает Солнцу, имея чудовищную плотность.

Картина А. Соколова «Звездолет у двойной звезды».

Сириус С — красный или коричневый карлик. Его характеристики требуют уточнения, поскольку присутствие компоненты С обнаружено по возмущениям в движении Сириуса В. Известно только, что масса Сириуса С составляет 5% от массы Солнца, а вращается он по эллиптической орбите с периодом около 6 лет и на расстоянии не более 8,1 а.е. от компоненты А.

Фантастика

• Уже грек Лукиан Самосатский, которого считают первым фантастом, в рассказе о межпланетной войне «Правдивая история» описал псоглавых пришельцев с Сириуса.
  • Во вселенной «Основания» Азимова сектор Галактической Империи, в котором находится Земля и ближайшие к нам звезды, называется Сектором Сириуса.
  • Во вселенной «Мира-кольца» вокруг Сириуса обращается газовый гигант Двойной, у которого есть массивный яйцевидный спутник — мир под названием Проклятье.
  • В аниме-фильме Макото Синкая «Голос далекой звезды» на четвертой планете системы Сириуса, называемой Агерте, происходит столкновение космического флота землян с кораблями чужаков.

Реальность

• Сириус А — молодая звезда, возраст которой не превышает 500 миллионов лет. Если в его окрестностях и успели сформироваться планеты, они наверняка погибли после коллапса Сириуса В.

Ярчайшая звезда земного небосклона Сириус (слева внизу хорошо виден Сириус В).

Сириус А и Сириус В в представлении художника.

Во вселенной «Рамы» вблизи Сириуса находится загадочный Узел.

В фильме «Голос далекой звезды» в системе Сириуса происходит схватка землян с инопланетянами.

Во вселенной «Основания» имеется Сектор Сириуса.

4 место
Звезда Барнарда («Летящая»)

Красный карлик в созвездии Змееносца.

Расстояние — 5,965 световых лет.

Масса — 17% массы Солнца.

История

Звезду открыл Эдмунд Барнард в 1916 году. За высокую относительную скорость (106,8 км/с), которая выражается в быстром движении по небу (10 секунд дуги в год!), звезду называют «летящей». Астрономы установили, что в 11800 году звезда приблизится к Солнцу на минимально возможное расстояние в 3,8 светового года, сделавшись нашей ближайшей соседкой.

Питер ван де Камп на основе длительных наблюдений утверждал, что след звезды Барнарда образует волнистую линию — объяснить это можно было наличием массивных невидимых спутников. Долгое время считалось доказанным, что вокруг «летящей» обращаются три планеты-гиганта с массами 1,26, 0,63 и 0,89 массы Юпитера. Однако позднее это открытие было опровергнуто.

Фантастика

Землеподобная планета в системе звезды Барнарда.

• Впервые звезда Барнарда была упомянута в романе Джека Вильямсона «Легион космоса», опубликованном в 1934 году. В этом произведении планетная система «летящей» стала домом древней и ужасной расы медуз.
  • Позже Майкл Муркок в романе «Черный коридор» выбрал звезду Барнарда целью беженцев от всемирной катастрофы. Согласно Муркоку, звезда обладает развитой планетной системой, при этом две планеты пригодны для жизни.
  • Брекетт Ли в романе «Дальний прыжок» называет звезду Барнарда целью Первой межзвездной экспедиции. Экипаж земного звездолета обнаруживает восемь планет, на одной из которых живут одичавшие потомки великой цивилизации.
  • «Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом» Дугласа Адамса сообщает, что в районе звезды Барнарда находится межзвездный порт и перекресток трансгалактических трасс.
  • Согласно «Гипериону» Дэна Симмонса, на терраформированном Мире Барнарда обосновалась одна из древнейших колоний землян.
  • В романе Роберта Л. Форварда «Мир Скала» планетная система звезды Барнарда состоит из газового гиганта Гаргантюа и двух необычных планет, вращающихся вокруг единого центра масс и называемых Скалой.

Реальность

• Звезда Барнарда — маленькая, относительно холодная и очень древняя: ей около 12 миллиардов лет. Поэтому теоретически она может иметь планетную систему. Просуммировав результаты наблюдений, астрономы установили, что вблизи звезды Барнарда исключено наличие планет с массой больше 0,86 массы Юпитера. В «поясе жизни» (который для этой звезды находится в пределах от 0,034 до 0,082 а.е.) исключено наличие любой планеты с массой больше трех масс Нептуна.

Согласно «Гипериону», когда-нибудь у звезды Барнарда появится терраформированная планета.

«Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом» сообщает, что вблизи звезды Барнарда находится межзвездный порт.

Авторы проекта межзвездного корабля «Дедал» собирались отправить его к звезде Барнарда.

3 место
Эпсилон Эридана

Оранжевая звезда в созвездии Эридана.

Расстояние — 10,52 световых лет.

Масса — 85% массы Солнца.

История

Летом 2000 года была открыта планета Эпсилон Эридана b с массой, составляющей 80% массы Юпитера, которая вращается вокруг своей звезды по сильно вытянутой орбите на среднем расстоянии в 3,4 а.е., период обращения — 2580 земным дней. В 2002 году математическое моделирование пылевого кольца показало присутствие еще одной планеты, названной Эпсилон Эридана с. Эта планета в 30 раз тяжелее Земли и находится на расстоянии в 40 а.е. от звезды, год на этой планете равен 280 земным годам. Рядом с Эпсилон Эридана обнаружено кольцо холодной пыли, расположенное на орбите между 35 и 75 а.е. от звезды.

В романах Дэвида Вебера в системе Эпсилон Эридана расположен один из миров Солнечной Лиги.

Фантастика

• Звезда упоминается в фантастике как «сестра» Солнца. Во вселенной «Цикла Чайльда» Гордона Диксона в системе Эпсилон Эридана имеются две обитаемые планеты: Гармония и Ассоциация, управляемые Объединенным Советом Церквей.
  • Во вселенной «Основания» Азимова в системе Эпсилон Эридана существует холодная планета Кампаралон, на которой возникла первая колония землян у другой звезды.
  • Во вселенной «Межпланетных туров» Спрэга де Кампа там находятся две обитаемые планеты: Тор и Кукулкан.
  • Во вселенной «Хонора Харрингтона» Дэвида Вебера в системе Эпсилон Эридана расположен один из миров Солнечной Лиги, когда-то он был подвергнут жестокой бомбардировке.
  • Знаменитая посольская база «Вавилон-5» из одноименного телесериала находится на орбите планеты Эпсилон III, которая, возможно, принадлежит системе Эпсилон Эридана.

Реальность

• Возраст звезды не превышает 800 миллионов лет, и она напоминает Солнце на заре формирования нашей системы. «Пояс жизни» находится на расстоянии 0,54 а.е. В ближайшее время астрономы надеются найти там и другие планеты, в том числе землеподобные. Однако жизнь в системе Эпсилон Эридана вряд ли возможна, она слишком молода, чтобы на одной из планет успели появиться сложные органические соединения. Кроме того, внутреннее пространство системы заполнено кометами — гипотетические планеты подвергаются непрерывной кометной бомбардировке.

Так выглядит в специальный телескоп кольцо холодной пыли, окружающей Эпсилон Эридана.

Вид на планету Эпсилон Эридана b с одной из ее лун.

Планета-гигант в системе Эпсилон Эридана.

Математическая модель пылевого диска, благодаря которой была обнаружена планета Эпсилон Эридана с.

Картина А. Соколова «Автоматическая станция на молодой планете».

2 место
Тау Кита

Желто-оранжевая звезда в созвездии Кита.

Расстояние — 11,88 световых лет.

Масса — 92,1% массы Солнца.

История

Тау Кита — звезда, наиболее похожая на наше Солнце. Однако в 2004 году астрономы обнаружили, что вокруг Тау Кита в десять с лишним раз больше кометного и астероидного вещества, чем вокруг Солнца. Это было определено по наличию диска из холодной пыли, вращающегося вокруг звезды и, скорее всего, образованного столкновениями между мелкими частицами кометного и астероидного вещества.

Так выглядит в специальный телескоп облако пыли, окружающей Тау Кита.

Фантастика

• Во вселенной «Основания» Азимова планета Аврора и два ее спутника вращаются вокруг Тау Кита.
  • Во вселенной «Межпланетных туров» Спрэга де Кампа система Тау Кита состоит из трех планет: планеты Вишну, Ганеша и Кришна.
  • Во вселенной «Мира-кольца» в системе Тау Кита находится обитаемая планета Плато.
  • Во вселенной «Гипериона» Дэна Симмонса на планете у Тау Кита расположена административная столица Гегемонии Человека.
  • В цикле романов «Сага о Форкосиганах» Лоис М. Буджолд столица Цетагандийской империи расположена на одноименной планете Цетаганда, находящейся в системе Тау Кита.
  • В романе Роберта Хайнлайна «Время для звезд» земная экспедиция открывает у Тау Кита несколько землеподобных планет, одна из которых (Констанция) впоследствии будет колонизирована.
  • В романе Урсулы Ле Гуин «Обделенные» в системе Тау Кита находится двойной мир, состоящий из планет Анеррес и Уррас.

Реальность

• Согласно новейшим изысканиям, возраст Тау Кита превышает 10 миллиардов лет. Крупных планет не обнаружено, но малые планеты земной группы вполне возможны. Пояс жизни находится на расстоянии 0,68 а.е., год состоит из 228 дней (параметры близки к орбите Венеры).
  • Существование высокоразвитой жизни в системе Тау Кита вызывает у астрономов сомнение, поскольку эти планеты должны страдать от метеоритных ударов примерно в десять раз чаще, чем Земля. Однако, если в планетной системе Тау Кита имеются планеты-гиганты, они могут отклонять кометы и метеориты, защищая внутренние планеты от ударов.

В книге Роберта Хайнлайна «Время для звезд» земляне открывают у Тау Кита развитую планетную систему.

Картина А. Соколова «Организмы охотятся». Наверное, именно так будут выглядеть плотоядные растения на планете у Тау Кита.

На планете в системе Тау Кита. Считается, что планеты у этой звезды подвергаются непрерывной бомбардировке кометами и космическим мусором.

1 место
Альфа Центавра

Звездная система, состоящая из трех звезд: Проксима Центавра, Альфа Центавра А, Альфа Центавра В.

Расстояние до Альфы Центавра А и В — 4,37 световых года.

Расстояние до Проксимы Центавра — 4,22 световых года.

Масса желтой звезды А — 91% массы Солнца.

Масса оранжевой звезды В — 110% массы Солнца.

Масса красного карлика Проксима — 12% массы Солнца.

История

Ближайшая к Солнцу и самая популярная звездная система практически не видна в наших широтах, поэтому первые ее систематические наблюдения велись арабскими астрономами, от которых она получила название Толиман.

Четвертая по яркости звезда ночного неба и ярчайшая звезда Южного полушария, альфа Центавра была известна с глубокой древности, но только в 1752 году аббат Николас Луис де ла Кале открыл, что она двойная и состоит из близкорасположенных компонент. Эти компоненты обращаются вокруг общего центра масс по эллипсу на среднем расстоянии в 23 а.е. с периодом обращения 79,9 лет.

В 1915 году шотландский астроном Роберт Иннес открыл третью компоненту этой необычной системы — красного карлика, получившего название Проксима («Ближайшая») Центавра. Считается, что Проксима Центавра вращается вокруг системы Альфа Центавра с периодом около полумиллиона лет.

Гипотетическая планета у Проксимы Центавра.

Фантастика

• Во вселенной «Основания» Азимова имеется покрытая водой планета Альфа, вращающаяся вокруг Альфы Центавра. Там некогда была основана колония Новая Земля.
  • Во вселенной «Мира-кольца» Нивена в системе Альфы Центавра находится планета Вундерланд — прекрасный мир с красноватой растительностью и искрящимися морями.
  • Во вселенной «Дюны» Фрэнка Герберта система Альфа Центавра принадлежит Дому Кситен, исследовательские станции которого находится на четвертой планете Экез оранжевой звезды Б.
  • В романе Станислава Лема «Магелланово облако» земные космонавты, добравшись до Альфы Центавра, обнаруживают две маленькие пустынные планеты у Проксимы, развитую планетную систему у звезды А и мощный пояс астероидов у звезды Б. На второй «белой» планете системы А, закрытой плотным слоем облаком, существует высокоразвитая цивилизация, однако направленные к планете пилотируемые ракеты были уничтожены.
  • В романе Владимира Савченко «За перевалом» земляне открывают у Проксимы Центавра пустынные планеты, на которых развилась разумная кристаллическая жизнь, способная обитать в безвоздушном пространстве.
  • Цивилизацию плотоядных растений, освоивших космические технологии, земляне находят на одной из шести планет системы Проксимы в повести Мюррея Лейнстера «Проксима Центавра».
  • В романах Мэри Д. Рассел «Птица малая» и «Чада Божьи» в контакт с древней загадочной цивилизацией планеты Ракхат, вращающейся вокруг Альфы Центавра А, вступает межзвездная экспедиция, посланная Орденом иезуитов.
  • В телесериале «Вавилон-5» рядом с Проксимой находится колония землян. Кстати, цивилизация «центавриан», действующая в сериале, никакого отношения ни к нашей ближайшей звезде, ни к реальному созвездию Центавра не имеет — как уверяют авторы, созвучие чисто случайно.
  • В телесериале «Звездный путь» Альфа Центавра — первая система на пути человечества в Галактику. Несколько лет она была единственным домом для человечества, после того как Земля подверглась опустошительному нападению пришельцев.
  • Наиболее подробно планетная система Альфы Центавра представлена в компьютерных играх. Например, в знаменитой Alpha Centauri Сида Мейера описаны два мира, вращающиеся вокруг компоненты А и названные в честь греческих кентавров, — безжизненный Эвритион и землеподобный Хирон, у которого есть две луны: Несс и Фол. Именно на второй планете разворачиваются события игры.

Реальность

Так выглядит наше Солнце в небе планеты у Альфы Центавра.

• Современные астрономы утверждают, что в системе Альфы Центавра мы можем надеяться обнаружить планеты с биосферами.
  • Компонента А имеет такой же возраст, что и наше Солнце. На математических моделях было показано, что, несмотря на существование еще двух звездных компонент, вокруг А могут вращаться как минимум четыре землеподобные планеты внутри сферы радиусом в 3 а.е. — прямо в «поясе жизни».
  • Наблюдениями подтверждено, что в окрестностях Альфы Центавра нет газовых гигантов. Это смутило сторонников гипотезы существования жизни у ближайшей звезды. Ведь считается, что газовые гиганты защищают твердые землеподобные планеты от разрушительной бомбардировки космическим мусором, остающимся на пересекающихся орбитах после формирования планетной системы. Однако дальнейшие расчеты показали, что роль гиганта в данном случае могла сыграть компонента Б.
  • У Проксимы Центавра также подозревалось наличие планеты — достаточно крупной и близко расположенной, чтобы оказывать влияние на свою звезду. Однако современные методы обнаружения массивных планет эту гипотезу не подтверждают. Но даже если какие-то планеты поблизости от Проксимы Центавра есть, вряд ли на них возможна органическая жизнь. Проксима отличается суровым нравом — время от времени наблюдаются вспышки, при которых температура ядра этого красного карлика скачком повышается в 5-6 раз, а светимость — в 2 раза.

Альфа Центавра на ночном небе.

Так выглядит Альфа Центавра через телескоп.

В романе Станислава Лема «Магелланово облако» земляне открывают в системе Альфа Центавра обитаемую планету.

В игре Alpha Centauri сражение ведется за планету Хирон.

Картина А. Соколова «В мире двух солнц». Возможно, именно так будет выглядеть первая высадка на планету другой звезды.

1 |
1 2
Robin Pack
№ 1
30.04.2009, 19:15
Одна из самых интересных лично для меня статей. Сам при помощи звездного каталога подбирал такие варианты - ближайшие и наиболее похожие на Солнце звезды.
Помню, как меня впечатлила Звезда Барнарда, эта вечная бродяга космоса. Насколько я знаю, ось ее вращения перпендикулярна плоскости нашей галактики, что является совершеннейшим безумием с точки зрения астрономии. Читал даже теорию, что эта звезда со всей ее системой прибилась к нам из другой галактики.
Spy Fox
№ 2
30.04.2009, 20:10
Самая тоскливая из всех статей, когда-либо публиковавшихся в данной рубрике. Не надо было слушать кого попало. Попов прекрасно ее вел.
Robin Pack
№ 3
30.04.2009, 20:39
Для того, кто смотрит в небо не только на случай, если дождь начинается, это статья-бриллиант. Понимаю, таких в наше время немного. Звезды из города вообще не увидишь, а любителя наблюдать за ними увидишь еще реже.
Spy Fox
№ 4
01.05.2009, 09:02
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
Ой, вот только колкостей не надо! Во мне есть романтика. И именно поэтому мне эта статья не нравится. Потому что напоминает какую-то сухую и бездушную выдержку из справочника, а не нормальную статью из "МФ".
Bad 13
№ 5
14.09.2009, 21:15
Статья и правда суховата больше напоминает астрономический атлас, с небольшим вклейками из фентози…. Это её единственный минус… К набору звёзд приведенных в статье у меня претензий нет…
Матильда
№ 6
06.10.2010, 21:28
Согласна,суховато.Но картинки и фото-хороши.
Забыли:61-я Лебедя упоминается ещё и у Ефремова в "Туманности Андромеды".
Если был бы топ галактик в фантастике,какая была бы первой:Туманность Андромеды или Далёкая-далёкая галактика?)