Метательные машины ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» Луис Ройо — классик фантастической живописи
Версия для печатиДоска почёта: Звёзды в фантастике. 10 самых-самых

Ты у меня одна заветная

Самые-самые... Знаменитые звезды!

Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими.

Луций Анней Сенека

Тема межзвездных перелетов одна из основных в современной фантастике. Однажды вырвавшись за пределы Солнечной системы, герои романов и кинофильмов открыли для себя огромные блистательные миры, в которых можно встретить невероятных существ. Большинство авторов, пишущих на эту тему, обычно не предполагают, что их миры имеют точную астрономическую привязку. Но в научной фантастике можно встретить и вполне конкретные звезды, за которыми астрономы давно ведут наблюдения. Интересно взглянуть, как выглядели представления фантастов о планетных системах ближайших к нам звезд, и сравнить эти гипотетические построения с реальностью, открытой учеными.

10 место
Немезида

Красный или коричневый карлик.

Расстояние — не определено.

Масса — не определена.

История

В 1984 году Ричард Муллер выдвинул гипотезу, что на окраинах Солнечной системы существует массивный объект, который искажает орбиты комет, направляя их к Солнцу. Предполагается, что это звезда-компаньонка, которая движется по эллиптической орбите, а ее расстояние от Солнца варьируется между 90000 а.е. (астрономическая единица, примерно 150 млн километров) и 20000 а.е. Один раз в 30 миллионов лет компаньонка Солнца должна проходить через облако Оорта (гипотетическое облако протокомет). Во время этого прохождения облако будет «взбалтываться», результатом чего может стать кометный «обстрел» нашей планеты. Есть предположения, что в последний раз это вызвало массовую гибель динозавров.

Все звезды разделяются на спектральные классы: наше Солнце принадлежит классу G, гипотетическая Немезида — к классу М.

Фантастика

• Пришествие невидимой звезды подробно описано в романе Айзека Азимова «Немезида».
  • Экспедиция землян к невидимой ближайшей звезде описана в рассказе Георгия Гуревича «Инфра Дракона» — звезда оказывается двойной, и на ее спутнике космонавты обнаруживают жизнь.

Реальность

• Немезида занесена в один из каталогов слабых звезд. Однако с тех пор, как спутник «ИРАС» произвел обзор всего неба в инфракрасном диапазоне и не нашел в нем предсказанного излучения Немезиды, ее существование подвергается сомнению.

9 место
Эпсилон Индейца

Оранжево-красная звезда в созвездии Индейца.

Расстояние — 11,82 световых лет.

Масса — 77% массы Солнца.

История

Кружком обведен компаньон «ba» Эпсилон Индейца.

В 2003 году астрономы объявили, что у Эпсилон Индейца обнаружен «подзвездный» компаньон «ba» — коричневый карлик массой в 47 масс Юпитера и светимостью 0,2% от светимости Солнца. В его атмосфере выявлен метан, а сам карлик находится на расстоянии 1459 а.е. от Эпсилон Индейца. Еще позднее выяснилось, что «ba» имеет собственного карликового компаньона «bb», удаленного от него на расстояние 2,65 а.е. и с массой в 28 масс Юпитера.

Фантастика

• Во вселенной «Мира-кольца» Ларри Нивена рядом с Эпсилон Индейца расположилась «сестра» Земли по имени Дом.
  • В цикле романов Гарри Тартлдава «Война миров» там находится планета Хеллесс.
  • В космическом симуляторе Frontier: Elite 2 система Эпсилон Индейца состоит из десяти планет (три из которых — газовые гиганты). Колонии Федерации землян находятся на планетах Скала Эдмунда, Ли, Новая Африка и Мир Элисона.

Реальность

• Возраст Эпсилон Индейца не превышает 1,3 миллиарда лет. У нее может быть планетная система, но вряд ли на ней существует развитая биосфера. «Пояс жизни» (диапазон расстояний от звезды, в котором должна находиться планета для возникновения на ней жизни земного типа) находится на расстоянии 0,38 а.е. Период обращения гипотетической землеподобной планеты — 99 земных дней.

Компаньоны звезды Эпсилон Индейца.

Двойной коричневый карлик. Так может выглядеть компаньон «ba».

Так выглядят в инфракрасный телескоп «ba» и «bb» — компаньоны звезды Эпсилон Индейца.

Обложка романа Ларри Нивена «Мир-кольцо». В своих книгах Нивен описал вселенную, в которой нашлось место не только для мира-кольца.

8 место
61-я Лебедя

Двойная оранжево-красная звезда в созвездии Лебедя.

Расстояние — 11,4 световых лет.

Масса компоненты А — 70% массы Солнца.

Масса компоненты В — 63% массы Солнца.

История

61-я Лебедя была открыта в 1792 году Джузеппе Пьязи. Среднее расстояние между компонентами звезды — 86,4 а.е. Вокруг системы обнаружено пылевое скопление.

В 1942 году Кей Стренд пришел к выводу, что у 61-й Лебедя есть компонента С, по массе в 8 раз превышающая массу Юпитера и находящаяся на расстоянии 2,4 а.е. от компоненты А. Позднее эта гипотеза была признана ошибочной. В 1990-е годы было выдвинуто предположение о существовании трех массивных планет в системе 61-й Лебедя, но и оно не получило подтверждения.

Фантастика

• Во вселенной «Основания» Айзека Азимова обитаемая планета в системе 61-й Лебедя, входящая в Сектор Сириуса, считается одним из возможных родительских миров человечества.
  • Согласно роману «Экспедиция «Тяготение» Хола Клемента, на орбите рядом с 61-й Лебедя находится массивная и быстро вращающаяся планета Масклин. У планеты имеются кольца и огромные спутники.

Реальность

• Компоненты 61-й Лебедя старше Солнца и находятся довольно далеко друг от друга, что позволяет им обладать устойчивыми планетными системами. «Пояса жизни» сравнительно небольшие: для А он находится на расстоянии 0,3 а.е (годовой период — 76,8 земных дней), а для В — 0,2 а.е. (46,6 дней).

В космическом симуляторе Frontier: Elite 2 представлены все ближайшие звезды.

В романе «Экспедиция «Тяготение» Холл Клемент описал сплющенную планету Масклин.

7 место
Лаланд 21185

Массивный красный «карлик» в созвездии Большой Медведицы.

Расстояние — 8,29 световых лет.

Масса — 46% массы Солнца.

История

Впервые звезда была занесена в каталоги в 1801 году французским астрономом Жозефом Лефрансуа де Лаландом. Это самая типичная из ближайших к нам звезд — массивные красные карлики наиболее распространены в Галактике.

Фантастика

• В романе Лайона Спрэга де Кампа «Королева мошенников» описывается жизнь гуманоидной расы на планете Ормузд, вращающейся вокруг звезды Лаланд 21185.
  • В романе Грегори Бенфорда «По ту сторону моря солнц» вблизи Лаланд 21185 находится изрытая метеоритной бомбардировкой планета, которую населяют существа, способные непосредственно управлять электромагнитными полями.
  • Действие романа Хола Клемента «Звездный свет» происходит на медленно вращающейся планете Дхраун, солнце которой — Лаланд 21185.

Реальность

• Возраст Лаланда 21185 оценивается в 8 миллиардов лет — это достаточно старая звезда, чтобы рядом с ней могла существовать планетная система. Предположение подтвердилось, когда в 1996 году стало известно, что Лаланд 21185 сопровождается двумя планетами с массами 0,9 и 1,6 от массы Юпитера. Первая планета Лаланд 21185 b находится на расстоянии в 2,5 а.е. от звезды, на орбите с периодом обращения в 6 лет, вторая планета Лаланд 21185 c — на расстоянии в 10 а.е. с периодом в 30 лет. Расчеты показывают, что землеподобная планета может существовать в этой системе на стабильной орбите с радиусом 0,22 а.е., однако «пояс жизни» находится на микроскопическом расстоянии 0,074 а.е.

Так по представлениям художника выглядит планета Лаланд 21185 b.

В романе Грегори Бенфорда «По ту сторону моря солнц» в системе Лаланд 21185 живут повелители электромагнитных полей.

Лаланд 21185 будет первой звездой, на которую ученые собираются направить космический телескоп «Дарвин», создаваемый для изучения планет у ближайших звезд.

6 место
Процион

Двойная звезда в созвездии Малого Пса.

Расстояние — 11,41 световых лет.

Масса желтовато-белой компоненты А — 157% массы Солнца.

Масса белой компоненты В — 60% массы Солнца.

История

Тусклый белый карлик В был обнаружен в 1840 году. Он находится довольно близко от компоненты А (16 а.е.). Считается, что компонента В была больше и горячее, чем А, быстро сгорела, но после своей смерти обогатила Процион веществом.

Планета Андория около Проциона (сериал «Звездный путь»).

Фантастика

• Во вселенной «Межпланетных туров» Спрэга де Кампа рядом с Проционом находятся три обитаемые планеты: Осирис, Исида и Тот.
  • Во вселенной «Мира-кольца» Ларри Нивена там существует планета с забавным названием Мы-сделали-это.
  • В трилогии Сергея Снегова «Люди как боги» на второй из трех планет системы Проциона обитают мыслящие мхи.
  • В телесериале «Звездный путь» Процион фигурирует как главная звездная система расы «андорианцев», при этом Андориа (Процион VIII) — спутник газового гиганта.
  • Действие компьютерной игры «Потерянная колония» происходит на землеподобной планете Процион III.

Реальность

• Процион — сравнительно молодая звезда, ей пока не исполнилось и двух миллиардов лет. Поэтому если в «поясе жизни» (2,7 а.е. от Проциона А) существуют землеподобные планеты, они обладают только самой примитивной биосферой.

Так выглядит Процион через телескоп.

Картина А. Соколова «Утро планеты двух солнц».

1 2
Robin Pack
№ 1
30.04.2009, 19:15
Одна из самых интересных лично для меня статей. Сам при помощи звездного каталога подбирал такие варианты - ближайшие и наиболее похожие на Солнце звезды.
Помню, как меня впечатлила Звезда Барнарда, эта вечная бродяга космоса. Насколько я знаю, ось ее вращения перпендикулярна плоскости нашей галактики, что является совершеннейшим безумием с точки зрения астрономии. Читал даже теорию, что эта звезда со всей ее системой прибилась к нам из другой галактики.
Spy Fox
№ 2
30.04.2009, 20:10
Самая тоскливая из всех статей, когда-либо публиковавшихся в данной рубрике. Не надо было слушать кого попало. Попов прекрасно ее вел.
Robin Pack
№ 3
30.04.2009, 20:39
Для того, кто смотрит в небо не только на случай, если дождь начинается, это статья-бриллиант. Понимаю, таких в наше время немного. Звезды из города вообще не увидишь, а любителя наблюдать за ними увидишь еще реже.
Spy Fox
№ 4
01.05.2009, 09:02
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
Ой, вот только колкостей не надо! Во мне есть романтика. И именно поэтому мне эта статья не нравится. Потому что напоминает какую-то сухую и бездушную выдержку из справочника, а не нормальную статью из "МФ".
Bad 13
№ 5
14.09.2009, 21:15
Статья и правда суховата больше напоминает астрономический атлас, с небольшим вклейками из фентози…. Это её единственный минус… К набору звёзд приведенных в статье у меня претензий нет…
Матильда
№ 6
06.10.2010, 21:28
Согласна,суховато.Но картинки и фото-хороши.
Забыли:61-я Лебедя упоминается ещё и у Ефремова в "Туманности Андромеды".
Если был бы топ галактик в фантастике,какая была бы первой:Туманность Андромеды или Далёкая-далёкая галактика?)