Google+
Code Geass МИРЫ. BATTLETECH 25 сериалов Путеводитель по «Звездному пути»
Версия для печатиАрсенал: Арсенал. Искусство рукопашного боя

Стальной кулак

Искусство рукопашного боя в Европе и на Ближнем Востоке

Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными.

Отчет Зигмунда Геберштейна, австрийского посола в Москве 16 века

Нужно заметить, что борьба без оружия не слишком естественное занятие для человека. Ведь в свое время наши предки потому и расстались с клыками, что потребность в естественном вооружении исчезла благодаря появлению оружия искусственного. Тем не менее сражаться иногда приходится и без оружия.

В наши дни понятия «единоборство» и «боевое искусство» прочно ассоциируются с Востоком. Но и в Европе были свои стили рукопашного боя. Вопрос об их достоинствах в сравнении с восточными стилями до сей поры остается открытым.

Ранние виды борьбы

Медвежий стиль включает удары когтями в голову и захваты с укусом.

Борьба в той или иной форме практиковалась у всех народов как наиболее простой и естественный способ «нейтрализовать» противника. Чтобы вывести врага из строя одним ударом ноги или кулака, требуется изрядный опыт. По этой причине неподготовленный человек в драке скорее склонен хватать, а не бить. После захвата наиболее очевидное решение — вывести противника из равновесия и повалить его на землю. То есть привести его в положение, из которого он ударить уже не сможет.

До наших дней сохранилось множество «национальных» видов борьбы. В Средней Азии распространен древний тюркский кураш, в Армении — кох, в Грузии — чидаоба. Есть свои виды борьбы у финнов, нанайцев, монголов, голландцев, молдаван и немцев. В Исландии до сих пор практикуется глима, приемы которой в свое время служили еще викингам.

Все упомянутые «народные» единоборства нельзя назвать настоящими боевыми стилями. Арсенал их приемов очень беден. Цель «борьбы на поясах» — как-то регламентировать обычную возню от избытка сил, чтобы можно было выявить «первого парня на деревне» без серьезного урона здоровью других претендентов.

Тем не менее ни в коем случае нельзя считать национальные виды борьбы бесполезными в военном отношении. Так или иначе, занятия ими, когда-то обязательные и естественные для всех мужчин, давали определенную физическую подготовку, а также развивали умение сохранять равновесие.

Кушти

В 4 веке до нашей эры войска Александра Македонского принесли панкратион в Индию, где он сохранился до нашего времени под названием маллявеша. Многое заимствовала из арсенала его приемов и древняя арийская борьба кушти.

При подготовке куштистов («пахалванов» у индусов или «пехлеванов» у персов) большое внимание уделяется атлетике. Для развития мускулатуры используются деревянные и каменные дубины, а также стальные луки. Тренинг предполагает и специальную диету. До введения весовых категорий бойцы никогда не пренебрегали преимуществами, которые дает в поединке больший, чем у противника, вес. Низко расположенный центр тяжести повышает устойчивость и эффективность бросков.

Кроме обычных силовых, болевых, удушающих и выламывающих приемов, кушти включает и близкие к технике дзюдо броски с использованием инерции противника. Также, в отличие от панкратистов, индийские и иранские борцы умели ставить блоки против кулачных ударов.

Греки отмечали, что персы не уступают им в борьбе.

Панкратион

Древнейшим видом единоборства, о котором есть достаточно подробные сведения, стал греческий панкратион борьба, сочетающаяся с элементами кулачного боя. На боевое назначение панкратиона указывает то, что противники продолжали бороться и «в партере», то есть после обоюдного падения.

Своим появлением панкратион обязан изменению тактики боя. В бронзовом веке воинам все чаще приходилось вступать в сражение в тесноте и давке фаланги, где копья (да и кулаки тоже) оказывались бесполезными. Само собой, значение имело и появление военной аристократии — прослойки людей, имеющих возможность посвящать все свое время совершенствованию боевых приемов.

Шотландская, монгольская и африканская борьба.

В наше время классическая или греко-римская борьба, в основу которой легли приемы панкратиона, кажется недостаточно эффективной для звания боевого искусства. Дело в том, что из современного варианта борьбы исключены все опасные, травматические, болевые приемы. Панкратистам же запрещалось только кусаться. Можно было бить кулаком, ребром ладони, ногами и коленями. Разрывать рот, ломать шею, душить, выкручивать суставы, выдавливать глаза — все это тоже было можно.

На состязаниях панкратистов судья с палкой (виден справа) не допускал полного проведения смертельного приема.

В обычном неспортивном бою никто не запретит противникам кусаться. И, что значительно более важно, оппоненты могут быть вооружены — хотя бы кинжалами. Поэтому на состязаниях панкратисты обычно действовали так, словно противник вооружен — в первую очередь стремились захватить или блокировать правую руку.

В римское время панкратион в значительной степени вышел из боевого употребления. Легионеры обучались борьбе, включавшей броски, заломы и захваты, но не удары. С другой стороны, фехтование в то время подразумевало умение использовать кулаки, локти и делать подсечки.

Кулачный бой

В спортивном боксе перчатки смягчают удар. Изначально они лишь защищали руку.

У борца есть слабость — он не может противостоять нескольким противникам одновременно. По этой причине еще в древних Египте, Шумере и Греции, кроме борьбы, культивировалось и искусство кулачного боя. О том, насколько хорошо были поставлены удары греческих бойцов, можно судить по тому, что им первым пришла в голову мысль о необходимости защиты рук. Ведь если удар действительно способен крушить кости, то это скорее окажутся фаланги пальцев, чем ребра противника. Греки обматывали кулаки кожаными ремнями, а в римское время появились и настоящие боксерские перчатки.

Из-за более сложной, чем у борьбы, техники кулачный бой обычно играл второстепенную роль. Лишь на Руси и в Англии именно бокс стал национальным видом единоборства. Особенно выделялась в этом отношении Московия, где увлечение кулачным боем было воистину повальным и массовым.

Побоища «стенка на стенку» в масштабах улиц, кварталов и городов — не в порядке «выяснения отношений», не на первенство, а просто так, для разминки — регулярно происходили на Руси в течение многих веков. В ход шли преимущественно кулаки, ноги применялись для подсечек и чтобы топтать упавших. Лишь в 1726 году высочайший указ воспретил «бить лежачих». Ножи, кастеты, дубинки и кистени также были запрещены, но использовались регулярно. Редкая «буза» обходилась без нескольких убитых и покалеченных.

Почему породу назвали «боксером»? Из-за сплющенного носа.

Можно ли считать русский кулачный бой «искусством» или «школой»? Пожалуй, нет. С одной стороны, регулярные упражнения такого рода давали хорошую практику и приучали терпеть боль и «держать удары». Предельно близкие к боевым условия воспитывали презрение к риску. С другой стороны, удары наносились примитивно — «вразмашку», что делало их предсказуемыми. Защита и уклонения также практически отсутствовали.

Традиция массовых кулачных боев стала сходить на нет лишь к 20 веку. Даже в Первую мировую войну спецподразделения русской армии набирались из опытных «стеночников», а на чемпионатах страны по боксу побеждали уличные кулачные бойцы. Но уже в 1920 годах техника английского бокса продемонстрировала полное преимущество.

На стенке не было весовых категорий. Слабейшая сторона справлялась как могла.

Совершенствованию «русского стиля» препятствовала именно массовость увлечения кулачным боем. Для того чтобы искусство развивалось, требовалось, чтобы кто-то, как это было в Англии, занимался им профессионально. Оттачивал навыки, обобщал опыт и затем учил других. Но на Руси кулачному бою никто не учился иначе, нежели на собственном опыте. Каждый видел себя на «бузе» не зрителем, а участником. Не проводилось и индивидуальных соревнований, на сборы с которых могли бы существовать профессиональные мастера.

Средние века

Мало известно, но факт, что борьба, наряду со стрельбой из лука и плаванием, входила в число «семи благородных искусств», обязательных к изучению каждым рыцарем. Правда, это была особая борьба — в доспехах. Удары практически не применялись, так как о панцирь противника слишком легко было повредить руки. Зато обычно использовался кинжал. Под названием «ёрои-куми-учи» существовало подобное искусство, в основу которого легли приемы сумо, и в средневековой Японии.

Другим сугубо средневековым единоборством была конная борьба, известная на Ближнем Востоке под названиями кокпари , улак, чопанах. Упирая ногу в бок вражеской лошади, один всадник пытался сбросить другого с седла под копыта.

С появлением латных перчаток удары снова вошли в «рыцарский стиль».

Рукопашный бой в новое время

В течение 19 века классическая борьба и бокс продолжали лежать в основе рукопашной техники европейских армий, хотя внимание им уделялось небольшое. В лучшем случае солдат учили всего нескольким броскам травматического действия.

По первому времени от схваток с борцами мастеров восточных единоборств немного плющило.

О восточных единоборствах в Европе в ту пору не подозревали. Даже рукопашные схватки русско-японской войны не дали оснований полагать, что японцы владеют приемами какой-то особой борьбы. Лишь благодаря расширившимся культурным связям с Японией в начале 20 века в Европе узнали о дзюдо.

Первые показательные выступления японцев также не произвели впечатления. Признанные мастера дзюдо в борцовских поединках проигрывали обычным курсантам военных академий. Лишь несколько позже было замечено, что причиной тому был малый рост японцев. При равном весе их более изощренная техника давала бесспорное преимущество над европейскими борцами. И, хотя боксеры и продолжали утверждать, что превосходства над ними еще никто не показал в практической дискуссии, дзюдо стремительно захватывало позиции. Возможности бокса были слишком ограниченными.

Начиная с 20 годов спецслужбы, а затем и армии европейских стран стали серьезно интересоваться восточными стилями. В СССР они начали изучаться под маскирующим наименованием «самбо». Почему-то в то время советское руководство не хотело признать японского происхождения борьбы.

В крав-маге все простенько и со вкусом.

О специфически европейских единоборствах в первой половине 20 века говорить не приходится. Но странно было бы, если опыт двух небывалых по размаху войн не привел к прогрессу и в искусстве рукопашного боя. Среди стилей нового времени можно упомянуть израильскую крав-магу и русскую «боевую машину».

Прогуливаясь по улицам довоенного Будапешта, Имай Лихтенфельд точно установил, что и бокс, и дзюдо (которыми он владел в совершенстве) недостаточно эффективны, чтобы отбиться в уличной драке от банды подонков, твердо решивших поколотить скромного еврейского мальчика.

Приемы дзюдо слишком сложны. Их трудно провести, но главное — им трудно научиться. Что очень важно, ибо при равном времени обучения большего совершенства достигнет тот, чья техника проще.

Боксу обучиться легче, и он хорошо подходит для схватки с несколькими противниками. Боец постоянно двигается и отвешивает удары, нигде не задерживаясь и не давая себя окружить. Но если боксера собьют с ног либо схватят, его искусство окажется бесполезным.

Имай решил разработать предельно практичную систему. Главная особенность крав-маги заключается в немногочисленности и простоте приемов. Стремительность движения рассматривается как следствие его простоты и экономичности. А эффективность — как следствие уязвимости точки тела противника, в которую направлен удар.

Трудность стиля — в необходимости полного контроля над эмоциями. Попасть пальцем в подброшенную монету — не шутка. Теоретически, ткнуть пальцем противника в глаз нисколько не сложнее.

В реальном поединке по крайней мере одна из сторон вооружена.

Линию практической эффективности в послевоенные годы продолжил Анатолий Тарас, обобщивший методы военной рукопашной схватки, сложившиеся в окопах двух мировых войн. В «боевой машине» главная ставка делается на предельно жестокие приемы шокового и травматического действия. Эффективность ударов повышается путем использования подручных средств.

Воин не должен быть безоружным, какое-то оружие есть всегда. Если это не нож, то ремень, шланг противогаза, кусок проволоки, осколок стекла, палка, гвоздь, камень. Еще в 1916 году немецкими солдатами было стихийно освоено кобудо — японское искусство использовать предметы, для боя не предназначенные. Но ввиду невозможности найти в окопе цеп для выбивания риса, серп каму или рукоятку от жернова тонфу, обычно ими использовалась саперная лопатка.

Особенностью разработанного Тарасом стиля стало отсутствие приемов, включающих удары по голове. Ибо там кость! О которую мастера «боевой машины» легко раскалывают бутылки и кирпичи... Шутка. Поскольку этот вид борьбы предназначен специально для армии, предполагается, что на голове у противника — каска.

Капоэйра

Бразильская капоэйра — возникшее уж в новое время, оригинальное, среднее между танцем и рукопашным боем искусство, «визитной карточкой» которого стали удары ногами с опорой на руки.

Плантаторы долго не могли понять, почему их афробразильцы все время ходят битые. А те танцевали.

Основой для капоэйры послужили ритуальные пляски ангольских племен, сохранившиеся в среде негров-рабов, вывезенных из Африки. О практической эффективности этой системы исчерпывающе говорят два факта. Во-первых, в конце 19 века капоэйра была принята на вооружение бразильскими спецподразделениями. Во-вторых, ознакомившись с другими стилями рукопашного боя, бразильцы оставили эту затею.

Издревле танец — распространенное и эффективное средство привлечь к себе внимание и продемонстрировать особам другого пола свою физическую форму. Поэтому старинные, да и современные танцы нередко включали в себя акробатические элементы и энергичные, «близкие к боевым» движения. Как, например, махи ногами в канкане (не стой под стрелой).

Для превращения танца в боевое искусство, пусть даже и весьма ограниченное, требуется лишь выбрать движения, опасные для здоровья окружающих, и отработать их как рефлекторную реакцию на нападение. Это не так уж трудно, учитывая, что сложные движения танца куда легче усваиваются массами, чем приемы рукопашного боя. Ибо танцы — в любом случае популярный у молодежи способ проведения досуга. Драться же нужно учиться специально, в свободное от работы и танцев время.

Успехи бразильских капоэйристов оказали неожиданное действие на развитие единоборств в нашей стране. Уяснив, что и восточнославянские танцы также включают акробатические элементы, некие лица бойко создали школы «боевого гопака» и принялись писать параисторические исследования, повествующие, как русские воины, пускаясь вприсядку, подныривали под вражеских лошадей. Однако нужно заметить, что претензии этих «казачьих» или «русских стилей» на историчность и боевую ценность не основаны ни на чем, кроме фантазии их авторов.

Капоэйра. Свободный полет.

Сават

Приемы французской борьбы сават были разработаны на рубеже 17—18 веков учителями фехтования. Обычно при фехтовании ноги у бойца заняты, помогают ему наносить удары клинком. Но на случай, если шпага будет блокирована, мушкетеры имели в своем распоряжении и некий арсенал приемов рукопашного боя. Накопившийся опыт позволил создать стиль, много заимствовавший от боя на шпагах, но самой шпаги в руке не предполагающий.

Фехтование развивает не физическую мощь, а исключительную скорость и точность движений. Используя фехтовальные стойки, боец не сильно, но безошибочно поражал противника в глаза, уши, горло, виски, нос.

Бьют в савате не кулаком, а ребром ладони, раскрытой ладонью, пальцами или ногами. Но, к сожалению для Ван Дамма, изобразившего в фильме «Сават» все что угодно, кроме настоящего савата, ноги в этом единоборстве применялись лишь для подсечек. Выше колена саватисты не били.

В фехтовании, как и в танце, многие движения можно превратить в удары.

* * *

Как же случилось, что капоэйра стала боевым стилем, а гопак — нет? На самом деле, удивляться здесь решительно нечему. Ведь и в самой Африке мужской атлетический танец не превратился в искусство рукопашного боя. Свободным охотникам саванн это было ни к чему. У них были копья.

Проследив историю восточных единоборств, можно заметить явные аналогии. Там, где оружие доступно, искусство безоружного боя либо не развивается, либо имеет вспомогательное значение.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Wormilon
№ 1
31.01.2008, 12:24
Проследив историю восточных единоборств, можно заметить явные аналогии. Там, где оружие доступно, искусство безоружного боя либо не развивается, либо имеет вспомогательное значение.
---------------
супер.
Franka
№ 2
31.01.2008, 12:57
Отличный разбор, как обычно. И позволяет сделать далекоидущие выводы.
KWOFF
№ 3
31.01.2008, 12:59
Хорошая статья. Прочитал с интересом.
pankor
№ 4
31.01.2008, 13:01
А мне немного не понравилось про "боевой гопак". Как-то в плохом свете представленно. Хотя в принципе все верно.
KrasavA
№ 5
02.02.2008, 16:41
В статье понравилось четкое разъяснение что и откуда и в какое время произошло. Познавательно, особенно понравилась часть про капоэйра. Как танец может стать боевым искусством))))))))))
Valde
№ 6
01.11.2008, 14:17
Материал понравился. Только хотелось уточнить, что Тараса как и Шляхтера надо воспринимать очень условно.
Автолик
№ 7
28.05.2009, 13:46
А боксеров (собак) так называют за то, что драку они начинают, ударяя лапами по морде противника. Ну и морда, конечно, тоже наводит на мысли)
Винкельрид
№ 8
28.05.2009, 13:59
Цитата:
Сообщение от Valde Посмотреть сообщение
Тараса как и Шляхтера надо воспринимать очень условно
Нельзя не согласиться.
В остальном статья - просто загляденье. Никаких охов-ахов и повторений мифов, всё по делу.
Про капоэйру - не упомянуто только (или я невнимательно читал), что бедные рабы тоже использовали мачете и ножи между пальцев ног зажимали. Без этого всего сейчас капоэйру боевым искусством можно назвать только с большой натяжкой (тех, кто считает, что Томи Джаа (знаю, что не капоэйрист) побьёт любого бойца ММА, прошу не возражать:-)). Впрочем, для тех, кто готов платить огромные бабки за тренажёрные залы, хотя во дворе дома ржавеет турник и брусья, именно такое псевдобоевое искусство - в самый раз.
Utanur
№ 9
21.01.2011, 18:42
Не понятно почему обошли вниманием немецкую школу безоружного боя 14-16 века.Ее техника описывалась в тех-же учебниках,что и фехтование.
В "school of saint george",заведении изучающем европейские средневековые боевые искусства,её активно практикуют.Видел видеозаписи в сети-во многом на боевое самбо или некоторые техники дзю-дзюцу похоже,но со своими отличиями.
Может будет статья и о них?
13prizrak
№ 10
05.01.2013, 00:58
Вообщето в современном савате высокие удары ногой очень даже используют, как и кулаки(хотя за них дают мало очков), и считается, что изобрели его не фехтовальщики, а матросы в Марселе.Сейчас сават киксбоксинг напоминает, но с отличиями конечне.
hjkl
№ 11
05.01.2013, 12:49
13prizrak,
Марсельский бокс назывался не сават, а шассон от туда кстати и пришли в сават удары кулаком и ногой выше пояса. Шассон слился с саватом и как отдельное направление исчез хотя современный сават это скорее шассон чем сават.

Последний раз редактировалось hjkl; 05.01.2013 в 15:27.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться