Google+
ghost in the shell Супергерои как миф Звездные войны: Технологии «Star Wars» ДОКТОР КТО 2
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№45, май 2007). Дмитрий Злотницкий. Вместе новый мир...

Вместе новый мир построим?

Не секрет, что, несмотря на приличные тиражи и явную востребованность у публики, почти все книжные межавторские сериалы пользуются дурной славой литературы низкого пошиба. При виде очередного тома «Звездных войн» или «Конана», а уж тем более новеллизаций компьютерных игр или комиксов большинство критиков лишь презрительно кривится. Мол, и работают над такими сериями одни лишь торгаши от литературы, лишенные настоящего таланта, и произведения у них получаются посредственные: для развлечения еще сойдет, но серьезности ни на грош — ни уму, ни сердцу. Неужели популярность мультимедийных проектов объясняется лишь недостатком вкуса у широких масс? Но как тогда объяснить, что и авторские вселенные писателей, талант которых сложно оспорить: Джорджа Мартина, Сергея Лукьяненко, Анджея Сапковского и даже Джона Р. Р. Толкина, — постепенно обрастают играми, комиксами и прочей «побочной» продукцией?.. Попробуем разобраться.

Дмитрий Злотницкий. Постоянный автор «Мира фантастики»

Первое. Почему в этом заинтересованы писатели? Ответ напрашивается сам: кушать хочется всем, а получить бонус в виде толстого слоя масла на честно заработанный кусок хлеба всегда неплохо. Работа в чужом сериале или продажа прав на выпуск «сопутствующей продукции» по собственному миру, безусловно, могут принести неплохие дивиденды. Но вряд ли и без того успешный автор пойдет на поклон к Большому доллару, если не видит в этом, наряду с коммерческими, творческих перспектив для себя или своего мира. И за примерами далеко ходить не надо: благодаря появлению коллекционной карточной игры по мотивам «Песни льда и пламени» эту вселенную проиллюстрировали десятки великолепных художников, и она заиграла новыми красками.

Второе. Спрос рождает предложение, а не наоборот. Так что же вызывает такой интерес зрителей, читателей, игроков к межавторским проектам? Ведь, чего уж душой кривить, в большинстве случаев художественный уровень любого рода произведений «по мотивам» оставляет желать лучшего. Полагаю, главную роль здесь играет желание человека вновь и вновь погружаться в полюбившийся мир. Я до сих пор помню ощущения, испытанные в глубоком детстве, после первого просмотра «Звездных войн». К совершенно неудержимому восторгу примешивалась тревожная мыслишка: «Неужели это — все? Нет, так не пойдет, хочу продолжения!». К счастью, задолго до того схожие опасения посетили миллионы американцев, и Джордж Лукас уже смекнул, что на этом можно неплохо подзаработать. «Звездные войны» стали одним из первых серьезных мультимедийных проектов. Заразителен не только дурной пример — и ближе к концу прошлого века межавторские миры начали появляться, как грибы после дождя.

Любителей настольных или компьютерных игр сегодня не удивишь продукцией по лицензии. К экранизациям давно привыкли все киноманы. И лишь читатели (пусть и не все, но многие) почему-то продолжают воспринимать любую книгу из межавторской серии как пощечину «настоящей» литературе. А ведь в куче действительно посредственного чтива нет-нет, да и попадется выдающееся произведение. И в последнее время все чаще.

На заре межавторских проектов на качество продукта обращали внимание в последнюю очередь, ведь эффект узнавания и так обеспечивал продажи. Главным достоинством такой литературы была бессрочная путевка в полюбившийся мир. Так оставалось до тех пор, пока основной расчет шел на потребителя, знакомого с первоисточником. Насколько я могу судить, сейчас, напротив, новеллизации все чаще используются для привлечения к оригинальному продукту новой публики, а это требует повышения уровня книг за счет приглашения действительно умелых авторов.

Я считаю, что коли писатель сумел создать увлекательную, неординарную историю, то его произведение имеет право на жизнь вне зависимости от того, работает он на себя или на крупный бренд. Конечно, немало авторов только новеллизациями и занимаются. Но это вовсе не значит, что только такие авторы пишут для межавторских сериалов: над теми же «Звездными войнами» наряду с Терри Бруксом и Робертом Сальваторе (заметим, тоже сотворившими собственные миры) трудились лауреаты «Хьюго» и «Небьюлы» — Тимоти Зан и Уолтер Уильямс. В этой же вселенной есть и еще более впечатляющий пример: новеллизацию «Мести ситхов», написанную Мэтью Стовером, многие поклонники Саги считают даже более сильным произведением, чем оригинальный фильм. А секрет подобного достижения, как мне кажется, прост — над такими проектами должны работать молодые, не пресытившиеся деньгами и славой авторы, которые будут трудиться не только за деньги, но и ради того, чтобы заложить фундамент будущей карьеры. Пока удачные примеры скорее исключение, но, при должном соединении всего лучшего, что предлагают различные виды искусства, и грамотном подборе исполнителей, они вполне могут стать правилом. Для этого достаточно, чтобы писатели подходили к своей работе с душой, а известность мира не становилась единственным плюсом произведения.

Нет, я не призываю читателей «Мира фантастики» бросать все и выстраиваться в очередь за очередным шедевром тех же Уэйс с Хикмэном. Но полагаю, что не стоит валить все новеллизации в одну кучу и ставить книге низкий балл только потому, что она написана в рамках той или иной мультимедийной серии. Судить о каждом конкретном произведении надо по его достоинствам и недостаткам, а не из предпосылки, что любой межавторский проект — от лукавого.

Пора уже избавляться от сложившихся стереотипов и перестать считать клеймом популярный бренд на обложке книги.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Yakut
№ 1
25.05.2010, 15:11
если новый автор может придумать действительно стоящее, то проблем действительно нет...
Но тут есть одна проблема - основная идея и собственно дух, которой придал книге первый автор.
Если новый автор сможет, помимо использоания чужого мира и персонажей, передать тот же дух, то проблем нет.
Но в том-то и дело, что чаще всего новые авторы просто берут "голый" мир без всяких ценностей, которые для автора были важны, и извращают или переиначивают все под себя.
Простой пример- Властелин колец. Ведь эту книгу не просто так сейчас в наших школах изучают.
А что сделал Ник Перумов? Все перетасовал, вроде и мир тот же, ан нет. Другие ценности, другой дух.
Потому использовать известный бренд конечно можно, но не всякому дано, и не всякий бренд.
А у нас этим сейчас кто занимается? Вы сами и сказали - те кто за баблосами гонится.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться