Google+
Доска почёта. Предатели Стимпанк жанр Мифология Средиземья Вампиры нового Мира Тьмы
Версия для печатиАрсенал: Арсенал. Прямые мечи
Кратко о статье: Символ средневековья и фэнтези, предмет гордости настоящего героя, меч — простое, удобное и благородное оружие настоящего воина. Одноручные и полуторные мечи, бастарды и эстоки хранятся в исторических музеях, и ими же писатели вооружают своих персонажей. Подробно о мечах — в материале нашего постоянного автора Игоря Края.

Самое романтичное оружие

Прямые мечи

На следующей стоянке ведьмак заинтересовался сигиллем, мечом Золтана.

Меч был длиной около сорока дюймов, а весил не больше тридцати пяти унций. У двенадцатидюймовой, покрытой перекрещивающимися лоскутами ящериной кожи рукояти вместо оголовья был цилиндрический латунный хомутик, гарда была небольшая и мастерски выполненная.

Анджей Сапковский, «Крещение огнем»

Меч признанный символ Средневековья. Целый пласт современной культуры фэнтези мы зовем миром «меча и магии». Но почему именно меча? Разве «мир копья и магии» звучало бы хуже? Разве топоры и палицы играли меньшую роль?

Особое отношение к мечу связано не только с его эстетическими достоинствами. Длинный прямой меч — специфическое оружие конного воина, а значит, воина знатного, «хозяина жизни». Сами рыцари именовали себя «копейщиками» и высоко ценили надежность боевых секир. Но к мечам, как к негласному символу своего сословия, они испытывали особые чувства. Сражающаяся в пешем строю чернь не носила длинных мечей.

Фэнтезийные мечи часто отличает действительно фантастическая замысловатость формы.

Первые мечи

Прямые мечи.

В чем заключаются достоинства прямого меча? Главным образом — в удобстве. Длинный и, сравнительно с кинжалом, тяжелый клинок позволяет как колоть, так и рубить. При этом смещенный к гарде центр тяжести упрощает управление оружием. Фехтование мечом утомляет меньше, чем нанесение ударов палицей той же массы. Большие преимущества меч предоставляет и в защите. Цельнометаллическая конструкция и гарда позволяют эффективно отражать не только вражеские выпады, но и метательные снаряды. Во многих случаях мечник может обойтись без щита.

Наконец, меч хорош тем, что подходит любому. Владея этим оружием, можно реализовать преимущества как в силе, так и в ловкости, и в опыте. И, соответственно, возместить то, чего не хватает, тем, что имеется в избытке.

Недостатки меча также были известны с древности. Именно из-за низкого расположения центра тяжести пробивная сила этого оружия «хромала». Для борьбы против хорошо бронированного противника меч оказывался не лучшим выбором. Кроме того, на протяжении всего Средневековья длинные клинки оставались дороговатыми в изготовлении и недостаточно долговечными.

Самые ранние прототипы мечей — прямые деревянные палицы маканы — существовали еще в эпоху неолита. Но развитие идея подобного оружия смогла получить только после появления бронзы. В начале 1 тысячелетия до н. э. длинные прямые клинки уже встречаются в захоронениях Галлии и Скандинавии.

Древнейшие бронзовые мечи почти не отличались по форме и размеру от железных мечей более позднего периода. Почти не уступали они и по «потребительским качествам».

«Низкий» баланс мечу обеспечивали постепенное сужение клинка, противовес и массивная гарда.

Бронза — сравнительно мягкий металл. Изготовленное из нее оружие мало подходит для рубки доспехов и фехтования против железных клинков. Но, с другой стороны, сплав меди и олова обладает некоторой упругостью и хорошо затачивается. В Китае отливка длинных прямых клинков из бронзы продолжалась до 2 века новой эры, то есть до времени, когда в этой стране на смену сварочному железу пришел дамаск.

В Европе, впрочем, дороговизна бронзы окончательно склонила симпатии мастеров в пользу железа еще в середине 1 тысячелетия до н. э. Длинные железные мечи появились в 6 веке до н. э., а 300 лет спустя они уже стали обычным вооружением знатных галлов.

Украшения

Средневековое оружие, сохранившееся в коллекциях музеев или найденное археологами в захоронениях норманнских вождей, как правило, отличается богатой отделкой. Ножны, а также рукояти мечей украшены золотом, серебром, а иногда и драгоценными камнями. Можно ли на этом основании сделать вывод, что в старину нефункциональные украшения на оружии были обычны?

Нет. Боевому мечу услуги ювелира, конечно же, не требовались. Другой вопрос, что в средние века, как и в наши дни, помимо военного оружия, существовало и коллекционное, и парадное. Именно такие мечи и дошли до нашего времени. Сохранились они потому, что их хранили. На клинках нет следов иззубривания и стачивания. Да и сами лезвия нередко были слишком легки и причудливы, чтобы меч мог послужить какой-то иной, кроме украшения интерьера, цели.

Сабля в «подарочном оформлении».

Одноручные мечи

Первые, откованные в Галлии спаты отличало смешанное назначение: в первую очередь они должны были служить для индивидуального боя, и лишь во вторую — для конного. Но именно их пригодность к использованию всадником и позволило этому «варварскому» оружию покорить сердца римлян.

Куда же рыцарю без меча?

Позже удобство мечей для кавалерии привлекло к ним внимание франков. Сидя на лошади без стремян, трудно было размахиваться секирой, копье же ломалось слишком быстро. Меч всаднику был просто необходим.

Эпоха 60-70-сантиметровых мечей «смешанного назначения» подошла к концу в 7 веке. Появление седел со стременами и увеличение роста лошадей в этот период потребовали удлинить клинки — так, чтобы ими можно было наносить удары с очень высокого коня.

На смену спатам пришли длинные мечи каролингского типа. Первое время по сохранившейся еще с галльского времени традиции их обычно ковали без острия. Позже, когда распространение кольчуг сделало рубящие удары сравнительно легких клинков неэффективными, рыцарское оружие стало приспосабливаться и для уколов.

Длина одноручных мечей была относительно стандартной, так как зависела от роста лошади, а не всадника.

В 11-12 веках длинные мечи стали такими, какими их сегодня и представляют: обоюдоострый узкий колюще-рубящий клинок, постепенно сужающийся к острию, крестообразная гарда и рукоять с уравновешивающим клинок «яблоком». «Нормальными» для одноручных мечей можно считать длину лезвия 85 сантиметров и вес 1,4 килограмма — почти такой же, что и у спат римского времени. Характеристики эти, впрочем, варьировались в очень широких пределах.

Длина и вес «обычного средневекового меча» не случайно становятся предметом постоянных споров. Невозможно с уверенностью назвать какой-либо из сохранившихся до нашего времени мечей «средним» или «типичным». В то время каждый воин выбирал себе клинок по руке. Мечи даже одинакового назначения разнились между собой по массе в такой же степени, как и физические возможности их владельцев. Один клинок запросто мог быть вдвое тяжелее другого.

Еще в середине 19 века европейские военные скептически относились к «артистическому» азиатскому режущему оружию, находя его слишком легким для парирования ударов. В средние же века, когда качество стали было низким, оружие легче 1 килограмма вообще не могло считаться рубящим.

В сказках, сагах и летописях небольшой вес меча никогда не упоминается в качестве его достоинства. Напротив, легендарный меч неизменно описывается, как очень тяжелый, неподъемный для «не героя».

Мечи с клинками длиной до 90 сантиметров обычно носили в ножнах.

Массивный клинок лучше подходил для рубки щитов и доспехов, давал преимущества при парировании сильных ударов, и, главное, обладал большей прочностью. А ведь живучесть меча была вопросом жизни и смерти. В поединке мечников, когда от щитов летели щепки, а от клинков — искры, побеждал тот, чье оружие выдерживало дольше. Так что лучшим считался именно самый тяжелый меч. Лишь бы у воина хватало сил владеть им.

Но вот с силой-то у средневековых европейцев дела обстояли далеко не блестяще. Подлинные рыцарские доспехи сегодня налезут разве что на подростка. Да и женские платья с талией 45 сантиметров наводят на мысль, что в ту пору Европу населяли не люди, а какие-то анимешные эльфы: камень за пазуху — и никакой ветер не страшен.

Исключением были норманны — жители Скандинавии. При той же, что и у каролингских мечей, длине, вес мечей викингов достигал 2 и даже 3 килограммов. Но ведь именно в такой пропорции жители Скандинавии в ту пору превосходили силой жителей континентальной Европы.

Получается, что для одноручного меча можно указать как минимум три стандарта массы: 1-1,5 килограмма для средневековых европейцев, 2 для викингов, и 3 для викингов, какими их теперь принято представлять.

Норманны — «люди севера». Ветром не сдувались.

Полутораручные мечи

Как называть меч с рукоятью, удлиненной под две ладони? Вероятно, «двуручным». Но что если для удержания этого меча, как правило, используется всего одна рука?

В 13-14 веках быстрое совершенствование защитного снаряжения вынудило европейских оружейников ковать более тяжелые мечи. Несмотря на это, эффективность рубящих ударов продолжала падать. Всадникам все чаще приходилось колоть, что, в свою очередь, потребовало увеличения не только массы, но и длины клинка. Так, обычный меч превратился в тяжелый или «двойной» (то есть удвоенной массы) меч, оружие с длиной клинка 100-125 сантиметров и весом 1,7-3,5 килограмма.

Использовать тяжелый меч со щитом, конечно, можно. Но трудно.

Но удерживать риттершверт («тяжелый кавалерийский меч») продолжали только одной рукой. Двуручное оружие, обычное у всадников Азии, почти не находило применения в европейской коннице. Какой смысл заводить огромную лошадь, если не управлять ею с помощью шпор и уздечки?

Тем не менее рукоять меча также удлинилась, в первую очередь потому, что это улучшало баланс оружия. Ведь масса противовеса уменьшалась пропорционально удалению «яблока» от гарды. Само собой, значение имело и то, что пешему воину было удобнее держать такое оружие двумя руками.

Фехтование некоторыми фэнтези-мечами явно связано с риском надорваться.

Двуручный хват и тяжесть оружия, конечно же, сковывали движения воина. Не имея возможности ни использовать щит, ни эффективно парировать удары, пеший боец с «двойным» мечом должен был действовать очень агрессивно. А именно: бить быстро и с максимальной силой, заставляя противника отступать и шататься под ударами, не давая ему восстановить равновесие и «вставить слово».

Бастард

Среди средневековых полутораручных мечей отдельного упоминания заслуживают бастарды, или «незаконнорожденные» мечи. Ассоциации с «полудворянином» вызывала маленькая дополнительная гарда. Она отгораживала нижнюю часть клинка, которая не затачивалась и могла служить как для парирования, так и для удержания оружия.

Дополнительная гарда обязана своим появлением изменению баланса мечей. Длина и масса клинков росли, уравновешивание лезвия «яблоком» становилось все более и более накладным. Ведь металл, сосредоточенный в рукояти, лишь утяжелял оружие, но ничего не добавлял ни к его прочности, ни к его пробивной силе.

Центр тяжести, вблизи которого удобнее всего удерживать оружие, сместился на первую четверть клинка — под дополнительную гарду. Перехватив меч за верхнюю рукоять, можно было быстро занести его. При удержании же за нижнюю центр тяжести, естественно, «смещался» вверх, и удар выходил очень сильным.

Вторая гарда нередко принимается за «дополнительные лезвия».

Сигилль

Техника ковки, при которой клинок представлял собой «бутерброд» из полосы стали, окованной снаружи железом, в средние века была наиболее распространенной, но не единственной. Описанный Сапковским сигилль, лезвие которого имело стальную оболочку и железный сердечник, имел реальные прототипы. Причем такая ковка не только не представляла собой уникального ноу-хау гномов, но и исторически предшествовала «бутербродной». Наиболее характерна она была для старинных скандинавских мечей.

Если оковать железную полосу сталью, заточить и только потом закалить, рубящая кромка меча получалась острой и твердой. Удары обычных одноручных мечей в лучшем случае лишь портили кольчугу, без существенного ущерба для ее обладателя, но тяжелый и острый норманнский меч легко разрубал ее.

Тем не менее подобное оружие имело очень существенный недостаток. Обычный меч можно было «править». При стачивании железа на поверхность выходила «свежая» стальная кромка. Затупленный же клинок со стальной оболочкой восстановлению уже не подлежал. Хрупкая сталь на его лезвии лишь крошилась под точильным камнем.

Что может быть лучше для ведьмака, чем меч, удары которым повторять не нужно?

Эсток

Самый распространенный в средние века вид доспеха — кольчугу — намного проще было проткнуть, чем разрубить. Сплошная же броня и вовсе не поддавалась мечу, даже «двойному». Еще в 13 веке эти соображения навели оружейников на мысль ковать мечи с граненым клинком. На Руси они именовались кончарами, а в Европе — эстоками.

С технической точки зрения идея оказалась весьма плодотворной. Клинок, имеющий в сечении 3-6 граней, был прочнее плоского. А значит, при той же длине меч можно было сделать более легким. При лезвии в 110 сантиметров эсток весил всего 1,2-1,5 килограмма. Эффективность его в качестве колющего оружия от этого только выигрывала. На тот же случай, если понадобится отбить удар секиры или палицы, рукоятка делалась пригодной для удержания двумя руками.

Крылатые гусары.

Тем не менее чисто колющий меч нельзя было признать подходящим оружием для всадника. Ведь наносить им удары можно было, лишь двигаясь с минимальной скоростью, либо остановов коня. Эстоки не получили большого распространения. Но, например, польские крылатые гусары некоторое время возили кончары у седла в пару к турецким саблям на поясах. Легкие, изогнутые в полукольцо азиатские клинки при всех своих преимуществах были коротковаты для всадника, сидящего на европейской лошади.

Седельный меч

В 16 веке появление доменных печей открыло перед европейскими оружейниками новые горизонты. Мягкая, но упругая сталь, получаемая путем отжига чугуна, позволяла ковать значительно более острые и легкие клинки, чем это было возможно раньше. Громоздкие «риттершверты» сменились мечами, при равной длине и эффективности удара весившими всего 1,5-1,7 килограмма.

Закрытая гарда позволила всадникам отказаться от использования стальных перчаток.

В России такие мечи получили название седельных, ибо, подобно кончарам и полутораручникам, из-за большой длины крепились не к поясу, а к седлу. В Европе же их именовали попросту шпагами. После того, как длинная рукоять под две ладони сменилась закрытой гардой, мечи уже не отличались от шпаг ничем, кроме размера.

Кавалерийская шпага.

Несмотря на конкуренцию со стороны сабель и палашей, седельные шпаги продолжали служить вплоть до 18 века (включительно). Большая длина делала их наиболее удобным оружием для тяжелой кавалерии нового времени — рейтаров, а затем кирасиров. Посаженные на лошадей меньшего роста и обученные сражаться как в конном, так и в пешем строю, драгуны использовали шпаги обычных габаритов или палаши. Сабли же долгое время применялись лишь легкой конницей.

Двуручные мечи

Как отличить настоящие цвайхандеры или спадоны средневековой пехоты от «полуторных» мечей кавалерии, если и те, и другие имели рукояти под две руки? Принцип прост: настоящий двуручный меч намного больше. Общая длина этого оружия могла превышать 2 метра (в том числе 40 сантиметров приходилось на рукоять). Вес же колебался между 4 и 8 килограммами. Двуручники снабжались ремнями для переноски и в походе закидывались за спину.

Зачем же могли понадобиться такие чудовища? В основном двуручный меч выступал аналогом алебарды, но обладал и некоторыми уникальными возможностями. Цвайхандером можно было подсекать ноги вражеским лошадям, а также рубить пики, прокладывая дорогу собственной кавалерии.

Вращая над головой огромный меч, лезвие которого крушило древки, доспехи и щиты, воин мог долго не подпускать к себе врагов. Правда, и друзей тоже. Прикрывать друг друга мечники почти не имели возможности.

Цвайхандер.

* * *

Европейская военная традиция так сроднилась с прямыми обоюдоострыми мечами, что шпаги сдавали свои позиции очень неохотно. Несмотря на то что лишь седельные мечи могли рассматриваться как рубящее оружие, а обычная шпага для всадника была практически бесполезной, конница Карла XII использовала только шпаги. Даже после принятия на вооружение ружья со штыком короткие шпаги продолжала носить и шведская пехота.

Постоянное положение пальцев на рукояти сабли упрощает устройство ее гарды.

Но практические преимущества сабель и палашей постепенно брали свое. С момента появления доменного железа прямой меч был обречен. Клинки из «английской» стали портились не так скоро, и вторая рубящая кромка стала ненужной. Напротив, удобнее оказались однолезвийное оружие, рукоять которого можно было защитить компактной сабельной гардой.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
oYo
№ 1
14.01.2009, 09:38
Лампочка Бастрад
"Среди средневековых полутораручных мечей отдельного упоминания заслуживают бастарды, или «незаконнорожденные» мечи."

Бастрад с английского - полукровка "законнорожденный". В геральдике есть знак "косой жезл" (диагональная линия не доходящяя до границ герб. поля) обозначавший бастрада. Не вдаваясь в тонкости этики средневековья скажу, что незконноржденный иметь свой герб иметь не мог. Бастрад- меч короче двуручного но длиннее обычного, или полуторный. А ругательное значение это слово получило позже.
Резчица
№ 2
16.09.2009, 18:41
Писателям и игроделам надо эту статью почитать. А то такое выдумывают, что удивляешься не то что клюкве, а кое-каким другим растениям.
ersh57
№ 3
16.09.2009, 20:37
Кратенько, со вкусом и... ошибками. Меч, судя по данным раскопок, действительно появился в неолите. Но вот форму почти современную мечи имели не в I тысячелетии до н.э., а еще с начала II. Причем формы эти были самыми разнообразными. И то, что развитие меча отталкивалось от развития доспехов, тоже не упомянуто. А ведь движение это неразрывно! Но в целом, неплохо. Особенно то, что касается фантазии нынешних фантазийных худоэников и авторов. Хорошо проехались!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться