Google+
Фантастика 1960-х годов Внеземные формы жизни и способы борьбы с ними Глен Кук СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Галерея несбывшегося будущего, часть 3
Кратко о статье: Заключительная статья цикла «Как видели будущее наши бабушки и дедушки» — смотрите, читайте и удивляйтесь: подводные танки, солдаты будущего, «курица Уинстона Черчилля» и многое другое.

Взгляд из прошлого

Галерея несбывшегося будущего, часть 3

Я мечтал сооружать вещи своими руками: корабли, дома, моторы, — но вместо этого пришлось писать рассказы.Если бы я спросил у людей, чего они хотят в будущем, мне наверняка бы ответили: «Более быстрых лошадей».

Генри Форд

Мы завершаем обзорную экскурсию по «галерее времени», начатую в конце прошлого года. Серия необычных иллюстративных статей вызвала огромный интерес у наших читателей. Если вы по каким-то причинам пропустили предыдущие выпуски «фантастического вернисажа», то можете найти их в №12 (40) за декабрь 2006 и в №2 (42) за февраль 2007. В последних выставочных залах нашей галереи вас ждет полет на Марс, танки с атомными двигателями, оружие Судного дня и многое другое!

Красная планета

В 1963 году компания General Electric предложила свой проект корабля для пилотируемого полета на Марс. Шаттл с экипажем в четыре человека разгонялся огромной ракетой с атомным двигателем. В качестве топлива предполагалось использовать жидкий водород (в космосе к кораблю присоединяются дополнительные емкости — см. фото). На борт можно было взять 2,5 тонны груза. Миссию хотели осуществить в 1971 году.

Американцы всерьез собирались оседлать атом и покорить космос раньше «красных». Великий биолог Джон Холдейн, умиравший от рака в 1967 году, писал Артуру Кларку о том, что космические госпитали могли бы облегчить страдания многих больных, избавив их от гравитации. За пять лет до этого Линдон Джонсон, тогда еще вице-президент США, говорил, что вскоре люди смогут выводить астероиды с ценными металлами на орбиту Земли и разрабатывать их. 15 сентября 1969 года президент Никсон пообещал американцам, что они высадятся на Марсе не позднее 2000 года.

Полеты на другие планеты в 60-х-70-х годах прошлого века были возможны, но крайне рискованны для людей. Большие и едва ли не более фантастические надежды возлагались на медицину. Рассматривались варианты создания биомеханических пилотов-киборгов с атомным сердцем, генератором кислорода и мощной терморегуляцией. Они должны были управлять кораблем, пока экипаж спит в анабиозе.

Члены экипажа также подвергались воздействию скальпеля. Тот же Джон Холдейн считал, что обезьяны более приспособляемы к невесомости, и предлагал пересаживать людям их хвосты. Более того, он развивал мысль нобелевского лауреата по физике Чарльза Таунса (изобретателя лазера) о том, что в космос экономичнее отправлять маленьких людей, и предлагал ампутировать космонавтам ноги, совершенно бесполезные в невесомости. Доктор Хафез предлагал посылать к звездам эмбрионы, чтобы они развивались по пути под присмотром машин.

Шарики за ролики

Футурологи середины прошлого века всерьез полагали, что будущее промышленного дизайна — за идеальными геометрическими фигурами, то есть за кругами и сферами. На обложках журнала Modern Mechanix (он же Mechanix Illustrated), который был не чужд фантастическим проектам, можно увидеть некоторые примеры «круглой» инженерии — от одноколесных автобусов до турбо-пароходов.

Это звучит гордо

В 1961 году ученый из Болоньи по имени Даниель Петруччи заявил, что создал искусственную матку и при помощи искусственного оплодотворения смог вырастить в ней эмбрион возрастом в 29 дней, а потом и в 59. Он утверждал, что Ватикан якобы одобряет эти опыты, поскольку «колыбель Петруччи» могла бы спасти детей в случае выкидыша, однако, когда опыты зашли слишком далеко, священники усилили давление и добились их прекращения. В настоящее время считается, что эксперимент Петруччи — всего лишь мистификация, так как создать полноценную искусственную матку не удалось до сих пор.

Когда музы молчат

Вверху слева: французская модель танка повышенной проходимости, 1937 год; справа — полноразмерный макет подводного танка от компании Chrysler, 1955 год. Внизу слева: модель американского танка с атомным двигателем, 1955 год; справа — концепт-арт танка с отделяющимися летающими башнями (1963 год).

В 1942 году экстравагантный изобретатель Джеффри Пайк предложил Черчиллю выравнивать поверхности айсбергов и использовать их в качестве плавучих авиабаз. Развивая эту идею, было решено собрать гигантский авианосец «Аввакум», используя для этого блоки пикрита — прочнейшей смеси льда и опилок.

На корабле предполагалось разместить холодильную установку, предотвращающую таяние пикрита, 26 электромоторов, обеспечивающих скорость в 18 км/ч, 150 бомбардировщиков и огромное количество зенитных орудий для их защиты. Согласно расчетам, данный колосс водоизмещением в 2 миллиона тонн оказывался практически неуязвимым для бомб, а выбоины на взлетном поле легко заделывались. Однако дальше прототипа весом в 1000 тонн, изготовленного на озере в Канаде, дело не пошло, так как ситуация на войне изменилась в пользу союзников, и необходимость в дорогом суперавианосце отпала.

Вверху, а также внизу слева — различные модели атомных бомбардировщиков. Внизу справа — эскизы к проекту «Плутон» (1957), в рамках которого разрабатывался прямоточный атомный двигатель, способный нагревать забираемый по ходу движения воздух и развивать двух- или трехкратную скорость звука.

Крылатые ракеты с таким двигателем не требовали бы обычного топлива и теоретически могли находиться в воздухе очень долго. Их предполагалось сделать «оружием Судного дня» — в случае атаки со стороны СССР они запускались бы на обычных химических ускорителях, выходили за пределы США и включали атомный двигатель. Следуя с огромной скоростью на высоте в 100—200 метров, «Плутоны» создавали бы ударную волну невероятной силы и заражали местность радиацией. Ядерные боеголовки для них были попросту не нужны.

Вверху слева: солдат будущего (по версии 1961 года). В центре — мини-вертолет от фирмы Hiller Aircraft Company. Справа — предполагаемая сфера его применения. Внизу слева: армейский аэроцикл и реактивная «летающая тарелка» VZ-9 AV Avrocar (1961), рассчитанная на полноценный «самолетный» полет, но оказавшаяся неспособной оторваться от земли выше метра.

От винта!

Вверху слева: Fairey Rotodyne, междугородний аэроавтобус вертикального взлета, разработанный и испытанный в 1957—1962 годах. Он мог принимать на борт 40 пассажиров, стартовать с небольших городских аэровокзалов и лететь со скоростью около 340 километров в час на расстояние в 830 километров. Внизу — бомбардировщик XB-35 от компании Northrop, построенный по схеме «летающее крыло» (1946). Справа — пропеллерный аппарат вертикального взлета Convair XFY Pogo, задумывавшийся как компактный истребитель палубной авиации.

Вверху слева — знаменитый реактивный ранец от фирмы Bell, на котором летали Джеймс Бонд (фильм Thunderball) и пилот Билл Сьютор, потрясший зрителей церемонии открытия Олимпиады-84. В середине — гибрид ракеты и самолета Coleoptere от компании SNECMA (прототип разбился на испытаниях в 1959). Справа — Vought V-173, он же «летающий блин» с уникальным диапазоном скоростей от 43 до 805 километров в час. Внизу слева: прототип бескрылого самолета и самолета-подлодки.

Вверху слева — летающая платформа Hiller Pawnee VZ-1 диаметром 1 метр (1955). Вверху справа и внизу слева: «летающий джип» PA-59K (максимальная скорость 110 км/ч). Внизу справа — «летающий грузовик» от Curtiss-Vright.

Слава роботам!

Слева — «ходячий грузовик» от инженера Ральфа Мошера, компания General Electric (1969). Высота — 4 метра, вес — 1500 кг. Робот повиновался нажатиям на педали. По словам самого Мошера, оператор быстро привыкал к управлению и чувствовал себя действительно четвероногим. Справа — первая попытка General Electric создать грузовой экзоскелет Hardiman (1965), способный помочь человеку поднять груз весом около 700 кг. Однако первая модель двигалась хаотически и слишком резко (из-за чего ее никогда не испытывали на человеке), так что проект был свернут.

Облик грядущего

Вверху слева: супермаркет будущего (1967). Справа — «курица Уинстона Черчилля» (еще в 1932 году он писал, что абсурдно выращивать целую курицу ради ее ножек, грудки или крыльев). Внизу слева: комбайны, собирающие морские водоросли. Справа — ферма, оснащенная атомным реактором.

1960-е годы. Будущее глазами дизайнера Сида Мида (работал над сериалом Star Trek, фильмами «Бегущий по лезвию», «Чужие», «Трон», «Короткое замыкание», а также аниме «Ямато 2320»).

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
29.12.2009, 21:33
Так, это часть уже более презеленая к человеческим нуждам, и много в ней мне понравилось ещё и по тому, что кое-что уже реализовано в настоящее время, хотя бы пробные более совершенные модели экзоскелетов и кое-что из машин…
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться