Google+
Ergo Proxy На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК Дэнни Эльфман
Версия для печатиЖанры: Жанры. Разумные животные в фэнтези
Кратко о статье: Они совсем как люди: все понимают, только сказать не могут. Фантасты исправляют и это упущение. Книг о разумных животных написано так много, что они вполне могут образовать отдельный жанр.

Почти как люди

Животные в фэнтези

Собака: «Он дал мне приют, он меня кормит, он меня ласкает! Должно быть, Он — Бог!».

Кошка: «Он дал мне приют, он меня кормит, он меня ласкает! Должно быть, Я — Бог!».

Анекдот

Представьте: любимая киска или щенок вдруг заговорили человеческим голосом и подробно объяснили, что они на самом деле думают («Дай пожевать, жадина!»). Или вдруг выяснилось, что жизнь животных не отличается от нашей у них существуют правительства, мода, развлечения, войны, музыка и философия. Разве такое возможно?

Фэнтези о животных (animal fantasy) — довольно популярная разновидность, в основном, детской фантастики. Животные здесь обладают подобным человеческому интеллектом, часто способны говорить и, как правило, становятся персонажем-рассказчиком истории. Существует также антропоморфическая фантазия (anthropomorphic fantasies), где животные не просто чувствуют и размышляют подобно людям, но даже выглядят как мы. То есть наряжаются в одежду, пользуются предметами обихода и оружием, живут в собственных государствах. Такой вид фантастической литературы часто становится метафорическим взглядом на человеческое сообщество и поведение.

От мифа к фэнтези

Сначала был Миф, точнее, та его часть, которую ученые окрестили антропоморфной мифологией — вроде сказаний про бога-паука Ананси или Царя Обезьян, обожающих вмешиваться в людские разборки. Далее настал черед аллегорической басни или сказки, которая, как известно, ложь, да в ней намек. Создателем басни считается Эзоп, который частенько прятал под масками зверей своих античных современников. Традиции Эзопа получили широкое распространение в европейской культуре. Так, в средневековом «Романе о Лисе» алчный Волк воплощал вечно голодного рыцаря, Лев был главой государства, а хитрюга Лис служил символом горожанина. Позиции антропоморфной аллегории окончательно закрепил француз Лафонтен со своими побасенками-«фаблио». В одной из самых известных своих басен «Мор зверей» Лафонтен создал панораму современного ему общества. Во время эпидемии звери исповедуются в грехах, дабы выбрать наиболее виновного и принести его в жертву. Зубасто-когтистые хищники признаются в кровопролитии, насилии, вероломстве, но «виновным» выбирают беззащитного осла, повинного лишь в краже пучка травы. В традициях Эзопа и Лафонтена писал и знакомый всем нам со школьной скамьи Иван Андреевич Крылов.

Пионеры анимализма.

Конечно, басня — лишь предтеча «анималистического фэнтези», а его фундамент — литературная сказка. Особо стоит отметить вклад Хью Лофтинга и Редьярда Киплинга. Цикл Лофтинга «Доктор Дулиттл» более известен у насв переработанном Чуковским виде историй про доброго ветеринара Айболита. А Киплинг в замечательной «Книге джунглей» поведал историю волчьего найденыша Маугли и его приключений среди обитателей звериного мира. Багира, Балу, Каа, Шер-Хан, Акелла — эти имена известны нам с детства... Ну, и, конечно, невероятно популярный в англоязычном мире Кеннет Грэм с детским романом «Ветер в ивах» — столпом антропоморфной фантазии. Животные Грэма не просто думают, как люди, они и живут точно так же.

Звериное кино

Количество кино с животными в центре сюжета зашкаливает, особенно среди мультфильмов. Иные зверюги становятся поистине культовыми персонажами — болтливый Осел из «Шрека», например. Диснеевские мультики переполнены разумными животными вроде Бэмби. Есть даже звери-супергерои — как Майти Маус. А любимые многими поколениями Заяц и Волк или друзья из Простоквашино? А обаятельные персонажи аниме? Перечислять можно бесконечно...

Рожденные свободными

Шедевром фэнтези о животных заслуженно считается роман британца Ричарда Адамса «Уотершипские холмы» — история группы кроликов, утративших привычное место обитания и ищущих новый дом. Адамс не ограничивается описанием приключений длинноухих героев. У кроликов, оказывается, есть своя культура, мифология, внутренние убеждения. Они говорят и думают подобно людям, оставаясь при этом животными, без нор с диванами и телевизорами. Главное, что ушастые грызуны способны на поистине эпические деяния — неспроста эту книгу ставят вровень с «Властелином Колец»!

Ушастое фэнтези.

Более детский вариант сказок о разумных грызунах — «Кроличий Холм» Роберта Лоусона. Это история обычной семьи — лощеного Папы, суетливой Мамы, ворчливого Дедушки и маленького Джорджа. Всех их волнуют обыденные житейские проблемы, вот только семья эта — не человеческая...

Известнейшее произведение — цикл Эрина Хантера «Коты-воители», речь в котором идет вовсе не о помойных мурлыках, воюющих за кучу отбросов. Благородные кланы диких котов сражаются между собой за жизнь и власть — когтем и волшебством, не щадя живота и кисточек на ушах. А в древней Шотландии, когда даже животные владели магией, Король-Олень пытается подчинить своей зловещей воле всех обитателей местных лесов. Но молодой олень, обладающий уникальным даром общения со всем сущим, включая человека, вступает в битву против тирана и освобождает мир от его ужасного колдовства («Носитель огня» Дэвида Клемента-Дэвиса). Настоящий героический квест — трилогия Кеннета Опеля «Крылья», персонажами которого выступают летучие мыши. Новорожденный мышонок Шейд во время миграции своего клана проходит трудный путь возмужания, преодолевая опасности и сражаясь с врагами.

Герои с клыками и без клыков.

Препятствием для героических деяний не становятся ни малый размер, ни отсутствие клыков. Овдовевшей полевой мыши миссис Фрисби нужно срочно перетащить пищащее семейство в другое место, пока трактор с плугом не распахал поле, где находится гнездо. За помощью героиня обращается к очень умным крысам, которые подвергались научным опытам в секретной лаборатории. Крысиный лидер Никодемус рассказывает мышке о подвиге ее погибшего мужа Джонатана Фрисби, который помог крысам-разумникам сбежать от въедливых людишек. Теперь крысы и мыши построят совместную колонию и начнут новую жизнь! («Миссис Фрисби и Нимфо-крысы» Роберта О’Брайена). А дочь мышиного короля Поппи, чтобы защитить родное племя, должна вступить в беспощадный бой с местным чудовищем — рогатой совой («Поппи» американской писательницы Ави).

Рожденный летать ползать не может!

Цивилизация наступает — поэтому животные вынуждены отстаивать свою свободу. Даже если свобода означает отказ от теплой клетки и полной кормушки ради возможности самому выбирать свою судьбу. Четыре необычные кошки, умеющие летать, оставляют привычный город и отправляются на поиск нового дома. Пусть в городе полно еды, зато там невозможно расправить крылья («Кошкокрылы» Урсулы Ле Гуин). Молодой жираф Рува («Теплое местечко» Нэнси Фармер) отправлен в зоопарк. Казалось бы, чего еще желать? Теплое местечко! Но Рува жаждет вернуться в саванну — ведь там его родина. С угрозой для жизни вырывается из сладкой неволи океанариума косатка Килрой, жаждущий бороздить морские просторы рядом со своим верным другом, чайкой Моррисом («Килрой и чайка» Натаниэля Бенчли). А Фредди, в высшей степени интеллектуальный золотой хомяк, чтобы выбраться из лабораторной неволи, использовал свое умение читать и пользоваться компьютером! Чего не сделаешь ради возможности выбрать путь в жизни самостоятельно («Я, Фредди» Дитлофа Райхе). Пример для многих людей...

Скотный двор

Знаменитая повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» — лишь по форме фантазия о животных, ибо по внутреннему смыслу это яркая сатирическая антиутопия, имеющая вполне конкретный адрес и отсылку к современным автору событиям. Действие разворачивается на ферме, где угнетенные животные изгоняют хозяина и берут власть себе. Но энтузиазм скоро сменяется развалом и ностальгией по «сильной руке», что приводит к возвышению диктатора и подавлению оппозиции при помощи специально натасканных собак. А «свободное» животное общество разделяется на касту привилегированных и массу эксплуатируемых — под прикрытием демагогической болтовни. Сатира Оруэлла — аллегория на тоталитаризм сороковых, однако события последних лет показывают, что «Скотный двор» актуален до сих пор.

Тяжела ты, свинская доля!

А вот другой англичанин, Дик Кинг-Смит, который по праву может считаться главным бытописателем скотного двора и его обитателей, вовсе не грешит сатирическими метафорами. Львиная доля его книг — всего лишь нравоучительные истории для детей, что тоже неплохо. Самое известное произведение автора, безусловно, повесть «Бэйб», на основе которой снят популярный фильм. Славный, вежливый и не по-свински обаятельный поросенок Бэйб, выполняя собачью работу, доблестно охраняет овечье стадо фермера Ходжета от диких собак и воров. В конце концов Бэйб даже завоевывает титул лучшей пастушьей овчарки! Милягу просто невозможно не полюбить! Эдак, начитавшись книг Кинга-Смита, можно заделаться вегетарианцем...

Одна из лучших детских фантазий про животных — повесть «Паутина Шарлотты» Элвина Брукса Уайта. Живущая на ферме свинка Уилбур воспылала дружескими чувствами к паучихе Шарлотте. Казалось бы, какой странный, даже противоестественный союз — но именно Шарлотта вместе с фермерской дочкой спасла жизнь обреченной на заклание хрюшке.

Звериная фантастика

Звери становятся центральными героями и научной фантастики — обычно как плод генетических экспериментов. Правда, это часто оборачивается трагедией. Так, «модернизированные» мартышки постепенно вытеснили людей («Планета обезьян» Пьера Буля), а очеловеченный дельфин превращается в смертельное оружие («Разумное животное» Робера Мерля). А вот дельфины и обезьяны из цикла Дэвида Брина о Возвышении, получив статус разумных рас, вступили с людьми в тесный симбиоз и вместе отправились покорять звезды.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
28.08.2009, 16:06
Хорошая статья! Статья сразу вспоминаются произведения детства, тот же «Ветер в ивах»
В животных мы пытаемся увидеть своё отражение!
Поэтому люди разного возраста зачитываются подобным произведениям!=)
frei
№ 2
24.10.2010, 22:20
незаслуженно неупомянута книга Гарри Килворта "Лунный зверь"
Wendy Wicca
№ 3
24.10.2010, 22:24
Трудно в книгах о животных соблюсти баланс между "мы пишем о жизни зверей" и "у нас люди с головами животных"... Уважаю тех, кто это сумел!
«Уотершипские холмы» - я видела экранизацию, это нечто шокирующее и потрясающее... Жестокий, страшный, но не показом крови, а показом тем что каждый герой в любую минуту может умереть, и умереть ужасной смертью...
Spy Fox
№ 4
25.10.2010, 06:13
Хорошая статья. Хотя, немножко удивительно, что все эти истории про животных выделили в какой-то отдельный жанр. То есть, конечно, история о псах в результате генной инженерии обретших разум вполне вписывается в фантастику. Но тот же самый мультик "За изгородью" (с лёгкой руки наших прокатчиков ставший "Лесной братвой") это по-моему вполне даже сказка)
Deirdre
№ 5
16.03.2015, 14:41
Очень не помешало также бы упомянуть \"Ночь в тоскливом октябре\" Роджера Желязны. Да что там упомянуть — во главу угла бы... Вещь так вещь.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться