Google+
Бесконечная история Метательные машины Как достоверно описывать невозможное iRON mAN fILM
Версия для печатиФантастическая музыка: Музыка фэнтези. Фолк
Кратко о статье: По многочисленным просьбам наших читателей, мы продолжаем цикл статей, посвященных фантастической музыке. В нынешней статье — обзор фолк-музыки: от «языческого фолка» и «металла викингов» до «эпического фэнтези-рока хоббитов».

С народом, для народа

Фолк-музыка

But now hear my song

About the dawn of the night

Let’s sing the bards’ song

Теперь же слушай мою песнь

О рассвете ночи

Слушай песню бардов.

Blind Guardian, «The Bard’s Song»

Фэнтези уходит корнями в историю и мифологию. При этом неважно, о каком из проявлений фэнтези мы говорим о книгах, фильмах, комиксах или компьютерных играх. Есть и музыкальное направление, основанное на тех же началах. Конечно, это фолк, который возник на фундаменте музыки, привычной нашим далеким предкам, тем, кто создавал вдохновляющие современных авторов величественные легенды и прекрасные баллады. Неудивительно, что это музыкальное направление оказался очень тесно связано с фэнтези.

Представьте, что вы попали в среднестатистический мир фэнтези, в какой-нибудь небольшой городок. В девяти случаях из десяти он будет основан на нынешнем представлении о средневековом городе, со всеми его привычными атрибутами. А среди них — шумные ярмарки, бродячие менестрели и барды, поющие о благородных рыцарях и прекрасных дамах. Та музыка, которую они исполняли или могли исполнять на улицах средневековых городов Европы, почти в любом фэнтезийном мире не будет выглядеть чем-то чужеродным, а наоборот, лишь поможет созданию магической атмосферы.

Возвращаясь к истокам

В наши дни множество музыкальных коллективов обращается к подзабытым мотивам прошлого. Создатели мелодий и песен берут за основу ту музыку, которая звучала в городах или деревнях прошлого или которую могли исполнять викинги в походе или за пиршественным столом. Стилизованные мотивы средневековой и более древней музыки часто появляются и в творчестве тех групп, о которых мы рассказывали в предыдущей статье (см. «МФ» №34, июнь 2006), но для большинства коллективов обращение к истории — лишь добавка, а не главное блюдо.

Название «фолк» происходит от известного слова «фольклор», однако группы, работающие в этом направлении, отличаются от фольклорных коллективов приблизительно так же, как гитара — от балалайки. Творчество ансамблей народных инструментов, пусть и основанное на культурном наследии наших предков, все-таки имеет к фэнтези минимальное отношение. Вряд ли такие известные песни, как «Во поле березка стояла» или «Во саду ли, в огороде», станут достойным сопровождением для книг и фильмов, созданных в жанре даже славянского фэнтези.

Музыка с налетом славянского патриотизма.

Фолк-музыка, хоть и остается «широко известной в узких кругах», потому как не вписывается в формат музыкального теле- и радиовещания, все же развита достаточно сильно и с полным правом может быть отнесена к фэнтезийной культуре. Возвращение к мифологии, к древним легендам — вот что объединяет фолк-музыку и фэнтези-литературу. Происходит это возвращение прежде всего в лирике, в текстах песен. Например, языческие, дохристианские темы настолько популярны среди некоторых исполнителей фолка, что их можно даже выделить в отдельный поджанр — языческий фолк. Он, возможно, не столь известен, как другие направления, зато самобытен. Представителей подобного направления можно найти даже в нашей стране: к примеру, санкт-петербургский коллектив «Северные врата» часто использует в своих текстах древнеславянские мотивы. А вот сама музыка имеет к славянам минимальное отношение — она представляет собой смесь тяжелого рока и металла.

В творчестве фолковых коллективов драконы и ведьмы, рыцари и черти — частые гости, а тематика песен созвучна с сюжетами фэнтезийных романов, воспевающих честь, благородство и отвагу. Что же касается собственно музыки, то здесь единства нет. Мелодии могут заметно отличаться у разных коллективов, в зависимости от того, на культуру какого народа опираются музыканты. Часто исполнители прибегают к довольно непривычным для эстрады музыкальным инструментам вроде волынок или мандолин, что только добавляет их музыке самобытности.

Пожалуй, наибольшей известностью и популярностью среди множества подвидов фолк-музыки пользуется кельтская музыка (кстати, большой ее любитель — известный канадский фантаст Чарльз Де Линт). А поскольку у многих фэнтезийных циклов «ноги растут» как раз из кельтской мифологии, эта музыка может органично сочетаться со множеством фэнтезийных сюжетов.

Возрождение интереса к кельтской тематике началось в шестидесятых годах прошлого века, и до сих пор многие коллективы (вроде ирландской группы Cruachan) продолжают разрабатывать эту благодатную почву. Любопытно, что кельтская музыка пользуется популярностью не только на британских островах, где «сам бог велел», но и во многих странах, имеющих к кельтам весьма опосредованное отношение, в том числе и в нашей. Из российских коллективов, работающих в этом направлении, наиболее известен Clan Lir.

Хелависа: «Эльфы — это хиппи»

По традиции мы сопровождаем наши музыкальные обзоры комментариями от исполнителей, добившихся заметного успеха на фэнтезийной ниве. Сегодня на наши вопросы отвечают участники группы «Мельница», признанного лидера российского фолка. Слово — основательнице коллектива Наталье О’Шей (Хелависе) и Алексею Сапкову (Чусу).

Творчество вашей группы очень часто ассоциируют с фантастикой и фэнтези. Как вы думаете, с чем это связано?

Хелависа и Чус. Фотография Сергея Андрианова.

Чус: В музыке «Мельницы», вернее, прежде всего, в текстах много вымышленного. Какой-то свой сказочный мир. Мне приходилось видеть весьма забавный комментарий к нашему творчеству: человек удивлялся, как нам удается избегать всяческих анахронизмов. То есть мы выбрали определенный культурный пласт и отсеиваем все, что в него не попадает. У нас в песнях не упоминаются мобильники, трамваи или телевизор. Уже за счет этого создается определенный ореол, отчасти исторический, наводящий на мысли о древнем и волшебном. Такой «словесный отбор» кажется мне естественным, поскольку у нас в творчестве встречаются и определенные фантастические мотивы, и разные волшебные существа, начиная с драконов. При этом песню просто про эльфов или назгулов у нас не найти.

Но только ли тексты определяют связь той или иной музыки с жанром?

Чус: Если говорить непосредственно о музыке, отвлекаясь от текстов, то это должно быть что-то фолковое или хотя бы с мотивами фолка. В жанре фэнтези ведь работают многие металлические команды, вроде Blind Guardian или Rhapsody. Но у них присутствуют и элементы старой музыки: они берут немного и из фолка, и из классики. Это позволяет создать то неповторимое ощущение, которое обычно начинают формулировать словами: «Давным-давно, в далеком...». На мой взгляд, все больше зависит не от жанровой принадлежности или аранжировки композиции, а от создаваемой ей атмосферы. Важен подход тех людей, которые эту музыку исполняют.

Хелависа : Я никогда не считала, что музыка, имеющая отношение к миру фэнтези, должна принципиально отличаться от всей прочей музыки. Все зависит от ситуации и песни. Помню, будучи тинейджером, я как раз начала писать песни по Толкину, и меня привлек эпизод, где эльфы спускают бочки по реке. Я задумалась, что могут петь очень милые и обаятельные, пьяные лихолесские эльфы. В этот момент я поняла, что эльфы — это хиппи. Под какую песню они могут пускать бочки по реке?.. Ответ очевиден — рок-н-рол. Его я и написала. Думаю, это и есть ответ на вопрос: литературный и музыкальный жанры напрямую не связаны.

А лично вы как относитесь к фэнтези и фантастике ?

Хелависа: Я вообще всегда любила разнообразную фантастику, но в первую очередь научную: Роберта Шекли, Роберта Хайнлайна, Клиффорда Саймака. А из наших соотечественников меня привлекает прежде всего творчество Генри Лайона Олди и Макса Фрая, хотя меня нельзя причислить к большим знатокам жанра. Мне, как и, думаю, большей части моего поколения, одно время был очень близок Толкин. Когда я была подростком, как раз появились первые переводы, и у меня, например, весь класс болел «Властелином Колец». Другое дело, что одни болели тихо, а другие, как в моем случае, дошли до Нескучного сада или филфака МГУ, где была тусовка толкинистов. Именно благодаря Толкину я начала писать музыку... У него такие стихи, которые очень хочется петь. Только затем я попробовала создать свои тексты: прежде я была уверена, что не умею этого делать, что мое — это только играть и петь. Но у меня получилось, и даже прилично. Я довольно быстро перешла на другой уровень, поняв, что свобода творчества не должна быть ограничена рамками какого-то одного мира. Это, конечно, мое личное мнение, но мне кажется, что любое менестрельское движение, завязанное на одном определенном мире, — это путь в никуда.

Чус : В свое время я перечитал большое количество фантастики, но в первую очередь «старой школы»: Рэя Брэдбери, Айзека Азимова, братьев Стругацких. А вот современная фантастика, которую я пытался читать, мне не очень радует. Как-то оно не идет. Я даже не знаю, в чем причина: то ли я изменился, то ли литература стала другая. Но в принципе, я всегда получал от литературы этого жанра большое удовольствие.

В записи первого альбома вам помог Ник Перумов, затем он собирался включить группу «Мельница» в свой роман. Готовятся экранизации его книг. Не собираетесь ли поучаствовать в создании саундтрека?

Чус: Ну, в роман мы все-таки попали, в «Войну мага-3». Сначала он выписал эпизод, в котором подробно был описан концерт «Мельницы» у орков. Но в окончательный вариант романа данный фрагмент не попал. Ник говорил, что сам очень хотел его включить в книгу, но не ложился он в канву повествования. Так что попали только в качестве небольшого упоминания в диалоге персонажей.

Я бы с удовольствием увидел книги Перумова на экране, если все будет выполнено на высоком техническом уровне, и Ник действительно хотел нас привлечь к созданию саундтрека к экранизации «Алмазного меча, деревянного меча», о съемках которой давно идут разговоры. Но пока нет конкретной информации о работе над фильмом, все это остается не более чем слухами.

На север!

Вторым значимым направлением в фолк-музыке можно назвать «металл викингов». Хотя в данном случае не стоит позволять термину «металл» вводить вас в заблуждение: разброс в стилях среди «скандинавов» довольно велик. Несмотря на то, что в данном направлении преобладают коллективы, исполняющие очень тяжелую и часто мрачную музыку, здесь можно найти и группы, в творчестве которых будут доминировать легкие и лиричные композиции.

Впрочем, нордические мотивы прекрасно ложатся именно на тяжелую музыку. Слушая ее, несложно представить могучих викингов, отправляющихся в поход или пирующих по его завершении. Тор и Один, подвиги могучих воителей и награждающие их валькирии оживают благодаря такой музыке. А ведь северная мифология лежит в основе многих прекрасных романов в жанре фэнтези: вспомним хотя бы «Гибель богов» Ника Перумова или «Три сердца и три льва» Пола Андерсона.

Музыка битвы — тяжелая музыка.

Могучие викинги из группы Ensiferum.

Достаточно познакомиться с работами нескольких наиболее известных коллективов — Ensiferum, Bathory или Thyrfing, — чтобы убедиться: их творчество прекрасно отражает расхожий образ суровых северных воителей. Эта музыка величественна, тяжела и по большей части мрачна; вокал преимущественно мужской и достаточно плотный, а песни порой походят на завывающий во время шторма ветер. Холод северных земель и схватки могучих воителей пронизывают и слова, и аккорды «металла викингов».

Еще дальше на север пошел сравнительно молодой финский коллектив Battlelore: свою музыку бывшие любители ролевых игр определяют как «настоящий арктический фэнтезийный металл». Участники группы совместили тексты, основанные на любимом толкиновском Средиземье, и тяжелую музыку со все теми же мотивами «металла викингов». Получился неоднозначный, но любопытный коктейль, особенно примечательный тем, что музыканты в своем творчестве намеренно делали упор на связь с фэнтези.

О любви музыкантов Battlelore к фэнтези догадаться несложно — достаточно взглянуть на промо-фото.

Истинный лик «металла викингов».

Но, пожалуй, из всех коллективов, разрабатывающих данное направление, наибольшей известностью пользуется группа Finn troll. Творчество «троллей» представляет собой неординарную смесь из народной музыки славян и финнов с самым натуральным «темным металлом». Свое творчество музыканты так и называют — «металл троллей». Впрочем, от конкурентов и единомышленников Finn troll отличается еще и большей веселостью, жизнерадостностью музыки.

Справедливости ради надо отметить, что как раз элементов народного творчества в «металле викингов» обычно немного, так что можно говорить скорее о стилизации и использовании мотивов, навеянных скандинавскими сагами, нежели о преемственности северной музыки. Неудивительно, что большая часть групп, которые относятся к этому поджанру, родом из северной Европы — из Финляндии, Швеции или Норвегии.

Мелодии Skyclad гораздо оптимистичнее, чем обложки альбомов.

Тролли из группы «Тролль гнет ель».

Правда, большинство северян — «тяжелые» коллективы, а к числу более легких относится один из родоначальников всего фолкового металла — английская группа Skyclad. Песни из ее репертуара оптимистичные и очень мелодичные — кажется, так и созданы для того, чтобы под них понестись в задорном танце. В схожем направлении работает и итальянская группа с фэнтезийным названием Elvenking, очень органично объединяющая в своих альбомах как легкость фолка, так и драйв скоростного металла.

Встречаются и курьезные исключения — вроде отечественного коллектива «Тролль Гнет Ель». Группа работает, судя по слогану на официальном сайте, в совершенно оригинальном направлении, которое называется «пивным фолком». Недаром произведения наших соотечественников отличаются от творчества их западных коллег легкостью и жизнерадостностью.

Кузница кадров

География коллективов, о которых мы рассказываем вам в рамках данной рубрики, весьма обширна. Отечественные группы тут легко соседствуют с итальянскими или шведскими коллективами. Удивительно, но факт: наши северные соседи, не такие уж и большие страны — Финляндия и Швеция — стали родиной едва ли не самого большого числа всемирно известных групп, исполняющих фэнтезийную музыку. Наибольшей популярностью у горячих скандинавских парней и девушек пользуются, разумеется, тяжелые жанры — в первую очередь разные подвиды металла. За примерами далеко ходить не надо. Названия таких групп, как Nightwish, Sonata Arctica и HammerFall , на слуху у всех, кто неравнодушен к этому музыкальному жанру. Неудивительно, что именно финская группа Lordi, музыканты которой выступают в костюмах, взывающих прямые ассоциации с орками, гоблинами и прочими фэнтезийными монстрами, смогла добиться успеха на традиционно эстрадном конкурсе — «Евровидении».

Финляндия потрясла прошлогоднее «Евровидение».

Фолк с примесями

Впрочем, в нашей стране — да и, по большей части, за рубежом — с творчеством вышеуказанных музыкальных коллективов знакомы только заядлые поклонники фолк-музыки. Куда большими популярностью и коммерческим успехом пользуются исполнители, которые сочетают фолк с другими жанрами и направлениями современной музыки.

Самая известная фолк-группа Росси — «Мельница».

В России признанным лидером среди подобных коллективов, работающих на стыке разных жанров, можно назвать группу «Мельница», солистка которой Наталья О’Шей, известная среди поклонников под псевдонимом Хелависа, начинала как бард, играла в ролевые игры и занималась исторической реконструкцией. «Мельница» исполняет не «чистый» фолк: в ее музыке есть элементы и металла, и рока, и других жанров. При этом творческий метод группы постоянно развивается. Такой подход, разумеется, нравится не всем поклонниками, но именно он позволил группе выбраться за пределы маленьких клубов, попасть в ротацию на радио и получить действительно широкое признание.

Хотя коллективов, исполняющих фолковую музыку, в России довольно много, пока лишь только «Мельнице» удалось добиться достаточно широкого признания — не в последнюю очередь благодаря поддержке известного фантаста Ника Перумова. Но секрет ее успеха, конечно, не в связях, а в умелом совмещении разных стилей и поистине волшебной лирике, благодаря которой магия не покидает музыку «Мельницы», даже если в песне нет и намека на фэнтези. Впрочем, такие композиции, как «Дракон», «Богиня Иштар» или «Оборотень», не говоря уж о старых песнях Хелависы, основанных на творчестве Толкина, недвусмысленно указывают на то, что фэнтезийная тематика весьма близка музыкантам группы и не собирается покидать их творчество.

Выступает питерская группа Dartz.

Подобным путем сейчас пытаются пойти многие исполнители в нашей стране. Например, группа Dartz берет за основу фольклорную музыку самых разнообразных народов Европы — и накладывает на нее оригинальные русские тексты и аранжировки, делающие львиную долю их музыки танцевальной.

Видимо, именно балансирование на границе нескольких жанров позволяет коллективу рассчитывать на серьезное признание. По крайней мере, именно этот путь, создавая новый коллектив, избрал знаменитый музыкант Ричи Блэкмур, участвовавший в популярнейшей группе Deep Purple. Его новый проект, солисткой в котором стала жена Ричи — Кэндис Найт, получил название Blackmore ’ s Night и стал исполнять весьма неординарную музыку. Оба супруга очень интересовались эпохой Возрождения, и именно она вдохновила их на совместное творчество. Добавив к фолку изрядную долю тяжелого рока, потрясающий вокал Кэндис и ее же стихи, музыканты создали один из наиболее самобытных и нестандартных коллективов современности.

Схожий путь избрали и создатели проекта Era. Взяв за основу все ту же этническую музыку, создатель группы Эрик Леви пошел гораздо дальше большинства своих коллег, сделав ударение на мелодичные инструментальные композиции, исполняемые с помощью самых современных музыкальных инструментов. Главное в музыке этого коллектива — атмосфера магии, рыцарства и средневековья. Созданию ее помогает и напоминающий латынь выдуманный язык, на котором написаны тексты Era.

Ричи и Кэндис...

...Создатели потрясающей группы Blackmore’s Night.

Пришло время хоббитов?..

До недавнего времени фолк в нашей стране оставался музыкой для узкого круга любителей. Звукозаписывающие компании, радио и телевидение считали это направление музыки неформатным и просто не знали, как с ним работать. К счастью, постепенно ситуация меняется к лучшему. Недавно был основан лейбл «Перекресток рекордз» (www.perrec.ru), сделавший издание фолка одним из приоритетных направлений своей деятельности.

Одним из первых проектов компании должен стать альбом «Эскизы легенд» группы The Hobbit Shire. Как несложно догадаться, этот коллектив в своем творчестве в значительной степени опирается на творчество Джона Р. Р. Толкина, впрочем, не ограничиваясь им. В альбом войдут как оригинальные композиции, так и песни, написанные на стихи известного фантаста Андрея Белянина. Отличительной особенностью The Hobbit Shire можно назвать многогранность исполняемой коллективом музыки. Как говорят сами музыканты: «Возьмите классический рок семидесятых, диско восьмидесятых, фанк девяностых, пропустите это через призму музыкальной культуры средневековой Европы, и проведите это лабиринтами фэнтези-культуры — вы получите эпический фэнтези-рок хоббитов».

Российские хоббиты: Иван Васильев, Сергей Липовцев, Дмитрий Бутыров, Максим Самойлов и Елена Широкова.

Новая марка отечественного фолка.

* * *

Секрет популярности подобной музыки достаточно прост и, наверное, лучше всего выражается слоганом «Мельницы» — «Новая музыка старого мира». Умелое совмещение древних мотивов, сказочной лирики и самых современных достижений в музыке — вот формула успеха современного фолка, которая, надеемся, позволит этому направлению музыки процветать и дальше, радуя всех любителей фэнтези и просто ценителей неординарной и красивой музыки.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Strannik9
№ 1
31.08.2011, 11:09
Классная статья!!! впрочем как все+)
интересно а про Баллады вы напишите?
Потполкин
№ 2
31.08.2011, 11:49
статья очень заурядная и посредственная. Ориентирована она на абсолютно невежественного читателя.

то, что приведено в статье - это жалкие современные ошмётки фолк-музыки и фолк-тематики а-ля "Блэкморз Найтс". Своего рода "оматорэ".

Почему-то никто из любителей фолка не вспоминает про группу Chiftains. А ведь это ещё 60-ые.
В музразделе я уже упоминал, что на Jethro Tull и Gentle Giant тоже все забивают. А как же Egg? А как же Silly wizard? А Gryphon?

люди усложняли популярную музыку, выдумывали собственные инструменты, обращались к классике. Это же были времена расцвета фолк-музыки(конец 60-х, начало 70-х)! Почему про это нет ни единого слова?

А почему не рассмотрели популярный нынче зигафолк?
Кстати, для ПОЛНОГО приличия стоило бы написать о модальной музыке в целом. Что делает фолк фолком? Почему у него именно такое звучание, а не другое? Если нет этого понимания, тогда что угодно можно называть фолком, если там есть балалайка или скрипочка

также в статье приведена ссылка на номер 2006 года.
Та же петрушка: "музыка из звёздных войн, музыка из властелина колец, музыка из ковбоя бибопа, музыка из fallout бла-бла-бла". Простите, но неужели настолько сложно упомянуть композиторов? Или лень? Или это элементарная безграмотность?
А уж фразы в духе
Цитата:
Музыкальное направление фолк, название которого совершенно очевидно произошло от слова фольклор, остается, что называется, «широко известно в узких кругах». В формат музыкального теле- и радиовещания оно никак не вписывается, но все же развито достаточно сильно, и с полным правом может быть отнесено к фэнтезийной музыке
Смешат до колик. Неужели автор настолько наивен?

А вот вырезка из интервью с Мелисовым. Эти строки я обстёбывал ещё в давние времена
Цитата:
К тому же, металлическая музыка никогда не была и не станет массовой культурой, это достаточно элитарное направление.
это вообще перл всех времён и народов
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться