Гарри Поттер: Мир Джоан К. Ролинг ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА От «Ганбастера» к «Дайбастеру» СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Галерея несбывшегося будущего, часть 2
Кратко о статье: Этой статьей мы продолжаем публикацию серии материалов, основу которых составляют иллюстрации, а не текст. Как представляли наши предки светлое будущее своих внуков и правнуков — в нашей очередной «Галерее».

Обогнать время

Галерея несбывшегося будущего, часть 2

Я гораздо больше буду уважать парня, сумевшего воплотить в жизнь одну-единственную идею, чем бездельника с тысячами идей.

Томас Эдисон

По просьбам читателей мы публикуем продолжение «картинной галереи времени», вышедшей в декабре прошлого года. Эксперимент, начатый три месяца назад, оказался неожиданно успешным. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому сегодня мы продолжим путешествие по 1950-60-м годам и снова взглянем на то, как люди того времени пытались ускорить наступление будущего, проектируя самые невероятные устройства. Встречайте сегодняшний день такой, каким он вполне мог бы оказаться, если бы в этих ожиданиях было чуть меньше фантастики.

Возможно, в «Мире фантастике» появится новая рубрика, львиную долю которой будут занимать иллюстрации, а не текст. Если вы «за» периодическую публикацию редких фотографий, интересных чертежей и любых других изображений, связанных с фантастикой, — пишите нам по адресу pochta@mirf.ru, и «Галерея времени» получит в журнале постоянную прописку.

Квартирный вопрос

Экуменополис. Слово, придуманное в 1967 году, означает превращение всей поверхности Земли в один гигантский жилой комплекс. При помощи ядерной энергии предполагалось изменить облик континентов (см. картинку). Представьте, что реки повернуты вспять, болота превращены в гидропонные фермы, погода контролируется, дождевая вода собирается, очищается и поступает в общепланетный водопровод. Пустыни играют роль радиаторов, отдавая избыточное тепло экуменополиса.

1961 год, кратер от ядерного взрыва «Седан», проведенного в рамках проекта «Плуг». На поверхность было выброшено 12 миллионов тонн грунта. Таким способом предлагалось создавать подземные хранилища для газа, а также добывать его (стимулировать отток из естественных полостей).

Кроме того, ядерные бомбы могли расширить Панамский канал, прорыть новый водный путь через Никарагуа, создать в Африке огромные моря. США должны были покрыться сетью новых судоходных путей. В СССР имелся план «провзрывать» новые каналы для северных рек, перенаправить их течения, перегородить Берингов пролив и обогревать теплой водой Сибирь.

Самые горячие головы предлагали взрывать ледяные шапки планеты и буксировать айсберги в Европу и США для получения пресной воды. Более того — серией взрывов водородных бомб якобы можно изменить наклон оси вращения планеты на 23 градуса, чтобы наступила вечная весна. Также предлагалось зажечь маленькое термоядерное солнце прямо на орбите Земли, чтобы освещать ее ночную сторону.

В дополнение к ядерным «перестановкам» над Землей нужно было развесить космические зеркала. Во время войны во Вьетнаме президент Джонсон даже задумал проект Moonshine — ночное освещение поля боя из космоса.

Лунная лихорадка

Гагарин еще не полетел в космос, а люди всерьез готовились к жизни на Луне. В 1956 году «Журнал Британского Межпланетного Общества» писал, что на лунных плантациях можно будет выращивать гигантские растения. Кстати, есть шанс обнаружить на дне кратеров местную растительность, которую также следует приспособить под нужды сельского хозяйства.

В 1968 году авиакомпания Pan American стала бронировать места в пассажирских рейсах на Луну, которые, как было объявлено, начнутся в 2000 году. К 1971 году было сделано 93000 предварительных заказов. Одно из мест забронировал Рональд Рейган.

Проект «Гелиос» инженера Крафта Ерике (друга Вернера фон Брауна). Мощная ядерная ракета тянет на тросах жилую капсулу до Луны.

Защитный кокон с реактивным маневровым рулем, разработанный General Electric для «падения» космонавтов с орбиты на Землю.

Разработки NASA и компании Grumman: лунный скафандр, различные луноходы, а также (справа внизу) лунная палка «пого».

Космические самолеты

Первый шаттл придумали немцы в 1933 году. Это был стратосферный бомбардировщик-антипод «Серебряная птица» (слева вверху). Он разгонялся по трехкилометровому рельсовому пути мощным задним модулем, отцеплялся от него, выходил на орбиту и, двигаясь «рикошетами» от плотных слоев атмосферы, сбрасывал бомбы с недосягаемой для зениток высоты.

Гражданские шаттлы. Вверху: «космические паромы» от Lockheed и Douglas; ниже — разработки компании Boeing, Rockwell и General Dynamics.

Другие ракеты

Массовые полеты на Луну и Марс были невозможны без мощного транспорта. На замену ракете «Сатурн 5» предлагалось поставить гигантскую «Нову» c многоразовыми ступенями. Шум от ее старта был бы таков, что зрителям следовало удалиться от площадки на несколько десятков километров.

Небольшие ракеты моделей «Пегас», «Итака» и «Ромб» предлагалось использовать в том числе и для дальних пассажирских перевозок на Земле.

Стендовые испытания ядерных ракетных двигателей моделей RIB, ROVER и KIWI, 1960-е годы.

В 1951 году Вернер фон Браун предложил строить подобные космические станции из отработанных ступеней ракет.

Говоря о станциях, гениальный немец имел в виду примерно такую «модульную» конструкцию ракет. Справа внизу — космическое такси от Земли до Луны.

В 1960-х годах стала очень популярной идея о превращении астероидов в космические станции или даже корабли. Ледяной центр астероида выжигался огромными зеркалами, внутри него становилось тепло и светло, затем весь объект раскручивался для создания искусственной гравитации и заселялся людьми.

Bad 13
№ 1
29.12.2009, 21:25
Нет, определёно «ядерный джин» ударил не слабо в свое время в голову ученым и политикам. В СССР в 60-70 годах пробовали рыть каналы с помощью ядерных бомб и ничего хорошего из этого не получилось. Слава богу, что опыт Хиросимы, ядерных испытаний и катастроф хоть чему-то научил. Да и ресурсную базу в гонки вооружений сверхдержавы надорвали.