Google+
Андрэ Нортон Власть магов ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Мутанты
Кратко о статье: Без них не обходится ни одно произведение жанра постапокалипсис. Они обязательно ужасны собою, и у нормального человека способны вызвать лишь смесь брезгливости с отвращением. Почти непременно они будут злыми, хотя встречаются и исключения. Мутанты — супергерои и обычные статисты — стали темой нашего сегодняшнего «Бестиария».

Одна голова хорошо, а две лучше

Животные-мутанты

Оружие не убивает мутантов. Это делаю я!

Дюк Нюкем (Duke Nukem: Manhattan Project, 2002)

В обычной жизни мутанты спокойно плавают в формалине, пугая излишне впечатлительных посетителей Кунсткамеры, либо экспонируются живьем, вызывая у людей смесь интереса и брезгливости. Альбиносы, голубые лобстеры, мыши с человеческими ушами на спинах, мухи с ногами вместо антенн, змеи с двумя головами это, конечно, необычно, но совершенно безопасно. В фантастике все совершенно иначе. Пассажиры метро, например, могут запросто встретиться с крысиным королем из сказки Гофмана или Цербером, стерегущим вход в подземный бункер.

Стоит ли идти проверять подозрительный шорох в кустах около атомной электростанции? Правда ли, что если спустить черепашку в унитаз, то из нее обязательно вырастет добрый ниндзя? Сколько спецназовцев сможет загрызть мышь, сбежавшая из секретной лаборатории? Сегодня нам предстоит изучить «рабочих лошадок» жанров постапокалиптики и ужасов — животных-мутантов.

Ребятам о зверятах

«Мутационная» фантастика — зверь о двух головах. Если существо с перекосами в ДНК разумно, то перед нами обязательно либо супергерой, либо суперзлодей. Если оно безнадежно глупое, то добра от него не жди. Миролюбивых животных-мутантов почти никогда не бывает. Да и какую пользу может принести искалеченный генетический уродец, которого даже в цирке показывать страшно? Неудивительно, что с середины прошлого века сложился общий стереотип: если у домашнего любимца вдруг выросли щупальца, рога и жабры, то ваша смерть станет его заветной мечтой.

Редкий голубой лобстер и двухголовая змея. Представьте себе то же самое, только в десять раз больше и злобнее.

Мифические химеры древнего мира были побочным продуктом распрей между богами. В современных сказках такие монстры создаются людьми. Термин «мутант» (от лат. mutatio — изменения) в фантастике подразумевает не постепенную эволюцию генотипа, а врожденный дефект ДНК, либо вмешательство ученых в божий замысел при помощи ионизирующего излучения или химии. Интересно, что в нашей стране слова «фантастические мутанты» понимаются несколько иначе, чем на Западе.

Мутанты из вселенной «Люди Икс».

Там мутанты ассоциируются, прежде всего, с героями комиксов — людьми, чей измененный генетический код позволяет применить к ним приставку «супер». Самые известные представители этого вида персонажей — Человек-паук, Халк, люди Икс. Реже мутанты предстают в противоположной роли людей низшего сорта — угнетенных и презираемых («Вспомнить все», «Судья Дредд», «Футурама»).

У нас же «мутант» — чаще всего обобщенный образ жуткой зверюги, живущей на свалке радиоактивных отходов. Трудно сказать, почему так вышло. В советское время существовал прогрессивный «мирный атом» и «ядерный щит», но долгое время не было генетики, а катастрофы на ядерных производствах сделали тему мутаций довольно щекотливой. Вместо того чтобы предсказывать появление людей-мутантов, наши писатели стали создавать зловещий радиоактивный бестиарий, как бы предупреждая: «с этим шутки плохи».

Деревня Муслимово, пострадавшая от аварии на «Маяке».

Нет ничего удивительного в том, что наши авторы часто размещали зверомутантов в зонах радиоактивного заражения, вызванного неудачными опытами. В рассказе Аркадия и Бориса Стругацких «Забытый эксперимент» (1960) физики на танке высшей защиты «Тестудо» пытаются выяснить, что происходит в запретной зоне посреди сибирской тайги. Раньше там была полуразрушенная лаборатория, но 48 лет назад в ней произошел взрыв с мощным выбросом квантовой протоматерии. Странное радиационное излучение превратило лесных животных в жутковатых, но неагрессивных чудовищ.

В радиоактивной зоне отказывались работать даже киберы («Забытый эксперимент»).

«У животного было тело лося, но не было его горделивой осанки: ноги искривлены, голова гнулась к земле под чудовищной грудой роговых наростов. У лося вообще очень тяжелые рога, но у этого на голове росло целое дерево, и шея не выдерживала многопудовой тяжести... У лося не было глаз. Вместо глаз белела скользкая плесень».

Братья Стругацкие, «Забытый эксперимент»

Илья Варшавский в рассказе «Опасная зона» (1965) пошел гораздо дальше. Авария на параболическом излучателе в подземном научном комплексе породила новую форму жизни. Излучение было настолько сильным, что видоизменило структуру металла, соединив его с органикой. В результате получились маленькие светлячки с температурой в триста градусов, способные ассимилировать некоторые вещества из почвы, питаться продуктами фотосинтеза и размножаться делением.

Если мутанты были лишь побочным эффектом от мирного труда советских ученых, то недобитые фашисты, окопавшиеся в ФРГ после Второй мировой войны, скрестили рентген с микроскопом и по старой памяти решили вырастить арийца-сверхчеловека (Ярослав Голованов, «Победа Альбрехта Дюрера», 1963). Для начала они стали видоизменять зародышевые клетки, получая совершенно невероятных тварей. На первых этапах проекта рождались лошади, которых можно было посадить в чемодан, доги, помещавшиеся в коробку из-под обуви, и существа с непропорциональными телами. Характерно, что в финале этой истории главного ученого безумца загрыз двухметровый муравей.

Попытка создать сверхчеловека оборвалась из-за гигантского муравья («Победа Альбрехта Дюрера», картинки из сборника «На суше и на море»).

Наши фантасты любили помещать радиационную заразу не только в таинственные «Зоны», но и под воду, поэтому мутантами часто становились экзотические морские обитатели. Ума и доброты в таких монстрах не развивалось ни капли, поэтому ученым-аквалангистам приходилось туго.

В повести Владимира Михайлова «Пещера многоногов» (1967) океанологам светлого советского будущего пришлось воевать с крабами, живущими в подводной пещере около месторождений плутония. Эти твари, подобно скатам, могли испускать оглушающие электрические заряды. Разум у них отсутствовал, зато было достаточно хищных инстинктов, чтобы координировать свою деятельность, строить простейшие подводные сооружения и стремиться любыми способами уничтожить непрошенных гостей.

В другом случае изотоп стронций-90, попавший в море из разбитого корпуса бомбы, вызывал к жизни смертельно опасных глубоководных медуз. С виду они напоминали желатиновую светомузыку — переливы красного цвета и завораживающее «пение» (особая вибрация плавательных органов) внушали пловцам ложное чувство безопасности до тех пор, пока эти медузы не атаковали, выбрасывая мощнейший поток гамма-излучения (Сергей Павлов, «Ангелы моря», 1967).

Мутанты из рассказа «В бухте возвращения» Игоря Росоховатского (1964) зародились около контейнера с радиоактивными отходами, затонувшего в Японском море. Это были хитрые пучеглазые рыбы с длинными языками, которыми они обвивали жертву и в считанные секунды высасывали из ее тела аденозинтрифосфорную кислоту (аккумулятор и переносчик энергии у живых организмов).

«Бухта возвращения» (сборник «Виток истории»).

Тем не менее основной стихией животных-мутантов была поверхность Земли. В космической фантастике они встречались нечасто, ведь тварей, живущих в тритиевых болотах Венеры (Стругацкие, «Страна багровых туч», 1959), трудно назвать «мутантами». Однако некоторые земные организмы все же подвергались космическому излучению — например, животные в романе Александра Беляева «Звезда КЭЦ» невероятно быстро приспосабливались к окружающим условиям: в невесомости родилась шарообразная свинья с длинными тонкими ножками, в тепле вырос козлик без шерсти (мясная порода), а в холоде — с метровой шкурой (живая фабрика шерсти).

Урановая Голконда («Страна багровых туч», художник Игорь Ильинский).

Дети бомбы

Флагманом иностранных мутантов, вне всякого сомнения, становится Годзилла — суперзвезда жанра kaiju (название переводится как «таинственное существо», а проще говоря — монстр) и национальный японский символ атомной войны. Для большинства российских зрителей Годзилла — качественно нарисованный динозавр из невероятно затянутого фильма 1998 года. На Западе же это, прежде всего, некий человек, одетый в смешной резиновый костюм и азартно громящий картонные небоскребы. Ну а для Страны восходящего солнца этот ящер — герой старого (1954 год) кинопамфлета на милитаристские амбиции США и визитная карточка целой индустрии «чудовищных» мыльных опер.

Черно-белые погромы в Токио (1954 год).

Итак, в марте 1954 года американцы подорвали в Тихом океане небольшую водородную бомбу и заразили стронцием-90 группу японских островов, жители которых поклонялись некоему древнему божеству по имени «Годзилла». Последнее оказалось динозавром, неизвестно как дожившим до наших дней. От ударной дозы радиации рептилия мутировала в неуязвимую 50-метровую тварь весом свыше двадцати тысяч тонн. Самый подходящий размер для разрушения Токио.

Вернуть этого динозавра в вечность удалось лишь с помощью супероружия («разрушителя кислорода»). Но оказалось, что это только начало. На океанских островах поселился целый парк Юрского периода — от Кинг Конга до гигантского телепатического мотылька Мотры. Впрочем, последующие версии Годзиллы далеко не всегда представляли опасность для человечества. Например, этот гигантский ящер защищал нашу планету от вторжения инопланетных монстров и уморительно кривлялся в комедийных спин-оффах.

Во все времена основными атрибутами Годзиллы были толстые ляжки и шикарный спинной гребень.

Главное оружие Годзиллы — радиоактивное дыхание и мощный удар хвостом. Это чудовище неуязвимо для обычного оружия, отлично плавает, но имеет ряд слабостей. В некоторых фильмах его можно было оглушить электричеством или заразить особыми бактериями.

Смертельное дыхание Годзиллы и его роботизированной версии — Мехагодзиллы.

Другие ядерные монстры из вселенной Годзиллы в нашей стране практически неизвестны. В качестве примера можно назвать Родана (сверхскоростного птеродактиля), Ангуруса (шипастого анкилозавра), Эбиру (чудовищного лобстера) и Гамеру (прямоходящую черепаху).

Ангурус, Родан и Эбира.

С популярностью и узнаваемостью Годзиллы могут потягаться разве что мутанты из легендарной вселенной Fallout. Постъядерная фауна североамериканского континента оставила нам немало ярких воспоминаний — особенно в начале игры, когда наш персонаж путешествовал по пустыне, имея лишь копье, старенькую винтовку да горсть патронов.

В этой игре чрезвычайно распространены мутировавшие насекомые. Прежде всего — огромные радиоактивные скорпионы. Их лучше уничтожать на расстоянии (если, конечно, у вас нет хорошей сопротивляемости к ядам). Скорпионьи хвосты также можно продать, из них делают ценное противоядие. Особые разновидности скорпионов из консольной игры Fallout: Brotherhood of Steel — светящиеся (дополнительный ущерб от радиации) и плюющиеся, то есть выстреливающие радиоактивный яд на значительное расстояние.

Гигантские богомолы встречаются реже скорпионов — и слава богу, ведь они имеют привычку сбиваться в большие стаи и способны здорово потрепать вас. Гигантские муравьи, тараканы и осы также сравнительно безопасны поодиночке, но, собравшись в группу, могут заставить бежать с поля боя даже хорошо прокачанного персонажа.

Класс рептилий представлен гекконами. Простейшие виды этих ящериц-переростков не слишком опасны. При наличии определенных умений с них можно снять шкуру, которую охотно купят в любом поселении. Опасаться следует более сильных золотых гекконов, живущих поблизости от луж токсичных отходов, и огненных, которые, как подсказывает их название, умеют плеваться огнем.

Хищные растения встречаются довольно редко и не представляют собой ничего выдающегося — мутировавшие росянки размером с подсолнух, плюющиеся спорами на расстоянии и кусающие противников вблизи.

Брамин. Не путать с брамином.

Самое полезное мутировавшее животное этого мира — двухголовая корова «брамин» — может постоять за себя при помощи рогов. Своей способностью долго обходиться без воды дикие брамины напоминают верблюдов.

Опаснейшие животные в игре — так называемые «Когти Смерти» (Deathclaws) — могут называться мутантами лишь условно. Вероятнее всего, эти существа — «эхо войны», генетические суперсолдаты с телом рептилии, длинными клыками, шипами и прозвищем, которое не нуждается в комментариях. Голосовых связок у них нет, однако некоторые особи, ставшие разумными после воздействия FEV-вируса, способны имитировать человеческую речь.

Коготь Смерти: «Ба, какие люди!».

Ванаминго — еще одни мутанты с загадочным прошлым. Их называют инопланетянами из-за сходства с Чужими (ксеноморфами), однако считается, что они, как и Когти Смерти, были созданы в довоенных лабораториях. Если вы отправляетесь на зачистку рудников Реддинга, то возьмите пушку покрупнее. Эти твари никогда не нападают поодиночке, а вы хоть и Избранный, но явно не Элен Рипли.

Наконец, благодаря вирусу FEV во вселенной Fallout появились самые гротескные мутанты — Кентавры и Поплавки (Floaters). Обычно они странствуют вместе. Кентавры похожи на жутковатую мешанину из тел браминов, собак, кошек и ряда других животных. Поплавки — их младшие братья, отличающиеся абсолютным иммунитетом к электричеству.

Гены и мутагены

Вот до чего доводит эволюция! («Машина времени», 2002).

Животные-мутанты — не просто очередной вид «пушечного мяса» для красивых и умных героев. В средневековых бестиариях каждое сказочное существо было замаскированной христианской аллегорией и неким уроком для читателя. Мутанты были задуманы похожим образом. В доатомную эпоху писатели использовали естественную биологическую мутацию для исследования понятия «человек» (элои и морлоки из «Машины времени» Герберта Уэллса, герой рассказа «Неведомый мир» братьев Рони).

Примерно после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в фантастике начали активно плодиться животные-мутанты. Их старались изображать как можно страшнее, потому что, во-первых, это было ново и необычно, а во-вторых, это давало людям еще один повод задуматься об атомном ящике Пандоры.

Встречались, впрочем, и авторы-оптимисты, предпочитавшие описывать мутации в парадоксально-юмористической манере. Например, в рассказе «Паштет из гусиной печенки» (Айзек Азимов, 1965) радиация породила гусыню, несущую золотые яйца. После атомных испытаний на простую американскую ферму осело некоторое количество радиоактивной пыли, и там родилась гусыня, обычная во всем, кроме того, что она поглощала любое количество гамма-излучения, а в ее печени шла ядерная реакция, превращавшая гемоглобиновое железо в золото. Последнее осаждалось в яичниках, что приводило к известному сказочному эффекту.

Этот крокодил Мутагена, оказывается, еще и гурман!

Но золотой век научной фантастики вскоре закончился, а Третья мировая война так и не началась. Людям надоели нравоучения о вреде радиации, надоели мечты об одомашненной ядерной энергии (в 1950-х предсказывалось появление атомных пылесосов и автомобилей), поэтому животные-мутанты фактически оказались на радиоактивной свалке истории.

Неудивительно, что огромное количество фильмов типа «Тварь с атомным мозгом» (1955), «Ползающий глаз» (1958) или «За барьером времени» (1960) быстро сформировало специфическую нишу мутант-трэша, в которую десятилетиями вливались картины категории B («Аллигатор 1-2», «Запретный мир», «Левиафан» и др.). Расцвет жанра ужасов помог мутантам не только остаться на плаву, но и с триумфом войти в 21 век.

В новейшее время мутанты, порожденные ядерной паранойей 1950-х, пережили ренессанс (серия Fallout). Одновременно стали делаться попытки уйти от штампов типа «атомный взрыв = кровожадная тварь с зубами». Радиоактивностью сегодня никого не напугаешь, зато очень актуальна мистика и генетика.

В соответствии с новыми веяниями появляются зомби и боевые мутанты, видоизмененные новыми вирусами (вселенная «Обитель Зла»). Ликантропия и вампиризм становятся не проклятьем, а особым генетическим дефектом («Другой мир 1-2»). Переосмысливается даже классика: во время неудачной телепортации главный герой сюжета «Мухи» Лангелаана получает гены мухи и мутирует в чудовище (две последние экранизации), а доктор Моро больше не занимается вивисекцией, предпочитая создавать зверолюдей при помощи фокусов с ДНК (фильм 1996 года).

Мутант «Охотник» (Обитель Зла).

Это интересно
  • В 1961 году британцы сняли фильм про Горго (от «горгона») — клона Годзиллы и Кинг Конга, пойманного у берегов Ирландии и доставленного в Лондон на потеху толпе.
  • Существуют так называемые «лубочные» русские мутанты — например, из романа «Кысь» Татьяны Толстой.
  • Стронций-90, который фантасты часто представляют в качестве основного виновника мутаций, накапливается в костях и крови, вызывая рак. В то же время он используется в радиотерапии при лечении некоторых видов раков. Он также используется в нашей стране как топливо для термоэлектрических генераторов. Около 1000 таких источников питания было установлено на автономных маяках вдоль северного побережья. Большинство их них уже отслужили свое и нуждаются в утилизации. Американцы использовали похожие генераторы на космических зондах «Пионер», «Вояджер» и «Викинг», так как солнечные батареи не смогли бы обеспечить их нужным количеством энергии.

Эбигейл и Бриттани Хенсел (США). Одно тело, две души. Полноценная, счастливая жизнь.

* * *

Другое время — другие страхи. Нынешняя фантастика учит нас, что в хранилищах радиоактивных отходов могут выжить только вирусы, а если они мутируют, то нас ждет не битва с гигантским динозавром из глубин океана, а всего лишь очередное нашествие зомби. Нам в каком-то смысле повезло, ведь нынешний бестиарий монстров-мутантов удивительно разнообразен. Здесь есть гигантские крысы из метро, крокодилы из канализации, тибериумные монстры, и даже инопланетяне-трансформеры (зерги из игры Starcraft, пришельцы из фильма «Эволюция», 2001). Мутации предоставляют очень богатое поле для фантазий. Кто знает — может быть, через несколько десятилетий станут модными, например, мутанты-биороботы?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
30.10.2009, 10:04
Хорошая, статья жаль её мало.. Что касается мутантов то это палка о двух концах (с одной стороны бывают полезные мутации, но вредных по статистки встречается гораздо больше…)
Цитата:
Этот крокодил Мутагена, оказывается, еще и гурман!
Весело ни как зверюшка наведалась на нудистский пляж ;-)))))

Последний раз редактировалось Bad 13; 30.10.2009 в 17:29.
Spy Fox
№ 2
30.10.2009, 15:57
Хороший был выпуск и статья хорошая.
И хорошо, что таких монстров почти не встретишь в реальности)
Чаще мутанты несчастные калеки всего лишь.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться