Google+
Распространенные заблуждения Росомаха Световой меч Вселенная «Magic: The Gathering»
Версия для печатиМастер-класс: Мастер-класс. Ника Батхен. Работа с рукописями
Кратко о статье: Ника Батхен — руководитель семинара по работе с рукописями, который прошел на «Зилантконе 2006» — раскрывает секреты подготовки ваших фантастических произведений к предоставлению их в издательство.

От черновика до издателя

Как работать с рукописями

Иллюстрации Александра Ремизова

Прошлым летом «Мир фантастики» рассказывал начинающим писателям, как опубликовать собственный рассказ. Сегодня мы продолжаем наши мастер-классы другой, не менее важной темой — как подготовить рукопись к печати, как получить тот самый текст, который вы собираетесь издать. Автор статьи — Ника Батхен, руководитель семинара по работе с рукописями, который прошел на «Зилантконе 2006».

Три раза вычитай — один раз отправь

Работа с рукописью начинается с вычитки текста. Каким бы замечательным ни оказалось ваше произведение, грамматические ошибки, опечатки и нестыковки гарантированно испортят впечатление и от него, и от вас. Редактор, конечно, все стерпит и что-то даже исправит, но сперва нужно, чтобы ваш текст оказался у него на рабочем столе.

Итак, перед тем как вложить рукопись в пухлый белый конверт, мы садимся за вычитку. И проходим по тексту три раза подряд. Первый этап — проверка правописания. Поиск ошибок, опечаток, лишних запятых и кавычек, расстановка заглавных букв, разбиение на абзацы и прочая черновая работа. Сомневаетесь — загляните в словарь или справочник. Если есть возможность избежать коверканья языка, авторских неологизмов и жаргона всех видов — избегайте. «Чистый» текст демонстрирует серьезность намерений автора и вызывает симпатию хотя бы тем, что выделяется на фоне безграмотных опусов (изрядная часть начинающих авторов успешно делает вид, что не кончала среднюю школу).

Второй этап — сверка. Убедитесь в состыковке всех имен, дат и событий. Если у вас героиня приходит на вечеринку вся в красном шелке, а уходит в зеленом бархате, этот авторский ход может встретить непонимание. Если идет перестрелка — посчитайте патроны и выстрелы, если рубка — убедитесь, что все описанные удары можно нанести, не вывихнув себе пальцы. Если в описании персонажа встречается странность — например, привычка давить орехи пальцами или кидаться на всех встречных кошек — дайте ей объяснение, хотя бы для себя, а лучше и для читателя. Психологический портрет всех героев, от главного принца до последнего нищего, должен быть внутренне непротиворечив. Иначе читатель перестает верить тексту, иногда даже не понимая, почему от связной красивой истории начало воротить с души. Вообще, используйте правило «ружья на стенке» — если оно и не выстрелит в последней сцене, то муж-охотник за ним точно придет. Чем заметнее деталь, чем колоритнее сцена, тем важнее оправданность ее присутствия в тексте, дабы «украшалочка» не торчала из повествования, как гвоздь из стула. Избегайте «красивостей» и «кровавостей» в промышленных объемах. Помните, что лучшее описание боя в нашей фантастике дали Аркадий и Борис Стругацкие ровно в пяти словах: «Было видно, где он шел». (речь идет о Доне Румате («Трудно быть богом»)).

Впрочем, если после правки текст кажется вам кастрированным — можно вернуться к авторской редакции. Как говорил Святослав Логинов, любое правило можно нарушить, если вы понимаете, зачем вы это делаете.

Третий этап — «ножницы». Лучше заняться им через день-другой после сверки, чтобы «глаз отдохнул».

Третий этап — «ножницы». Лучше заняться им через день-другой после сверки, чтобы «глаз отдохнул». Убирайте из текста все, что кажется вам несущественным, второстепенным. Максим Горький не зря советовал начинающим авторам выкидывать первую страницу из рассказа. Оставьте читателю простор для воображения.

В случае со стихами все сложнее и проще одновременно. Мало кому из поэтов удавалось продуктивно работать над написанным стихотворением. Технику стихосложения надлежит знать «на уровне подкорки», дабы не задумываться в момент вдохновения. А уже готовые стихи можно в лучшем случае подкорректировать. Убрать сбивку ритма, заменить неудачную рифму, выкинуть лишнюю, рыхлую и пустую строфу. Если вы считаете ваши стихи достойными публикации — это достаточный повод показать их издателю «как есть», а конструктивную критику учесть при написании новых вещей. Впрочем, от расстановки запятых и правки ошибок это не избавляет.

Стихи и небольшие рассказы полезно вычитывать вслух, записывать на диктофон и слушать с голоса — так проще отловить ошибки звучания, «многозначительные места» и явные нестыковки.

Встречают по одежке

Итак, правки и вычитки позади, и перед нами наконец-то лежит отредактированный текст. Не спешите отправлять его в издательство или редакцию журнала. Сперва произведение надо отформатировать — привести к некоему стандарту с учетом требований редакции.

Форматировать текст проще всего в редакторе Word. Для начала через функцию «правка» уберите двойные пробелы, пробелы перед знаками препинания, приведите к единому формату тире и кавычки. Далее задайте стандартные отступы и красную строку (это делается не пробелами и табуляциями, а через функцию. «Формат» — «Абзац»). Выделите все заголовки и подзаголовки, отделите эпиграфы и оформите единообразно. Лучше не делать оформление чересчур вычурным, не злоупотреблять рамочками, курсивами и красивыми нестандартными шрифтами. Текст должен свободно и просто читаться, как с листа, как и с экрана. Стандарт: шрифт Times, размер шрифта 12, через один интервал. Если текст посылается по электронной почте, имеет смысл его заархивировать, чтобы не перегружать редакционную почту. Объем крупных произведений лучше всего указывать в авторских листах (один авторский лист равен 40000 знаков с учетом пробелов). Узнать, сколько знаков в вашем тексте, можно через меню Word: «Файл» — «Свойства» — «Статистика».

Рассказывая о себе, следует указать минимум сведений, но при этом ничего не упустить. Стандартный набор: ФИО, возраст, список значимых публикаций, контактные адреса и телефоны. Не следует расписывать биографию на пяти листах, разве что она представляет самостоятельную художественную ценность. Публикации имеет смысл указывать «респектабельные» — в популярных журналах и известных издательствах. Список сетевых регалий или книг «за свой счет» не добавит вам веса, скорее наоборот. Если вы предлагаете прозу, имеет смысл указать, в каком жанре вы работаете и какой объем готового к публикации текста припрятан у вас в сундучке.

Чаще всего издательства требуют, чтобы к рукописи был приложен синопсис — краткое изложение вашего гениального романа или повести.

Чаще всего издательства требуют, чтобы к рукописи был приложен синопсис — краткое изложение вашего гениального романа или повести. Он нужен затем, чтобы редактор, работающий с вашим текстом, мог сразу оценить как завлекательность и ценность сюжета, так и ваше умение излагать мысли. По синопсису будут судить, имеет ли смысл работать с вашим текстом и будет ли он продаваться. Укажите жанр, в котором вы работаете, например, мистический детектив или сентиментальное фэнтези. Дайте сжатую характеристику произведения (например, готический роман о любви молодого вампира и слепой танцовщицы в антураже средневековой Праги). Далее изложите сюжет.

В нескольких фразах перескажите, о чем ваша вещь, кто главные герои и чего они добиваются, почему они идут именно к этим целям и что им мешает, чем заканчивается роман. Пишите в настоящем времени, как бы рассказывая о вашей книге внимательному слушателю. Старайтесь в точности излагать то, что вы уже сказали в книге. Избегайте многословия, не увлекайтесь подробностями и деталями. Учитывайте: синопсис не столько художественный, сколько технический документ, предлагаемого к продаже описание продукта, как ни цинично это звучит. Требуемый объем синопсиса обычно указан на сайте издательства, проверьте информацию, прежде чем браться за работу.

Что берут?

Постулат первый: если ваше произведение представляет хоть минимальную художественную ценность, издать его можно. Вопрос — как, где, каким тиражом и каких усилий это от вас потребует. Выпустить книгу стихов в твердом переплете и получить за это гонорар практически нереально, а издать дамский роман, если он написан чуть лучше школьного сочинения, — легко и просто. Опубликовать стихи для детей или роман в жанре фэнтези — вполне реализуемо, а вот дебютировать сборником рассказов за последние годы удалось только Леониду Каганову, Шимуну Врочеку и Дмитрию Скирюку. Фанфики (произведения по мотивам известных фантастических романов и вселенных) в последнее время выходят из моды, а «этническое» фэнтези и боевая фантастика по-прежнему на высоте. В последнее время стали публиковать тематические сборники рассказов и «альтернативную» фантастику — когда антураж фэнтези или киберпанка служит лишь декорацией для сюжета.

Стихи про эльфов вряд ли станут публиковать в толстом литературном журнале...

Просмотрите периодику, покопайтесь на книжных полках издательств, чтобы понять, в чей поток вы попадаете вернее всего. Стихи про эльфов вряд ли станут публиковать в толстом литературном журнале, но с десяток фэнзинов охотно украсят ими свои страницы. Рассказ, ложащийся в стиль молодежного издания, вряд ли встретит успех в газете для пенсионеров. Одни издательства охотнее берут городскую сказку, другие предпочитают эпопеи из жизни как бы славян, третьи специализируются на «внежанровой» фантазии.

Если вы не чувствуете в себе уверенности, достаточной для работы с «толстыми» журналами и издательствами, — начните с малого. В России существуют десятки, если не сотни фэнзинов, малотиражных журналов и местных газет. Им тоже нужны авторы. Найти координаты этих изданий вы можете в интернете.

Я бы не советовала начинающим авторам публиковаться за свой счет, особенно в коммерческих сборниках и альманахах — популярности вам это не прибавит, а деньги уйдут. Со стихами в этом смысле немного проще: «собственноручные» книги в свое время выпускали и Цветаева, и Гумилев — им это не помешало.

А вот безгонорарные публикации в фэнзинах и малотиражных изданиях — это обкатка, набор уверенности в себе как в авторе, первые ниточки обратной связи «автор—редактор» и «автор—читатель». Деньги придут, а опыт останется.

* * *

Стать профессиональным писателем — человеком, который зарабатывает на жизнь производством печатных текстов — не так сложно, как кажется. Профессия эта оплачивается — не слишком щедро, но вполне достойно, востребована — особенно в нашем активно читающем обществе, и вполне престижна. Овладеть ремеслом писателя не сложнее, чем стать программистом, управляющим или верстальщиком. Достаточно иметь склонность к гуманитарным наукам и освоить технические приемы: научиться внятно излагать свои мысли, чисто и грамотно писать, находить оригинальные темы и «цепляющие» сюжеты. Эта статья — одно из самых простых пособий. Существуют и серьезные исследования, классические труды — например, знаменитое «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «Алхимия Слова» Яна Парандовского, «Как стать писателем» Максима Горького, «Как писать книги» Стивена Кинга... Для молодых фантастов актуальны статьи Генри Лайона Олди.

Где кончается мастерство и начинается искусство — вопрос другой. Техника — замечательное подспорье, еще ни одному гению не помешало умение правильно писать слово «корова» или расставить запятые по тексту. Можно освоить литературные приемы, натренировать письменную речь, обучиться выражать себя без помех. А остальное — интуиция, чутье к слову, меткость образа, талант «попадать в струю», отвечать на важные для общества вопросы и десяток других, непонятных, чудных мелочей, благодаря которым автор становится неповторимым, — увы, не в нашей власти. Обрабатывая, готовя к печати ваш текст, вы помогаете редакторам и издателям разглядеть драгоценный камешек вашего таланта. А оценивать будут читатели. Главное — донести до них ваше произведение.

Где печатают фантастику?

Издательство «АСТ»

Сайт: ast.ru

Страница для автора: ast.ru/doc/manuscript

Адрес: 129085, Москва, Звездный бульвар, дом 21, Издательская группа «АСТ»

Телефон: (495) 232-14-04

Электронная почта: ref@ast.ru; authors@astgroup.ru

Чтобы начать сотрудничество, с вашей стороны необходимо прислать на имя главного редактора Николая Андреевича Науменко следующие материалы:

  • название книги и краткая аннотация;
  • сведения об авторе или авторах;
  • текст произведения, если это роман, то синопсис (краткое содержание) и первые 3 главы;
  • контактный телефон, адрес, e-mail.

Материалы следует отправить по обычной или электронной почте с пометкой «Для главного редактора». Если вы отправляете произведение по электронной почте, то текст произведения и сведения о себе пересылайте в виде прикрепленных архивированных DOC-файлов. Срок рассмотрения предложений авторов — 1-3 месяца. Условия публикации обсуждаются только после одобрения произведения. Рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Издательство «Эксмо»

Сайт: eksmo.ru

Страница для автора: eksmo.ru/newauthors

Адрес: 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, дом 18/5

Телефон: (495) 411-68-86

Электронная почта: authors@eksmo.ru, fantastika@eksmo.ru (для рукописей в жанре фантастики), deti@eksmo.ru (для детской литературы)

Если вы хотите, чтобы ваши рукописи были опубликованы в издательстве «Эксмо», вы можете прислать их на рассмотрение по электронной или обычной почте, или принести их в издательство лично. Требования к отправляемым по электронной почте материалам:

  • в теме письма либо в начале письма дать краткое описание жанра, в котором написана рукопись;
  • в письме подробно указать контакты (желательно указать мобильный и домашний телефоны);
  • отправляемые материалы должны быть в формате Microsoft Word, в случае, если размер файла больше 2 мегабайт, просим его заархивировать архиватором ZIP, либо RAR, либо любым другим.

Срок рассмотрения предложений авторов — около 3 месяцев. Редактора сами свяжутся с вами по обратному адресу или оставленным координатам, в случае возникновения заинтересованности в работе с вашим текстом. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Вы можете узнать о судьбе рукописи, а также задать все интересующие вас вопросы, позвонив по телефону.

Издательство «Альфа-книга»

Сайт: www.armada.ru

Страница для автора: www.armada.ru/sotr.htm

Адрес: 125565, Москва, а/я 4

Телефон: (495) 459-78-34

Электронная почта: mvn@armada.ru

Принимаются к рассмотрению произведения в жанрах остросюжетной фантастики, фэнтези, юмора, детектива.

Издательство «Форум»

Сайт: forum-books.ru

Страница для автора: forum-books.ru/index.php?r=sp/contacts

Адрес: 101831, Москва, Колпачный пер., дом 9а

Телефон: (495) 925-32-07, 925-39-27

Электронная почта: mail@forum-books.ru, drugaya-storona@mail.ru (для рукописей в жанре фантастики)

В письме не забудьте указать:

  • название произведения;
  • примерный объем в страницах (или количество знаков);
  • содержание книги (по главам, разделам и т. д.);
  • краткую аннотацию.

Рукописи в серию фантастики «Другая сторона» присылать целиком.

Издательство «Корпорация «Сомбра»

Сайт: sombra.ru

Страница для автора: sombra.ru/?key=howto

Адрес: Москва, Большой Толмачевский переулок, дом 16, стр. 4

Телефон: (495) 953-78-55, 953-17-08

Электронная почта: editorf@sombra.ru, editor@sombra.ru, libro@sombra.ru (для рукописей в жанре фантастики), book@sombra.ru (для рукописей в жанре мистики и триллера)

Приоритетными направлениями деятельности издательства являются: фантастика, мистика, триллер. Рукописи, созданные в других жанрах, могут быть рассмотрены, но приоритетными направлениями не являются. Авторские сборники рассказов и стихотворений и литература для детей не рассматриваются. То же относится к явным заимствованиям, а также к продолжениям произведений известных авторов (фанфикам).

Объем рукописи должен быть не меньше 11 авторских листов. Рукописи принимаются только вместе с синопсисами. К рукописи должен быть приложен отдельный файл, содержащий следующие сведения:

  • ФИО, место жительства, контактный телефон;
  • Издавались ли ваши произведения ранее, в том числе и то, которое вы предлагаете на рассмотрение в издательство. Если да, то укажите где именно, включая интернет и самиздат.

Рукописи приоритетных направлений будут рассмотрены в течение четырех недель с момента получения их издательством. Неприоритетных — свыше четырех недель.

Издательство «Крылов»

Сайт: www.vkrylov.ru

Страница для автора: http://www.vkrylov.ru/i.php?page=fornewauth

Адрес: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр-т, дом 9

Телефон: (812) 714-68-46

Электронная почта: kg@npr.sp.ru (серии «Историческая авантюра», «Фантастическая авантюра», «Мужской клуб», «Историческая книга», «Остров сокровищ»), lv@npr.sp.ru (серии «Черный ангел», «Внеклассная история», «Мир фэнтези»)

Срок рассмотрения рукописей — до двух месяцев.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться