Google+
КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ БУЛЫЧЁВ МУЛЬТ Автомобили недалекого будущего Реальность Жюля Верна
Версия для печатиГаджеты: Бытовые видеокамеры
Кратко о статье: Если вы хотите купить хорошую цифровую видеокамеру и утонули в потоке рекламы и броских обещаний — обязательно прочитайте наши рекомендации, и вы сможете сделать оправданный выбор.

Властелины домашнего кино

Разновидности современных видеокамер

Многие из нас знакомы с работой режиссера и оператора лишь с одной стороны экрана. Однако при желании сегодня можно не только узнать, как создается кино, но и попробовать свои силы в роли домашнего продюсера. Проблема одна — разобраться в типах цифровых видеокамер и выбрать подходящий вариант. В дебрях мира современных камкордеров с лентопротягами miniDV , миниатюрными винчестерами и полноценными DVD-приводами черт ногу сломит.

Современные видеокамеры предельно просты в обращении, а их стоимость стартует от 6500 рублей. С помощью камкордеров можно качественно запечатлеть выступления мэтров фантастики на конвентах, динамичные сюжеты в экстремальных видах спорта и, быть может, даже снять любительское кино. Напомним, известный фильм ужасов «Ведьма из Блэр» был создан с помощью обычной цифровой видеокамеры вовсе не профессионалами. Чем мы хуже?

Аналоговый мезозой

Первые видеокамеры использовались для телевизионных шоу. На треногу устанавливали аппарат, а немаленьких размеров блок для записи помещали в другую комнату. В одиночку удержать такую бандуру на руках мог только крепкий мужчина. Но никто лучше японцев не умеет выращивать карликовые деревья, и уже в 1982 году Sony представила первую «портативную» аналоговую видеокамеру Betacam. Сравнительно компактный аппарат можно было носить на плече.

Видеокамеры в то время работали с VHS- C и восьмимиллиметровыми кассетами. Первый формат — уменьшенный вариант известной VHS; такие кассеты с помощью специального адаптера можно было воспроизводить даже на видеомагнитофонах «Электроника». Камеры с восьмимиллиметровыми кассетами были дороже, но обеспечивали значительно более высокое качество записи. Круг пользователей таких аппаратов ограничивался профессионалами.

Эра цифровых видеокамер началась в 1995 году, когда Sony выпустила пару своих первых камкордеров формата miniDV. Такие пленочные камеры вмиг обрели популярность, и уже в 1999 году их выпуском вовсю занимались такие компании, как Panasonic, Canon, Sharp, JVC и Samsung.

21-й век ознаменовался выпуском камкордеров на основе жестких дисков, флэш-памяти, а также оптических приводов с поддержкой 80-миллиметровых болванок форматов DVD- RAM и DVD- R/ RW. Все три класса впервые позволили далеким от техники людям безо всяких проблем снимать кино в домашних условиях.

Толковый словарь
  • Любой аппарат, позволяющий сохранять видеоизображение, мы привыкли называть камерой. Камкордер — это полноценный гибрид камеры и видеопроигрывателя. Камкордер обязательно должен не только записывать видео, но и передавать сигнал по проводам на телевизор или, например, проектор. При этом у простой камеры может вообще не быть ни входов, ни выходов, поскольку главная ее задача — сохранение видео.
  • MPEG-2 — детище Motion Picture Experts Group — алгоритм сжатия, обеспечивающий запись видео со скоростью 6—12 Мбит/с. Расходует «место» значительно экономичнее miniDV и обеспечивает весьма высокое качество картинки.
  • MPEG-4 — поистине вездесущая система записи аудио и видео, которая представляет собой логичное развитие MPEG-2. Алгоритм позволяет получить менее тяжеловесное и достаточно качественное видео.

На любой вкус

Лучшее на сегодняшний день качество видео обеспечивают пленочные камеры. Цена — около 26 000 рублей — пугает начинающего видеолюбителя, как океанская глубина начинающего дайвера: что дальше? 5-минутные клипы, снятые такой камерой, обычно весьма похожи на зарисовки матерого оператора. Будь здесь больше профессиональной эргономики, художественный фильм мог бы снять любой энтузиаст. Стоимость кассеты miniDV сравнима с ценой 80-миллиметрового диска DVD. При этом пленка надежно защищена и может прослужить сотню лет.

Sony Betamovie: съемка с плеча вместо тяжелой атлетики.

Когда скорость приобретает первостепенное значение, пленка DV оказывается слишком медленной и приходит час видеокамер со встроенной флэш-памятью или жестким диском. Первые в последнее время стали довольно популярны среди лыжников, скейтбордистов, велосипедистов и прочих экстремалов в силу компактности и возможности воспроизведения MP3 (некоторые камеры выгодно отличаются ударопрочным корпусом и наличием «выносного» объектива). Объем встроенной памяти обычно составляет до 2 Гбайт. Главный недостаток — отсутствие возможности записи в MPEG-2.

HDD-видеокамеры значительно вместительнее: емкость встроенного винчестера — от 30 Гбайт и больше. Среди доступных форматов записи почти всегда есть и MPEG-2, и MPEG-4. Жесткий диск с мгновенным доступом к отснятым материалам позволяет вырезать неудачные куски, менять кадры и разбивать видео на эпизоды прямо в камере. Остается наложить музыкальный трек и вставить титры на компьютере, и все — фильм готов.

Если совсем неохота заниматься монтажом, советуем присмотреться к DVD-камкордерам. Для начала просмотра только что записанного семейного праздника достаточно достать диск из камеры, загрузить его в проигрыватель и нажать кнопку Play. На однослойный мини-DVD помещается около 30 минут видео, на двухслойный — 60 минут. Вполне достаточно. При этом средствами видеокамеры почти всегда можно создать меню для диска и даже стереть не понравившиеся эпизоды.

Маленький совет: при выборе DVD-камеры лучше остановиться на модели с поддержкой DVD-RAM — этот формат носителей отличается высокой надежностью и обеспечивает до 100 тысяч циклов записи/перезаписи. RW-болванки живут в десять раз меньше. А вообще, на прилавках магазинов сегодня можно найти сотни различных DVD-камкордеров стоимостью от $650. Выбор конкретной модели зависит от доступных средств.

А что внутри?

После выбора типа камеры необходимо ознакомиться с техническими параметрами. Каждый класс камкордеров включает простые модели для начинающих и полупрофессиональные аппараты для бескомпромиссных энтузиастов.

HD-камкордер Sony придает пользователю вид выездного видеооператора, зато позволяет вкусить все прелести картинки «высокого разрешения».

Оптика — глаза камеры. Через объектив картинка проецируется на матрицу, поэтому от его качества напрямую зависит уровень записи. Объектив может менять фокусное расстояние (измеряется в миллиметрах), «приближая» или «отдаляя» предмет съемки. Отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному называется оптическим зумом. 10-кратного обычно вполне достаточно.

Здесь очень важно учесть один момент — при использовании оптического увеличения меняется угол обзора (вспомните принцип работы биноклей и подзорных труб). Чем больше фокусное расстояние, тем меньше обзор. Проще говоря, при помощи камеры с большим фокусным расстоянием на узких улочках Амстердама можно будет захватить в кадр практически все, а вот аппарат с маленьким фокусным расстоянием позволит только ворон на деревьях снимать.

Проверить угол обзора можно прямо в магазине. Для этого достаточно включить несколько видеокамер и замерить расстояние, на котором полностью помещается лист бумаги. Чем меньше расстояние, тем в нашем случае лучше. Среди камер с одинаковыми фокусными расстояниями больший угол обзора имеют модели с наиболее широкими матрицами. Для сенсора обычно указывается длина диагонали в дюймах, например 1/3’’.

В последнее время производители видеокамер стали указывать совершенно безумные значения цифрового увеличения — вплоть до 1000x. Однако профессионалы от видео до сих пор не понимают, зачем цифровой зум нужен вообще. Надпись 1000 x Digital на объективе камкордера позволит исследовать строение пикселя, но оригинальный кадр ничуть не улучшит. При цифровом увеличении камера программным путем растягивает получаемое через объектив изображение. Вот и все.

Вся разница между «высоким» и «низким» разрешениями — в размерах составных квадратиков.

Входящий через объектив свет попадает на сенсор типа ПЗС (CCD) или КМОП (CMOS). На этой матрице находятся пиксели, которые реагируют на свет и вырабатывают ток различной силы. Транзисторы регистрируют полученные сведения и отправляют на обработку в процессор камеры.

Пиксели матрицы видят мир в черно-белом цвете, поэтому их оснащают микролинзами светофильтров, которые пропускают только красный, зеленый или синий свет. Если указано, что разрешение матрицы 1 Мп, значит, самих пикселей в четыре раза больше. Каждая точка снятого изображения составляется из красного, синего и двух зеленых пикселей. Для человеческого глаза наиболее важна информация зеленого цвета, этим и объясняется большее число соответствующих пикселей. Видеоинформация вычисляется на основе данных групп пикселей, при этом уменьшается цветопередача и четкость.

В последнее время все чаще используется система 3 CCD. Как следует из названия, в камере находятся три независимые ПЗС-матрицы. Поток света из объектива разделяется призмой на три цвета и поступает на сенсоры. Такая система обеспечивает изображение без потерь качества, потому что не использует усредненное вычисление, как в камере с одной ПЗС-матрицей.

Стоят ли дорогие 3CCD-камеры своих денег? Не всегда. Обычно выгоднее приобрести камеру с одной большой матрицей, чем с тремя. Самый лучший вариант, конечно, три большие ПЗС-матрицы, но такая камера влетит в копеечку. При желании можно провести нехитрый подсчет, сравнив размеры и количество пикселей одной матрицы и трех. Правда, здесь нужно помнить, что в первом случае для создания картинки задействованы четыре пикселя (2G, R и B), а во втором — три (по пикселю с каждой матрицы).

Sanyo VPC-HD1 позволяет писать HD-видео на карты памяти размером с монету.

Флэш-камеры Samsung Miniket: закрепите выносной объектив на голове и сможете записать все, на что смотрите.

Борьба с вибрациями

Важная составляющая любой современной видеокамеры — система стабилизации изображения. Руки у нас не железные, и непроизвольные вибрации имеют место почти всегда. Особенно заметно дрожание аппарата при высоком увеличении.

Лучше всего с гашением вибраций справляются системы оптической стабилизации изображения. В ответ на «шевеления» механические приводы двигают объектив или матрицу относительно друг друга так, чтобы на последнюю пучок света попадал правильно. Метод здорово справляется с колебаниями, но требует от аккумулятора дополнительных энергозатрат.

Электронная система стабилизации значительно дешевле, потому как реализуется увеличением размера матрицы. Для записи видео задействована часть площади сенсора, остальная используется для стабилизации, когда камера регистрирует смещение пучка света. Стабилизация управляется программными способами и не требует сложных механизмов. Недостаток такой системы в том, что вибрации гасятся только частично и появляется заметный цифровой шум.

Куда смотреть?

Чтобы увидеть, куда наведен объектив камеры, достаточно посмотреть на штатный дисплей (обычно откидной) или в глазок оптического видоискателя. На первый в реальном времени выводится картинка, поступающая на ПЗС-матрицу. Экран служит также для настройки параметров и редактирования изображения. От яркости и углов обзора дисплея зависит то, насколько удобно с ним будет работать при ярком солнечном свете, а потому при выборе камкордера особое внимание следует уделить качеству экрана.

Оптический видоискатель — маленький экранчик, на который направлен пучок света прямо из объектива. Присутствует возможность диоптрийной подстройки под особенности зрения. Черно-белые видоискатели позволяют быстро оценить игру тени и света, но в любительских камерах они встречаются все реже и реже. Их место заняли цветные аналоги.

Пузатые DVD-камкордеры составят пару баварцам.

Высокое разрешение

Сегодняшнее телевидение «низкого разрешения» режет картинку на 576 горизонтальных линий, и только половина из них меняется при смене кадра («чересстрочная развертка»). Массовый переход на HD-видеокамеры позволит создать совершенно новый уровень качества изображения. Высокое разрешение — HD (High Definition) — повышает число линий до 720, и все они меняются сразу («прогрессивная развертка»). Разница ошеломляющая.

HD-камкордеры первого поколения придавали пользователю вид выездного оператора, и никто этому не удивлялся — камерам приходилось фиксировать очень большие изображения (1280x720 или 1920x1080). Однако последние HD-аппараты Sony, Sanyo и Canon по размерам сопоставимы с обычными пленочными камкордерами.

Средняя стоимость «любительских» HD-камер — 31 000 рублей. Дороговато, но при воспроизведении видео с таких камер 45-дюймовый дисплей обеспечит любому ценителю полное ощущение кинотеатра. Если же дома стоит старенький «ящик», а диагональ компьютерного монитора не больше 19 дюймов, тратиться на HD-камеру не стоит.

* * *

Ну что ж, теперь вы готовы к походу за цифровой камерой, и вас не проведешь броскими рекламными лозунгами. Если нужно снимать дни рождения и другие семейные праздники, лучший вариант — маленький камкордер со встроенной флэш-памятью. Невысокое качество видео с лихвой компенсируется простотой в обращении и возможностью делать достаточно качественные стоп-кадры с разрешением около 5 мегапикселей.

В туристических поездках и при съемке серьезных мероприятий лучше отдать предпочтение HDD-камкордерам или DVD-камерам. И те, и другие предлагают, по сути, бездонное хранилище для записи клипов. Разница лишь в том, что владельцу DVD-камеры придется запастись внушительным количеством болванок. Качество записи в обоих случаях достаточно высокое.

Ленточные miniDV камеры — удел профессионалов. Владельцам таких аппаратов в обязательном порядке придется раскошелиться на мощный компьютер, познать таинство нелинейного монтажа, и потратить уйму времени на скрупулезную чистку и рендеринг (сведение исходных данных в единое целое). Наградой за все мучения будет самый натуральный DVD фабричного качества. Стоит ли овчинка выделки? Нам хочется ответить «да», но решать все же вам.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться