Google+
Железный человек «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ МИРЫ. X-FILES: СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН
Версия для печатиМиры: Миры. Мир Марии Семёновой. Волкодав
Кратко о статье: В 2007 году, почти через 12 лет после публикации легендарного «Волкодава», нас ждет его экранизация. Сложно сказать, насколько фильм будет соответствовать духу книги. Но несомненно одно: лента станет еще одним кирпичиком во вселенной Последнего из Серых Псов. Что это за вселенная? Читайте — и погружайтесь.

Из Рода Серых Псов

Волкодав

— Ты!.. — произнес юный нарлак. — Вставай и дерись!..

Голос его звенел и срывался от напряжения.

— А я не хочу, — сказал Волкодав.

Мария Семёнова, «Волкодав. Право на поединок»

Название мира: Мир Волкодава

Возникновение: 1995 год новой эры нашего мира

Создатель: Мария Семёнова

Происхождение: Литература

Воплощения: Межавторский книжный цикл, фильм, телесериал, настольные и компьютерные игры

Последние пару лет мир Волкодава напоминает туго натянутый лук с наложенными стрелами: вот-вот вылетит первый отечественный фэнтези-фильм, вот-вот появится компьютерная игра, вот-вот... Ждать пришлось немало, но, похоже, дождались. Через пару недель после выхода этого номера десять миллионов жителей России и ближнего зарубежья узнают историю Последнего из рода Серых Псов. Именно на столько зрителей рассчитывают создатели экранизации. А это значит, что новый взлет популярности славянского фэнтези не за горами. Самое время внимательно посмотреть на классику жанра.

Казалось бы, что славянского может быть в мире, где нет ни былинных героев, ни древнерусских богов, ни даже самих славян и их ближайших соседей? Однако не станем обманываться названиями и посмотрим в корень. Любой мало-мальски образованный человек без труда сопоставит культурные, социальные и прочие особенности народов вымышленного мира с нашей историей — и узнает в сегванах викингов, а в аррантах — греков или византийцев. Впрочем, это только одна из частей общей картины: простые переименования племен, пусть даже и вкупе с точной исторической реконструкцией, оригинального мира не сделают.

Другая составляющая мира Волкодава — фэнтезийная, магическая. В лесах встречаются оборотни, на землю сходят боги самых разных религий, история, еще не успевшая стать легендой, рассказывает о магах и волшебниках не столь далекого прошлого. Доля волшебного в мире Волкодава выверена очень аккуратно: так, чтобы присутствие сверхъестественного ощущалось, но не оттирало на второй план другие, более важные элементы повествования. Приблизительно такого же соотношения достиг Толкин во «Властелине колец»: судьбы мира вершатся не бородатыми мудрецами с посохами, а личным подвигом простых смертных.

Мудрый Тилорн, пришелец со звезд, сочетает научное знание со сверхъестественными способностями.

И наконец, при всем вышесказанном мир Волкодава на удивление научен. Здесь присутствует посланец с далеких звезд, возможно, даже землянин, а мистические мечи, выскакивающие из-под земли, получают вполне прозаическое — с точки зрения современного человека — объяснение. Мария Семёнова не стесняется обходиться без волшебства там, где его присутствие не обязательно. И в этом «Волкодав» сродни «Трудно быть богом» братьев Стругацких: фэнтези по форме, но научная фантастика по сути.

Историческая фантастика, фэнтези, НФ — вот три кита, на которых держится мир Волкодава. При этом нельзя однозначно отнести его к одному из перечисленных жанров, нет, перед нами — уникальный сплав всех трех элементов, нечто большее, чем каждый из них по отдельности.

Книги Марии Семёновой о Волкодаве
  • «Волкодав» (1995)
  • «Волкодав. Право на поединок» (1996)
  • «Волкодав. Истовик-камень» (2000)
  • «Волкодав. Знамение пути» (2003)
  • «Волкодав. Самоцветные горы» (2003)

В настоящее время писательница работает над новыми книгами о мире Волкодава — «Бусый» (в соавторстве с Дмитрием Тедеевым) и «Там, где лес не растет».

«Я молюсь своим богам...»

Главное богатство мира Волкодава — не страны и ландшафты, а народы. Одни описаны парой фраз, другие раскрываются на протяжении всего пятикнижия, но каждое из племен — яркое, самобытное общество с уникальной культурой, не похожее ни на какое другое. По культурному многообразию мир Волкодава сильно выделяется на общем фэнтезийном фоне.

Первые, на кого стоит обратить внимание, это, безусловно, венны. Народ не самый многочисленный, не самый могущественный и уж точно не самый цивилизованный. Но — «свой». Потому что главный герой цикла, Волкодав — венн. Потому что одним из прообразов этого племени стали настолько родные нам древние славяне, еще из дремучих довикинговских времен. Венны живут на восточном континенте мира в глухих лесах по берегам реки Светынь. Народ делится на множество родов, мифический основатель каждого из которых — то или иное тотемное животное. Помимо Серых Псов, среди веннов есть Волки, Зайцы, Снегири, Барсуки, Олени... В каждом роду бытует легенда, согласно которой тот или иной зверь некогда спас первую женщину рода от смертельной опасности, а потом обернулся ладным молодцем. Неудивительно, что для веннов «слабый пол» занимает особое место. Именно по женской линии ведется род: если, например, Волк захочет жениться на Барсучихе, то их дети тоже станут Барсуками. Впрочем, о крайней форме матриархата речи не идет, скорее можно говорить о бесконечном уважении мужчин к своим женщинам. А вот консерваторы венны отменные: вряд ли найдется в мире другой народ, который столь бережно следует традициям, унаследованным от предков, и так сильно ценит семейный очаг. Сирота по веннским меркам — самый несчастный человек на свете. Можете представить себе чувства Волкодава, который по злой гримасе судьбы оказался последним в роду — но вынужден как-то жить дальше.

Лекарем при сольвеннском кнесе служит халисунец Иллад.

Близки к веннам сольвенны — например, самое существенное различие в языках этих народов в том, что первые окают, а вторые — акают. Они даже живут по соседству. Но сольвеннов цивилизация затронула куда сильнее, чем их лесных родичей. Как следствие, венны видят в сольвеннах чуть ли не нечестивцев, «покатившихся по дурной дорожке». Те не остаются в долгу и считают веннов непроходимыми дикарями. Сольвенны живут в крупных городах, а не в лесных поселках, успешно занимаются торговлей, наемничают, мореходствуют — словом, делают все то, что положено усредненным фэнтези-людям. И в этом смысле они ближе к более поздним славянам — периода от основания Руси до ее крещения.

Верования веннов и сольвеннов в целом сходны, и здесь также можно провести параллели со славянским язычеством. Особо почитаемы Бог Грома и Мать Жива. Есть и Темные боги, некогда запертые Громовержцем под Железными горами. Их время от времени пытается освободить Великий Змей — олицетворение разрушительных стихийных сил. Во власть богини смерти Мораны душа попадает лишь на краткое мгновение, а потом ее ждет бесконечный отдых на Острове Жизни в компании всех ушедших сородичей.

Вельхская воительница Эртан.

Явный исторический прототип сегванов — викинги. Этот суровый северный народ происходит с холодных полярных островов, которые в последнее время подвергаются нашествию ледника. Аналогичный процесс происходил и в нашем мире. Замечательные мореходы, сегваны постепенно эмигрируют на материк, и нередко им не удается договориться с местными жителями добром. Печальный пример такого переселения — гибель рода Серых Псов от рук сегванов. Главные божества сегванов — покровитель воинов Храмн и демонический Хёгг, который, правда, чаще всего упоминается в цветастых ругательствах.

Еще один ближайший сосед вышеописанных народов — вельхи. Найти для них исторические корни несколько сложнее, но, судя по пристрастию вельхов к колесничному бою, отдаленным прототипом этого племени могли послужить кельты, в частности, древние ирландцы.

«Откуда же ты?» — «Из Саккарема, господин».

Если двигаться южнее от веннских и сольвеннских земель, мы попадем в земли «азиатских» народов: нарлаков, халисунцев и саккаремцев. Их можно в разной степени сравнить с монгольскими и арабскими племенами нашего мира. Еще более характерные кочевники — коневоды шо-ситайнцы, обитающие на западе мира. Маленькими, но гордыми племенами населены высокогорья обоих крупных материков. На отдельном острове расположились мономатанцы — общее название для целой группы темнокожих народов, не менее разнообразных, чем население Черной Африки. Другой остров занимают известные своей ученостью арранты, ближе всего к которым древние греки и византийцы. Интересно, что именно в Аррантиаде зародилась единственная претендующая на глобальность религия мира — учение Близнецов, отдаленно сходное с нашим христианством. Хотя часть аррантов до сих пор верит в старые предания своего народа о богах Небесной Горы, в которой отчетливо просматривается Олимп.

Хайгал, старая нянька кнесинки Елень, — дочь горного племени ичендаров.

Но мир Волкодава — это не плоская «тарелка», каким он представляется большинству его обитателей, и даже не громадный шар, летящий в темноте и тишине космоса. Существуют две параллельные реальности — Потаенная страна Велимор и Беловодье. В таком мироустройстве можно усмотреть славянское разделение на доступную всем Явь, царство мертвых Навь и страну богов Правь, но четких аналогий провести не получится. Да, «верхнее» Беловодье, куда можно попасть, шагнув в туман на горных вершинах, — тщательно охраняемая страна праведников, где немыслимы войны и убийства. Но Велимор — далеко не мрачное средоточие грешников, особенно на фоне грязи и непотребств «центрального мира». Есть даже предположение, будто это прошлое «главной реальности», времена до Падения Тьмы. Так или иначе, но Велимор, как и Беловодье, — места, куда уходят отверженные миром, те, кто уже не может бороться со всепобеждающей несправедливостью.

Мир Волкодава часто жесток и даже непригляден. Время от времени по нему прокатываются опустошительные войны, а «локальным конфликтам» нет числа. Борятся с иноверцами — когда словом, а когда и железом, — алчные до власти жрецы Богов-Близнецов. Торговые города полны порока, где любого неосторожного могут убить ни за грош, оклеветать, или, как минимум, обмануть на базаре. И высятся над миром Самоцветные горы, скрывающие под ослепительным льдом вершин бесконечные рудники, каждая пядь которых щедро полита кровью многих поколений рабов. Но кто он, герой, не променявший этот неуютный мир на благоустроенное Беловодье?

Следы жестоких войн рассеяны по всему миру. Прокляты места древних боев.

«Я... иногда... бываю собакой»

Серый Пес и Нелетучий Мыш.

Русский Конан? Пожалуй, те, кто считает так, правы только в одном: если Конан —американский, то Волкодав — столь же национальный русский герой фэнтези. Герой безвинно пострадавший, бывший каторжник, мститель, который пытается «жить по Правде», несмотря на все свои душевные терзания. Уже в начальной книге цикла мы видим, каких сил стоит Волкодаву просто жить дальше, оставаясь в мире с самим собой. Но и в дальнейшем он постоянно задается вопросом собственного предназначения. Праведник, каких мало, Волкодав никогда не уверен в своей чистоте, не поддается соблазну даже предположить это. Он — достоверно выписанная, противоречивая личность, которая уместнее смотрелась бы на страницах книг Чехова или Достоевского, чем в типичной фэнтези-героике.

Мать Кендарат, наставница Волкодава в искусстве кан-киро.

Непобедимый воин, прошедший огонь, воду и медные трубы? Боевым навыкам Волкодава позавидует каждый второй фэнтезийный персонаж: даже безоружный, Серый Пес может постоять за себя. Но суть тайного искусства кан-киро, приемами которого в совершенстве постиг Волкодав, не в боевых ухватках, а в понимании того, что миром правит любовь. Только вот вопрос: каким из трех миров? Это только у веннов убийца приходил в род убитого и просил у его матери стать ей приемным сыном. Отнять у человека жизнь — величайшее преступление. Но вот вам задачка: как тогда покарать насильника? Ведь женщины — святы. А что делать, если твою старенькую наставницу заставляют обучать кан-киро недостойных? Вот и выходит, что истинное умение воина — не в самом бою, а помимо него. И лучшая схватка — та, которая так и не случилась.

Идеальный муж? Очень интересным получился главный герой-мужчина у писательницы. Не подкаблучник, не мачо — простой человек, с которым женщине спокойно и надежно, как за каменной стеной. Интересно, что все представительницы «слабого пола» в цикле (за одним исключением, которое, в принципе, в расчет можно не принимать) — персонажи не то чтобы белые и пушистые, но в целом положительные. А вот мужчины занимают самый широкий спектр — от злодея Людоеда до мудреца Тилорна.

Странный он, этот герой, непонятный. Вряд ли встретишь такого на улице или в фэнтезийном романе. Но чего-чего, а харизмы, этакого скрытого обаяния ему не занимать. И — пока не перевелись Волкодавы на Руси-матушке, будет стоять земля Русская.

Непросто далось Волкодаву уберечь кнесинку Елень от бесчестия...

Проверка на прочность

Даже самого опытного воина можно взять числом, а не умением.

Глубоко проработанный, исторически достоверный мир и нестандартный, объемный герой стали залогами популярности «Волкодава». Законченная, в общем-то, история получила продолжение в «Праве на поединок», потом появился приквел «Истовик-камень» о каторжном периоде жизни героя. Вслед за этим пришло время межавторской серии «Мир Волкодава». Отметились здесь самые разные люди. Прежде всего — хороший знакомый Семёновой Павел Молитвин, рассказавший нам подробные истории друзей Серого Пса — Эвриха, Тилорна и Ниилит. Читатели узнали многочисленные подробности о самых разных уголках мира, но в отсутствие главного героя книгам «Спутники Волкодава», «Ветер удачи», «Путь Эвриха», «Тень императора» было все-таки далеко до оригинального романа. Андрей Мартьянов и Алексей Семёнов взялись за прошлое мира. Первый в книгах «Время беды», «Последняя война» и «Эпоха бедствий» раскрыл тему Последней войны, разгоревшейся за 200 лет до жизни последнего из Серых Псов. А второй в романах «Травень-Остров» и «Листья полыни» описал былые годы веннов и рода Волкодава. Впрочем, как и большинство межавторских проектов, все эти книги грешат вторичностью и могут считаться достоверными источниками мира в той же степени, как многочисленные труды продолжателей Толкина — для Средиземья. Сама Семёнова «признала» только романы Молитвина — и несколько раз ссылалась на них в двух заключительных книгах о Волкодаве.

И вот теперь — экранизация, а следом и неизбежные игровые лицензии, как настольные, так и компьютерные. Удастся ли перенести с книжных страниц не только букву и внешность, но и дух романов? При всем оптимизме и уважении к кинематографистам и игроделам — вряд ли. Слишком разные это виды искусства, слишком непохожие люди читатели и зрители.

В мире Волкодава есть еще одна интересная особенность, возможно, введенная в него неосознанно: он стоит на пороге великих изменений. Нарождается мировая религия, прогромыхивает, приближаясь, промышленная революция, не за горами появление ремесленных цехов и буржуазии... Какой станет столь знакомая Серому Псу вселенная через десять, пятьдесят, много — сто лет? О том же размышляем и мы сегодня: как изменится мир Волкодава, попав в оборот развлекательной индустрии? Ответить на этот вопрос можно точно так же, как несколько лет назад — на сомнения толкинистов: фильмы фильмами, игры играми, а книги мы всегда сможем перечитать.

Это интересно
  • Каждая из пяти книг о Волкодаве начинается с одной и той же фразы: «Отгорел заказ, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром».
  • В «Знамении пути» Семёнова устами Волкодава пересказывает «Черную книгу Арды» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой — попытку пересмотреть толкиновский «Сильмариллион» с точки зрения Темных.
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
26.10.2009, 06:35
Хорошая, статья) А Волкодав давно стал моей настольной книгой, как и весь цикл книг Семёновой посвященных этому герою.
Но есть и недостатки....
В фото того же Тилора (кто забыл, Тилор в книге молодой и мудрый мужчина, а не диковатый старец как фильме), или кнесинки Елень ( они в фильме её явно не кормили, какая то она худая… Между тем солвенские девушки это кровь с молоком, а не подиумные модели ;=)))

Последний раз редактировалось Bad 13; 26.10.2009 в 06:38.
Spy Fox
№ 2
26.10.2009, 16:09
Статья, куда более интересная чем сам фильм. Особенно заинтересовала "тайна происхождения Тилорна".

Последний раз редактировалось Spy Fox; 28.10.2009 в 17:42.
Gryphon
№ 3
27.10.2009, 23:16
Интересная информативная статья да и сам цикл хорош, единственное что огорчает - так то что к пятой книге были потеряны многие сюжетные линии - не зря же Мария Семенова почти перед каждой приносит свою благодарность издателям за терпение и понимание - т.е. она торопилась дописать Волкодава как можно скорее... а жаль.

Еще понравилось описание того как сам Волкодав учился читать и писать, как онсначала читал струдом вывески на лавках, а потом и сам начал книги писать.
А уж история как он получил свое прозвище - помоему самая лучшая книга со всей серии.
Винкельрид
№ 4
27.10.2009, 23:29
Цитата:
"Отгорел заказ, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром"
Весёлая опечатка) Простор для фантазии.
MaxaS
№ 5
29.08.2010, 18:14
А мне больше всего интересны две линии
Волкодав и Оленюшка девочка из рода Пятнистых Оленей
и
Винитар и кнесинка Елень, кстати, если вы заметили, внимательно читая книгу "Самоцветные горы", там в конце появляется хромая беременная женщина сегванка по имени Эрминтар, а немного раньше Винитар вспоминал как однажды маленьким мальчиком влюбился в хромую девушку с острова Падающих Яблок, говорил что она была очень умна и красивее её волос он больше ни у кого не видел. Интересное совпадение
Айк
№ 6
01.04.2014, 13:30
Цитата:
Русский Конан? Пожалуй, те, кто считает так, правы только в одном: если Конан —американский, то Волкодав — столь же национальный русский герой фэнтези
Конана уж никак нельзя назвать американским героем. Американские реалии не приемлют единовластие и тиранию, и будь на то их воля, они устроили бы в Аквилонии очередную \"цветную революцию\" дабы свергнуть киммерийца. Нет, по духу Конан ближе к индоевропейской ветви. К тому же у Говарда Киммерия описывается похожей на Кавказ, также как киммерийцы похожи на кавказцев. К тому же, известный факт - исторические киммерийцы когда-то устроили нашествие на армянское царство Наири, и в память о себе возвели город Гюмри. Об этом Говард повествует устами другого киммера, Ормоторикса в рассказе \"Двое против Тира\".
Степаныч
№ 7
06.08.2014, 22:45
Цитата:
Еще один ближайший сосед вышеописанных народов — вельхи. Найти для них исторические корни несколько сложнее, но, судя по пристрастию вельхов к колесничному бою, отдаленным прототипом этого племени могли послужить кельты, в частности, древние ирландцы.
Недавно прочитал роман известного немецкого юриста, историка и поэта Феликса Дана \"Борьба за Рим\", написанный в 1876 году. Там описываются последние годы готского владычества над Римом - от смерти Теодориха Великого в 526 году до смерти последнего готского короля Тейи в 552 году. И вот в тексте несколько раз упоминаются вельхи в качестве коренного населения Италии.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться