Google+
КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК артур кларк «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных Григорий Распутин
Версия для печатиАрсенал: Арсенал. Иллюзии и иллюзионисты
Кратко о статье: Искусство или обман?     Как бы мы ни относились к магии, нельзя отрицать тот очевидный факт, что, будучи одной из первых форм проявления человеческой культуры, она стоит в одном ряду с древнейшими признаками цивилизованности - орудиями убийства, проституцией и религией. Чтобы не выходить за рамки темы, обозначенной данным номером журнала, следует признать определенную вероятность того, что настоящая магия (т.е. тайные силы природы, которые невозможно познать средствами естественной науки) все же существует. Это дает нам полное право представить ее историю в виде некоей формулы с тремя переменными: истинное волшебство, временные заблуждения и ловкие фокусы. Взаимное соотношение этих понятий, уникальное для каждой конкретной эпохи, определяет истинный смысл слова "магия" и его многочисленных синонимов в масштабе всей человеческой истории.     

Фокус, покус, два ствола

Краткая история искусства эффектного извлечения ушастых представителей отряда зайцеобразных из мужских головных приборов

58 Kb

Абракадабра

Абракадабр

Абракадаб

Абракада

Абракад

Абрака

Абрак

Абра

Абр

Аб

А

Перед вами — одно из самых древних заклинаний, известных человечеству. О его истинном происхождении сейчас можно строить лишь догадки. Английский исследователь Ветхого Завета Джон Аллегро считал, что оно происходит от месопотамского выражения “Аб-ба-таб-ба-ри”. Это присловье произносилось во время религиозных обрядов у древних шумеров и было созвучно имени Бога, упоминаемому в молитве “Отче наш” из арамейского перевода Нового Завета. Некоторые предполагают, что “абракадабра” следует читать на иврите как: Ab (отец) Ben (сын) и Ruach acadasch (святой дух). В последнем случае это каббалистическое заклинание записывалось в виде перевернутого треугольника (см. выше) и носилось на груди в качестве защиты от лихорадки и простуды.

Магия: три в одном

16 Kb

Снимок папируса Весткар, сделанный в 1955 году.

Как бы мы ни относились к магии, нельзя отрицать тот очевидный факт, что, будучи одной из первых форм проявления человеческой культуры, она стоит в одном ряду с древнейшими признаками цивилизованности — орудиями убийства, проституцией и религией. Чтобы не выходить за рамки темы, обозначенной данным номером журнала, следует признать определенную вероятность того, что настоящая магия (т.е. тайные силы природы, которые невозможно познать средствами естественной науки) все же существует. Это дает нам полное право представить ее историю в виде некоей формулы с тремя переменными: истинное волшебство, временные заблуждения и ловкие фокусы. Взаимное соотношение этих понятий, уникальное для каждой конкретной эпохи, определяет истинный смысл слова “магия” и его многочисленных синонимов в масштабе всей человеческой истории.

16 Kb

Шахматный игральный автомат с востока, одна из первых попыток имитации разумных механизмов.

На заблуждениях особо останавливаться не будем. Общеизвестно, что солнечные затмения, землетрясения и молнии раньше считались колдовством, чудом, проявлением божественной воли, а теперь изучаются в младших классах средней школы сразу после уроков закона Божьего и основ половой гигиены. Что касается истории истинного волшебства, известной нам в основном лишь по необъективным литературным источникам, а потому носящей преимущественно художественный характер, то данная тема уже освещена в статье Антона Курина, которую вы найдете в этом же номере.

История фокусов, а, вернее говоря — иллюзий, интересна тем, что “фальшивая магия” в полном смысле этого слова является наукой волшебства, пускай и ненастоящего. Находясь в родстве с механикой и оптикой, эта наука до сих пор сохраняет за собой полное право называться высоким искусством, объединяющим практичную театральную зрелищность с мистическим обаянием всего необъяснимого.

Искусство иллюзий сугубо индивидуально, ведь фокусник — это творческая личность, работающая исключительно в одиночку (либо в компании ассистентов второго плана). В отличие от жуликов и шарлатанов, профессиональные иллюзионисты берут деньги лишь за демонстрацию своего искусства, а не за некие полезные для зрителя последствия, которые якобы наступят после сеанса “волшебства”. Тем не менее, на протяжении почти всей истории своего существования, фокусы были ничем иным, как мошенническим средством эксплуатации народных суеверий и религиозных мифов, предназначенным не столько для развлечения толпы, сколько для ее устрашения и подчинения.

9 Kb 10 Kb

Аппарат, открывавший двери греческих храмов после того, как жрецы зажигали огонь на алтаре у входа. Принцип его действия (перепад давления) был подробно описан Героном Александрийским в труде “Пневматика” (1 век н.э.).

Гусь по-египетски

10 Kb

Жан Роберт-Гудин и его немыслимые фокусы.

Дохристианская эра оставила нам слишком мало объективных сведений, позволяющих однозначно распознать фокус в каком-либо божественном чуде или рукотворном волшебстве. Однако, принимая во внимание то, что общие принципы иллюзионизма оставались неизменными во все времена, мы можем с достаточной долей обоснованности развенчать тех или иных допотопных “чародеев”, по достоинству оценив их бесспорную изобретательность, смелость и ум.

По мнению ряда историков, одно из первых достоверных упоминаний о фиктивных магических представлениях можно отыскать в египетском папирусе Весткар, написанном во времена правления IV династии (17 век до н.э.) и в настоящий момент хранящемся в Берлинском музее. Его содержание представляет из себя рассказы об удивительных чудесах, которые якобы происходили в Египте того времени. Эти истории были поведаны фараону Хуфу (Хеопсу) его сыновьями, пытавшимися таким образом развлечь своего скучающего отца.

16 Kb

Сохранившийся постер китайского мага, Великолепного Чунг Линг Су.

В одной из них упоминался некий человек по имени Джеди, живший в поселке Джед-Снефру. По словам Дефдехора (одного из сыновей Хеопса), Джеди было 110 лет и он “знал число тайных покоев Тота, мог соединить отрезанную голову с туловищем и заставлял дикого льва следовать за собой с опущенным хвостом”. Заинтересованный фараон приказал немедленно доставить ему этого кудесника. Представ перед Хеопсом, Джеди с готовностью согласился продемонстрировать свое волшебство. Обрадованный Хуфу тотчас же приказал обезглавить какого-нибудь узника и принести из темницы его тело, чтобы маг прирастил назад отрубленную голову. Однако, по вполне понятным причинам, Джеди не был в восторге от перспективы проведения подобного эксперимента и заявил, что “негоже совершать подобное со священной тварью”. Фараон нехотя согласился заменить человека гусем. Тело этой птицы положили у западной стены дворца, а голову — у восточной. Джеди “молвил что-то волшебное” — гусь поднялся с земли невредимым и громко загоготал. Для пущей убедительности то же самое было проделано с быком. Впечатленный Хеопс начал выпытывать у Джеди тайное число покоев Тота (фараон хотел построить точно такие же чертоги для себя), однако хитроумный маг был настолько ловок и дипломатичен, что сумел уйти от прямого ответа, при этом нисколько не разгневав царя.

Здесь следует отметить, что Джеди поступил совершенно разумно, отказавшись приращивать голову человеку — этот фокус был бы попросту невыполним из-за сложностей с поисками двойника, согласного не только заменить собой убитого узника, но и скрывать этот секрет всю свою оставшуюся жизнь — недолгую и предсказуемую. Трюк с расчленением живых существ и последующим восстановлением целостности их тел сохраняет свою популярность и по сей день, превратившись в фокус с распиливанием женщины. Единственный нюанс заключается в том, что раньше подобное “волшебство” основывалось на отвлечении внимания и подмене объектов, а теперь — на ловкости и гибкости помощницы фокусника, которая успевает прижать свои ноги к груди так, чтобы лезвие пилы прошло через уже пустой ящик.

21 Kb

Женщина-маг в серале. Джакомо Монтегаза, Милан, XVIII век. Центральными фигурами иллюзионизма, как правило, являются мужчины. Фокусницы Востока не попали в историю только потому, что всегда выступали только в гареме, а не на базаре.

Приятный полумрак средневековья

6 Kb

Настенная живопись из гробниц Бени Хассана, Египет, прибл. 2500 г. до н.э. (реконструкция рисунка). Три наперстка. Неподалеку от Каира находится деревня Бени Хассан, рядом с которой были найдены 39 древних гробниц. Их ценность заключается в настенных рисунках, которые изображают сцены из повседневной жизни египтян. Данный рисунок был взят из гробницы номаха Багета III

Давайте перевернем сразу несколько страниц мировой истории. Чуете запах жареного мяса? Это — Петер фон Альбано. Или Жиль де Ре. Кто их теперь разберет... Во всяком случае, эдикт Карла V (15 век), запрещавший под страхом тюремного заключения и даже виселицы занятия черной магией, а также специальная булла Папы Иоанна XXII, предававшая анафеме всех алхимиков, полностью нивелировали зарождавшиеся в эту эпоху различия между прагматичными учеными и суеверными мистиками, прививая массовому сознанию один простой и запоминающийся слоган — “все еретики горят одинаково ярко”! Однообразная пиротехничность взаимоотношений христианской церкви с теми, кто составлял ей мало-мальски весомую конкуренцию в области мошеннического чудотворства, вынудила европейских “волшебников” забыть про былые политико-религиозные амбиции и срочно переквалифицироваться в шоуменов.

История донесла до нас имя придворного мага, служившего у печально известного английского короля Генриха VIII. Однажды, прогуливаясь вместе со свитой монарха по замку Хэмтон, чародей Брэндон заметил голубя, сидевшего на высокой стене. Обратив на это внимание короля, Брэндон вытащил из кармана кусочек мела, подошел к стене, поверх которой находился голубь, и нарисовал на ней контур птицы. Далее маг вынул из ножен свой кинжал и нанес им удар прямо в центр этого изображения. Как и следовало ожидать, дохлый голубь эффектно свалился к ногам короля.

Однако, вместо того, чтобы проявить удивление или хотя бы заинтересованность, Генри VIII впал в глубокую задумчивость. Логика подсказывала ему, что физиологические отличия английского монарха от простого голубя с точки зрения настоящей магии абсолютно несущественны. Сделав такой вывод, прозорливый король решил на всякий случай отрубить Брэндону голову. К счастью, горе-колдун смог обратить все это дело в шутку — Генри VIII ограничился лишь строгим предупреждением о том, что подобные “чудеса”, впредь совершенные при его дворе, гарантированно обеспечат Брэндону личную встречу с апостолом Павлом и прочими святыми угодниками.

12 Kb

Картина Иеронимуса Босха “Мошенник” (1475 год). Три наперстка как средство отъема денег у доверчивых граждан.

Магия & Фемида

Следует сказать, что в шестнадцатом веке произошло одно замечательное событие, благодаря которому иллюзионизм вскоре избавился от сомнительной ауры потустороннего искусства и занял свое законное место в развивающейся индустрии массовых развлечений. Представьте себе заурядную английскую деревеньку Смит (графство Кент), в которой проживал один богатый землевладелец по имени Реджинальд Скотт. Этот почтенный господин выращивал очень неплохой хмель и периодически наведывался в Рочестер для выполнения своих обязанностей мирового судьи. На одном из судебных заседаний ему попалось дело о колдовстве.

9 Kb

Один из самых молодых представителей искусства иллюзий Бетти Джейн Коллар (США, 1931 год). Девочка выступала с ассистентом-отцом, который и придумывал для нее трюки (например, одевание наручников, парашюта и сбрасывание с самолета в заколоченном ящике — трюк, от которого в свое время отказался сам Гудини).

В злонамеренных кознях против церкви обвинялась некая Маргарет Симмонс — хрупкая юная девушка, замученная до полусмерти глупыми, но исполнительными следователями, проводившими над ней антинаучные “божьи испытания” (Dei indicium). Будучи настоящим бизнесменом, Реджинальд Скотт верил во всякую чертовщину только тогда, когда она сулила ему явную выгоду. А так как взять с обезумевшей от пыток девушки было решительно нечего, то судья не только полностью оправдал ее, но и вдобавок к этому начал тщательное изучение всех задокументированных случаев применения “черной магии”, сверхъестественная сущность которых была неочевидной.

Познакомившись с известным в то время французским “чародеем” по имени Каутарес, судья Скотт тщательно проанализировал и обобщил все известные факты о ведьмах и колдунах, напечатав в 1584 году свой монументальный труд “Разоблачение колдовства” (первое лондонское издание насчитывало 560 страниц). Отдельная глава этой книги “Искусство фокусов и подобных им трюков” содержала детальные объяснения секретов наиболее популярных в то время “чудес”. Научные доводы церкви крыть было нечем. Вслед за этим последовало несколько судебных прецедентов с полным оправданием ярмарочных “чернокнижников” и “некромантов”, реальная вина которых заключалась лишь в неудачной остроте, направленной против церкви или короля. Закат целой эпохи травли инакомыслящих трюкачей был уже близок.

Это действительно фокус-покус

35 Kb

Эскейпизм в иллюстрациях книги “Энциклопедия развлечений, математических и физических наук, а также тонких материй Белой магии” (Париж, 1792).

Наибольшее влияние на облик современного иллюзионизма оказала континентальная Европа. Так, в XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним “Фокус Покус” (Hocus Pocus) — путанное словосочетание, произносимое им во время базарного “колдовства” (полностью оно звучало, как “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео”) для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное “заклятье”, которое по некоторым версиям представляло из себя извращенный текст католической мессы “hoc est enim corpus meum” (“это действительно мое тело”), было тут же подхвачено другими представителями данного ремесла и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов и трюкачей. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово “фокус” до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus — очаг, огонь).

XVIII век: Джузеппе зажигает

Следующим этапом в развитии искусства иллюзий был XVIII век. В то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою “магию” на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.

Так, в 1784 году он выступал в Лондоне, демонстрируя возможности “третьего глаза” (чтение закрытых книг, идентификация предметов в коробках и т.п.). Успех этих представлений был так велик, что привлек внимание короля Георга III, который после недолгих колебаний пригласил знаменитого фокусника в Виндзорский замок. Именно там Пинетти с триумфом провел блистательное шоу, в котором участвовали десятки ассистентов, экзотических животных, а также скрытые механизмы и сложные системы зеркал. Крылья популярности понесли фокусника из Англии в Португалию и Германию. Наконец, в 1800 году он приехал в Россию, где благополучно умер в возрасте 50 лет.

11 Kb 16 Kb

Самый известный фокусник планеты Гарри Гудини.

Буатье де Кольта исполняет свой знаменитый трюк “Исчезающая леди”.

Стоит отметить, что различные писатели и публицисты неоднократно пытались раскрыть трюки Пинетти и даже издавали книги с их подробным описанием. Это сильно раздражало мастера, который привык жить в стиле своих представлений — независимо, богато и ярко. Он носил лучшую одежду, которую только можно было найти, и ездил в самых дорогих каретах. Он отличался умеренной эксцентричностью, намеренно привлекая внимание толпы своими необычайными выходками. Например, идя по улице, Пинетти мог внезапно остановиться около лотка со свежими булками и, разломив одну из них, “обнаружить” внутри золотую монету, которая через пару секунд неуловимым образом превращалась в декоративный жетон с его собственными инициалами.

Именно Пинетти принадлежит главная заслуга по разработке принципов построения имиджа современного фокусника — узнаваемость, необычность, кураж, артистичность и легкая помпезность. Говоря о “чародеях” XVIII века, также следует упомянуть Джованни Джакомо Казанову (1725-1798) и графа Александра Калиостро (1743-1795), магические заслуги которых столь известны, что не нуждаются в перечислении.

“Матрица” эпохи романтизма: dodge this!

9 Kb

Классический имидж фокусника всегда основан на сочетании старомодного гламура и легкой чертовщинки.

Конец XVIII — начало XIX века — время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными “научные” фокусы, когда исполнители, называвшие себя “докторами” и “профессорами”, описывали сценические действа языком “науки”. Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества — эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру — сейчас его иногда называют “отцом современного фокуса”, т.к. он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизита, которые впоследствии получили повсеместное распространение.

Для иллюзионизма весь XIX век прошел под знаком слепого подражания стилю Джузеппе Пинетти. Так, некто Блиц — уроженец Гамбурга, получивший немалое признание в Англии и США, стал известен своим жутковатым трюком — стрельбе по самому себе из настоящего боевого револьвера. Зрелищное, но очень опасное представление, от которого чуть позже, 23 марта 1918 года в Лондоне погибнет известный “маг” Чунг Линг Су (настоящая фамилия этого артиста, умело использовавшего грим для создания своего фирменного “китайского” образа, была Робинсон). Позднее данный трюк был усложнен за счет использования двух пистолетов, стволы которых были направлены в грудь или голову фокусника.

В чем сила, Жан? А сила — она в магии!

В 1845 году Европа узнала имя молодого часовщика из Франции, вложившего все свои деньги в аренду парижской “Галереи Валуа” для показа абсолютно феноменальных фокусов. Его звали Жан Роберт-Гудин, однако сейчас он также известен как еще один “отец современных фокусов”. Роберт-Гудин был и остается единственным в мире фокусником, предотвратившим глобальный международный конфликт одной лишь силой своего искусства.

23 Kb

В середине XIX века появились первые иллюстрированные пособия по самостоятельному проведению магических представлений в домашних условиях. “Веселый сундучок дядюшки Джоша”, изданный в 1870 году — характерный представитель подобной литературы.

Дело в том, что к середине XIX века Алжирская колония была на пороге восстания против французской оккупации. По специальному поручению правительства в 1856 году Роберт-Гудин отбыл в Африку, где принял участие в состязании магов, противопоставив местным колдунам свои новейшие трюки с поимкой летящей винтовочной пули и непринужденным подниманием тяжелых сундуков. Это представление так впечатлило доверчивых алжирцев, что целый ряд племен немедленно покинул ряды восстания, которое вскоре потеряло былую актуальность и сошло на нет. Данный случай является единственной и крупнейшей дуэлью магов за всю историю человечества, имеющей реальное подтверждение и решившей судьбы сразу нескольких государств.

10 Kb

Лондон, 1961 год. Уличное выступление малоизвестного иллюзиониста Мельбурна Кристофера. Первый признак послевоенного возрождения былой популярности фокусов.

Двадцатый век стал кульминационной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его целой плеядой имен — англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс (карточные фокусы), а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс) — эмигрант из Венгрии, обладавший уникальным талантом эскейписта. Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его. Один из самых популярных фокусников планеты умер в ночь на Хэллоуин 31 октября 1926 года от разрыва аппендикса, вызванного ударом в живот, который с личного разрешения Гудини нанес его поклонник ради того, чтобы проверить его знаменитую способность выдерживать любые силовые воздействия.

Show must go on!

Вторая мировая война подкинула всему миру целый ворох проблем, принципиально не совместимых с развлечениями. О фокусах попросту забыли — лишь на концертах, устраиваемых в перерывах между боями для развлечения солдат, изредка выступали клоуны с самыми незатейливыми манипулятивными трюками. В середине века у развлекательного иллюзионизма появился немыслимо могучий соперник — телевидение, свившее себе уютное гнездо в слабой человеческой душе. Похожее уже происходило в конце девятнадцатого века, когда древний мир театра пал перед нашествием немого синематографа. Но к счастью, двусторонний контакт зрителя с артистом до сих пор пользуется немалым спросом. Это удерживает на плаву и театр, и цирк, который принял под свое крыло большинство современных фокусников.

В настоящее время существует около 300 тысяч аппаратных иллюзионных трюков и около 50 тысяч трюков, основанных на ловкости рук. Сегодняшние звезды — это Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд и Ланс Бертон. Они и их последователи будут украшать редеющие созвездия немассовой культуры до тех пор, пока не умрет последний человек на Земле. Ведь людям всегда хочется верить, что существует нечто, чего они еще не знают.

Иллюзионизм

Термин “иллюзионизм” (от латинского illusio — заблуждение, обман) в наше время обозначает цирковой жанр, основным выразительным средством которого является фокус — демонстрация появлений, исчезновений, перемещений, изменений формы, объема, цвета и превращения различных предметов, животных, людей. С технической точки зрения обычно различается два вида подобной “магии” — манипуляции (ловкость рук) и иллюзии (обман зрения, достигаемый путем использования различных приспособлений).

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться