Google+
Человек-паук РУССКИЙ СТИМПАНК HELLBOY Луис Ройо — классик фантастической живописи
Версия для печатиЖанры: Жанры. Мифологическая фантастика
Кратко о статье: Что общего между «Американскими богами» Нила Геймана и «Королем былого и грядущего» Теренса Уайта? В основе обоих этих книг лежат легенды — то, во что люди когда-то верили. Борис Невский рассматривает лики мифологической фантастики.

Старая сказка на новый лад

Мифологическая фантастика

История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой.

Жан Кокто

Миф одна из основ человеческого бытия. Задолго до возникновения религии и науки люди пускали в ход фантазию, пытаясь уяснить суть окружающего мира. Почему гремит гром? Что такое звезды? Откуда взялся человек? Миф давал ответ на любой вопрос. Миф зримое отображение детства нашей цивилизации...

Мифологическое фэнтези вплетает традиционные мифы разных народов в ткань вторичной реальности, которая создается авторами современной фантастики. Конечно, условно все фэнтези основано на мифологии. Однако, например, Толкин, используя при создании «Властелина Колец» кельтскую, германскую и христианскую мифологии, творил на их основе уже собственный вторичный мир с оригинальным мифическим сводом. А мифологическое фэнтези лишь переосмысливает и преобразовывает традиционные мотивы и персонажей, которые рождены человеческим воображением столетия назад.

Еще один великолепный миф

Мифы бывают разные — по тематике, содержанию, форме. Есть мифы космогонические, где рассказано о происхождении мира. В антропогонических мифах повествуется о появлении человека. Солярные, лунарные и астральные мифы посвящены историям о рождении Солнца, Луны и звезд. У всех народов популярны мифы о животных, которые наделяются метафорическими человеческими чертами. Появление ремесел, государства, разных обычаев и обрядов — все нашло отражение в мифологии. Иногда мифы с течением веков превращаются в религию.

Миф (от греческого mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Вокруг Гарри Поттера мифические твари так и кишат.

Наверное, самый распространенный прием мифологического фэнтези — творчески переработать традиционный сюжет. Примером могут служить книги популярного отечественного автора Генри Лайона Олди. Скажем, трилогия «Черный Баламут» — художественное переложение древнеиндийского эпоса «Махабхарата». По схожей схеме — классический миф пересматривается по воле автора — с изменением изначального смысла событий созданы романы «Мессия очищает диск», «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта».

Разноликие мифы античности.

Древневосточные и античные мифы лежат в основе циклов «Минотавр» и «Меллона» Томаса Бернета Суонна, «Троя» Дэвида Геммела, романов «Битва титанов» Алана Дина Фостера, «Поддельный меч» Эванджелины Уолтон, «Царь Гильгамеш» Роберта Силверберга и многих других.

Весьма популярна у фантастов мифология древних скандинавов. Ее активно использовал Пол Андерсон: «Сломанный меч», «Сага о Хрольфе Жердинке», «Демон острова Скаттери», «Война богов». Особенно интересен последний из романов, где писатель совместил северную мифологию с историческими событиями. После ужасной войны северных богов ван Ньорд мечтает отомстить предводителю асов Одину. Инкарнация Ньорда рождается в человеческом мире как Хаддинг, будущий полулегендарный король данов. Война богов продолжается уже среди людей...

Писатель может принципиально ничего не менять в привычной многовековой мифологии — кроме формы подачи материала. Ведь знаменитые мифы придуманы давно, и с тех пор уровень восприятия читателей значительно изменился. Современный автор служит своеобразным толмачом классического мифа. Так поступил американец финского происхождения Эмиль Петайя, написавший фэнтезийный цикл «Калевала». Взял великий эпос финского народа — и переписал его современным языком по лекалам Толкина.

Долог путь в Вальгаллу.

Впрочем, иногда авторы используют традиционную мифологию лишь как фон, на котором действуют их герои. Так поступила Элизабет Бойе в объемном цикле о мире Скарпсея, где обитают существа скандинавской мифологии — альвы, огненные йотуны, тролли, драконы, альвоторны... А в центре событий — бесконечное противостояние справедливых Огненных Магов и коварных Ледяных Колдунов. Мифологический мир — всего лишь подмостки, на которых разыгрывается бесконечное представление.

Блестящую версию мифологического фэнтези сотворил Лайон Спрэг де Камп в соавторстве с Флетчером Прэттом. Их популярный юмористический цикл о Гарольде Ши — яркая мозаика забавных похождений героя в мирах, основанных на различных мифах. Чего только не довелось испытать Гарольду! Выпить пивка и сразиться бок о бок с Одином и его божественными родичами, посетить мир «Калевалы», поручкаться с Кухулином и Королевой Маб...

Мрачные тайны Беовульфа.

Иную сторону привычного мифологического конфликта англосаксонского эпоса показывает Джон Гарднер в постмодернистской фантазии «Грендель». Да, Беовульф, конечно, великий герой, но кто-нибудь интересовался мнением чудовища Гренделя по поводу произошедшего? Нет, сразу начали мечом пыряться...

Славянские мифы тоже пользуются спросом среди авторов фэнтези. С отечественными писателями — дело понятное, у нас даже есть целое направление, именуемое «славянским фэнтези», где мифические элементы активно используются. Но и западные авторы обращаются к нашей мифологии. Цикл Кэролайн Черри «Славянские хроники» повествует о превратностях судеб несчастных русалок, без конца страдающих от трагической любви и людского жестокосердия. Питер Морвуд в цикле «Князь Иван» использовал чуть ли не все привычные архетипы древнерусских сказок — Кощей, Жар-Птица, Спящая Царевна. А Орсон Скотт Кард перенес американского аспиранта в сказочную Киевскую Русь, где тому предстоит намылить холку Бабе Яге (роман «Чародейство»). Правда, представления о древнерусской мифологии, истории и обычаях у западных авторов весьма специфические. Поэтому русским духом там не пахнет — скорее, сомнительно попахивает...

Истинно русский Пельмень сотоварищи.

Важнее демонов и драконов?

Термин «мифологическое фэнтези» (mythic fantasy) придумал американский писатель, критик и редактор Терри Уиндлинг, который работал в издательствах Ace Books и Tor Books. Уиндлинг был составителем серии антологий Borderland Stories, куда включал произведения, в которых, по его определению, «привычный для фэнтези героический квест заменяется историями, тесно связанными с легендами, балладами и другим фольклором, а внутренние переживания героев важнее схваток с демонами или драконами». По мнению Уиндлинга, мифологическое фэнтези граничит с городской сказкой. Впоследствии такой гибрид назвали «эльфпанком».

Гримасы эльфпанка.

2
1 2 3
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться