Google+
Стимпанк жанр ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ Ergo Proxy Хоббит
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Галерея несбывшегося будущего
Кратко о статье: «Мир фантастики» представляет вашему вниманию очень необычную статью — попытку взглянуть на будущее нашего мира из пятидесятилетнего прошлого. Как виделась нашим родителям жизнь их детей, какие проекты тогда были на устах, что из этого стало реальностью, а что до сих пор пылится в архивах — обо всем этом читайте в материале Михаила Попова.

Завтра будет лучше, чем вчера

Галерея несбывшегося будущего

Бесчисленные «завтра», «завтра», «завтра»

Крадутся мелким шагом, день за днем,

К последней букве вписанного срока;

И все «вчера» безумцам освещали

Путь к пыльной смерти. Истлевай, огарок!

Жизнь — ускользающая тень, фигляр,

Который час кривляется на сцене

И навсегда смолкает; это — повесть,

Рассказанная дураком, где много

И шума, и страстей, но смысла нет.

Уильям Шекспир, «Макбет»

Сегодня в рубрике «Если бы» очень необычная статья. Мы приглашаем вас посетить галерею времени. Давайте вернемся примерно на полвека лет назад и увидим сегодняшний мир глазами наших молодых родителей. Это была удивительная эпоха. Самая кровавая война за всю историю планеты закончилась, холодная война еще не разгорелась в полную силу, а человечество, совершившее невероятный технический скачок всего за несколько десятилетий, всерьез готовилось лететь к звездам. Как могло бы выглядеть то «прекрасное далеко», в которое люди начинали путь? Чего мы оказались лишены? И стоит ли нам жалеть о рухнувшем «прекрасном новом мире»? Читайте, а вернее говоря смотрите.

Если вам понравится эта статья и вы захотите увидеть в следующих выпусках «Мира фантастики» другие подобные галереи, — пишите нам по адресу pochta@mirf.ru. Вполне возможно, что в следующем году «Машина времени» пополнится еще одной рубрикой — новой, визуально богатой, непохожей на все остальные материалы журнала. Это зависит только от вас.

Небоскребы Арракиса

Город Нуакшот, столица Мавритании. В наши дни его пожирает пустыня. Этот процесс очень трудно контролировать и почти невозможно остановить. Между тем, тысячи лет назад на месте Сахары были влажные джунгли. Северная Африка когда-то кормила всю Римскую империю, а что там сейчас? Масштабы проблемы таковы, что от наступления пустыни сейчас страдает почти миллиард человек. Неудивительно, что Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан объявил 2006 год годом пустынь и опустынивания. Однако об угрозе превращения плодородных зон планеты в готовую площадку для съемок фильмов по «Дюне» Фрэнка Герберта люди стали задумываться еще в начале прошлого века.

Почтенные коллеги «Мира фантастики» предлагали свои варианты заселения неосвоенных регионов нашей планеты еще тогда, когда главными темами научной фантастики были война с марсианами, граф Дракула и лучи смерти.

Взгляните на макет с выставки «Футурама 2» (Нью-Йорк, 1964 год). В то время активно разрабатывались проекты фермерских хозяйств, процветающих среди бесплодных пустынь. Идея была проста и элегантна — влагу берем из воздуха, активно используем бесплатную энергию Солнца, строим закрытые теплицы и выращиваем в них различные грибы. Последние принимают активное участие в процессе разложения биологических отходов, а также обеспечивают нас пищевым белком. Дрожжи используются в кулинарии и изготовлении алкогольных напитков.

Город-сказка

А вот и Нью-Йорк по версии «Футурамы 2». То, что Максим Горький в 1906 описал как «город желтого дьявола» (золота), — чудовище, придавившее людей камнем и железом, — к 2000 году должен был превратиться в многоуровневый рай. Наверху пролегают автоматизированные хайвэи (компания General Motors была спонсором выставки и постоянно упирала на то, что, мол «это сделаем МЫ!»), а внизу разбиты ландшафтные парки.

А вот и последняя идея доброго сказочника Уолта Диснея — футуристический город EPCOT (Experimental Prototype Community of Tomorrow), который он проектировал, лежа в больнице и умирая от рака легких. Если бы не это, EPCOT вполне мог быть создан, ведь Дисней уже купил для него огромный участок во Флориде.

Эта высокотехнологичная утопия основана на радиальной схеме. Для транспортировки людей использовался бы высокоскоростной монорельс и специальные самодвижущиеся кабинки. Тематические районы с колоритом разных стран, пешеходный центр города, отделенный от «спальных» районов специальным парковым «поясом», а на окраинах — уютные частные дома, сделанные по модульному принципу (их можно модернизировать в любой момент, добавляя какие-либо технологические новшества). Ни один объект недвижимости не был бы в частной собственности (так якобы справедливее), все жители имели бы гарантированную работу в сфере обслуживания туристов.

Американский изобретатель Бакминстер Фуллер предлагал создать нечто вроде летающего острова Лапута (огромные алюминиевые сферы поднимались бы в атмосферу, где их нагревало бы солнце и они становились бы легче воздуха — причем люди жили бы внутри), а английский архитектор Рон Херрон всерьез задумывался о ходячих домах и мобильных городах (нижняя иллюстрация).

В 1962 году швейцарский архитектор Уолтер Йонас предложил проект Интраполис — город с домами, выполненными в форме воронки. Это позволяет не только экономить площадь застройки, но и эффективно улавливать солнечный свет — последний должен распределяться по кольцевым террасам с помощью особой системы зеркал.

Сборными домами сейчас уже никого не удивишь. Однако в 1950-60-х годах считалось, что скоро все человечество поголовно переселится в надувные, полиуретановые или, на худой конец, пластмассовые хоромы. В СССР особую популярность получил финский дом-НЛО «Футуро», вмещавший 8 человек. Его можно было превращать во что угодно — от летнего кафе до спортивной базы, а если повесить «Футуро» гроздьями на бетонную опору, то получится многоэтажный дом.

Пожалуй, единственный «дом будущего», воплощенный в реальности, — жилой комплекс Habitat, построенный архитектором Моше Сафди для международной выставки 1967 года в Монреале (Канада). Изначально дом задумывался как прототип удобного и дешевого жилья. Теперь это — элитный кондоминиум.

Мы — это наши вещи

Кухонный компьютер от фирмы Honeywell (1965), хранящий кулинарные рецепты. На верхней крышке — разделочная доска.

Душевая кабина и видеотелефоны.

Если верить дизайнерам 1960-х, у вас дома сейчас должна стоять именно такая мебель.

Вокруг света за 80 минут

В 1962 году Артур Кларк писал: «Когда ни одно путешествие по Земле не будет длиться более часа, питание на борту и стюардессы станут ненужными, — точно так же, как они не требуются сейчас в метро». Действительно, люди активно готовились к тому, что в ближайшем будущем кругосветное путешествие займет от силы полдня. В конце 1950-х годов СССР, США, Франция и Великобритания занялись созданием сверхзвуковой пассажирской авиации. У нас был «Ту-144», у европейцев — «Конкорд», а янки замахивались на совершенно невероятные супер-самолеты.

1 — Проект 1947 года (атомный реактор и винты).

2 — «Боинг 2707-200» (должен был развивать почти тройную скорость звука).

3 — Упрощенный «Боинг 2707-300».

4 — Альтернативная модель «Локхид Л-2000».


В 1970-х годах корпорация «Боинг» подумывала о создании мега-самолета стометровой длины (размах крыльев — 150 метров, 12 двигателей, 56 колес в шасси) с грузоподъемностью в 1000 тонн (для сравнения, крупнейший на сегодняшний день самолет в мире — Ан-225 «Мрия» — берет на борт всего 250 тонн). Он пригодился бы для перевозки нефти из Аляски, ведь в то время «зеленые» активно протестовали против строительства нефтепровода.

1 — Bell X-22, жутковатая помесь вертолета и самолета.

2 — Американский VOUGHT-460 c вертикальными и горизонтальными соплами турбин.

Пассажирские самолеты вертикального взлета:

3 — «Мессершмит P 2030»;

4 — Hawker Siddeley 141 Cyberliner;

5 — Немецкий VFW VC 180.


Разрабатывались и проекты «летающего крыла», мощных пассажирских гидропланов (взлетные площадки — реки), а также грузового тандема вертолетов и дирижабля.

Крепче за джойстик держись, шофер

В 1955 году был выпущен экстравагантный Firebird 3, а чуть позже — его потомок Lincoln Futura, ставший одним из автомобилей Бэтмена. Набор опций «Огненной птицы» впечатляет даже сегодня: титановый корпус, 2 раздельных кабины под колпаками, семь аэродинамических крыльев, турбированная конюшня на 225 лошадей, воздушные тормоза (закрылки), система удаленного контроля (требовала прокладки специального кабеля вдоль дороги, позволявшего специальному диспетчеру управлять потоком автомобилей на дороге), кондиционер, АБС, дистанционное открытие дверей, а вместо руля — нечто среднее между джойстиком и мышкой, также выполняющее функции педалей газа и тормоза.


1 — Davis, одна из многих попыток внедрить в продажу трехколесный автомобиль.

2 — Ford FX-Atmos, управляемый двумя джойстиками (на машине предполагалось ставить атомный двигатель).

3 — Amtronic от GoodYear. Передняя трехколесная часть предназначалась для спокойной езды по городу, а пристегнутая задняя должна была разгонять эту машину до 300 миль (!) в час.

4 — Электрический внедорожник Moonscope.

5 — Машина на воздушной подушке X.P.A.C. 400 Air Car.


1 — Ford построил в 1962 году модель Seattle-ite XXI: еще один атомный автомобиль с 4 ведущими и управляющими колесами впереди, интерактивной компьютерной картой, а также «умной» автодиагностикой состояния узлов и деталей.

2 — Универсал Ford Aurora со стеклянным верхом и салоном, больше напоминающим уютную комнату.

3 — Два концепта от дизайнеров В. С. Джерома и Алекса Тремулиса.


C середины прошлого века инженеры пытаются приделать к автомобилям не только атомный двигатель, но и крылья.

1 — Знаменитый аэрокар Молтона Тейлора.

2 — Autoplane Глена Куртиса.

3 — Перспективный, но ненадежный ConvAircar.

4 — Более современный «вертолетный» вариант аэромобиля.

5 — Летающий диск Моллера, модель XM-4 (держалась в воздухе всего несколько минут).

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
29.12.2009, 21:16
Любопытные фантазии были у предков в 50-60, годах, для меня в этой статье не много нового, но все равно интересно, ведь подобны фантазии и двигаю прогресс..
Spy Fox
№ 2
30.12.2009, 08:44
Может и к лучшему, что ничего из этого не сбылось. Мне лично было бы неуютно жить в таком вот причудливом доме. Хотя, конечно, если бы это было посведневной реальностью, быть может и отношение к этому было бы иное.
Sh000ter
№ 3
29.01.2010, 00:47
spyfox
Человеку уютно в той обстановке к которой он привык. Если бы ты жил в пещере то тебе в пещере(хорошо оборудованной и электронизированной =) ) было бы уютнее всего))
P.S. Хотя я с тобой полностью согласен, мне тоже было б не уютно жить в таком мире, но хотя кто знает....
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться