Google+
Творчество Филипа Хосе Фармера Метательные машины Космические пираты Как достоверно описывать невозможное
Версия для печатиИнтервью: Алан Дин Фостер, писатель
Кратко о статье: Автор книг о Динотопии и Чародее с гитарой, новеллизатор «Звездных войн», «Чужого», «Хроник Риддика» делится с «Миром фантастики» соображениями о нелегкой жизни американского фантаста.

«Единственный путь — вперед»

Разговор с Аланом Дином Фостером

Наш журнал часто задает зарубежным собеседникам один и тот же вопрос: а не хотели бы вы пообщаться со своими российскими поклонниками лично? Сегодняшний гость «Мира фантастики» Алан Дин Фостер не только отвечает на этот вопрос утвердительно, но уже не раз подтвердил слова делом. Впервые он посетил нашу страну еще в конце прошлого века, а этим летом третий раз приехал в Россию, чтобы принять участие в фестивале «Аэлита».

«Я черпал вдохновение в Танзании, Перу, Австралии и Новой Гвинее»

Какое впечатление произвела на вас наша страна? Что вы думаете о перспективах российской фантастики?

Мне еще не приходилось бывать в таком уголке нашей планеты, где мне бы не понравилось. То же самое относится к России и ее жителям: не было среди тех, с кем я общался, ни одного неинтересного человека. Вероятно, дело в моем восприятии мира: я всегда благожелательно настроен по отношению ко всему новому. Жена вот говорит, что у меня совсем нет вкуса. В отношении России я жалею только о том, что так мало пробыл у вас в гостях и много еще не видел.

Что до будущего... Мне кажется, чем более развита в технологическом и научном плане страна, тем больше ее жители интересуются фантастикой. А фэнтези уходит корнями в древние легенды и мифы — и должно естественно восприниматься любым человеком. Думаю, к этому все и идет.

С чем связана ваша любовь к путешествиям?

Дело в том, что я никогда не понимал, как может фантаст рассказывать читателю о других культурах и расах, не будучи знакомым с тем многообразием, которое предоставляет нам наша маленькая планета. Многие уголки Земли могут вдохновить на целую книгу. Я черпал вдохновение в Танзании, Перу, Австралии и Новой Гвинее, — каждое из этих мест дало рождение роману. И эти примеры не единственные. Земля невелика по размерам, но тут есть множество разнообразнейших и удивительных мест.

В свой первый приезд в Россию вы говорили о войнах, которые будет вести человечество в будущем. Что вы думаете на этот счет сейчас, после наступления нового века?

С сожалением вынужден констатировать, что войны превратились в дурную привычку, от которой человек никак не может избавиться. Несмотря на развитие технологий, мы все еще живем в примитивном мире. Цивилизация не успела крепко встать на ноги. Пока существуют бедность и невежество, войны не окончатся. И мы стали слишком хороши в деле войны. В своей фантастической трилогии «Проклятые» я затрагиваю эту тему.

Первый визит Фостера в Россию: встреча с поклонниками.

А что вы думаете о будущем интернета и возможности создания искусственного интеллекта?

Еще в 1945 году Мюррей Лейнштер предсказал появление интернета в одном из рассказов. Это потрясающе! Я бы назвал Всемирную сеть лучшим орудием против войн, которое мы создали. Правда, меня волнует, что многие подростки слишком уж сильно погружаются даже в такую виртуальную реальность. И мы обязательно должны создать искусственный интеллект, ведь это будет своего рода новый шаг в эволюции.

Каким фантаст Алан Дин Фостер видит будущее человечества?

Сейчас мы на грани уничтожения единственного, что обеспечивает жизнь человеку, — нашего космического корабля под названием Земля. Нам не повернуть время вспять, и потому есть единственный путь — вперед. Технологии могут лишь помогать человеку, но никак не уничтожать его. Угроза нашему выживанию исходит не от науки, а от простых человеческих пороков, таких, как жадность или глупость. И лучше бы нам найти еще парочку планет, на которых мы могли бы поселиться, если когда-нибудь Земля перестанет быть для нас столь уютным домом, как сейчас.

А как вы думаете, ждет ли нас контакт с внеземным разумом?

Учитывая невообразимые размеры космического пространства и миллионы существующих звездных систем, абсурдно считать, что человек — единственное разумное существо во Вселенной. В то же время я считаю, что все НЛО, о которых мы так часто слышим, не более реальны, чем астрология или чтение мыслей. Любая раса с технологиями, позволяющими путешествовать среди звезд, нашла бы способ сделать так, чтобы мы не заметили ее присутствие. А если захочет установить контакт, то приземлится в районе Белого дома или Кремля со словами: « Kag dila ?».

А значит, нам остается только ждать этого судьбоносного момента и потихоньку двигать вперед науку, оберегая ее от человеческих пороков. И не самую последнюю роль в этом должна сыграть именно фантастика о ней и зашел дальнейший разговор.

«Сага Лукаса — нечто особенное»

Как вы начали писать?

В юности я готовился к карьере юриста. Поступил в Калифорнийский университет, но на старших курсах оказался на факультете кинематографии. Начал посещать занятия по истории кино, а заодно и те, на которых учили писать сценарии, и оказалось, что у меня это неплохо получается. Вдохновленный, я принялся писать рассказы, и два из них даже умудрился продать. Тогда я и задумался о возможной писательской карьере. И, как видите, не ошибся с выбором.

Наверное, одна из самых известных ваших книг — новеллизация Четвертого эпизода «Звездных войн», вышедшая еще до фильма. Как получилось, что вы написали эту книгу, и почему под псевдонимом Джордж Лукас? Верили ли вы в успех фильма?

Когда я впервые прочитал сценарий, то сразу понял, что если Лукас сможет показать на экране хотя бы половину из написанного, то это будет великий фильм. Мне предложили написать новеллизацию представители Лукаса и издательство Del Rey. Что касается псевдонима, то он был использован по желанию самого Джорджа. Я не имел ничего против: в конце концов, это была его история.

Затем мне повезло посетить предпремьерный показ «Новой надежды» для съемочной группы и актеров. Тогда я и понял, что сага Лукаса — нечто совершенно особенное. Джордж верил в свою историю и следовал всем канонам жанра... Но даже тогда никто не ожидал столь оглушительного успеха «Звездных войн».

Две другие ваши книги по «Звездным войнам» отличаются от романов остальных участвовавших в проекте авторов, наверное, тем, что в них очень заметно влияние фэнтези. С чем это связано?

«Осколок кристалла власти» я писал тоже еще до премьеры первого фильма, когда многие элементы будущей вселенной «Звездных войн» еще не были известны. А в «Преддверии бури», которое стало «вводным» во Второй эпизод романом, я больше внимания уделял внутреннему миру джедаев. Видимо, многим поклонникам не хватило в книге экшена и космических битв.

Со «Звездными войнами» понятно. А как бы вы оценили современное фантастическое кино?

В техническом плане сейчас великолепны почти все фильмы, но часто они страдают из-за недоработок, скажем, в плане музыкального сопровождения. Ленты ведь стараются побыстрее выпустить на экраны. Лучшие фильмы наших дней — те, которые совмещают передовые спецэффекты с умением режиссера и актеров раскрыть характеры героев. Как примеры могу привести «Властелин Колец» Питера Джексона или «Чужих» и «Титаник» Джеймса Кэмерона. В этих фильмах спецэффекты на высоте и экшен выше всяких похвал, но в то же время от этого не страдает сюжет.

На ваш взгляд, сильно ли различаются жанры фантастики и фэнтези?

Да, и очень значительно. Фэнтези гораздо легче писать, чем научную фантастику, да и читается оно попроще.

Как вы считаете, сильно ли изменились эти жанры за то время, которое вы пишете?

Сейчас читающая публика гораздо лучше осведомлена о развитии современной науки, так что фантасты вынуждены прикладывать куда больше усилий, чтобы придумать одновременно правдоподобную и продвинутую технологию будущего. Еще можно отметить возросшее количество женщин, пишущих фантастику и фэнтези. Что касается фэнтези, то мне кажется, что рамки этого жанра сильно размылись за последние годы, и к нему уже относят все, что попало: от «Гарри Поттера» до «Кода да Винчи».

Остается только предположить, что на Западе в фэнтези автоматически зачисляют самые продаваемые книги последних лет. Нередко приходится слышать, что «Звездные войны» космическое фэнтези, глядишь, и «Титаник» скоро попадет под общую гребенку. Впрочем, если говорить о фэнтези в традиционном его понимании, то и здесь вклад Алана Дина Фостера в жанр весьма ощутим.

«Готов обменять Буша на любого из ваших космонавтов»

Какую книгу вы считаете своим главным достижением?

Это очень непростой вопрос. Большинство творцов очень критично относятся к собственному творчеству. Но я все-таки отмечу свой сборник малой прозы.

Можно ли из этого сделать вывод, что вам больше нравится писать рассказы, чем романы?

Да, это так. В рассказе легко выразить ту или иную мысль, и сразу же со спокойным сердцем переключиться на что-то еще. У меня очень часто появляются новые идеи, и поэтому мне всегда нелегко сосредоточиться на долгосрочном проекте вроде романа или книжного сериала.

Вы знаете заранее, чем закончится книга?

Обычно, прежде чем приступить к созданию романа, я составляю его подробный план — на несколько страниц. И все равно персонажи не перестают преподносить мне сюрпризы по ходу истории. И это совершенно нормально... Знаете, может быть, Достоевский планировал счастливый конец для «Преступления и наказания», а Раскольников взял и смешал писателю все карты.

Одна из самых распространенных завязок фэнтезийных романов: человек с Земли попадает в другой мир. Вы использовали ее в своих книгах. Как вы считаете, почему такая сюжетная основа столь распространена?

Многие люди живут столь обыденной, предсказуемой и часто несчастливой жизнью, что сама идея оказаться в другом мире, где жизнь преобразится и станет яркой, кажется им очень интересной. В этом кроется одно из главных достоинств фэнтези. Именно поэтому люди фантазируют. Но не у всех достаточно хорошо развито воображение, поэтому писатели сочиняют истории за читателей.

В цикле «Чародей с гитарой» есть несколько очень оригинальных созданий, к примеру, дракон-коммунист. Как вы их придумывали?

Я терпеть не могу подражательство. И когда сел писать свой первый фэнтезийный роман, сразу решил, что в нем не будет прекрасных принцесс, старых магов с длинной седой бородой, добреньких волшебных эльфов, злобных орков и так далее. Что касается упомянутого поклонника марксистской идеологии, то мне показалось, что будет интересно создать политически-подкованного дракона. Он готов и хочет организовывать народные массы... вот только они его боятся. Он хороший парень, просто слишком наивный и ничего не понимает в человеческой натуре... как и большинство марксистов.

Вы большой любитель музыки. Как вы считаете, под какие композиции лучше всего читать ваши романы?

В первую очередь, под классику. Если говорить о российских композиторах, то я бы посоветовал Рахманинова, десятую симфонию Шостаковича, произведения Прокофьева и Римского-Корсакова. У меня в голове постоянно звучат какие-нибудь классические мелодии, и мне хотелось бы найти время, чтобы лучше разобраться в музыке и сочинить что-то самостоятельно.

Вы уже встречались со своим российскими поклонниками, но сейчас у вас есть возможность обратиться к куда большему их числу...

Я желаю народу России наконец получить то правительство, которое он заслуживает. Тысячи лет страданий более чем достаточно для любой страны. В то же время, готов обменять Буша-младшего на любого из ваших космонавтов в отставке.

Надеюсь, вам перепадет немного нашей аризонской жары. Желаю вам яркого солнца над головой, вкусного мороженого в одной руке и хорошей книжки в другой. Я еще так мало видел в вашей стране, что надеюсь еще не раз вернуться.

Paka,

Alan Dean Foster.

Будем с нетерпением ждать новых визитов замечательного писателя и интересного человека Алана Дина Фостера в нашу страну. И, конечно же, надеяться, что у каждого из нас всегда найдется мороженое и хорошая фантастическая книжка под рукой.

Досье: Алан Дин Фостер

Алан Дин Фостер родился в 1946 году в Нью-Йорке. Будущий писатель изучал юриспруденцию и киноискусство в Калифорнийском университете, после учебы работал в рекламном агентстве. За первыми напечатанными рассказами последовали первый роман — «Тар-айимский Кранг» и работа над сценариями для научно-фантастических фильмов, самый известный из которых — полнометражный «Звездный путь» (1979). Впоследствии из-под пера Алана вышли новеллизации многих фантастических фильмов: «Темная звезда», «Чужой», «Черная дыра» и, конечно, Четвертый эпизод «Звездных войн», изданный под именем автора саги Джорджа Лукаса. Из сольных проектов писателя наибольшей популярностью пользуется цикл юмористического фэнтези «Чародей с гитарой» (The Spellsinger). Среди увлечений Фостера — баскетбол, классическая музыка, восточные единоборства и путешествия. Американский писатель — лауреат российской премии «Странник» за заслуги перед фантастикой и обладатель звания «Гранд-мастер», присужденного ему на фестивале «Аэлита». Подробнее о творчестве Алана можно узнать на его официальном сайте — alandeanfoster.com.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться