Google+
Нанороботы «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» МИРЫ. BATTLETECH
Версия для печатиМиры: Миры. Упорядоченное Ника Перумова. Боги
Кратко о статье: Древние и Молодые Боги, великие драконы Орлангур и Демогоргон, вездесущий Спаситель — эти великие силы Упорядоченного обычно выступают в роли советчиков и наблюдателей, но иногда и сами вмешиваются в события, бросая на чашу весов хрупкий порядок мироздания. Рассказ о пантеоне богов Упорядоченного комментирует сам Ник Перумов.

Смешались люди, боги...

Великие силы упорядоченного

Чем ближе к небесам, тем холоднее.

Антон Дельвиг

Упорядоченное

Самая известная фэнтези-вселенная в российской литературе, созданная мэтром фантастики Ником Перумовым. В Упорядоченное входит множество миров, самые проработанные из которых — Хьёрвард (трилогия «Хроники Хьёрварда»), Мельин («Алмазный меч, деревянный меч»), Эвиал (цикл о маге Фессе).

Наличием богов или схожих по функциям сущностей в фэнтезийном произведении никого не удивишь, но роль они почти всегда играют второстепенную. Помочь советом, вставить палки в колеса, отправить на другой конец света неизвестно зачем это они завсегда, а вот лично участвовать в разборках большинство богов не любят, предпочитая действовать через последователей. Да и писателю придумать, чем занять персонажа, способного движением брови двигать горы, а мановением пальца уничтожать армии, нелегко.

Вот и получается, что боги вроде и есть, а все время «за кадром». Самое частое объяснение: прямое столкновение божеств приведет к непоправимым последствиям, поэтому сами они стараются в жизнь простых и не очень смертных не вмешиваться. А порой, когда они все-таки решают, что без них не разобраться, то действуют посредством аватар — воплощений с сильно «урезанными» способностями.

Всезнающий дракон

Одна из наиболее известных надмировых сил Упорядоченного впервые заявила о себе еще в самом первом произведении Перумова — «Кольце тьмы». Отправившись на восток Средиземья, герои сталкивались там с множеством чудес, о которых Толкин не мог и помыслить, в том числе с Духом Познания в образе Золотого Дракона с четырьмя зрачками в каждом глазе. Дух Познания с самого начала позиционировался как третья сила, одинаково нейтральная по отношению к Свету и Тьме. Этот образ появился не на пустом месте, а был навеян строчками из «Поэмы начала» Гумилева:

Старше вод и светлее солнца,

Золоточешуйный дракон.

И подобной чаши священной

Для вина первозданных сил

Не носило тело вселенной,

И Творец в мечтах не носил.

Дракон по имени Орлангур, поначалу исполнявший довольно банальную роль советчика героев, очень скоро перестал быть «богом из машины», а его образ заиграл новыми красками. Уже в третьей части «Кольца тьмы» Орлангур начинает активно действовать, лично возглавляя поход всех центральных героев трилогии Перумова на Валинор.

Впрочем, судя по всему, тот Орлангур был всего лишь аватарой, отражением себя настоящего — живущего не в одном мире, а во всем Упорядоченном. В последующих произведениях, начиная с «Гибели Богов», Орлангур вновь уступает ведущие роли другим, сам оставаясь лишь наблюдателем и порой советчиком и исполнителем «воли Упорядоченного». Судя по некоторым фразам, подобная бездеятельная роль отнюдь не прельщает самого Дракона. Кстати, в Упорядоченном он появляется и в иных образах, но его всегда можно узнать по очень уж оригинальным глазам.

Но Орлангур, как и его «брат» — соборный дух миров Демогоргон, который у Перумова до сих пор лишь упоминался, — так же, как и все остальные обитатели Упорядоченного, по рукам и ногам (а точнее — по крыльям и хвосту) связан Законом Равновесия. Четкой формулировки это правило не имеет, но его суть ясна: чем большей силой обладает то или иное создание, тем больше ограничений на него налагается. Их можно нарушить, но ответная реакция закона будет сокрушительной.

Поэтому Орлангур вынужден даже наблюдать за происходящим по большей части посредством более-менее обычных смертных, которых он не гнушался брать в помощники. Через них он обычно и действует. Хотя известно и одно его физическое воплощение, принимавшее самое что ни на есть активное участие в событиях «Хранителя мечей».

На переднем плане — воплощение Духа Познания, известное также под именем Кицум.

Истинная личность старого клоуна и по совместительству бойца Серой Лиги Кицума долгое время оставалась предметом яростных споров и всевозможных домыслов читателей. У обычного на первый взгляд обитателя Мельина то и дело проявлялись такие способности и знания, которых просто не могло быть у человека. За всю историю Упорядоченного действия посредством аватары Кицума, не раз вытаскивавшего своих товарищей из, казалось бы, безнадежных ситуаций, — пожалуй, самое заметное вмешательство Золотого Дракона в естественный ход вещей.

Орлангур — скорее бесстрастный зритель и режиссер в одном лице, чем участник представления под названием жизнь в Упорядоченном. И даже когда над ним нависла угроза полного уничтожения, Дракон не вступил в игру напрямую, а продолжал действовать из-за кулис.

Отблески «Гибели Богов»

Вера Камша, одна из популярнейших российских писательниц, работающих в жанре фэнтези, начинала свое творчество с полушуточной альтернативной версии «Гибели Богов». Зачином ее первого цикла, «Хроник Арции», послужило то самое падение Молодых Богов. После чего схожие с ними боги, также захватившие власть в мире Арции, были вынуждены покинуть свои троны, чтобы не нарушить баланс. Но не все из семерки богов хотели оставить ставший родным мир...

Впрочем, Камша почти сразу отходит от присущей Перумову эпики, работая в своем оригинальном стиле на грани историзма. Хотя в «Хрониках Арции» встречаются некоторые из тех самых семерых богов и есть церкви, которые непременно вызовут ассоциации с земными, отнюдь не боги стали главными героями ее книг. Эта роль выпала на долю людей, чья воля порой может оказаться сильнее власти любого бога.

Прямиком из Асгарда

В отличие от прочих великих сил Упорядоченного, Орлангур никогда не стремился захватить вселенную или изменить ее под себя. Кроме него, этим могут похвастаться разве что Древние Боги. Они родились вместе с Упорядоченным и власть получили по праву первородства и силы. В большинстве миров существовали «локальные» боги, которых можно сравнить со стихиями, которые осознают себя и обладают личностями. Одни были злыми и требовали кровавых жертвоприношений, другие, наоборот, старались помогать простым смертным — благо ни те, ни другие были не ограничены ничем, кроме собственных способностей. В общем, модель, очень похожая на языческие верования наших — и не только наших — предков.

Слово творца: Ник Перумов

Против кого восставали Безумные Боги, из-за которых погиб Витар Лаэда? Способны ли «локальные» боги отдельных миров потягаться с Хедином и Ракотом?

Восстание Безумных Богов потому и названо восстанием «безумных», что не было направлено против кого-то конкретно. Это попытка «перевернуть небо и землю», нарушить исконный цикл жизни в Упорядоченном: «Рождение — Жизнь — Смерть — Посмертие — Перерождение», исключить из него «фазу неопределенности», создать «царство бессмертных». Одним из орудий этого были, помимо прочего, кровавые жертвоприношения и мучительство. Ну и, конечно, нашлись те, кто попытался использовать это в своих интересах. Локальные же боги миров Упорядоченного могут до определенного предела сопротивляться власти Хедина и Ракота и даже одержать в чем-то победу, не будучи в такой степени связанными Законом Равновесия. Они могут, в принципе, отвоевать себе небольшой домен, прорыв куда обойдется Новым Богам слишком дорого. А вообще же все эти вопросы действительно являются хорошей прелюдией к основному конфликту «Гибели Богов-2». В силу ряда причин, в том числе и сюжетных, мне не удалось «впихнуть» в заключительный том «Войны мага» подробный рассказ о Восстании Безумных Богов и осветить еще ряд вопросов — что автоматически перенесло их разрешение на следующий книжный цикл, в котором уже не будет ни Фесса, ни Императора Мельина.

Великий Один на своем троне.

За основу для главного пантеона Упорядоченного Перумов взял, наверное, самых известных древних богов нашего мира — скандинавских. Да, первыми властителями всего Упорядоченного были О дин, Локи, Тор и прочие известные персоны. В целом их личности и жизнь, судя по всему, не слишком отличались от того, что повествуют легенды викингов.

Основной вотчиной «скандинавов» стал мир Хьёрвард, но и в других реальностях они действовали настолько активно, что отголоски их деяний дошли даже до лишенной магии Земли. У этих небожителей присутствовали все неизменные атрибуты, которые ассоциируются у нас со скандинавскими богами, — валькирии, восьминогий конь Слейпнир, ожидание разрушительной войны богов — Рагнарёка.

Вот только последнего как раз и не случилась. Древняя история Упорядоченного, которая до сих пор раскрывалась лишь в воспоминаниях героев и, вероятно, более подробно будет освещена в готовящейся к выходу «Тысяче лет Хрофта», с полным правом может называться альтернативным вариантом «судьбы богов». Вместо битвы, к которой они готовились и ждали, состоялось сражение на Боргильдовом поле с семеркой любимых детей Творца, пришедших, чтобы заявить свои права на Упорядоченное.

Молодые Боги

Так у Упорядоченного появились новые владыки, а старые полегли в том бою все, кроме Одина. К нему победители проявили редкое для себя милосердие и позволили ему жить в изгнании в Хьёрварде, лишенным былого могущества и под именем Старый Хрофт. Впрочем, для Одина остаться в живых было скорее пыткой, чем удачей.

Слово творца: Ник Перумов

Слейпнира мы видели, а что случилось с другими животными-спутниками Одина: воронами и волками? Они погибли?

Да, все прочие спутники Одина погибли. Если помните, при первом появлении Одина — Старого Хрофта — в «Гибели Богов» упоминается волшебный восьминогий жеребец, но ни Гери с Фреки, ни Хугин с Муниным не выжили.

Побочный эффект смены Молодых Богов на Новых.

А на смену эпохе вольных и сильных пришло время покоя и порядка. Молодые Боги во главе с Ямертом (имена всех семи начинаются на «я», что, вероятно, должно указывать на их эгоистичность) принялись наводить повсюду свои порядки. Их именем проповедовали жрецы, управляли смертные властители, и даже Истинные маги — порождения самой сущности волшебства — воспринимали их как владык. А вот для «локальных» богов, всяческих чудовищ и всех свободолюбивых существ настали мрачные времена. С врагами Ямерт и компания расправлялись без колебаний, если не сомневались в успехе, недаром их самое могущественное орудие — Губитель — прославился тем, что не оставлял в мирах ничего живого.

Молодые Боги были любимыми детьми Творца, потому и получили власть на Упорядоченным. И порой создается впечатление, что они воспринимали мультивселенную лишь как свою игрушку. Зачастую Молодые Боги вели себя как тираны: любое инакомыслие не то что не поощрялось, но просто уничтожалось. О свободе, пусть и жестокой, которую знало Упорядоченное при владыках Асгарда, пришлось забыть. Молодые Боги стали богами Порядка, если можно так выразиться. А он всегда удобнее для большинства: даже могучие Истинные маги признавали владычество Ямерта и компании.

Но так было лишь до поры до времени: всегда найдется кто-то свободолюбивый и достаточно сильный, чтобы собрать вокруг себя всех отверженных и недовольных существующими порядками и повести их на смертный бой. Таким лидером стал как раз один из Истинных магов — Владыка тьмы Ракот.

Хотя о восстании Ракота Перумов напрямую не писал — мы узнаем о нем лишь из воспоминаний разных героев, — то, как Молодые Боги вели войну, заставляет большинство читателей относиться к последним без особой симпатии. Ракот совершил, казалось бы, невозможное — пришел штурмом на сам оплот своих врагов, Обетованное, но Молодые Боги так и не вышли сразиться с ним лицом к лицу, спрятавшись за спины многочисленных слуг. А в противостоянии чистой силы Владыка Тьмы уступил.

Слово творца: Ник Перумов

Даже лишившись власти над Упорядоченным, Один, а потом Молодые Боги не прекратили своего существования. Как может умереть божество, пусть даже бывшее, и какие будут последствия для окружающего мира?

Да, для бога лишиться власти не означает физического (телесного) или метафизического уничтожения. Хотя те же Хедин и Ракот, одержав победу в финале «Гибели Богов», могли бы пресечь существования Ямерта и иже с ним, но не сделали этого, не захотев уподобляться побежденным, в свое время поступившим именно так после победоносной для них Боргильдовой Битвы. Но смерть бога — это катастрофа огромного масштаба, и чисто «магическая» (высвобождение магических потоков, ранее «завязанных» именно на него), и «ментальная» — для тех, кто поклонялся павшему божеству. Неизбежно «уклонение в противоположную сторону», разрыв с повседневной жизнью, поддерживающей глобальный порядок в Упорядоченном, появление нежити вроде зомби и вампиров...

Как можно убить бога — вопрос, конечно, глобально-онтологический. Мне кажется, можно по-разному: неверием (для тех, кто черпает силу именно из фанатичного поклонения), созданием альтернативного «узла управления» магическими потоками, прямой силой — если, скажем, удастся превысить «порог сопротивляемости» простым натиском, например, стихийной магии.

Там, где спасовала сила, победила, как мы знаем из «Гибели Богов», хитрость: друг Ракота Хедин спас Владыку Тьмы из заключения, и вместе они свергли Молодых Богов. Впрочем, дело тут скорее в том, что когда встал вопрос о гибели всего Упорядоченного, Молодые Боги решили отпраздновать труса, а Истинные маги не сдались. Вот и оказалось, что само Упорядоченное избрало себе новых владык.

Братья-хранители

Идея обретения божественности в фэнтези довольно распространена: ею грезил и незабвенный Рейстлин из «Саги о Копье», и многие другие. Но, пожалуй, ни у кого эта идея не обретала столь серьезного воплощения, как у Перумова, ведь для нашего писателя божественный статус — далеко не только могущество. Хедин и Ракот получают не столько новые возможности, сколько бесконечную ответственность, о которой, кажется, совершенно не задумывались их предшественники.

Новые Боги со своим подмастерьем.

Лица те же, но уже в разгар боя.

Возможно, именно это стало причиной того, что в продолжениях «Гибели Богов» Новые Боги продолжают вести себя скорее как Истинные маги или даже люди. Ведь бог — это не только невообразимое могущество. А что еще? Ник Перумов говорил, что именно над этим вопросом будут биться Хедин и Ракот в романе под рабочим названием «Гибель Богов-2». Одно время писатель утверждал, что отказался от этого проекта, но недавно подтвердил, что, заканчивая «Войну мага», пересмотрел свое решение.

Союзник и друг Хедина Один смог вернуть себе божественный статус, но не стал вновь взваливать на себя бремя власти, а остался жить в Хьёрварде, отчасти оберегая его, отчасти служа стратегическим резервом Новых Богов. Хедину и Ракоту же большую часть времени приходилось отражать всевозможные угрозы Упорядоченному — спокойствия во вселенной поубавилось.

Главной угрозой был, конечно, Неназываемый, уничтожавший саму плоть миров, попадавшихся ему на пути. Но этот враг сродни стихии — опасный, но бесстрастный. А было немало и тех, у кого к Хедину с Ракотом накопилось немало личных счетов.

Это и Молодые Боги, жаждущие мести любой ценой, — исключением стала лишь бывшая богиня природы Ялини, отрекшаяся от братьев ради возможности служить миру и жизни. Да и старые товарищи из числа Истинных магов подались в услужение Хаосу не от хорошей жизни при Новых Богах. А ведь есть еще Дальние, прежде враждовавшие с возлюбленной Хедина Сигрилинн, а теперь из-за кулис противостоящие ему самому — о них и их целях мы до сих пор не знаем почти ничего.

Слово творца: Ник Перумов

Происходило ли у Новых Богов «столкновение интересов» в тех мирах, где Хедин и Ракот позволили в себя верить, например, в Хьёрварде, или в такие миры Спаситель не лезет?

Пока в такие миры Спаситель действительно не лез, но после первого открытого столкновения, описанного в финале последней «Войны мага», неизбежной стала полномасштабная война, когда Спаситель, конечно, «задумается» и о Хьёрварде. Но здесь мы опять забегаем на территорию «Гибели Богов-2».

Читая «Землю без радости», «Алмазный меч, деревянный меч» и цикл «Хранитель мечей», в которых мы становимся свидетелями часто закулисного противоборства Новых Богов с многочисленными врагами, понимаешь, что для них божественность стала едва ли не трагедией. И вместо свободы от ига Молодых Богов братья получили вечность в рабстве у тяжелейшего долга. Не потому ли с такой печалью говорил Хедин в финале «Гибели Богов» об ожидающем его и Ракота будущем?..

Хедин и Ракот перед штурмом цитадели Хаоса.

Всеблагой

Молодые Боги поощряли поклонение себе, а вот об их преемниках знали лишь в единицах миров. Естественно, свято (в прямом смысле этого слова) место пусто не бывает, и появилась сущность, готовая заполнить религиозный вакуум. Если эльфам, гномам и прочим оркам до нового культа особого дела не было, то люди с готовностью приняли очень удобную для них веру.

В Спасителя веруют, судя по всему, во всех «простых» мирах, где не знают о Хедине и Ракоте. И в Эвиале, и в Мельине, и даже в просвещенной магической Долине существуют посвященные ему культы, постепенно вытесняющие прочие, в основном языческие верования. Построены эти церкви, насколько можно судить по известным нам мирам, по примеру всем знакомой христианской.

Зарождение веры в Спасителя в большинстве случаев происходит по одной, также знакомой нам схеме. Рождение мессии, краткие проповеди и жестокая гибель от рук гонителей, после которой остаются более-менее стандартные заповеди, сотни последователей, ростки будущей религии и мрачные предсказания о неминуемом конце света и суде. В итоге мы видим мощную Церковь, весьма напоминающую средневековую католическую, со многими «прелестями» вроде играющих в политику патриархов, гонений на неверных и Инквизиции. Излишне говорить, что Церковь Спасителя и большинство его слуг выглядят, мягко говоря, не слишком притягательно.

Слово творца: Ник Перумов

И в Мельине, и в Эвиале культы Спасителя сильно напоминают земные христианские церкви. Спаситель специально провоцирует поклонение себе «по одной модели»? И возможно ли, что в каком-нибудь из миров церковь Спасителя станет развиваться совершенно не по его плану?

Внешнее сходство между христианством и церквями Спасителя в Мельине, Эвиале и других мирах моей Вселенной введено совершенно сознательно. Оно бросается в глаза, и при этом часто остаются незамеченными другие детали, куда более важные, но, если можно так выразиться, скрытые от «поверхностного взгляда». Спаситель действительно действует в разных мирах по одному и тому же шаблону (что также является важной характерологической чертой данного персонажа). Это вытекает из его, Спасителя, природы (а если копнуть глубже — то из того, что я хотел этим выразить). Но при этом люди, не имея, в общем, власти «изменить» самого Спасителя, могут в некоторых случаях оказать заметное влияние на осуществление Его замыслов. И потому, забегая вперед, скажу, что да, церковь Спасителя может в некоторых случаях принять совершенно неожиданные черты. Подробно на этом я собираюсь остановиться в следующем цикле об Упорядоченном, известном под рабочим названием «Гибель Богов-2».

Некогда преданный слуга Спасителя, а ныне его ярый враг — инквизитор Этлау.

О самом Спасителе известно не так уж и много. Его последователи воспринимают его как защитника и благодетеля, а вот для Хедина и Ракота он едва ли не главный враг, вольно или невольно помогающий Неназываемому, Дальним и прочим уничтожать миры. Но в то же время, не сумев заполучить Мельина, Спаситель лишь благословил своего погибшего победителя Мерлина, когда боги-братья всерьез собирались с ним драться.

Собранные по крупинкам сведения дают довольно противоречивый образ. Тот же Мерлин называл Спасителя несуществующим, но более чем достаточно убедительных доказательств его существования. Его воплощения жили, страдали и умирали. Как минимум одно из этих воплощений стало отцом так и не родившегося ребенка (привет Дэну Брауну!), череп которого Архимаг Игнациус приберег явно как оружие против родителя. Является Спаситель всегда в виде бородатого странника в серой хламиде — бедняк, а не бог. А один из его фанатичных последователей инквизитор Этлау, заглянув в суть своего божества, ужаснулся, предпочел отречься от него и сражаться, пытаясь не допустить его второго прихода в Эвиал.

Судя по всему, это произойдет в заключительном томе «Войны мага», ведь пророчества почти исполнились, и мы, вероятно, узнаем хотя бы часть его реальных способностей, целей и мотивов. Похоже, без исполнения пророчеств, как случилось в Мельине, он не может действовать в пределах мира и начинать судить. Вероятно, Спаситель сам налагает на себя подобные ограничения, чтобы иметь возможность использовать все свои силы в нужный момент, таким образом обходя Закон Равновесия.

Что до происхождения этих сил и самого Спасителя, то наиболее вероятно, что он — квинтэссенция человеческих чаяний, осознавшая себя и черпающая почти неиссякаемую мощь в людской вере, которая его породила и питает. И справиться с ним может лишь воля простых людей. Поэтому и не смогли избавиться от Спасителя Хедин с Ракотом за годы своего владычества.

Упорядоченное

Миры Ника Перумова — 2005, №2(18)

Мастера боя из Упорядоченного — 2006, №3(31)

* * *

Как бы то ни было, в сказаниях об Упорядоченном перед нами предстают самые разные пантеоны богов. Пожалуй, ни у одного другого автора фэнтези не действует активно столь много богов и сущностей, сравнимых с ними по мощи. Это придает циклу Перумова неповторимый размах и дух эпичности.

В то же время Перумов очень нетривиально и оригинально обыгрывает многие земные религии, что придает его богам и религиям и узнаваемость, и особую яркость. А если вспомнить, сколь много у Ника оригинальных идей, то получается ни с чем не сравнимый букет, от которого любой поклонник мифотворчества должен остаться в полном восторге.

Иллюстрации Владимира Бондаря.

Фотографии Веры Камши.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
White Raen
№ 1
08.12.2008, 01:56
В творчестве Перумова меня поражает и радует все продуманные ходы. Интриги, переплетённые планы... только из-за этого и читаю.
Назгыль
№ 2
14.12.2008, 00:44
Ну и зря!ТАм кроме интриг Хедина,Дальних и остальных есть обычные люди которые тоже не просто так сидят.Хотя про интриги тоже читать классно.
PUNK
№ 3
18.06.2010, 14:42
мне кажется что компании на "я" уделено мало места.да и после битвы на боргильдовом поле выжил не только хрофт.помните где хаген добыл свой меч???
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться