Google+
Что делать, если вы попали в фэнтези? Тёмное фэнтези Сериал Сбывшийся киберпанк
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№39, ноябрь 2006). Антон Первушин. Российские авторы...
Кратко о статье: Писатель и критик Антон Первушин вкладывает свою лепту в дискуссию о причинах упадка классической научной фантастики.

Российские авторы не хотят писать научную фантастику

В последние годы в авторско-издательских кругах все чаще вспыхивают яростные дискуссии по поводу дальнейшей судьбы научной фантастики. Под этим термином — «научная фантастика» (или «твердая научная фантастика») — в нашей стране понимают произведения, в которых в той или иной степени популяризируются достижения современной науки и техники. Тексты, в которых описывается материалистический мир и даже используется антураж научной фантастики, но при этом относящиеся, скажем, к очень отдаленному будущему, у нас традиционно к «твердой НФ» не относят. Так, романы о галактических императорах и межзвездных пиратах, которые сейчас выходят десятками, причисляют оптом к «космической опере».

Антон Первушин. Писатель-фантаст, журналист, лауреат литературных премий

В ходе дискуссии о судьбе «твердой НФ» мнения ее участников разделились. Одни считают, что хоронить этот поджанр рано, — всегда были, есть и будут авторы, которым нравится писать именно такую фантастику. В качестве примера обычно приводится москвич Александр Громов, создавший себе репутацию именно «научного» фантаста.

Противоположная точка зрения основывается на том, что научная фантастика никому не нужна, а потому должна исчезнуть. Мол, не следует отбирать хлеб у популяризаторов науки. Да и скучно это — описывать трактор и пепелац, в то время как не раскрыты еще все нюансы человеческой психологии.

Среди пляшущих от радости на похоронах НФ можно встретить и убежденных постмодернистов — они вообще считают, что мир складывается из знаков и символов, а потому нужно писать только об этих двух категориях. Интересно, когда в квартире такого постмодерниста отключается электроэнергия, он считает это знаком или символом?

На самом деле обе точки зрения участников дискуссии теряют смысл, если число авторов «твердой НФ» можно пересчитать по пальцам одной руки. То есть научная фантастика все-таки есть, а значит, говорить о ее кончине рано, но, с другой стороны, когда количество русскоязычных авторов, активно работающих в фантастике, перевалило за тысячу, а «научным» фантастом считается один Громов, говорить о возрождении жанра преждевременно. Получается, мы имеем дело с пациентом, который скорее мертв, чем жив.

Почему же сами фантасты четко дистанцируются от НФ и не желают ее писать? Может, наука остановилась? И техника замерла?

Кое-кто видит объяснение именно в этом. Даже такие умные аналитики, как Сергей Переслегин, высокомерно заявляют, что научно-технический прогресс за последние двадцать лет ничего нового, кроме интернета, не породил!

А ведь это серьезное заблуждение. Наука с техникой научились делать такое, что еще двадцать лет назад считалось ненаучной фантастикой. Люди научились обращать вспять эволюцию и обнаруживать планеты у других звезд, создавать новые виды животных и сверлить булыжники на Марсе. Коренным образом изменились представления о возникновении Земли, жизни и человека. Даже палеонтологи полностью переписали историю динозавров, и такой роман, как «Парк Юрского периода», безнадежно устарел. Физики стоят на пороге овладения термоядерной энергией и создания квантового компьютера с бесконечным быстродействием. Существуют проекты промышленного освоения Луны и Мирового океана. Растет интерес к Антарктиде. Сколько идей, сколько проектов, сколько прорывов — садись и пиши!

Но не хотят писать. Предпочитают выдавать на-гора романы о магах или вампирах, о галактических империях или о мужиках, с бухты-барахты провалившихся в 16 век. Наверное, сегодня считается, что без вампира проникнуть в глубины человеческой души трудно или почти невозможно!

Мне кажется, такое пренебрежительное отношение российских фантастов к актуальным научно-техническим темам вызвано целым комплексом причин. Во-первых, научную фантастику обычно создают люди с хорошим техническим образованием, которые не боятся учиться всю жизнь, открывая для себя что-то новое, которые умеют и любят работать со специальной литературой. Сегодня же в фантасты идут люди с гуманитарным образованием или вообще без образования, но зато с большим самомнением. Им игра в знаки и символы куда важнее прогресса.

Во-вторых, снижение интереса к науке во многом является следствием широкомасштабной атаки идеалистического мировоззрения на всех фронтах. Для очень многих читателей и писателей боги, демоны и астральные силы давно стали куда более реальными, чем соседи по лестничной клетке.

В-третьих, все великие прорывы и проекты, о которых я упомянул выше, делаются в США, в Европе и в Китае. Мы, похоже, отстаем навсегда. А какому автору, если он любит Россию, захочется прославлять «чудеса враждебной техники»?

В-четвертых, ведущие авторы не больно-то спешат показать пример начинающим. Вот Сергей Лукьяненко давно грозится засесть за полновесный роман об экспедиции на Марс. И где он — тот роман? Лукьяненко — разумный человек и, конечно же, понимает, что новое произведение из цикла о «Дозорах» немедленно станет бестселлером, а вот о Марсе — еще бабушка надвое сказала. Стоит ли рисковать?..

Впрочем, нужно отметить и позитивную тенденцию. Появились премии за научную фантастику, стартовал конкурс НФ-рассказа, в фантастических журналах расширяется научно-популярная часть.

Другой вопрос — захотят ли талантливые авторы участвовать в этих журнально-издательских проектах? Пока что особого желания с их стороны не видно...

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться