Google+
SFX Кошмар на улице Вязов Космическая музыка Тёмная сторона города
Версия для печатиФутурология: Футурология. Телевидение будущего
Кратко о статье: Технология «пахнущего» кино была опробована еще в 50-х годах прошлого века, но в то время она не получила особого отклика. Другое дело сейчас — в ближайшее время нас ожидает бум трехмерного телевидения, и система запахов скоро будет такой же обыкновенной вещью, как хорошая акустика. Об основных направлениях развития современного кино и телевидения — в материале на наших страницах.

Объем и аромат

Телевидение ближайшего будущего

Древнейшие телевизоры, появившиеся перед Второй мировой войной, представляли собой деревянные ящики с маленькими экранчиками, по которым плавали нечеткие серые пятна. За каких-то семьдесят лет они превратились в суперплоских красавцев с объемным звуком и богатейшей цветовой палитрой. Настало время двигаться дальше. Уже в следующем году нас обещают поразить телевидением высокой четкости, трехмерными кинофильмами и разномастными технологиями генерации запахов.

Время запаха

Считается, что основную часть информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения и слуха. Стоит на время лишиться этих чувств, как мир покажется неполным, тусклым и скучным. Но роль обоняния не менее важна — пусть и не настолько очевидна. Давно доказано, что пахучие вещества влияют на газообмен и общее состояние человеческого организма. С помощью запахов можно изменять возбудимость нервной системы, амплитуду пульсации мозга и ритм дыхания.

Запахи давно стали маркетинговым инструментом: магазины успешно используют их для продвижения товаров и повышения объемов продаж, а рекламщики — для привлечения внимания потребителей к определенному бренду. Но это все мелочи. В ближайшем будущем рестораны, кинотеатры и клубы начнут привлекать наше с вами внимание при помощи специальных технологий создания ароматов.

Впервые об устройстве, позволяющем воспроизводить запахи, человечество узнало в 50-х годах прошлого столетия. Тогда швейцарский ученый Ханс Лаубе придумал аппарат под названием Smell-O-Vision и попытался с его помощью совершить революцию в кинематографе. Система была опробована в 1960 году на демонстрации фильма «Запах тайны» (Scent of Mystery). Под сиденья в кинозале были подведены пластмассовые трубки, по которым в определенные моменты подавались нужные запахи. Однако ожидаемого зрительского восторга нововведение не вызвало, и о Smell-O-Vision надолго позабыли.

Сорок лет спустя идею подхватили сотрудники компании Aromajet. Они решили создать генератор запахов для любителей компьютерных игр, который позволил бы им полнее погрузиться в пучины виртуальной реальности. В результате свет увидел аппарат под названием Pinoke. После поступления цифрового сигнала с компьютера в сменном картридже этого прибора начинали смешиваться химические вещества, и воздух наполнялся определенным запахом. Каждой компьютерной игре соответствовал собственный набор ароматов: после выстрела из дробовика в Doom геймера окружал запах пороха, в Need for Speed визг колес спорткаров неизменно сопровождался запахом паленой резины, и так далее.

Aromajet Pinoke надевался пользователю на шею и предлагал специальный набор ароматов для нескольких игр.

Одновременно с Pinoke компания Aromajet представила систему для передачи запахов по интернету. Специальное устройство с 16 ароматическими компонентами подключалось к компьютеру и, в зависимости от полученного по сети сигнала, генерировала аромат. Описание запаха передавалось по протоколу IPsmell. Однако что-то у компании не заладилось, и ни о Pinoke, ни о его сетевом собрате больше ничего не слышно.

Кино с душком

Прибор Scent Dome умеет извлекать информацию о запахах из электронных сообщений.

Один из самых популярных на сегодня генераторов запахов — Scent Dome производства компании TriSenx. «Купол» предназначен для обмена запахами по электронной почте. Идея проста: отправитель добавляет к письму особые электронные метки, получатель открывает послание, компьютер считывает метки и передает прибору сигнал для создания аромата. В сети с завидным постоянством появляются сайты, картинки, музыка, фильмы и даже игры с «ароматическими» метками для Scent Dome. Аппарат снабжен сменным картриджем с 20 веществами, на основе которых можно создавать до 60 различных запахов. Здорово, правда? Есть только одна маленькая загвоздка: стоит эта штуковина совсем не дешево — около 12 000 рублей, а за дополнительный картридж покупателю придется выложить еще полсотни в американской валюте.

Еще одно удобное устройство для передачи запахов через интернет предложила в 2004 году японская телекоммуникационная компания NTT Communications. Сферический аппарат подключается к компьютеру и создает реальные запахи путем смешивания 32 ароматических масел. По замыслу разработчиков, аромогенератор должен был служить в японских ресторанах: изображения блюд в меню сопровождались бы аппетитными запахами. Но NTT нашла применение своему изобретению в кинотеатрах Страны восходящего солнца: генераторы запаха устанавливаются посреди зрительного зала, а контроль над ними осуществляется через интернет. Сервис впервые был опробован 22 апреля 2006 на премьере картины «Новый мир» с Колином Фаррелом в главной роли. Ароматами сопровождались семь ключевых сцен фильма. Зрители остались довольны.

Такие генераторы запаха установлены в японских кинотеатрах.

Ученые одного из американских университетов пошли по совершенно другому пути. Их детище не имеет ни картриджей с химикатами, ни емкостей с ароматическими маслами. Все намного проще: специальный прибор встраивается в телевизор и посылает в мозг зрителя безвредные ультразвуковые волны. Эти сигналы вызывают у человека воспоминания, связанные с происходящим на экране, и дают возможность «понюхать» любые телевизионные программы, будь то художественный фильм или кулинарное шоу. Описание довольно туманное и отдает «уткой», но мы заинтригованы. Поступит ли чудо-устройство на прилавки магазинов — пока неясно.

Через мгновенье изобретенный в Калифорнии прибор пошлет зрителю в мозг ультразвуковой сигнал и — тут же! — запахнет жареным.

Новый телемир

Claro Holoscreen — развлечение для немногих.

Без генераторов запахов индустрия развлечений не обойдется — факт. Но ароматы, не подкрепленные красивой картинкой, едва ли произведут впечатление на искушенного киномана. За последние пару лет телевизоры «научились» работать от батареек, без проводов обмениваться с компьютером информацией и показывать фотоснимки прямо с цифровой камеры. Огромные плоские дисплеи, видео высокого разрешения и технология Ambilight (о ней читайте во врезке) готовы увести нас далеко в безумный мир домашних развлечений. Попробуем сориентироваться на местности...

Благодаря стараниям компании Claro TV уже сегодня в любой дом готово прийти потрясающее «прозрачное» телевидение. Псевдоголографический телевизор Claro Holoscreen как по волшебству создает метровое изображение на полупрозрачном стеклянном экране толщиной чуть больше сантиметра. Жаль, но позволить себе «голубой экран» нового поколения могут только богатеи: Holoscreen стоит почти 500 тысяч рублей. К тому же эта штука занимает очень много места — проектор, посылающий картинку, устанавливается на расстоянии не менее полутора метров за дисплеем.

Собственный взгляд на телевидение будущего есть и у Sharp. Специалисты японской компании сейчас занимаются созданием двустороннего «ящика». Новая технология позволит получить два независимых полноэкранных изображения на одном телевизоре. Таким образом, два зрителя смогут без лишних споров смотреть разные телеканалы, сидя в наушниках на разных концах дивана. Двусторонние дисплеи для компьютеров продаются уже сегодня, а вот с телевизорами придется чуть-чуть подождать.

3D-картинка без проблем

Все уважающие себя производители домашней техники стремятся как можно скорее создать дисплеи для трехмерного телевидения и объемных фильмов, а Джордж Лукас, Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг в один голос их подбадривают — готовьтесь к 3D-буму в кинематографе.

3D-телевизор Philips похож на большой аквариум.

Philips обещает поставить на конвейер свой первый 3D-«ящик» в следующем году. Прототип уже готов. Как работает аппарат? Кубический телевизор с «прозрачными» дисплеями на каждой из граней захватывает видеопоток и передает его через стереоскопическую систему 3D-представления в реальном времени. Специальные датчики определяют положение глаз пользователя и при изменении угла зрения «заставляют» телевизор перестраивать изображение таким образом, чтобы на всех видимых экранах получилась картинка без разрывов. В итоге у телезрителя создается впечатление, будто он смотрит на большой прямоугольный аквариум с объемным изображением внутри.

Одной из самых реалистичных сегодня считается объемная картинка, полученная при помощи «проекторов виртуальной реальности». Помните, как во втором фильме трилогии «Назад в будущее» из плазменной панели на главного героя выпрыгнула акула? Так вот, здесь все намного серьезнее — расположенные на полу проекторы наполняют комнату трехмерными образами высокого разрешения, видимыми под любым углом.

В конце 2005 года Toshiba первой нашла способ отображения трехмерных объектов на экране плоских панелей. Инженеры японской компании с помощью особых микролинз контролируют световое излучение и расширяют углы обзора путем использования 10 и более изображений одного и того же предмета. Объекты при этом правдоподобно бликуют, и картинка кажется объемной при взгляде с расстояния от 30 см.

Для наглядного подтверждения своего изобретения Toshiba продемонстрировала плоский монитор с трехмерным изображением бутылок и жестяных банок, которые «выступали» из плоскости экрана на несколько сантиметров. Массовый выпуск плоских 3D-телевизоров с поддержкой новой технологии намечен на 2010 год.

Трехмерное изображение на плоском экране дисплея Toshiba. Впечатляет, не правда ли?

По оптимистичным прогнозам, трехмерное телевидение придет уже в следующем году. А вместе с ним — 3D-фильмы, 3D-игры... Будем ждать.

Полное погружение

Технология amBX: ваша комната никогда не будет прежней.

Многообещающей выглядит технология amBX, представленная в конце прошлого года компанией Philips. Philips amBX — развитие популярной сегодня технологии Ambilight, которое включает в себя систему специальных светильников, вентиляторов, обогревателей и предметов мебели. Каждая из составляющих системы подключается к компьютеру или игровой консоли по беспроводному интерфейсу и принимает непосредственное участие в игровом процессе. Герой игры прыгает в воду — светильники загораются голубым; попадает в шторм — свет гаснет, включаются вентиляторы, и в комнате становится заметно прохладнее; нарывается на вражеский огонь — освещение краснеет, обогреватели резко поднимают температуру воздуха. Если добавить к этому 3D-телевизор и генераторы запахов, эффект присутствия в компьютерной игре или кинофильме будет просто потрясающим.

Техника с поддержкой amBX появится на прилавках магазинов в обозримом будущем. Сферой применения этой разработки станут не только игры и киноиндустрия — технологию можно будет с успехом использовать во всех областях, связанных с развлечениями. Но, разумеется, произойдет это не завтра: пока повсеместному внедрению amBX мешают дороговизна и скепсис пользователей.

Что такое Ambilight?

Технология Philips Ambilight позволяет настраивать фоновое освещение поверхности за лицевой панелью телевизора в соответствии с цветовой гаммой изображения на экране. Отрегулировать подсветку можно с пульта дистанционного управления, зафиксировав освещение на красном, зеленом, голубом, белом или любом производном от них цвете.

Ученые установили, что подобная технология снижает усталость глаз. Зрительный дискомфорт сводится к минимуму за счет того, что разница в яркости между телевизионной картинкой и фоновым освещением совсем невелика.

Ambilight: стена за телевизором освещается «по науке».

* * *

Ведущие производители компьютерной техники и периферийных устройств вплотную подошли к созданию 3D-телевизоров и сравнительно недорогих генераторов запаха. Вместе с тем, ни один из телевизоров или аромогенераторов, созданных к настоящему моменту, не получил мало-мальски широкого применения и не запущен в массовое производство. Впрочем, ученые продолжают денно и нощно работать над новыми устройствами, а значит, эра реальной виртуальности не за горами.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться