Google+
Симбионты МИРЫ. МЕТРО 2033 Творчество Филипа Хосе Фармера Космические пираты
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Несбывшиеся предсказания
Кратко о статье: Если бы некоторые предсказания сбывались, сейчас мы ездили бы на лошадях, вместо телефона пользовались бы услугами посыльных, а на компьютер весом полторы тонны могли бы посмотреть лишь по телевизору — и то лишь до того момента, пока телевидение не прекратит свое существование. О несбывшихся прогнозах, большинство из которых сейчас выглядит как анекдот, читайте в материале Михаила Попова.

На ошибках учатся

Несбывшиеся прогнозы и предсказания

Предсказывать очень трудно. Особенно будущее.

Нильс Бор, лауреат Нобелевской премии

В викторианскую эпоху было модно делать пугающие предсказания например, о том, что количество лошадей в Лондоне увеличивается с такой пугающей скоростью, что вскоре жители столицы будут ходить по колено в свежем навозе. «Лошадиные» прорицатели попросту не были способны просчитать появление автомобилей. Последние, конечно, тоже приносят определенные трудности, но дело даже не в этом. Основная проблема любых научных предсказаний будущее редко оказывается таким, каким мы его хотели бы видеть.

По большому счету, историю мировой науки справедливее было бы назвать чередой проб и ошибок. Сегодня мы расскажем вам об «открытиях наоборот» — тех случаях, применительно к которым фраза «Если бы...» приобретает пессимистично-комичный оттенок.

Наука и религия

Религия и наука имеют мало общего. Одна из немногих объединяющих их черт — страсть к предсказаниям. Религия не отличается богатым ассортиментом пророчеств, однако ей с полным правом принадлежит первое место в номинации «несбывшиеся прогнозы». Наступление конца света — самое популярное, масштабное и ошибочное предсказание из всех, что когда-либо были озвучены человеком. По этим же трем причинам его никогда не воспринимают всерьез — чего нельзя сказать о более скромных и обоснованных научно-технических «пророчествах».

В «2001: Космическая Одиссея» было предсказано появление плоских экранов, однако компьютеры 21 века должны работать на языке FORTRAN.

Знаменитые ученые, философы, музыканты, политики — все пытаются предсказать будущее той отрасли, в которой они специализируются. Некоторые прогнозы облекаются в форму изящных каламбуров. Например, Альберт Эйнштейн в письме к Гарри Трумэну (президенту США, милитаристу, при котором на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, появился НАТО и началась холодная война) выдал одно из своих самых знаменитых и грозных предсказаний: «Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но главным оружием в Четвертой мировой войне будут палки и камни».

Другие прогнозы основываются на интуитивно-логических догадках и формулируются лишь приблизительно, хотя впоследствии полностью подтверждаются практикой. В 330 году до нашей эры Аристотель предположил, что пчелы используют особые движения в воздухе («танец пчел») для координации действий с другими особями. В 1947 году Карл фон Фриш расшифровал этот «язык» (пчелы действительно указывают друг другу направление к источнику пищи), и в 1973 году получил за это Нобелевскую премию.

Почти все научные предсказания оперируют точными цифрами и фактами ближайшего будущего (прогноз погоды) либо указывают на какие-то очень отдаленные события. Однако с точки зрения статистики это напоминает тыканье пальцем в небо — большинство таких догадок оказываются ошибочными из-за их поспешности или интеллектуальной близорукости «предсказателя».

Пальцем в небо

Сценарии конца света, о которых говорилось чуть выше, интересуют не только священников, но и ученых. И те, и другие, впрочем, постоянно ошибаются. В 1974 году авторитетный и уважаемый астроном Джон Гриббин выдвинул идею, согласно которой парад планет, ожидающийся в 1982 году, приведет к губительному землетрясению в Лос-Анджелесе и выбросу гигантского солнечного протуберанца в сторону Земли. К счастью, гравитационные эффекты от парадов планет настолько слабы, что способны вызвать катастрофы лишь в головах у боязливых шизофреников.

Лунная база и космическая станция (павильон Futurama на выставке 1964 года в Нью-Йорке).

Следующий «научный» (вернее говоря, «исторический») конец света ожидается 21 или 23 декабря 2012 года — именно на этих числах заканчиваются календари майя и ацтеков.

«Космические» ошибки — одни из самых распространенных, ведь если сравнивать Вселенную с озером, то сегодня мы не исследуем его глубины, а всего лишь стоим у кромки воды и любуемся на волны. Первопроходцем здесь также была церковь, упорно отстаивавшая теорию геоцентризма. В ватиканском эдикте 1616 года было сказано: «Утверждение о том, что Солнце стоит неподвижно в центре Вселенной, глупо, философски неверно и богохульственно, поскольку противоречит Священному Писанию».

Подводный город (павильон Futurama на выставке 1964 года в Нью-Йорке).

Нынешний президент США — не самый большой интеллектуал, однако его предшественник, Томас Джефферсон (изображенный на редкой двухдолларовой купюре), возглавил хит-парад государственных дураков ответом на сообщение о падении нескольких метеоритов: «Я скорее поверю в то, что эти профессора врут, чем в то, что камни могут падать с неба!».

Другая крайность «космических ошибок» — чрезмерный оптимизм. Здесь можно привести в пример двух Артуров — Кларка, который предсказывал полеты на Юпитер и появление лунных баз в 2001 году, а также Саммерфильда, руководившего почтовой службой США. В 1959 году последний заявил о том, что «мы стоим на пороге ракетной почты».

Современный лайнер, работающий на энергии, передаваемой по радио (слева, 1943 год), и лайнер, использующий паруса (справа, 1971 год).

Военной технике хронически не везло на своевременное признание. Герберт Уэллс в 1901 году писал: «Я должен признаться, что мое воображение отказывается представить себе субмарину, которая годится на что-либо еще, кроме удушения своей команды и самопроизвольного затопления в море».

В 1916 году британский фельдмаршал Дуглас Хейг раскритиковал в пух и прах танки: «Предложение заменить кавалерию железными повозками абсурдно и попахивает государственной изменой». Даже Наполеон не доверял технике, прокомментировав новости о паровой лодке Фултона следующим образом: «Вы собираетесь разжечь костер под палубой корабля и этим заставить его плыть против течений и ветров? Извините, но у меня нет времени на подобную чушь».

Если верить некоторым специалистам, авиация попросту не имеет права на существование. За 18 месяцев до полета братьев Райт самолеты раскритиковал уважаемый ученый Саймон Ньюкомб («Они непрактичны и вряд ли полетят»), а досточтимый лорд Кельвин, глава Британского научного общества, в 1895 году заявил, что летательные аппараты тяжелее воздуха вообще невозможны.

В 1929 году знаменитый технодизайнер Норман Бил Геддес изобразил автомобили будущего и авиалайнер, вмещавший 451 пассажира, 155 членов команды, бассейн, танцплощадку и прочие удобства.

В 1933 году один из инженеров «Боинга-247», вмещавшего 10 пассажиров, сказал: «Более крупный самолет никогда не будет построен» (на фото — модели 247 и 777).

Как ни странно, знаменитый Томас Эдисон высказывался о самолетах весьма скептически, считая необходимым искать другие способы перемещения по воздуху. Кроме того, знаменитый изобретатель на дух не переносил своего конкурента Джорджа Вестингхауса и при любом удобном случае предсказывал, что его «переменный электрический ток» никогда не найдет применения.

Тот же лорд Кельвин в 1897 году «осчастливил» радио, сказав, что у него нет никаких перспектив. Партнеры Дэвида Сарноффа — выходца из Белоруссии и основателя одной из крупнейших мировых радиокорпораций — сомневались в разумности его инвестиций: «Беспроводной музыкальный проигрыватель не сможет приносить прибыль. Кто будет платить за радиосообщение, которое не адресовано никому конкретно?».

Едва окрепнув, радио получило опасного конкурента — телевидение. Естественно, на долю последнего выпало немало мрачных пророчеств. Ведущая образовательных радиопередач Мэри Сомервиль считала, что у телевидения нет будущего, поскольку оно — лишь череда ярких вспышек. А продюсер компании 20 th Century Fox Дэррил Занук всерьез считал: «Телевидение долго не протянет, потому что людям быстро надоест каждый вечер пялиться в деревянный ящик».

В 1878 году компания Western Union (финансы и связь) распространила среди сотрудников меморандум, где говорилось: «Так называемый «телефон» имеет слишком много недостатков и не может рассматриваться в качестве эффективного средства связи. Для нашей фирмы он не представляет никакого интереса». Тогда же главный инженер Британского почтамта сэр Уильям Прис снисходительно заметил, что «в США телефон нужен, а нам — нет, поскольку у нас есть полно рассыльных мальчишек».

Инженер Вильгельм Сименс в 1880 году сказал про лампочку Эдисона следующее: «Столь поразительные «открытия» достойны всяческого осуждения, поскольку они недостойны называться наукой и всячески вредят ее прогрессу». Следует отметить, что вскоре Сименсы одумались и в 1919 году создали дочернюю компанию Osram, ставшую одним из крупнейших мировых производителей ламп накаливания.

Известный научный журнал Popular Mechanics в 1949 году написал следующее: «Вычислительная машина ENIAC весит 30 тонн, а ее начинка состоит из 18000 электронных ламп. Между тем компьютеры будущего должны весить лишь 1,5 тонны и вмещать в себя только 1000 ламп».

Вычислитель ENIAC — один из первых компьютеров в мире.

Часто приводятся высказывания Томаса Уотсона (основателя корпорации IBM): «На мировом рынке существует спрос примерно на пять компьютеров» (1943 год), и Билла Гейтса: «640 килобайт памяти хватит для всех». На самом деле эти люди вряд ли произносили подобное. Гейтс неоднократно отрекался от этой фразы, а достоверность цитаты Уотсона ничем не подтверждена. Зато достоверно известно, что следующий директор IBM, услышав в 1968 году о микропроцессоре, недоуменно спросил: «А зачем он нужен?».

Автомобили будущего — взгляд из середины прошлого века (слева направо, сверху вниз): прототип от Bertone, Ferrari Modulo, Cadillac Cyclone (оснащен радаром), двухколесный Ford Gyron, а также потребительские модели Runabout GM и Firebird IV GM.

Трехколесный автобус Dymaxion (1933). Сделан из дерева и алюминия, перевозит 11 пассажиров, разгоняется до 200 км/ч, потребляет 8 литров бензина на 100 км, оснащен кондиционером и зеркалом заднего вида (перископом на крыше).

Автомобили? Вы шутите? В конце 19 века авторитетный журнал Literary Digest выразил очень взвешенное, но, увы, недальновидное мнение: «Пока что «безлошадные повозки» считаются предметом роскоши. Цена на них будет, безусловно, падать, однако даже в самом отдаленном будущем они не станут столь же распространенными, как, например, велосипеды».

Когда в 1909 году юрист Генри Форда решил стать совладельцем автомобильной компании своего знаменитого клиента, президент Мичиганского сберегательного банка отговаривал его: «Не делайте этого. Лошади будут всегда, а автомобили — всего лишь новинка, временная причуда».

Ford Levacar — летающий реактивный автомобиль, и грузовик Ford Nucleon на атомном двигателе. Концепт-дизайн 1960 года.

А что насчет железных дорог? В 1864 году кайзер Вильгельм I придумал очень удачный, как ему тогда казалось, аргумент против паровозов: «Никто не станет платить деньги, чтобы добраться из Берлина в Потсдам за один час, потому что он может сделать то же самое на лошади за один день — притом совершенно бесплатно».

Железнодорожные путешествия на высокой скорости невозможны, поскольку пассажиры не смогут дышать разреженным воздухом и умрут от удушья.

Дионис Ларде, доктор естественных наук Университетского колледжа Лондона

Монорельс как транспорт будущего: Railplane (1920-е), Gyronaut (1963), два концепт-дизайна фирмы AFM, «персональное такси» (1966), Carveyor (1966).

Атомная энергия первоначально вызывала скепсис, а потом — ненормальный энтузиазм. Эрнест Резерфорд (1871—1937), впервые осуществив деление атомного ядра, сказал: «Получение энергии подобным образом — затея бесперспективная. Любой, кто планирует делать это, строит несбыточные фантазии». В 1932 году великий Эйнштейн высказался в том же духе: «Нет ни одного малейшего признака того, что контролируемый распад атомного ядра будет когда-либо доступен».

Атомная электростанция. 1939 год, журнал Amazing Stories.

Атомные самолеты — дизайн разных стран.

Концепция летающего аэропорта и два экспериментальных атомных самолета — Convair и Ту-119.

Уинстон Черчилль в 1939 году дал оценку военному потенциалу атомной реакции: «Эта энергия может быть сравнима по эффективности с обычной взрывчаткой, но она вряд ли произведет более серьезные разрушения». В 1945 году пятизвездочный адмирал Уильям Лихи уверял президента Трумэна: «Это будет самая глупая вещь, которую мы когда-либо делали. Атомная бомба никогда не взорвется. Это я вам говорю как эксперт-взрывотехник».

EPCOT (Экспериментальный прототип сообщества будущего) Уолта Диснея 1960-х годов.

В 1955 году критика сменилась эйфорией. Роберт Ферри, руководивший Американским институтом производителей бойлеров и радиаторов, заявлял: «Соединить атомный реактор и бытовой нагреватель вполне реально — это лишь вопрос дизайна, материалов и защиты. Данная система способна нагревать и охлаждать дом, обеспечивать его горячей водой, а также растапливать снег на тротуарах — причем все это будет происходить 6 лет подряд на одном единственном изотопном заряде стоимостью не более 300 долларов».

Так представлял себе архитектуру будущего дизайнер Артур Радебах (1950-е годы).

Нью-Йорк 2000 года по версии года 1964.

Даже такая наука, как социология, не избежала апокалиптических пророчеств. Эколог и эволюционист Пауль Рафль Эрлих в 1968 году предсказал, что к 1970 году в мире начнется голод. Ежегодно будет умирать около 200 миллионов человек, а рождаемость снизится из-за злоупотребления пестицидами в сельском хозяйстве.

Это интересно
  • Ракетная почта, предсказанная Артуром Саммерфильдом, исчезла, едва успев появиться. Первая попытка была предпринята в Великобритании (1934 год), однако ракета, начиненная 1200 конвертами, взорвалась, не долетев до «адресата». В 1959 году американцы успешно запустили с подводной лодки USS Barbaro крылатую ракету, начиненную почтой (поздравительные открытки членам правительства США). Она перелетела из Флориды в Вирджинию вдоль западного побережья страны за 22 минуты. Почтовые марки (две по четыре цента) были погашены печатью USS Barbaro.
  • Быстродействие первой модели ENIAC составляло 5000 операций по сложению или вычитанию (385 операций умножения и 3 извлечения квадратного корня) в секунду. Электронные лампы постоянно перегорали, поэтому наибольший зарегистрированный период безостановочной работы этого «компьютера» составил лишь 116 часов.

Один из конвертов, переданных ракетной почтой в 1959, и ракета Regulus, послужившая «почтальоном».

* * *

Ошибочные предсказания бывают грустные и комичные, причем между этими двумя характеристиками иногда бывает очень трудно провести четкую грань. «Мы вас похороним!» — обещал Никита Хрущев лидерам западных государств на заседании Генеральной ассамблеи ООН в 1958 году, а журнал Newsweek в обзоре популярных туристических направлений 1960-х годов предлагал американцам «Отдохнуть на пляжах Вьетнама».

Известная поговорка гласит: «На ошибках учатся» (правда, некоторые добавляют, что на своих ошибках учатся только дураки, а умные — на чужих). Изо всего вышеприведенного нам необходимо извлечь один главный вывод — научные прогнозы иногда смахивают на фантастику, да и фантастика нередко угадывает будущее, однако и в том, и в другом случае имеется своя вероятность ошибок. Здесь лучше всего избегать крайностей — не питать беспочвенных надежд, но и не подвергать все новое сомнению, глядя в будущее с осторожным оптимизмом.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться