Google+
МИРЫ. WARHAMMER FANTASY Бестиарий. Йети Нанороботы Фантастические воры
Версия для печатиФантастический театр
Кратко о статье: Совместимы ли такие понятия, как театр и фантастика? Какие фантастические спектакли можно увидеть на помостах Бродвея и в театрах Москвы? Обо всем этом — на страницах нашего журнала.

Автостопом по театрам

Фантастика на сцене

После революции в усадьбе организовали клуб. Выступала «Синяя Блуза», городские агитаторы читали Демьяна Бедного. Пан Матюшкевич смотрел из ложи, черкал пером в «Книге промахов»; косматый трагик кусал синюю губу. Изредка барин аплодировал. На галерке тихо молился Гнат Опришок в иноческой рясе с капюшоном. Комиссары злились, но постановили монаха не трогать: после расстрела он опять неизменно возвращался смотреть представление. Рядом с покаявшимся разбойником, прямая и строгая, сидела Софья Кубенко, старуха с золотым взглядом «луноходицы». Умерла? Ну и что? Искусство, оно бессмертно, особенно здесь.

Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко, «Пентакль»

Среди всех современных искусств театр одно из самых академических и традиционных. Да, постановщики часто идут на смелые сценические эксперименты, однако за театром сохраняется репутация развлечения «не для всех». Да и применимо ли само слово «развлечение» к драматургии? И разве не заказан путь на сцену настолько массовому явлению, как фантастика? Вовсе нет: из нашего путеводителя вы узнаете о таких уголках театрального искусства, где фантастика и фэнтези прописались всерьез и надолго.

Слово «театр» приблизительно одинаково звучит на большинстве европейских языков и происходит от греческого theatron (место для зрелищ, зрелище). Согласно словарным определениям, специфическое выразительное средство театрального искусства — сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра лежат в глубокой древности: его прообразами стали охотничьи и сельскохозяйственные игрища, массовые народные обряды. Богатые и разнообразные формы зрелищ существовали в Древней Греции, в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии. В этой статье мы поговорим о европейском театре, совершим краткий экскурс в его историю и подробно рассмотрим его отношения с фантастикой.

Взгляд в прошлое

Частым гостем в театре масок был Арлекин.

Первый европейский профессиональный театр появился только в эпоху Возрождения. До этого носителями народного театрального творчества были бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи. Люди Средневековья относились к артистам со смешанным чувством восхищения и недоверия. «Лицедейство» — творческий отказ от собственного лица и замена его вымышленной ролью — считалось христианской церковью предосудительным занятием. Церковь советовала верующим держаться подальше от артистов и музыкантов. Например, священникам запрещалось разделять с ними трапезу, а простым христианам лучше было смотреть только те театральные представления, которые изображали события из жизни Иисуса Христа, богоматери или апостолов. Вместе с тем толпа всегда радостно приветствовала лицедеев, благо особых развлечений у средневековых жителей не было.

Особенной славой пользовались трубадуры (от старофранцузского «троб» — искусный прием, особое изящество) — поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. Поэзия трубадуров оказала исключительное влияние на формирование рыцарской культуры, получившей широкое отражение в современном фэнтези. Были популярны и певцы попроще, исполнявшие на городских площадях жесты — стихотворные повести о героях минувших времен. Подчас их выступления сопровождались цирковыми номерами: жонглированием, фокусами, показом дрессированных животных. Таких артистов именовали жонглерами. Невозможно не упомянуть про шутов, или буффонов, как их называли в Италии. В отличие от современных клоунов, они не веселили толпу, а старались поступить на службу к знатным сеньорам или даже королям. Остроты шутов порой вызывали вражду и даже кровопролитие. Известен случай, когда насмешки буффона над молодым правителем итальянского города Феррара, мать которого была простой прачкой, заставили того казнить несчастную женщину.

В эпоху Возрождения театр сменил бродячую жизнь на городскую прописку. Первой ласточкой стала итальянская народная комедия масок дель арте, а затем профессиональный театр распространился по всей Европе. Он становился все более литературным, появились первые известные драматурги — Кальдерон, Лопе де Вега, Шекспир. Приблизительно в таком виде театр и дожил до наших дней.

Фантастика на подмостках

Многие спектакли античности были своеобразными «экранизациями» мифов — чем не фантастика на современный взгляд? Например, в основе древнегреческих Элевсинских мистерий лежало предание о богине плодородия и земледелия Деметре. Участники таких действ разыгрывали легендарные эпизоды, исполняя «фэнтезийные» роли.

Устроители представлений не скупились на расходы

Во второй половине 15 века в средневековом театре выделились мистерии — самостоятельный жанр, в котором совмещались и боролись религиозность и житейский реализм. В 1547 году жители бургундского города Валансьена стали свидетелями масштабной «Мистерии страстей». Театральное действо разворачивалось в громадном зале, где нашлось место для декораций рая, ада, Иерусалима, храма, дворца императора, дома епископа, золотых ворот, чистилища и моря с кораблем. Особенно поражал воображение ад с огнедышащим драконом и орудиями пыток, причем из пасти чудовища вырывались огонь и дым, неизменно приводившие зрителей в восторг.

Эпоха Возрождения подарила зрителям «праздники на воде» — феерические, чаще всего сказочные зрелища-пантомимы, пользовавшиеся особой популярностью у знати. «Праздники на воде» ставились во многих городах и странах Западной Европы, и даже в России. 19 век ознаменовался появлением спектаклей под открытым небом, а 20 столетие — массовых представлений и театральных фестивалей.

Традиционных же спектаклей — сказочных, фантастических и фэнтезийных — ставилось и будет ставиться великое множество. «Снегурочка» Островского, «Собачье сердце» и «Роковые яйца» по книгам Булгакова, «Франкенштейн» по повести Мэри Шелли, театральные адаптации «Марсианских хроник» и «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери...

Более чем популярны сценические воплощения романов Терри Пратчетта из цикла «Плоский мир». Эти спектакли, впервые увидевшие свет в британском Аббингтоне, стали так популярны, что ставились на каждом континенте мира, включая Антарктику.

Фантастика присутствует и в сатирической комедии Владимира Маяковского «Клоп», главного героя которой воскрешают через 50 лет после смерти во всемирном социалистическом государстве. Классикой советского театра стали сказочные пьесы Евгения Шварца и Григория Горина. Сквозь призму фантастики и вечных сюжетов эти драматурги обращались к философским и моральным вопросам, не утратившим своей актуальности и в наши дни. Лучшие пьесы Шварца и Горина были экранизированы и стали известны не только по всей нашей стране, но и за рубежом. Интересно, что Горин, работавший через сорок лет после Шварца, часто использовал сюжеты последнего, переосмысливая их по-современному. С советских времен и до наших дней отечественные театры радуют маленьких зрителей и их родителей спектаклями по сказочным повестям Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», Павла Бажова «Хозяйка Медной горы».

Хью Джекман прославился на Бродвее.

Многие актеры, известные ролями в фантастических фильмах, начинали и продолжают свою карьеру в театре. Например, Хью Джекман, известный нам по роли Логана из «Людей Икс», поет в бродвейском мюзикле «Мальчик из страны Оз». А Йен Маккеллен, сыгравший Гэндальфа в трилогии «Властелин Колец», оживил на сцене чуть ли не всех персонажей Шекспира и даже был удостоен в 2000 году премии К. С. Станиславского, которая ежегодно присуждается деятелям театра за выдающиеся заслуги в развитии сценического искусства.

Театральный путеводитель

Итак, фантастика и сценическое искусство — понятия очень даже совместимые, и при должной сноровке в репертуаре любого театра можно найти пьесы с более или менее заметными фантастическими элементами. Посмотрим теперь, какие же фантастические спектакли пользуются популярностью в России и по всему миру.

Подарок от братьев Стругацких

Прекрасным началом путешествия по театральным подмосткам мира станет посещение московского Театра на Малой Бронной. Здесь вниманию поклонников фантастики предлагается комедия в двух действиях по пьесе знаменитых Аркадия и Бориса Стругацких «Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах». «Стоп! — скажет рядовой поклонник вышеозначенных авторов, хлопнув себя по лбу после длительного припоминания. — Как так случилось, что я не читал этой вещи?!». Ответ прост: «Жиды города Питера» — не театральная адаптация рассказа или повести, а единственное произведение Стругацких, созданное специально для театральной сцены.

Лев Дуров в образе одного из «жидов».

Завязка сюжета коротка и загадочна. В обычную петербургскую семью приходит странная повестка, обращенная к «жидам» города Питера — в 24 часа собрать вещи и явиться в указанное место. Подобные письма получают и соседи. Выясняется, что повестки рассылает некая организация, взявшая на себя миссию «очистить» общество от богатеев, взяточников, распутников. Как и в большинстве поздних произведений Стругацких, «Жиды города Питера» — прежде всего произведение о людях, жизни и судьбе, и фантастический элемент служит здесь только для раскрытия социальных коллизий.

Фрагмент спектакля «Жиды города Питера».

Чтобы погрузиться в перипетии пьесы, не обязательно идти в театр, — ее текст не раз издавался в собраниях сочинений братьев Стругацких. Однако только в зрительном зале можно насладиться замечательным актерским составом, радующим взгляд искушенного театрала, — заслуженные артисты России Лев Дуров, Иван Шабалтас, Виктор Лакирев и другие звезды Театра на Малой Бронной.

Пугающая мистерия

Пробежав глазами список спектаклей, идущих на подмостках британской столицы, истинный поклонник Стивена Кинга и историй о привидениях обратит внимание на адаптацию книги Сьюзан Хилл «Женщина в черном». Перенесенный на сцену Стивеном Маллатратом роман о юном стряпчем, мрачном доме и загадочной даме будет держать в напряжении и неведении до самого конца этой мистической истории.

Афиши спектакля так же мрачны, как и он сам.

Кинговская атмосфера пропитывает «Женщину в черном» от первого акта до последнего.

Осторожный автостопщик, не поверив обещаниям мистера Маллатрата, решит вначале ознакомиться с кратким содержанием постановки. В ветхом доме где-то на западном побережье Англии умирает одинокая дама Эллис Драблоу. Молодой стряпчий Артур Киппс приезжает из Лондона на ее похороны, чтобы разобрать бумаги покойной. Киппс и понятия не имеет о том, какие ужасные тайны хранятся за покосившимися окнами старого дома. Но встретив вначале на похоронах, а затем на кладбище молодую женщину, одетую в черное, он начинает беспокоиться. Кто она? Артур задает вопросы, но местные жители отказываются говорить о женщине в черном. И Киппсу остается одно — искать с ней встречи снова и снова, чтобы разгадать страшную загадку...

Поющие ведьмы

Самое время отправиться в Нью-Йорк и посмотреть, что фэнтезийного идет на Бродвее. Театральное сердце американского мегаполиса предлагает зрителю мюзикл по книге Грегори Макгвайра «Злая» (Wicked). Музыку для этого театрального приквела к сказке Л. Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз» написал талантливый композитор Стивен Шварц, известный по целому ряду оперетт и некоторым диснеевским мультфильмам.

Добро и зло на афише Wicked.

Wicked рассказывает о жизни той самой Злой Ведьмы, с которой боролась Дороти в книге Баума. Откуда появилась эта волшебница? Почему она стала такой злой? Посмотрев мюзикл, зритель получит не только ответы на эти вопросы, но и узнает о школьных годах Элфабы (так окрестил эту ведьму Макгвайр), о ее дружбе с доброй волшебницей Глиндой, о несчастной любви и о том, как это тяжело — иметь зеленую от рождения кожу. Интересно, что школа Элфабы во многом напоминает небезызвестный Хогвартс, а моральное падение ведьмы чем-то похоже на падение Энакина Скайуокера в «Мести ситхов».

Главные герои мюзикла.

Элфаба может напугать.

Идина Менцел «зеленеет» на глазах.

Wicked стал одним из самых кассовых проектов Бродвея, а исполнительница роли Элфабы Идина Менцел в 2004 году получила престижную премию «Тони» как лучшая актриса мюзикла. Среди поклонников немалым тиражом разошлись саундтрек спектакля и книга о закулисной жизни его создателей. А «отец» Элфабы Грегори Макгвайр на волне успеха мюзикла написал продолжение Wicked — книгу «Сын ведьмы».

Странная история...

Не менее знаменит мюзикл «Джекил и Хайд» (Jekyll & Hyde), поставленный по роману Роберта Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Сценическое воплощение знаменитой книги следует сюжету оригинала в минимальной степени (сохранено, пожалуй, только раздвоение личности Джекила на светлую и темную половины), однако новое осмысление известной истории становится более живым и разноплановым. Кроме того, замечательно передана пугающая атмосфера первоисточника: например, больничные декорации вызывают в памяти интерьеры из видеоигры Silent Hill.

С прошлого года «Джекил и Хайд» идет в московском Театре имени Моссовета. Отечественная постановка получилась довольно спорной, но для ознакомления со странной историей доктора Джекила и мистера Хайда подойдет. А через год-другой мюзикл вырвется на большие экраны: не так давно приобретены права на его кинематографическую экранизацию.

Авторы добавили в сюжет любовный треугольник.

Конец истории доктора Джекила трагичен.

Танцующий Щелкунчик

Мы размышляли над загадками братьев Стругацких, дрожали во время просмотра «Женщины в черном», насладились вокальными партиями на просторах Нью-Йорка или Москвы — что же еще остается? Ответ прост — балет. Именно этот вид сценического искусства остался пока не затронут нами. А помочь в заполнении пробела может петербургский Мариинский театр, где в прошлом году состоялась премьера балета «Волшебный орех».

Красочные костюмы и великолепная хореография порадуют взгляд даже искушенного зрителя.

«Волшебный орех» — младший брат знаменитого «Щелкунчика» (оба балета в репертуаре «Мариинки» поставлены Михаилом Шемякиным). В новой адаптации сказки Гофмана героям предстоит посетить и подводную страну с ведьмами, демонами и чудовищами, и заоблачный край веселья, и королевские покои, и крысиное царство, — все это под сопровождение волшебной и незабываемой музыки Сергея Слонимского.

* * *

Многие отечественные фантасты так или иначе относятся к театру. Например, Олег Ладыженский — в прошлом режиссер, в спектаклях которого не раз первые роли исполнял Дмитрий Громов. Результат этого творческого дуэта, более известного под именем Генри Лайон Олди, — фантастическая пьеса «Вторые руки», неоднократно поставленная на сцене поклонниками писателей. Актрисой была и Марина Дяченко — недавняя книга супругов Дяченко «Эмма и сфинкс» состоит из фантастических историй для любителей сценического искусства.

Миры театра и фантастики неизменно соприкасались и будут соприкасаться. Главное — не забывать про театральное искусство, а постараться к нему присоединиться.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться