Google+
МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» экранизации булгакова МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» КАЙДЗЮ
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№38, октябрь 2006). Борис Невский. Детская болезнь и...
Кратко о статье: Постоянный автор «МФ» Борис Невский в авторской колонке пытается разобраться, почему зарубежные хиты редко находят признание у отечественного читателя.

Детская болезнь или окончательный диагноз?

В очередной раз налюбовавшись книжными прилавками, заваленными «шедеврами» отечественного производителя, взгрустнулось — и почему это любители фэнтези с таким пылом читают откровенную хряпу? Ведь появляется в наших палестинах приличное число достойных и неглупых книг, большей частью переводных, хотя случается, и доморощенных. Но, увы, тиражик у них хлипковатый, три-пять, много семь тысяч экземпляров (см. сноску), да и он расходится со скрипом. Итог — издательства полегоньку сворачивают выпуск переводной фантастики (а умной — в первую очередь).

На этом фоне 10 тысяч «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» Сюзанны Кларк выглядят безоглядным оптимизмом «АСТ».

Борис Невский. Создатель сайта excalibur1.narod.ru, постоянный автор «МФ»

Издателей понять можно. Почти верный способ для них остаться с носом — попытаться познакомить публику с раскрученной современной западной «звездой». Из тех, кто обласкан критикой, осыпан премиями и востребован «их» читателем. У нас этих баловней в лучшем случае оценят и вознесут на кучке сетевых форумов, где тусуются особо «продвинутые» фэны. А в худшем — книги их пройдут абсолютно незамеченными, и через пару лет, уцененные до неприличия, будут пылиться на дальних полках магазинов рядом с безнадежным неликвидом. Но почему? Неужто наши фэны в массе своей тупее англичан и американцев? Там ведь тоже взахлеб раскупают «Темного эльфа» и Dragonlance, но при этом Кей, Гейман, Ффорде, Мьевилль могут потягаться тиражами с Сальваторе и сладкой парочкой Уэйс-Хикмэн. А Сюзанна Кларк и Пратчетт укладывают разную «конину» на обе лопатки, причем одной левой.

Но, увы, западные игровые новеллизации и самопальные штамповки «рыцари-драконы-некроманты» торжествуют у нас безраздельно, изредка перемежаясь городским триллером типа «Дозоров» и «Тайного города». А все мало-мальски нестандартное отметается публикой почти с ходу.

Хочу поделиться одним предположением. Возможно, популярность легковесного, инфантильного фэнтезийного чтива во многом связано у нас с возрастом львиного количества его почитателей.

Доказанный факт — люди меняются с годами. Иногда — резко, чаще — чуточку, но меняются. Если они не идиоты, конечно. По мере накопления жизненного опыта понемногу меняются взгляды, мнения, предпочтения, в том числе книжные. Когда в 15-20 лет человек запоем читает Сальваторе — это нормально. Но ежели в 35 его от «Темного эльфа» за уши не оттащишь — у данного индивидуума явно не в порядке с мозгами и душой.

А теперь прикинем. Первое массовое издание «Властелина Колец» пришлось на Америку середины 1960-х. А коммерческий всплеск интереса к фэнтези последовал спустя десяток лет, после шумного успеха «Меча Шаннары» Терри Брукса. Простой арифметический подсчет показывает, что среди нынешних англо-американских поклонников фэнтези солидный процент людей в возрасте 30-60 лет. Тех, кто увлекшись Толкином и иже с ним еще подростком, навсегда заболел фэнтези и продолжает читать его до сих пор.

Таких матерых фэнов «Забытыми королевствами» не приманишь. Им что-нибудь посложнее подавай — книги, чьи герои решают более серьезные задачи, нежели вырубить под корень очередное полчище орков.

А теперь глянем на отечественных поклонников «меча и колдовства». В советские времена фэнтези у нас не водилось вообще. Толкина и Говарда начали издавать лишь на рубеже девяностых. То есть тем, кто познакомился с жанром тогда, в возрасте 13-15 лет, сейчас около тридцати. Они-то и читают ныне Геймана да Кларк. Остальные — мал мала меньше. А чем моложе человек, тем менее у него желания заморачиваться сложными вопросами. Он пока просто живет на всю катушку — рефлексами да инстинктами. И книги читает соответствующие.

Правда, есть еще любители НФ со стажем, выросшие на Ефремове и Стругацких, но в их среде по отношению к фэнтези господствует стойкое предубеждение. Дескать, несерьезная литература, никуда не зовет, не ведет, ничему не учит — голый эскапизм.

Так что же? Осталось чуток подождать, лет 10-15, и все разрешится само собой? Народ массово не «милорда глупого с базара понесет», а сплошняком Геймана и Мьевилля потащит? Ой ли?

К сожалению, коммерческое чтиво сродни наркотику, вызывающему стойкое привыкание. И учитывая явный кризис перепроизводства, который уже хищно оскалился на слегка зажиревшего российского книгоиздателя, вполне возможно, что умного и качественного фэнтези заодно с НФ лет через 10 у нас вообще не будет. А зачем?

Мне довелось выслушивать сетования людей, ведающих выпуском зарубежной фантастики в крупных издательствах. Дескать, покупаешь права, копошишься с переводами, корпишь над редактурой и оформлением... А что на выходе? Пятитысячный тираж, который в лучшем случае окупит расходы и принесет копеечную прибыль? Гораздо проще без особых затей тиснуть 50-100 тысяч очередного, скажем, Пехова или Белянина, которые уйдут со свистом! Эти ведь еще из лучших... Но даже стартовый тираж абсолютно графоманского бреда новичка Васи Пупкина идет на уровне 7-10 тысяч! И ничего, пипл хавает, не давится! Наше счастье, что люди, издающие фантастику, в массе своей ее искренне любят. Благодаря этой любви на прилавках еще есть достойные книги.

Итак, читатели «Мира фантастики», чуть ли не с молоком матери впитавшие в себя «Темного эльфа» и «Дозоры» как абсолютный шедевр, наконец повзрослели... И поумнели? И пожелалось чего-нибудь необычного, странного, настоящего? Хотелось бы в это верить... Если, конечно, будет чего желать.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Мечтатель
№ 1
16.01.2010, 08:49
Не стоит все сваливать на читателя. Есть еще одна проблема мешающая покупать более умные произведения - их цена. Те же классики, скажем Бредрери или Гейман - цены на их книги слишком "кусаются".
Bad 13
№ 2
16.01.2010, 09:11
Следует, также учесть, что не только дело в книгах и читателе! Но и в тиражах, на фоне третьесортной и литературы все остальное как-то теряется! Да и найти хорошую книгу порой весьма проблематично!
Snake_Fightin
№ 3
16.01.2010, 09:33
Никто не мешает Невскому скупать на корню весь тираж Геймана и так далее и делать потом с ним всё что вздумается, библиотекам там жертвовать и прочая. И друзей-знакомых к этому делу привлекать. 5-10 скупленных на корню книг - и тиражи начнут начинать расти.

Опять же, у товарища у самого рыльце в пушку. Обратимся к фото. Сорочка, джемпер безрукавка, прическа "полька". Доколе товарищ собирается носить с базара "милорда глупого"? Где достижения мастеров нитки и иголки, где элементы коллекций прет-а-парте, где пошитое на заказ у хорошего портного платье? Где авангардная работа парикмахера на голове? Такой хокей - нам не нужен.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться