Google+
МИРЫ. DRAGONLANCE КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР Классики кино. Хаяо Миядзаки
Версия для печатиПрофессии: Рыцари в фэнтези
Кратко о статье: Они носят доспехи пудовой тяжести, совершают невероятные подвиги, участвуют в турнирах во имя прекрасных дам, и любая современная девушка нет-нет да и вздохнет о времени, когда они встречались на каждом шагу. Рыцари — герои нашей сегодняшней тематической статьи.

Благородные воители

Рыцари в истории и фэнтези

Когда уходят герои, на арену выходят клоуны.

Генрих Гейне

Время от времени мужчины по всему миру надевают латы и берут в руки мечи, чтобы сразиться во имя Прекрасной Дамы за Честь и Славу. Трубят рога, развеваются штандарты, ветер теребит пышные плюмажи на шлемах, над ристалищем разносится грохот и лязг... Рыцарские клубы существуют во многих странах. Десятки тысяч людей воображают себя отважными Баярдами и Айвенго. Или Ланселотами и Спархоками ибо рыцари давно стали излюбленными персонажами фантастики и фэнтези.

Рыцарская сказка

Безупречный рыцарь — явление исключительное.

Откуда же у наших современников такая «рыцарская грусть»? Нас привлекает романтика любимых с детства книг, герои которых, не щадя живота своего, сражались и умирали во имя дружбы, преданности или за честь прекрасной дамы. Современные «рыцари» искренне верят: средние века отличались от наших меркантильных времен тем, что честь, благородство, вера были тогда не пустым звуком.

Увы, в действительности рыцари более всего напоминали сегодняшних братков: наглые, жестокие, алчные, малограмотные, спесивые, зачастую подлые убийцы, насильники и грабители. Какой контраст с набожными, благочестивыми, верными вассалами и великодушными, благородными, снисходительными сеньорами, чей облик известен нам со слов труверов и романистов.

Лишь несколько примеров. В 1153 году при штурме Аскалона «бессребреники»-тамплиеры, первыми ворвавшись в город, обратили оружие против других крестоносцев, чтобы их товарищи могли пограбить всласть, из-за чего сарацины сплотились и отразили штурм. В 1170 году четверо «набожных» рыцарей зверски зарубили архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета прямо на ступенях церковного алтаря. В 1327 году двое «верных» рыцарей-вассалов убили своего сюзерена, короля Эдуарда, введя раскаленный железный прут в августейшее седалище. В 1369 году Черный Принц, которого хронисты называли «благороднейшим и достойнейшим рыцарем христианского мира», захватив город Лимож, приказал перебить более 6 тысяч человек, львиную долю которых составляли женщины и дети. Остатки рыцарской чести были окончательно втоптаны в грязь в Англии во время крупнейшей феодальной гражданской войны Алой и Белой Розы, участники которой за 30 лет резни совершили все мыслимые и немыслемые преступления, предательства и бесчинства.

Однако жестокая реальность ничуть не умаляет увлеченность наших современников. Гораздо лучше рубиться на театрализованном турнире, чем тупо глушить водяру в подворотне. Просто не надо одни мифы подменять другими: благородство и доблесть — вечные понятия, они встречались в Средневековье, есть они и сейчас...

«Ху из кто», мистер рыцарь?

Рыцарь — один из традиционных фэнтезийных героев. Это тяжело вооруженный воин, как правило, конный.

Слово «рыцарь» означает «военный всадник». Во Франции — chevalier, в Испании — caballiero, в Германии — ritter, в Англии — knight. Языки разные — смысл один. Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в 9—10 веках на основе конных феодальных дружин. Покровителем рыцарства считался архангел Михаил — предводитель ангельского воинства, окружающего Престол Господа.

Главное — чтобы костюмчик сидел! (Dungeons & Dragons).

Формальные признаки рыцаря, по которым он выделяется в толпе — традиционные доспехи и оружие. Хотя исторический рыцарь, особенно в раннем средневековье, вовсе не напоминал неповоротливого железного краба, фэнтезийные рыцари обычно облачены в сплошные пластинчатые доспехи века эдак пятнадцатого — чем больше металла, тем лучше. Сталь повсюду, из-за чего рыцарь напоминает передвижную мини-крепость. Здравый смысл здесь не в чести, особенно в играх. Рыцарь-герой ролевых игр нередко участвует в квестах и сражается с врагами пешим! Как он умудряется делать это, отягощенный солидной броней и кучей оружия, остается загадкой.

Дестриэ: не в красоте счастье!

Правда, в некоторых играх и в большинстве книг рыцарь все же на коне. Его лошадь — здоровенный дестриэ (особый тяжеловоз), часто тоже закованный в броню. Настоящий рыцарский конь проходит специальное обучение, позволяющее ему полноценно участвовать в битве — лягать вражеских пехотинцев и кусать чужих скакунов. Кроме того, любой уважающий себя книжно-киношный дестриэ должен отзываться на хозяйский свист, как собака, скакать куда надо без узды и иметь чрезвычайно крепкий хребет, чтобы рыцарь мог сигануть в седло из окна какого-нибудь трактира — этажа с третьего как минимум.

У любой уважающего себя рыцаря должны быть щит, меч и копье. Причем щит нужен не только для отражения вражеского удара, но и как средство идентификации. Рыцарю грамота ни к чему, а вот геральдику надо знать обязательно. Ибо рисунок на щите заменяет паспорт и верительную грамоту. Увидел герб — и сразу понял, с кем дело имеешь. С сопливым щенком, которому можно безнаказанно уши оборвать, или с матерым волчарой, коего лучше за три версты обойти.

Меч — основное оружие рыцаря. Лучше, конечно, если клинок не простой, а зачарованный, обладающий каким-либо полезным свойством. Любые доспехи, например, рубит с одного удара, или хотя бы светится в темноте. Великие рыцарские мечи имеют собственные звучные имена — Экскалибур, Дюрандаль, Кортана, Бальмунг... Обычному задохлику овладеть силой такого меча невозможно, они служат лишь Избранным, коих Провидение предназначило Великому Делу! Экскалибур определял право на английский трон, придавал уверенность в победе и наводил ужас на врагов. Дюрандалем можно было шинковать скалы, а Кортаной — разнести вдрызг Орды Хаоса. В общем, именной рыцарский меч — штука в хозяйстве полезная.

Меч должен быть убедительным (Warcraft 3).

Когда рыцарь дерется конным, его главное оружие — особое тяжелое копье-«лэнс» с защитным диском для руки, узким наконечником и длиной до 5 метров. Не зря легендарным артефактом из «Саги о Копье», Копьем дракона, мог воспользоваться только настоящий рыцарь. Конечно, рыцарь-профессионал обязан владеть и другим оружием — особенно боевым топором или булавой. А вот алебарда, пика, лук, арбалет, вилы или обычная дубина — не рыцарские средства для умерщвления. Ну, конечно, если ничего другого под рукой нет, можно воспользоваться и таким оружием, но это будет несолидно.

Главные признаки рыцаря — его происхождение и образ жизни. Напялить на себя доспехи, взгромоздиться на коня и взять в руки лэнс может любой, но это не сделает его рыцарем. Рыцарь должен пройти определенный путь. Чаще всего он потомственный аристократ, член привилегированной военной касты, ставший рыцарем после надлежащего обучения и обрядов. Либо — изредка — простолюдин, проявивший особую доблесть и посвященный в благородное сословие кем-либо вышестоящим.

Лэнс положит конец любой дискуссии.

В средние века дети феодалов до 7 лет жили в семье, затем отправлялись ко двору сеньора, где были до 14 лет пажами, а до 21 года — оруженосцами. За это время их обучали основам богословия, придворному этикету и семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь прекрасной дамы. Если не случалось ничего необычного, в 21 год благородный юноша проходил обряд посвящения в рыцари. Некоторые получали золотые шпоры раньше — как правило, на поле битвы, свершив какое-нибудь славное деяние или просто уцелев в кровавой свалке и вовремя попавшись на глаза сеньору.

Прекрасная Дама — это святое!

Конечно, рыцарем может оказаться самозванец (к примеру, Дунк — герой повестей Джорджа Мартина), но в этом случае он обязан вести себя должным образом. Ведь главное для героя-рыцаря — следовать определенным правилам и кодексу чести. Без этого рыцарь — всего лишь умелый бронированный головорез. Почему говардовский Конан — варвар? Дело ведь не в том, что он ходит полуголый, в звериной шкуре и с повязкой на чреслах. Просто Конан живет так, как ему нравится. Захотел украсть — украл, пожелал убить — убил. Он — авантюрист, вор, бандит, пират, наемник, ставший королем. Но не рыцарь, потому что никогда не придерживался строго определенного кодекса чести (хотя собственные, варварские представления о чести у Конана, безусловно, есть). Конечно, рыцарь может наплевать на кодекс — убивать ударом в спину, травить врагов ядом, предавать друзей и союзников, обижать женщин, давать деньги в рост, но тогда он «плохой парень», которого неминуемо ожидает суровая расплата. По крайней мере, в фэнтези...

Особенно праведный рыцарь может стать паладином (от латинского palatinus — придворный). Так в средневековье именовали сподвижников Карла Великого. Позднее термин стал обозначать истинного и доблестного рыцаря, до конца верного сюзерену или даме.

Фэнтезийный паладин, в отличие от обычного рыцаря, способен творить чудеса. Например, излечивать раны наложением рук, воодушевлять соратников и войска, владеть боевой магией, зачарованным оружием и артефактами. В общем, использовать волшебство именем Господа.

В чем предназначение рыцаря? Совершать подвиги, конечно! Но перерезать чью-то глотку — на подвиг не потянет. Свершения героя должны быть значительны: спасти прекрасную даму, королевство, еще лучше — весь мир. Вот это по-рыцарски!

Паладин из World of Warcraft.

Основные враги рыцаря — колдуны, злые короли и чудовища. Еще Конан когда-то проницательно заметил, что хороший колдун должен быть мертвым. Любой здравомыслящий рыцарь обеими руками (а также мечом, копьем и топором) с размаху проголосует за это утверждение.

В фэнтези прекрасная дама тоже может стать рыцарем! (Dungeons & Dragons).

Если под рукой нет даже завалящего колдунишки, рыцарь может размяться на злом правителе. Так получается, что каждый второй феодальный руководитель оказывается гадом ползучим. «Власть, типа, развращает!» — изрекает мудреную мысль герой, с трудом освобождая меч из очередного монаршего черепа.

Добрый меч против подлой магии.

И наконец, монстры, самый лакомый из которых, конечно, дракон. В чем провинился поганый червяк? Ну, во-первых, он имеет скверную привычку пыхать огнем на крестьянские нивы, которые богом предназначены служить ареной рыцарских забав вроде охоты и мелкой феодальной войнушки. Во-вторых, обладает нездоровым аппетитом по части ядреных деревенских девиц и даже, спаси и помилуй, худосочных принцесс! И апофеоз — гаденыш привык спать в глубокой пещере, под завязку набитой золотом! В общем, сам напросился, тварь хвостатая!

Куда золотишко заныкал, гад?

Ну а пока все красотки скромно сидят по домам, драконы храпят в пещерах, а некроманты не показываются на глаза, рыцарь может отточить воинское мастерство на турнире — посшибать рога таким же сорвиголовам.

Турнир — любимое развлечение европейской средневековой знати. Основные турнирные правила придумал французский рыцарь Жоффруа де Прейи еще в 11 веке. Главными видами состязаний на турнирах были бой между двумя группами рыцарей, одиночный поединок на копьях и бугурт — имитация штурма крепости. Иногда проводились пешие поединки на копьях через барьер, бои на мечах, секирах и палицах.

Ну, кто тут самый крутой?

Зерцало для рыцаря

Хотя рыцари не похожи на сиамских близнецов, авторы фантастики используют все же некоторые штампы. Познакомимся же с основными типами вымышленных доблестных воителей.

Досье № 1. Рыцарь Унылого Образа

Стурм: в битве гигант, в жизни — карлик.

Наш первый фигурант — Стурм Светлый Меч, потомственный паладин и Соламнийский рыцарь («Сага о Копье» Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэна). С юных лет отличался твердостью духа, доблестью, праведностью и благочестием. После получения наследства в виде титула, фамильных доспехов и меча окончательно превратился в убежденного защитника униженных и оскорбленных. Такой Светоч Добра и Справедливости — аж скулы сводит.

Стурм — клон доблестного и добродетельного сэра Уилфреда Айвенго. При всех своих достоинствах, подобные герои невыносимо нудны и до ужаса бесцветны. Кроме того, их отличительная черта — поразительная тупость во всем, что не касается воинских подвигов. С оружием они управляются блестяще, снести голову некроманту или пронзить навылет грудь огнедышащего дракона могут с легкостью. Но как только смолкает эхо боевой трубы, Рыцарь Унылого Образа забивается в угол, откуда его домкратом не поднимешь. Апофеоз жизни «рыцаря до идиотизма» — накрошить в капусту тучу супротивников и доблестно пасть мертвым на гору их трупов. После чего читатель может с облегчением перевести дух и спокойно восхищаться приключениями пройдохи-хоббита, которому безоговорочно отдал свои симпатии.

Конечно, бывают добродетельные герои, у которых в черепушке больше одной прямой извилины. Некоторые из них — важные сановники и даже короли. Но кристальная честность и нежелание держать секиру за пазухой неминуемо обрекает таких героев на печальный конец (Эддард Старк из «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина и Александр Тагэре из «Хроник Арции» Веры Камши). Ибо место истинного рыцаря — увы, на кладбище. И всегда найдется «добрая душа», готовая оказать ему эту услугу — ножом в спину или клеветническим доносом...

Досье № 2. Он такой хороший парень!

Вон он скачет по полю и травит ни в чем не повинного зайца! А потом за обе щеки уплетает дичь, запивая жирные куски добрым вином и поминутно разражаясь громовым сочным хохотом. Ущипнуть за бочок смазливую служаночку — ишь как зарумянилась, плутовка! Ну-с, теперь можно и за подвиги взяться. Кто там на очереди? Готовь дубовый макинтош, приятель!

Прошу любить и жаловать, почти настоящий рыцарь-жизнелюб — сэр Спархок (циклы Дэвида Эддингса «Эления» и «Тамули»). В отличие от идеального рыцаря, у этого героя могут быть некоторые слабости. Но когда речь идет о принципах — с ним лучше не шутить! Спархок отнюдь не прост, если надо — может притвориться глупцом или мерзавцем, но при этом всегда гнет свою линию.

На самом деле, Спархок недалеко ушел от Стурма. Он так же честен и предан — истинный паладин. Ради своей королевы Эланы горы свернет. Однако парень он практичный и знает, что нет смысла играть с мошенниками по совести.

Этот герой выглядит почти настоящим. Да, конечно, он паладин, однако с довольно упругой совестью. В конце концов, военная хитрость — это не подлость, верно? А победа спишет все грехи. Такие герои не умирают, а женятся на принцессах, становятся королями, а потом живут долго и счастливо. В смысле, годами киснут от скуки, с восторгом срываясь в любую авантюру («Нет-нет, дорогая! Мы с друзьями отлучимся буквально на минуту!..»).

Спархок верен своей королеве!

Досье № 3. Засланец иного мира

Хольгер Карлсон («Три сердца и три льва» Пола Андерсона) — «наш» паладин!

Третий типичный герой — простой «наш» парень, который перенесся в прошлое либо в параллельный мир. А там — замки, драконы, принцессы! Лепота! Есть где развернуться рисковому человеку! Сообразив, где маслом намазано, герой бодро напяливает золотые рыцарские шпоры и с легкостью уделывает всех врагов.

Главная слабость таких историй, особенно характерная для отечественных авторов, — наивная убежденность в том, что любой майор ВДВ, студент-прогульщик, телохранитель или чисто конкретный пацан, нежданно оказавшись в ином пространстве и времени, просто обречен на успех. Правда, некоторые авторы делают засланцев членами современных рыцарских клубов или кружков исторического фехтования. Но даже в этом случае реальные шансы на простое выживание у них крайне невелики. Где уж там о рыцарской карьере мечтать! Разве что ты — тренированный прогрессор дон Румата...

А теперь, дамы и господа, перед нами — не самый худший из засланцев Джим Эккерт, он же великий Рыцарь-Дракон (одноименный цикл Гордона Диксона). Главное отличие Джима от разных длинноруких Ричардов — отсутствие безмерной крутизны. Джим оказывается в магической Англии в виде разумного дракона. Находит верных друзей, покровителя — великого мага Каролинуса. И когда Джим возвращается в человеческий облик, ему есть на кого положиться.

Побеждать Джиму помогает разносторонность. Несмотря на отличную физическую подготовку и могучее телосложение, даже многолетние тренировки не помогают Джиму стать великим воином, ибо рыцарскому искусству надо учиться с детства. Но там, где герою не хватает умения владеть оружием, в дело вступают магические навыки. А если не помогает магия — что ж, остаются современные знания и природная смекалка. И, наконец, верные друзья, готовые раз за разом вытаскивать Джима из очередной смрадной лужи.

В общем, нашему брату стать рыцарем не светит. А Джиму просто повезло...

Досье № 4. Паршивая овца

Сот утратил честь, совесть и человеческий облик — все из-за бабы!

Он был великий рыцарь — «слуга царю, отец солдатам». Его слава гремела повсюду. Но имелась в душе некая червоточинка, легкая гнильца. Может, излишнее тщеславие. Или зависть к более удачливым соперникам. Или чрезмерная любовь к прекрасному полу. Итог — герой не выдержал, сломался. И перешел на Темную сторону Силы.

Где есть Свет, обязательно найдется Тень. А значит, в каждой отаре благородных рыцарей должна оказаться как минимум одна паршивая овца. Правда, у рыцаря-изменщика печальная доля. Он готовит жаркое из младенцев, бесчестит девственниц, коллекционирует скальпы бывших друзей, но в душе беспрестанно мучается и стенает. «Я же не хотел! Я думал, так будет лучше для всех! Ах, почему, меня никто не любит?»

Рыцаря Черной Розы Лорена Сота (настольные игры и книги по «Саге о Копье» и «Равенлофту») погубила роковая страсть к прекрасной эльфийке. Сот начал вести аморальный образ жизни — бросил законную супругу, а затем в порыве гнева убил ее. Ему поставили на вид, но Сот не внял товарищескому предупреждению. В ответственный момент он пренебрег служебными обязанностями, был проклят и превратился в Рыцаря Смерти. Окончательно сбрендив, Сот стал носиться в непотребном виде, наводя со своими скелетами ужас на обывателей. В конце концов, сослан с родного Кринна в обитель скорби Равенлофт. Поделом!

Иногда рыцарь-отступник, к восторгу чувствительной публики, осознает свои заблуждения и геройски погибает, жертвуя собой ради прежних врагов. Самый знаменитый пример — Дарт Вейдер из «Звездных войн».

Падший рыцарь далекой Галактики.

Рыцари нового времени

Пришла пора рыцарей новой формации! Реальность прет из всех щелей фэнтезийной эпопеи Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Рыцари Мартина — живые люди, каждый со своим особым характером. Приставка «сир» здесь всего лишь термин, обозначающий принадлежность к сословию, не более. В мире Мартина рыцарь не является монополистом на благородство и доблесть. За куртуазным поведением может скрываться хамское мурло. Белый плащ королевского паладина способен покрывать плечи продажного подлеца. А великий воин и писаный красавец сир Джейме Ланнистер постепенно превращается в истинного рыцаря, лишь утратив руку и прославленное боевое искусство. Все, как в жизни...

Настоящий рыцарский взгляд исподлобья.

Безупречный рыцарь

Почти все знаменитые рыцари совершали неблагородные деяния: Ричард Львиное Сердце, Эдуард Черный Принц, Джон Чандос, Бертран Дюгеклен — у всех рыльце в пушку. Исключение — Пьер Террай, сеньор де Баярд (1473—1524), вошедший в историю как «рыцарь без страха и упрека». В 1503 году он в одиночку защитил мост через реку Гарильяно против отряда в 200 человек, после чего слава о герое разнеслась по всей Европе. Однажды несколько вражеских рыцарей-испанцев обратились к Баярду с предложением провести мини-сражение. В бою участвовали по 13 человек с каждой стороны. По условиям, спешенные рыцари выбывали. Испанцы, заранее договорившись, при первом же столкновении убили коней у 11 противников. Только Баярд и один из его друзей могли продолжать сражение. Они бились 4 часа и продержались до захода солнца (этот эпизод использовала Вера Камша в одной из «Хроник Арции»). Однажды Баярд с отрядом в 1000 человек 6 недель защищал крепость Мезьер против 35-тысячной армии, что спасло центральную Францию от вражеского вторжения. Но главное — Баярд не только был великим воином, но и кристально честным человеком. Он никогда не пользовался огнестрельным оружием, всегда держал слово, был верен сюзерену. В общем, идеальный рыцарь. Девиз героя: «Делай что следует, и будь что будет». Баярд был убит выстрелом из аркебузы в сражении при реке Сезия. Его могила находится в Гренобле.

* * *

Рыцарский культ во многом порожден средневековой «творческой интеллигенцией» — причем не только трубадурами с миннезингерами, но и тогдашней аристократией, увлекавшейся «ролевыми играми» в куртуазность. В Новое время появились знаменитые приключенческие романы: «Айвенго» и «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта, «Сэр Найджел» и «Белый отряд» Артура Конан Дойла, которые укрепили мифологию рыцарства. Потом настало время фэнтези, и выдумка окончательно подменила суровую реальность, приведя к массовому преклонению перед благородными воителями. Кто знает, может, оно и к лучшему? Должен же быть у человека Идеал...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
ersh57
№ 1
08.09.2009, 18:37
М-да. Информации хватает, статья достаточно интересная, но... Не каждый тяжеловооруженный конный воин - рыцарь. И потому рыцарство - не профессия. Так же, как не профессией является дворянство.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться