Google+
Арнольд Мир Черного отряда Глена Кука GAMEBOOK CREEPY
Версия для печатиМиры: Миры. Мир Макса Фрая. Магия в мире Ехо
Кратко о статье: Ехо — тот самый город, в котором живет и ищет приключения на свою голову небезызвестный сэр Макс, герой серии замечательных фэнтези-детективов. Сегодня мы поговорим о магии этого мира и попробуем разобраться в ее основных особенностях.

До и после кодекса

МАГИЯ ЕХО

С магией не шутят. Прикосновение к чудесам всегда опасно...

Сэр Шурф Лонли-Локли

Мир Стержня

Жители этого мира именуют его просто — Мир, и только путешественники по вселенным нуждаются в более точных определениях. Мир Стержня, а точнее, его главный город Ехо приютил парня Макса из нашей реальности, и вчерашний неудачник стал ценным сотрудником Малого Тайного Сыскного Войска. Об этом и многом другом рассказывает объемистый сериал фэнтези-детективов Макса Фрая.

Магия удел избранных. Колдовские навыки, как и сила, копятся и совершенствуются годами, если не веками. И «классический» маг непременно похож на Гэндальфа мудрый седой старик с посохом. Это верно для многих миров, но только не для Ехо. Здесь волшебство каждодневная реальность, здесь сила присутствует незаметно и неотъемлемо, как воздух, и если изучение высших ступеней магии требует и усилий, и таланта, то низшие доступны абсолютно всем. И не просто доступны необходимы: ведь без второй-третьей ступени Черной магии здесь даже завтрак не приготовить, а первая и вовсе помогает младенцам держать пеленки в сухости...

История с географией

Я до сих пор играю в эту игру потому, что знаю, какова ставка. Кодекс Хрембера был принят вовремя... почти вовремя, даже немного позже, чем следовало.

Сэр Джуффин Халли

Город Ехо, центр провинции Угуланд и столица Соединенного Королевства, расположен в единственном месте, где магия доступна всем, — в Сердце Мира. Сила Сердца Мира заменяет собственную силу, делая колдуном любого. Впрочем, что дается даром, то недорого и ценится: шесть тысяч лет жители Ехо транжирили силу Сердца Мира, не задумываясь о будущем. Многочисленные магические Ордена, ревниво оберегая свои тайны, охотились на чужие — и иногда результатом становились разрушенные до основания резиденции. Магистры, от Младших до Великих, в погоне за знаниями и властью не стеснялись ничего и не думали о последствиях — ярким примером тому служит девиз Ордена Водяной Вороны: «После нас — хоть потоп!».

Хочешь защитить дом? — приобрети мощный охранный амулет. Есть необходимость несколько суток не спать? — к вашим услугам бальзам Кахара, всего-то 8 ступень магии. В драке поможет 60-я ступень Черной магии, в приготовлении яда — 43-я, а любовного зелья — 26-я, и всего-то 24-я — в чтении чужих мыслей... Самый надежный способ испепелить того, кто встал у тебя на пути — Белый Огонь, 137-я ступень Белой магии, любимый фокус великолепного Лойсо Пондохвы. Но поединки между по-настоящему сильными колдунами могут дойти и до Зеленого Огня — высшей, 234 ступени.

Естественно, настал день, когда сила Сердца Мира исчерпалась почти до дна, и дело едва не кончилось летальным для Мира исходом. Тогда король Гуриг VII издал указ о запрете Очевидной магии и роспуске всех Орденов, кроме Ордена Семилистника. Добровольно указу подчинились немногие, и Соединенное Королевство потрясла столетняя гражданская война. Было много крови и много жертв; самых буйных из выживших оппозиционеров посадили в Холоми — магическую тюрьму, исключающую колдовство; менее опасных отправили в изгнание, подальше от Сердца Мира. Нашлись и такие, кто принял перемены спокойно и зажил в Ехо тихой жизнью обывателей.

Такое хрупкое существо вполне способно уничтожить Мир.

После Смутных Времен, когда Мир постоял на грани смерти, наступил долгий период выздоровления. Запрет на использование Очевидной магии — лишь средство обеспечить «пациенту» щадящий режим. Основным законом Соединенного Королевства стал Кодекс Хрембера, названный в честь последнего погибшего в Смуте. Кодекс не только дозирует использование магии, но и утверждает право граждан на неприкосновенность личной жизни, регулирует тонкости уголовного права и вообще служит аналогом Конституции. На страже закона стоит Тайный Сыск: организация, больше похожая на магический Орден, чем на заурядную полицию. И то: чтобы справляться с мятежными Магистрами, нужно колдовать как минимум не хуже!

Досье: сэр Лойсо Пондохва

Бывший Великий Магистр Ордена Водяной Вороны. Безусловно лучший из лучших; единственная его слабая сторона — ясновидение. В планы сэра Пондохвы входило ни много ни мало уничтожить Мир: «У того, кто присутствует при конце Мира, есть микроскопический шанс забрать себе всю силу умирающего кусочка Вселенной», — и Лойсо вполне мог осуществить задуманное. Хорошо, что в дело вмешались Магистр Нуфлин и Кеттарийский Охотник...

Непревзойденный мастер Очевидной магии, Лойсо уступал Джуффину по части магии Истинной, но тем не менее даже Кеттарийскому Охотнику не удалось убить сэра Пондохву. Джуффин навсегда запер Лойсо в исчезающем мире, но могущества узника хватило, чтобы растянуть умирание персональной вселенной на бесконечно долгий срок. А там и помощь подоспела: обещание Лойсо «вернуться из любой преисподней» сбылось, как ни странно, при активной помощи сэра Макса.

Человек настроения, не злой, но агрессивный, любитель черного юмора, обаятельный и невыносимый одновременно, и при этом абсолютно самодостаточный, Лойсо — «зеркало», отражение своего собеседника, причем эту черту унаследовали его 16 сыновей и дочь. Есть основания считать, что сэр Пондохва пару раз использовал 235-ю ступень Очевидной магии (тогда как человеческие возможности ограничены 234-й).

Хотя Лойсо вот уж больше ста лет считается погибшим, в Ехо его именем до сих пор пугают не только детей, но и Младших Магистров Ордена Семилистника.

Предметное волшебство

Мы как-то привыкли думать, что при изготовлении всяких волшебных вещиц люди используют Черную магию: это вполне логично...

Леди Меламори Блимм

Конечно же, чтобы пользоваться плодами магии, совсем не обязательно творить ее самому. Вот, к примеру, амобилер — вполне волшебное средство передвижения, но чтобы он поехал, нужно не колдовство возницы, а магический кристалл. Многие волшебные вещи после принятия Кодекса подлежат конфискации совсем не потому, что повышают магический фон: в частности, амулеты для чтения мыслей и влияния на людей теперь противоречат закону. Но среди оставшихся от старых времен артефактов встречаются по-настоящему опасные даже для хозяев.

Вы уверены, что и в вашем зеркале не скрывается такое вот чудовище?

Могущественные амулеты древности нередко обладали собственной волей, поэтому когда такой предмет должен был сменить хозяина, дело оформлялось не дарственной, а заклинаниями. А иные из созданных в Эпоху Орденов «сувениров» способны убить или свести с ума неосторожного: например, Книга Огненных Страниц, гениальный сплав магии и поэзии. Для таких опасных сокровищ отведено специальное хранилище в Холоми.

Интересный нюанс: простые талисманы, изготовленные вдали от Ехо с применением минимальных ступеней магии, рядом с Сердцем Мира становятся неизмеримо мощнее. Иногда это касается и людей, учившихся колдовать на окраинах королевства.

Что истинно, то не очевидно

Длительное пребывание поблизости от Сердца Мира не идет на пользу тому, кто хочет чего-то большего, нежели сногсшибательная кухонная магия.

Хонна, Великий Магистр Ордена Потаенной Травы

Тем не менее о полном запрете на магию и речи не идет: ведь без ее низших ступеней жизнь в представлении жителей Ехо станет совершенно невыносимой. Ну разве это жизнь, когда орехи не колются от легкого прикосновения кончиком пальца, а при готовке масло брызжет по всей кухне? Интересно, что первое послабление Кодекса коснулось поваров: для некоторых любые чудеса меркнут перед возможностью вкусно поесть!

Добровольно удалиться от Сердца Мира для колдуна, специализирующегося на Очевидной магии, немыслимо. За всю Эпоху Орденов это рискнули сделать только двое: Хонна, Великий Магистр Ордена Потаенной Травы, и его любимый ученик Фило Мелифаро. И надо признать, что их намерение обрести силу там, где мастера Очевидной магии становятся беспомощными, увенчалось полным успехом.

Но думать, будто вдали от Ехо вовсе нет магии, было бы ошибкой. Даже древняя магия Хонхоны — куда более серьезная вещь, чем полагают в Ехо; а если отправиться на другой материк, ну хотя бы на Уандук... по словам великого путешественника сэра Манги Мелифаро, уандукская магия — примитивная, но «страшненькая» наука. А странная магия живущих на Арварохе буривухов способна дать человеку совершенно особую разновидность могущества — конечно, если претендент понравится этим мудрым птицам...

Вот в такие симпатичные игрушки превращает живых людей магия мышиного короля...

...А вот и сам он — Дорот, последний мышиный король этого Мира.

Кроме Очевидной магии, есть и Невидимая, она же — Истинная; и эта магия работает везде — хоть в Ехо, хоть на другом материке, хоть вовсе в другом Мире. Она не причиняет Миру никакого вреда — ведь ее источник не заемный. Более того, именно Истинная магия способна исцелить больной Мир...

Талант к Истинной магии встречается редко, он может проявиться не сразу и развиваться медленно. Но и предела совершенству в этой области магии нет. Если, конечно, не считать пределом ту степень могущества, когда становится по-настоящему опасно вмешиваться в ход событий, ибо это может нарушить равновесие мира.

У Истинной магии свои капризы и причуды: например, она очень не любит посторонних взглядов и недоверия. Посвященных в Истинную магию довольно часто поражает недуг, известный как «бич магов»: магическая сила внезапно покидает своего обладателя — на время или навсегда. Истинная магия ревнива: счастливая семейная жизнь может привести если не к потере могущества, то к его ослаблению. Впрочем, несчастный человек — тоже не самый сильный маг: по словам сэра Джуффина Халли, счастье и несчастье одинаково ослепляют и опустошают.

Плюс на плюс = ?

Я бы не взялся заранее предсказать последствия случайной встречи двух разных чудес.

Сэр Шурф Лонли-Локли

Казалось бы, дело ясное: два заклинания лучше, чем одно, и два колдуна совместными усилиями могут наворожить вдвое больше и сильнее. Но так ли получается на деле?

Да, некоторые заклинания действуют сильнее, если читать их вдвоем. Кроме того, колдовать намного проще в помещениях, где много лет занимались магией. И даже если много колдунов просто собираются вместе, их сила возрастает. Именно это и послужило когда-то причиной создания магических Орденов.

Колдовать в компании не только легче, но и эффективнее.

Но иногда плюс на плюс дает вполне смертельный минус. Существуют заклятия, до поры никак себя не проявляющие, но при определенных условиях — например, если над зачарованным попытается поворожить другой колдун, — убивающие верно и до тошноты эффектно.

Отдельный случай — сочетание Невидимой и Очевидной магии. На стыке этих двух подходов человек может творить совершенно особые чудеса. Таковы, например, Стражи: их талант — идти по тонкой грани, отделяющей Очевидную магию от Истинной, находиться на границе между тем и этим, между Миром и его Темной Стороной.

За пределами Мира

Путешествие на Темную Сторону начинается с другого путешествия. С того, что однажды утром человек просыпается, покидает свой дом и уходит в неизвестность.

Сэр Джуффин Халли

На первый взгляд, Темная сторона — совершенно запредельное местечко: попасть туда можно, пытаясь нащупать дно в глубине за пределами видимого Мира. Можно назвать ее изнанкой Мира, оборотной стороной реальности — по крайней мере, у любого места в Мире есть двойник на Темной Стороне. Но при этом Темная Сторона — своя для каждого из тех счастливчиков, что могут там гулять; всякий раз она выглядит по-разному. Даже такая незыблемая материя как время на Темной Стороне словно сходит с ума: можно погулять там час или два, а в Мире пройдет несколько недель.

Избранники Темной стороны только там и чувствуют себя как дома, и прогулка туда для них — одно из самых ярких удовольствий. Это место, где легко сбросить привычные маски и стать собой настоящим: педант и зануда Шурф здесь весел и беззаботен, «добрая бабушка» леди Сотофа превращается в сногсшибательную юную красавицу, а «почтеннейший начальник» Джуффин вновь становится Кеттарийским Охотником. Интересно, что прогулки веселых странников по изнанке мира весьма благотворно действуют на реальность, — а если в какое-то место на Темной Стороне давненько никто не заглядывал, то и на видимой глазу стороне Мира жить становится тоскливо и мрачно.

Разумеется, походы на Темную Сторону имеют и практическое значение. Здесь можно найти следы, а то и причины происходящих в Мире событий, можно и влиять на них. А если очень искусный и могущественный колдун захочет надолго и с гарантией оградить какой-нибудь город от бедствий, он может сплести на его Темной Стороне защитную сеть.

Но у Темной Стороны тоже есть изнанка. Еще более загадочное, вовсе уж непостижимое место, где не был никто, кроме легендарного короля Мёнина — до тех пор, пока туда не добрались сэр Макс с сэром Шурфом. Если Темная сторона — возможность быть собой, то ее Изнанка — возможность стать кем-то другим в рамках привычного мира. И не потому ли древние трактаты утверждают, что люди, попадая туда, исчезают, подобно теням в темноте? Впрочем, Мёнин считает, что на самом деле Изнанка Темной Стороны — всего лишь принципиально другой способ путешествовать между Мирами...

Досье: сэр Шурф Лонли-Локли

Сэр Шурф в белых одеждах Истины и сэр Макс в черной Мантии Смерти — классический дуэт напарников-полицейских!

Магическую карьеру начал в Ордене Дырявой Чаши. Быстро стал из послушника Младшим Магистром и Мастером Рыбником — смотрителем аквариумов Ордена (дырявых, как и вышеупомянутые чаши). Должность ответственная, поскольку члены Ордена питались только выращенной в этих аквариумах рыбой. Несмотря на капризный характер, добрую дюжину лет справлялся с обязанностями блестяще, но однажды выпил всю воду из порученных ему сосудов — и один получил то, что было предназначено для шестисот членов Ордена.

Избыток силы сыграл с юношей злую шутку. В Ехо его прозвали Безумным Рыбником: некоторое время он наводил страх на горожан, но потом захотел крови Великих Магистров, на чем и попался. От неминуемой смерти Безумного Рыбника спас Джуффин Халли — так на свет появился сдержанный, рациональный и педантичный сэр Шурф Лонли-Локли.

«Умелые ручки» Мастера, Пресекающего Ненужные Жизни, помогли Тайному Сыску успешно справиться со многими проблемами, а его талант к бумажной работе незаменим в тяжкие дни конца года. От членства в Ордене Дырявой Чаши осталось право пить из дырявой посуды, а также особые отношения с водой.

Третьего дня 123-го года Эпохи Кодекса сэр Шурф по просьбе Джуффина возглавил Орден Семилистника: пришло время переписывать Кодекс Хрембера, а кто лучше Лонли-Локли справится с этим сложным делом?! Женат, ценитель стихов, заядлый читатель, главная страсть — знания. При явных способностях к Истинной магии только начинает овладевать этой областью магического искусства.

Миры и их создатели

Миров, которые рождаются из чьих-нибудь грез, пруд пруди, но большинство из них так же недолговечны, как их создатели.

Сэр Джуффин Халли

Миров бесконечное множество — и для избранников Истинной магии попасть из одного в другой так же легко, как нам перейти из комнаты в комнату. Хумгат — таинственный Коридор между мирами — сам приведет путешественника в место назначения, сам и вернет домой. Правда, сколько времени пройдет дома — тоже решит сам.

Город, порожденный вашей фантазией, иногда имеет все шансы стать реальностью.

Но бродить гостем по чужим мирам или таскать сломанные зонтики из таинственной «щели между мирами» — только азы Истинной магии. Настает день, когда — осознанно ли, случайно — маг создает свой Мир. Высший пилотаж этого странного искусства продемонстрировал король Мёнин. Его Лабиринт — лоскутное одеяло из бесконечного множества Миров, перемещения по которому зависят от потаенных желаний путника, его настроения и ожиданий. Паутина иллюзий, где можно умирать и воскресать, а можно и увязнуть навсегда в бесконечной череде миров, дарующих самые разнообразные и самые изысканные наслаждения.

Новорожденный мир капризен, реальность в нем особенно хрупка и может разрушиться, если на его территории вдруг сойдутся два мага с разными представлением о ней. Но со временем ткань мира становится прочней, вещественней, и он начинает жить независимой от создателя жизнью. Впрочем, иногда случается так, что Миру нужна поддержка. Некоторые Миры бесконечно долгое время держатся на плечах одного человека...

Великие практики

Кстати, сэр Макс, знаешь ли ты, зачем нужны Вершители?

Король Мёнин

В мире — во всех Мирах! — есть обычные люди, есть маги, а есть Вершители. В Ехо Вершителей всегда было наперечет (последним стал король Мёнин, давным-давно перекочевавший из хроник в легенды), а в нашем мире их пруд пруди, но по большому счету это не так уж важно: здесь играет роль качество, а не количество.

Слова Вершителей имеют особую силу, города из их снов становятся настоящими городами, все их желания исполняются, но — рано или поздно, так или иначе! Очень опасное свойство: хочешь или нет, но получи то, о чем позволил себе замечтаться ненароком, вместе со всеми последствиями. А если учесть, что в начале своей жизни любой Вершитель считает себя обычным человеком, — удивительно ли, что собственное могущество губит его?

Но и осознав свою силу, Вершитель часто становится ее рабом, а не повелителем: мало кто способен контролировать не только свои мимолетные капризы, но и желания — вплоть до самых потаенных. Вот и проходит жизнь в достижении ненужных целей, и невероятное могущество пропадает втуне. Вершители сплошь да рядом не ведают, что творят. Они практики, а не теоретики. Но уметь — куда более полезно, чем знать.

Вершитель — тот неповторимый и единственный человек, который способен на равных спорить с судьбой. И побеждать — ведь желания Вершителя сбываются всегда! Вершитель — Атлант, на плечах которого имеет шанс удержаться гибнущий Мир. Это та работа, для которой, по большому счету, они и нужны.

И — откроем напоследок эту тайну — удивительный и невероятно заманчивый мир Ехо держится именно на отчаянном желании Вершителей.

Иллюстрации Людмилы Милько

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться