Google+
Игровые новеллизации в России пЛУТОН МИРЫ. ALIENS VS PREDATOR CREEPY
Версия для печатиИнтервью: Илья Комаров, художник
Кратко о статье: Работы этого художника вы можете увидеть повсюду — Илья не связывает себя каким-либо одним направлением деятельности и всегда с удовольствием пробует что-то новое. Как у него получается рисовать каждый раз настолько интересно и качественно, каковы планы художника, и многое другое вы узнаете, прочитав интервью.

«Дальше будет еще лучше»

Беседа с Ильей Комаровым

Жанр фантастической иллюстрации часто требует от художника полной отдачи. Немногие из тех, кто работает в этой сфере, могут позволить себе одновременно заниматься не связанным с фантастикой творчеством. Наш сегодняшний гость Илья Комаров относится к числу таких редких мастеров: он успевает творить во многих областях живописи и всегда делает это с неподдельным талантом.

«Что получится в итоге — сюрприз»

Ваши иллюстрации не раз попадали на обложку номеров «Мира фантастики». Какие чувства вы испытываете, когда видите журнал, держите в руках карту или другим образом сталкиваетесь с результатом собственного труда?

Однажды мы вместе с писателем Алексеем Пеховым ехали в метро. Он показал мне на висящий у двери вагона рекламный плакат и сказал, что это отличная работа. Когда я ему ответил, что нарисовал его я, он сначала не поверил. Было приятно его убеждать.

Часто видя плоды своего труда, начинаешь воспринимать это как должное. Приятно — ведь хорошо поработал. Но дальше будет еще лучше.

Не расскажете поподробнее, где мы могли видеть ваши работы, даже не подозревая об этом?

Везде. Начиная от плакатной рекламы в метро и заканчивая компьютерными играми, мультипликацией и художественными фильмами. Среди заказчиков — Nival Interactive (кроме плаката к «Героям», для них делались календари и другая печатная продукция), «Пиастры» (студия, делающая спецэффекты для кинофильмов), Sibilant Interactive. Многие из этих проектов сейчас в работе, и по условиям контракта я просто не имею права о них сообщать.

Многим любителям фантастики вы известны прежде всего как оформитель карточной игры «Берсерк». Расскажите, пожалуйста, как проходит работа над картами для «Берсерка». Что появляется сначала, текст карты или иллюстрация? Иначе говоря, знаете ли вы, начиная работать, что именно должно получиться в итоге?

Я бы не стал называть мое сотрудничество с «Берсерком» словом «работа». Скорее, это еще одна возможность заняться любимым делом в мое свободное от серьезной работы время. В самом начале у меня есть название той или иной карты, именно от него я и начинаю плясать. Что получится в итоге — сюрприз не только для заказчика, но и для меня. Свободный полет мысли. Без всяких ограничений. Передо мной бесконечная палитра цветов, и какую краску я выберу, зависит лишь от меня, моего настроения и моих идей.

Работы Ильи Комарова на обложках «Мира фантастики».

А вы пробовали играть в «Берсерка» или, может быть, в другие настольные игры?

Играть пробовал — но не могу запомнить правила, а потом их еще и соблюдать. А если серьезно, из-за постоянной работы у меня почти нет времени заниматься настольными играми. Здесь я скорее создаю персонажей, чем играю в них.

Часто ли приходиться создавать новых, не существовавших раньше, монстров и чудовищ?

Если честно, это довольно скучно — создавать однотипных монстров. На мой взгляд, примитивно в бесконечный раз рисовать усеянную зубами, когтями, клыками и шипами гору мышц с красными глазами и рогами на чешуйчатом черепе. Я стремлюсь отойти от этого, постоянно пытаюсь вырваться из привычных стереотипов. Мне кажется, гораздо интереснее нарисовать нестрашное страшным. Попытаться сделать обыденное, на первый взгляд нелепое — опасным, а быть может, и ужасным. А вообще — большинство моих персонажей нарисовано с натуры...

«Гораздо интереснее нарисовать нестрашное страшным. Попытаться сделать обыденное — опасным, а быть может, и ужасным».

Многоплановость творчества и трудолюбие нашего собеседника может поразить воображение. Так что будьте готовы, как и известный писатель, случайно увидев в метро или в интернете потрясающую картину, выяснить, что она принадлежит кисти Ильи Комарова.

«Наши художники ничуть не хуже»

Фэнтези-литература, карточные игры и прочая продукция, давно безумно популярная на Западе, в России только начинает завоевывать публику. Как вы считаете, какое будущее ждет фэнтези в нашей стране?

Карта «Ночной убийца» распространялась вместе с номером «Мира фантастики». Иллюстрацию для нее нарисовал Илья Комаров.

А разве оно уже не шагает по России семимильными шагами? Мне кажется, отечественное фэнтези прочно заняло свою нишу на рынке. Авторов много, отношение к ним, в основном, сформировано, благодарный (и не очень) читатель тоже сложился. Так что о «будущем фэнтези» как о чем-то принципиально отличном от настоящего говорить поздновато. Будут хорошие авторы и желающие их печатать — значит, будет существовать фэнтези-литература.

И все-таки жанр фэнтезийной иллюстрации зародился у нас куда позднее, чем за рубежом. Можно ли рассчитывать, что российские художники в обозримом будущем выйдут на один уровень с более опытными американскими и европейскими коллегами?

Простите, а разве они уже не вышли? Много хороших, отлично рисующих ребят давно создают великолепные работы для издательств и игровых компаний. Делают превосходные рекламные плакаты, концепт-арты для киноиндустрии и мультфильмов. Наши художники ничуть не хуже, к тому же многие из них получают заказы «оттуда» и продают свои работы на Запад.

«Победа!» Картина создана по заказу студии Nival Interactive для пятых «Героев меча и магии».

Вместе с тем большинство художников, сразу начавших работать на компьютере и выбравших для себя фэнтези, к величайшему сожалению, не проходили классическую художественную школу. Уже несколько лет отчего-то считается, что компьютер позволяет рисовать даже тому, кто не умеет работать карандашом по бумаге и маслом на полотне. У начинающих рисовальщиков зреет неверное убеждение — чтобы рисовать «монстров», вовсе не обязательно владеть азами художественной грамоты.

Поэтому среди художников сложилась совершенно нелепая ситуация. Те, кто имеет за плечами классическую школу и отлично рисует красками и тушью, — не владеют компьютером. А те, кто выучил «Фотошоп» и приобрел дорогой графический планшет, — зачастую не знакомы с элементарными законами композиции, колористики и анатомии, которую в обязательном порядке преподают в любой художественной школе.

Но вернемся к литературе. Какие фэнтезийные книги нравятся лично вам?

«Стража! Стража» Терри Пратчетта и другие произведения из этого цикла, «Сага о живых кораблях» и «Сага о Видящих» Робин Хобб, раньше нравился цикл Роберта Асприна о корпорации «Миф». Из наших — «Хроники Сиалы» Алексея Пехова, «Тролль Ее Величества» Александра Плахотина. С удовольствием сделал ряд бы иллюстраций для этих произведений.

Но сейчас чтение фэнтези отошло на второй план — сказывается пресыщение. Я с наслаждением перечитал Джека Лондона, Ильфа и Петрова, Гоголя, Джерома К. Джерома.

Иллюстрация к роману Александра Плахотина «Тролль Ее Величества».

Иллюстрация к роману Александра Плахотина «Тролль Ее Величества».

Несколько лет назад вы рисовали комиксы. В нашей стране сложился стереотип: мол, комиксы — не слишком умное развлечение для тех, кто не любит читать. Как вы считаете, не заслуживает ли этот жанр большего внимания к себе? Не зря ведь его еще называют «графической новеллой».

«Графическая новелла» — это русскоязычный термин, придуманный Хихусом, устроителем фестиваля «КомМисия». Термин появился на втором из этих фестивалей, который проходил в Москве. Его создали в качестве альтернативы американскому comix, стойко несущему негативную окраску в отечественных умах, а также малоизвестному в широкой среде французскому названию BD — bande dessinйe (можно перевести как «лента рисунков», это устойчивое словосочетание, обозначающее комикс). Тех, кто только начинает интересоваться комиксами, могу отослать к статье Евгения Харитонова «Графическая проза. Путеводитель по миру комикса» (fandom.rusf.ru/about_fan/comics).

Российские комиксисты тяготеют как раз к европейскому стилю — умному, изящному, с прекрасной своеобразной графикой. Сравнивать их с мейнстримовскими журнальчиками, которыми представлен американский комикс на нашем рынке, по меньшей мере некорректно.

На самом деле, эта тема очень большая и сложная. Она достойна отдельной статьи специалиста в вашем журнале, а не трех строк в интервью.

Персонажи: копейщик.

Остроглазый индеец нарисован для одного из российских журналов.

Мы обязательно последуем рекомендации Ильи Комарова и в будущем посвятим не одну статью этой интересной теме. Пусть комиксы развиваются в России и не так стремительно, как прочие развлекательные жанры, но и у них есть неплохое будущее. Вернемся к настоящему изобразительного искусства в стиле фэнтези...

«Ничто не может заменить знаний и крепкой школы»

Работа художника — давать зрительное воплощение образам, созданным человеческой фантазией. Примерно тем же занимается фантастическое кино, только средства у него немного другие. Смотрите ли вы кинофантастику? Какие фильмы вам запомнились?

Знаменитый постер для ККИ «Берсерк».

Старые эпизоды «Звездных войн», трилогия «Назад в будущее». А из недавно снятого — «Город грехов» и «Кинг-Конг».

В последнее время с куда большим удовольствием смотрю мультфильмы, так как кино становится все более вылощенным, корректным; возникает даже ощущение, будто супервайзер, работающий над спецэффектами, намного талантливее, чем режиссер и сценарист фильма. А вот мультфильмы — наоборот, с каждым разом становятся все более творческими, более живыми. Из последних работ очень понравились «Суперсемейка», второй «Шрек», «Подводная братва», «Мадагаскар», второй «Ледниковый период». Из новых наших мультфильмов с удовольствием отмечу «Князя Владимира».

А как вы относитесь к такому популярному виду мультипликации, как аниме?

Стиль аниме у меня вызывает сложные чувства. Я обожаю фильмы Миядзаки! Люблю их за глубину и множество эмоциональных подтекстов. Но вот когда вижу просто рисунки в этом стиле.... Мне не нравится. Не мое это. Не понимаю.

Наверняка вы следите за творчеством своих коллег-художников, как наших, так и зарубежных. Кого из них вы могли бы выделить?

Вас интересуют современные авторы? Джастин Свит, Майк Плуг, Крейг Муллинс.

А чтобы «следить» за творчеством отечественных авторов, нами был создан форум drawing.wetpaint.ru. Там подобралась компания замечательных художников, и я не возьмусь выделить кого-то из них. Каждый работает в своем неповторимом стиле, каждый делает это хорошо. Поэтому просто рекомендую читателям журнала зайти по указанному адресу и самим выбрать понравившиеся работы.

«Берсерк»: эльфы и гномы.

На диске «Мира фантастики» публикуются работы многих начинающих художников, которые читают наш журнал. Не могли бы вы дать им несколько советов?

Видимо, как Владимир Ильич, дам банальный совет: «Учиться, учиться, учиться». Изучать старых мастеров, их приемы, технику, анатомию, изобразительные средства. Если считаете, что рисование — ваша стезя, поступите в художественную школу или хотя бы почитайте книги. Не стоит рассчитывать на компьютер, дающий ощущение обманчивой легкости. Кажется, что даже не умеющий рисовать человек может создать шедевр. На самом же деле, ничто не может заменить знаний и крепкой школы.

«Берсерк»: вечно живые и вечно мертвые.

Многие человеческие (или почти человеческие) фигуры на ваших иллюстрациях выглядят очень стройными, чтобы не сказать худыми. Выходит ли это случайно, или такова особенность вашего стиля?

Вот уж не считаю никого из них «худым». Дело в том, что рассчитывая пропорции персонажа (для моих зрителей это внешний облик: толст или мощен, сухощав, строен, большеголов или наоборот...), я исхожу из образа, который надо создать. Из окружающего мира. Из настроения. Если это пустынный житель — вряд ли он будет лопаться от жира, просто потому что вокруг (и в нем самом) мало влаги. Если персонаж должен создавать настроение печали, меланхолии, медленного «умирания» — он тоже не может быть румяным, пышущим здоровьем молодцем, косая сажень в плечах. Можно нарисовать болотную жабу, которая толста, потому что в ней много воды, — а можно хрупкую русалку, потому что она дитя тумана и состоит из воздуха. Но из этого правила, конечно (как из любого другого), возможны исключения. Можно просто «увидеть» образ и запечатлеть его.

«Берсерк»: люди и чудовища.

Нередко в фэнтези-иллюстрациях — в том числе и ваших — появляются обнаженные фигуры. Как вы относитесь к созданию рисунков с элементами эротики?

В эротике ужасным может быть только одно — плохое качество исполнения. Если у художника с руками не все в порядке — вот тогда беда.

Полуголые девушки в бронированных лифчиках — такой же несомненный атрибут художественного фэнтези, как неподъемные топоры и меховые трусы. Ведь фэнтези создает мир, в котором человек может почувствовать себя сверхгероем и получить то, чего ему недостает в обычной жизни, — приключений, славы, мощи, власти. Это же касается и женщин. В фэнтези огромный выбор красавиц: от слабых и покорных до опасных валькирий. Вкусы у всех разные.

Хотя, конечно, всему свое время и место. Качество не надо «забивать» количеством. Бедой становится, если художник слишком налегает на обнаженную натуру, за которой теряются и фон иллюстрации, и мелкие детали, и, главное, — идея, которую он вложил в свою работу.

«Полуголые девушки — несомненный атрибут художественного фэнтези».

Сколь бы хороша ни была задумка, для ее воплощения в жизнь всегда необходимо мастерство. У Ильи Комарова оно, без всякого сомнения, имеется. Поэтому нам остается только пожелать ему дальнейших удач во всех многочисленных проектах, которыми он занимается. А тем нашим читателям, кто мечтает стать профессиональным художником, советуем прислушаться к словам Ильи и обязательно посетить созданный им сайт возможно, с этого начнется ваш путь к вершинам мастерства.

Досье: Илья Комаров

Илья Комаров — московский художник-фрилансер: работает на заказ в различных областях изобразительного искусства, начиная с иллюстраций к играм и заканчивая разработкой фирменного стиля. Закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического университета, защитил диплом по теме «Книжная иллюстрация». Отметился почти во всех областях изобразительной фантастики: создавал графику для компьютерных игр, рисовал книжные обложки, иллюстрировал ККИ. Один из создателей сетевого портала wetpaint.ru, объединяющего профессиональных и начинающих российских художников. Интернет-дневник Ильи Комарова, где художник время от времени публикует новые работы, можно найти по адресу ilya-komarov.livejournal.com.

Иллюстрации предоставлены художником.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться