Google+
Реальность Жюля Верна Нанороботы Метательные машины Мир Александра Волкова: Изумрудный город
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№37, сентябрь 2006). Василий Владимирский. Фанткрити...
Кратко о статье: Начиная с этого номера, мы будем публиковать авторские колонки — свободные размышления профессионалов от фантастики на те или иные темы. Наш постоянный автор Василий Владимирский рассуждает о том, существует ли фантастическая критика и какова ее роль.

Фанткритика: миф и реальность

В окололитературных кругах ходит множество совершенно фантастических (если не сказать бредовых) мнений о литературной критике. Одни считают, что в фэндоме (см. сноска 1) критики попросту нет. По крайней мере, нет профессиональных литературоведческих работ, посвященных современной отечественной фантастике. Другие — что вся наша критика суть «джинса» (см. сноска 2), проплаченная издателями, желающими «сделать из вторпродукта конфетку». Третьи полагают, будто критика не нужна вовсе, что это паразитная надстройка, читатель же и сам разберется, какая книга заслуживает внимания, а какая — нет... Зачастую высказывают подобные соображения люди, и сами не чуждые литературе. Надо ли говорить, что все эти домыслы мало соответствуют реальному положению дел?..

Василий Владимирский. Профессиональный литературный критик, редактор художественной литературы, постоянный автор «МФ»

Фантастическую прозу в России обычно делят на три «формы»: малую (рассказ), среднюю (повесть) и крупную (роман). Если бы кто-нибудь взял на себя труд скрупулезно разделить на жанры то, что мы традиционно относим к фантастиковедению, «номинаций» получилось бы существенно больше. Чисто журналистские информационно-новостные материалы, краткие отзывы о новых книгах и фильмах, развернутые рецензии, биобиблиографические статьи, эссе, литературоведческие и культурологические исследования... Каждый из этих «форматов» требует специфического подхода: очевидно, что рецензию, состоящую из двух абзацев, и толстенную монографию нельзя оценивать по одним критериям. К сожалению, не все это понимают. Человеку, который регулярно пролистывает обзоры в специализированных «жанровых» ежемесячниках, нечасто попадают в руки журналы, где печатают объемистые литературоведческие статьи — «Новое литературное обозрение» или, скажем, «Вопросы литературы». Так возникает уверенность, что «критики у нас нет»: если в популярном издании вроде «Мира фантастики» не печатают исследования, разобраться в которых способен только филолог с кандидатской степенью, — значит все, труба литературоведению...

С другой стороны, в профессиональных кругах не раз обсуждался вопрос, насколько одиночная рецензия может повлиять на реальные продажи книг. Ответ неутешительный (для издателей, во всяком случае): практически никак. И это характерно не только для «жанровой» литературы. Прямая реклама даст больший эффект, чем самый распрекрасный отзыв, и обойдется рекламодателю дешевле, чем поток восторженной «джинсы». Рецензии же — положительные или отрицательные — на тиражи почти не влияют. Недавно при участии одного из крупных российских сайтов был проведен опрос одиннадцати критиков, занимающихся преимущественно фантастикой. В их число вошли Роман Арбитман, Владимир Березин, Дмитрий Володихин, Владислав Гончаров, Михаил Назаренко, Сергей Некрасов, Андрей Синицын, Сергей Соболев, Евгений Харитонов, Сергей Шикарев и ваш покорный слуга. Организаторы опроса хотели выяснить, какие фантастические книги, вышедшие в первом квартале 2006 года, сами рецензенты считают лучшими — как говорится, «по гамбургскому счету». Итог оказался довольно неожиданным: обойдя потенциальный бестселлер Александра Зорича «Время — московское!» и антологию «Лучшее за год. Российская фантастика, фэнтези, мистика», на первом месте оказался роман Далии Трускиновской «Шайтан-звезда», изданный мизерным тиражом в 4000 экземпляров. Допечаток пока не наблюдается, хотя большинство авторитетных критиков отметило книгу как крайне удачную. В такой ситуации утверждать, что все рецензенты зачем-то куплены издателями на корню, по-моему, просто смешно. Если они не пишут о ваших книгах, господа писатели (или пишут не так, как нужно), может, «в консерватории надо что-то подправить», а?

Разумеется, любой литературный критик субъективен, как бы ни пытался от этого откреститься. Никто не обладает монополией на истину в последней инстанции. Собственно, рецензенты нечасто задаются целью наставить неразумного читателя на путь истинный... тем более что это бесполезно, как показывает многовековой опыт. Другое дело — взглянуть на отдельную книгу (или на творчество автора в целом) под необычным углом, найти неочевидные закономерности и неожиданные параллели, испытать новые методы анализа, в конце концов. Вот это действительно достойные и интересные задачи. Читателю остается только выбрать обозревателя, взгляды которого представляются ему наиболее близкими, а выводы — самыми обоснованными, и в дальнейшем прислушиваться к его мнению. Прислушиваться ведь все равно придется — хотя бы потому, что еженедельно в России и СНГ выходят десятки фантастических книг, и самостоятельно уследить за всеми новинками не в состоянии даже закаленный фэн. Так или иначе, чьим-то рекомендациям придется довериться, так почему бы не дать слово профессионалам? Не забывая, естественно, что выбор рецензента есть всего лишь более-менее аргументированное персональное мнение вполне конкретного человека со своими тараканами в голове, своими симпатиями и антипатиями далеко не всегда литературного происхождения.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».


Сноска 1: Фэндом — сообщество писателей, читателей, критиков, которые специализируются на отечественной фантастике.

Сноска 2: «Джинса» — по сути рекламные материалы в печати, которые выдаются за непредвзятое мнение.


Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться