Google+
ТЮРЬМЫ Космические пираты КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ Фантастика 1960-х годов
Версия для печатиЖанры: Жанры. Юмористическая фантастика
Кратко о статье: В фантастике юмор занимает громадную нишу — от шуточек «ниже пояса» до высоколобой самоиронии. В этом номере Борис Невский рассказывает о смешном в фантастической литературе.

Эта веселая планета

Комическая фантастика

Человек, который хотя бы отчасти не юморист, — лишь отчасти человек.

Г. К. Честертон

Почему люди смеются? На голову нарядно одетого человека падает бидон с краской это смешно? Одни весело гогочут, другие даже не улыбнутся. Познать до конца природу юмора еще никому не удавалось, ибо смех занятие индивидуальное.

Самый примитивный юмор, дошедший до нас со времен пещерного человека, связан с попаданием кого-то в смешное или унизительное положение. Вопль: «А Грхаа медведь слопал! Вот умора!» плавно перетекает в восторженное уханье: «А как Васька в лужу шлепнулся-то!». Недалеко ушел и сортирно-генитальный юмор: чаще всего шуточки на эту тему не поднимаются выше детсадовского уровня или оборачиваются глупой пошлятиной.

На взрослого и развитого человека примитивные хохмы не действуют. Чтобы его рассмешить, требуются иные приемы. Например, показать сложную ситуацию, выход из которой герои находят только благодаря лихому остроумию. Или построить интригу на неожиданной концовке. Или придумать множество каламбуров и приколов, для понимания которых необходимо иметь определенные знания.

Фантастическая комедия

Среди предтеч фантастики было немало юмористических книг (с уклоном в сатиру), которые вошли в золотой фонд мировой литературы: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена. Однако в первой половине 20 века фантастический юмор был не очень востребован.

Самый известный мастер комической фантастики 30-х — Генри Каттнер, автор забавных рассказов о межзвездном зоопарке и кино будущего. Особый успех выпал его серии про Хогбенов — семейку колоритных мутантов из сельской глубинки. Первопроходцем комического фэнтези стал Лайон Спрэг де Камп. Еще в начале 40-х появились его повести о приключениях чародея-самоучки Гарольда Ши, написанные с Флетчером Прэттом.

Классика фантастического юмора.

В 50-х взошла звезда Роберта Шекли, чьи рассказы, написанные в традициях О. Генри (иронический текст с яркой, неожиданной концовкой), пользовались заслуженным успехом. Первые романы Гарри Гаррисона о Стальной Крысе и Билле, Герое Галактики (см. «МФ» №31, март 2006) увидели свет еще в 60-х.

В 1969 году появился знаменитый «Пластилин Колец» Генри Берда и Дугласа Кенни, которые довольно едко, хотя и пошловато, прокатились по Толкину. Юмором баловались и другие авторы: Роберт Хайнлайн («Корпорация «Магия»), Эрик Фрэнк Рассел («Оса»), Пол Андерсон («Операция «Хаос»), Гордон Диксон («Космическая лапа», «Дракон и Джордж»).

Каттнер, Де Камп, Шекли не смогли завоевать широкую публику, но им удалось подготовить почву: к середине семидесятых большому кругу любителей фантастики захотелось посмеяться. И когда крепенький профи Пирс Энтони выпустил отнюдь не шедевральное комическое фэнтези «Заклинание для хамелеона» (1977), ему достался джек-пот... Роман стал бестселлером, а ошарашенный успехом автор под восторженные вопли издателей и поклонников принялся клепать продолжения.

Счастливчик Пирс Энтони.

Конечно, созданный Энтони мир Ксанфа поражает немалой выдумкой и довольно забавен, но бури веселья не вызывает. Да и весь его цикл очень неровен: милые истории перемежаются назидательным занудством. Но благодаря успеху Ксанфа появился массовый спрос на комическую фантастику, каковой издатели наперебой принялись удовлетворять. Фантастической юмористикой наряду с легионом ремесленников занялось немало даровитых авторов.

Успех комической фантастики закрепил Роберт Асприн, в 1978 году познакомивший мир с простодушным магом-недоучкой Скивом и желчным демоном Аазом (роман «Еще один великолепный МИФ»). Британец Дуглас Адамс сочинил для BBC серию комедийно-пародийных радиопьес, затем новеллизировал их — так появился бестселлер «Автостопом по Галактике» (1979). В начале 80-х Гарри Гаррисон воскресил авантюриста Джима ДиГриза, а Кейт Лаумер — лихого межзвездного дипломата Ретифа. Появились интересные юмористические и сатирические произведения Спайдера Робинсона («Салун на перекрестке времен Каллахана»), Джона Слейдека («Родерик»), Алексиса Джиллиланда («Росинанта»), Дианы Дуэйн (детское фэнтези «Юные волшебники»), Майка Резника (романы о межзвездной ярмарке).

Юмор на все вкусы.

А в 1983 году началась эпоха Терри Пратчетта и его невероятного Плоского мира. К концу 80-х Пратчетт стал главной звездой комической фантастики Британии, а десять лет спустя — и всего мира. Пратчетта подпирает отряд обласканных публикой остряков с Альбиона — Роберт Рэнкин, Том Холт, Джаспер Ффорде, Джеймс Бибби. Незыблем статус и покойного Дугласа Адамса. А вот американская юмористика переживает некоторый спад. Энтони и Асприн продолжают свои циклы, которые пользуются коммерческим успехом, но давно утратили творческую состоятельность. Крепкое юмористическое фэнтези пишет Эстер Фризнер («Нью-йоркские сказки», «Демоны!», «Маджук»). Более-менее удачно шутят опытный Алан Дин Фостер (циклы «Чародей с гитарой», «Похищенный») и фантаст-любитель Джон Мур. К сожалению, среди американских юмористов слишком много середнячков, у которых на каждый неплохой роман приходится три-четыре посредственных: Кристофер Сташефф, Джон Де Ченси, Мартин Скотт, Джоди Линн Най... Возможно, Питер Дэвид и Кристофер Мур, чьи звездочки зажглись относительно недавно, смогут поддержать комическое реноме Америки?

Сделано в России

В России всегда были крепки позиции сатирической фантастики: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков высмеивали общественные пороки сквозь призму невероятного. Традиция продолжилась в фантастике советской: можно вспомнить политические памфлеты «Майор Велл Эндъю» Лазаря Лагина, «Финансист на четвереньках» Зиновия Юрьева, «Пять президентов» Павла Багряка, рассказы Бориса Зубкова и Евгения Муслина. Правда, при внешней занимательности такая фантастика не была смешной. Исключения составляли короткие остроумно-парадоксальные рассказы Ильи Варшавского.

Жемчужина советской фантюмористики — «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Запоминающиеся персонажи, остроумные каламбуры, толика сатиры, общий оптимистический настрой — эту «сказку для младших научных сотрудников» можно записать в лучшие образчики мировой комической фантастики. Продолжение, «Сказка о Тройке» — уже чистой воды сатира. Заслуженную популярность обрел и цикл назидательно-юмористической НФ Кира Булычева о чудаковатых обитателях города Великий Гусляр.

Но после кончины советской фантастики дела с юмором обстояли неважно: издатели подобные книги просто игнорировали. Исключение составили романы Михаила Успенского про богатыря Жихаря да «Остров Русь» Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина. Книги Евгения и Любови Лукиных или Бориса Штерна, при несомненных литературных достоинствах, любимцами масс так и не стали.

Почву для юмористического бума подготовили переводные авторы — те же Асприн, Фостер, Кук, Гаррисон, Пратчетт. Издатели, вдохновленные успехом «зарубежки», предоставили шанс отечественному производителю. И понеслось...

Роль Энтони в России сыграл Андрей Белянин. Его романы «Меч Без Имени», «Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» пользовались — и пользуются — колоссальным успехом. При этом, как и Энтони, завоевав поклонников милыми забавными книжками, Белянин быстро погряз в самоповторах. Впрочем, такой недостаток характерен для большинства наших авторов. При чудовищном обилии имен и названий, похвастать удачными проектами могут только Макс Фрай, Ольга Громыко, Михаил Бабкин, Владимир Свержин, Хольм Ван Зайчик...

Иногда набеги в комический заповедник совершают маститые авторы: Генри Лайон Олди («Сказки дедушки-вампира»), Елена Хаецкая («Вавилонские хроники»), Дмитрий Скирюк («Парк Пермского периода»). Результат не всегда удачный, но, бесспорно, заслуживающий внимания.

Смех — дело серьезное

Перейдем от истории к разновидностям комической фантастики. Ведь книги авторов, желающих рассмешить, позабавить или позлить читателя, не скроены по одной мерке.

Тонкие грани иронии

Книг, в которых юмор носит второстепенный характер, очень много. Называть их юмористическими язык не повернется, это скорее ироническая фантастика.

Образцом может послужить цикл героического фэнтези Фрица Лейбера о Фафхрде и Сером Мышелове. Два отвязных авантюриста шатаются по магическому миру, свершая подвиги. Однако от эпических, помпезных историй про Конана байки Лейбера отличает ироническое отношение автора к героям.

Иной путь избрал Терри Брукс в цикле о магическом королевстве Заземелье. Приключения адвоката Бена Холлидея в волшебной стране, корону которой он купил по дешевке, быстро утрачивают юмористический оттенок. Однако Брукс ввел в цикл комедийных персонажей — уморительных кыш-гномов, которые вносят элемент хаоса и во многом служат двигателем сюжета.

Ироническое королевство.

А вот Клиффорд Саймак в «Заповеднике гоблинов» вовсе не стремится специально рассмешить читателя. Обаяние книги — во врожденном чувстве юмора, присущем Саймаку как человеку и писателю, которое он просто отпускает на волю.

Юмор — это наше все

Юмористическая фантастика создается, чтобы позабавить читателя, заставить его улыбнуться. Первым делом юмор, а приключения — потом. Однако настоящие Мастера не ограничиваются простым зубоскальством.

Король Терри и его царство.

Вне конкуренции — Терри Пратчетт. Со стилем у него все в порядке: любой роман можно растащить на цитаты. Вот лишь парочка фраз, взятых с одной страницы «Вещих сестричек»:

«Молния, словно неискушенный убийца, изгоняла из земли душу градом беспорядочных уколов... Ночь по беспросветности своей соперничала с убранством кошачьей утробы... В разгар этого буйного действа, подобно искорке в зрачке обезумевшего хорька, за слезящейся листвой дрока полыхнуло зарево...»

И так — во всех книгах! Остроумие Пратчетта бурлит, как водопад, а сюжеты заставят побледнеть от зависти любого маститого фантазера. И, самое главное, — Пратчетт не просто развлекает читателя, его книги ненавязчиво заставляют задуматься над серьезными проблемами. Мастером такого масштаба был только Дуглас Адамс.

Федот, да не тот!

Остальным, даже очень талантливым юмористам не удается приблизиться к абсолюту. У Де Кампа со стилем и сюжетом было все в порядке, но явно не хватало глубины. У Холта и Рэнкина немало ярких суждений, да и стиль хорош, но вот выстроить стройный сюжет — проблема. Ффорде остроумен, ироничен, сюжет на уровне — но не смешно.

Еще дальше — легион ремесленников. Иные, как Асприн, способны подняться над толпой, но их порывы выдыхаются, яркие и запоминающиеся книги сменяются унылыми поделками. И, наконец, орда посредственностей, чей рецепт до ужаса прост: берутся бородатые анекдоты, замшелые хохмочки, туалетный юморок, — и готовится дурно пахнущее блюдо для самой нетребовательной публики.

Сатирический паноптикум

Сатирическая фантастика редко бывает по-настоящему смешной. Ведь цель сатиры — разоблачение и порицание, запала на смех уже не остается.

В «Корпорации «Магия» Хайнлайн едко критикует политические и религиозные реалии Америки конца сороковых. В цикле Питера Дэвида «Рыцарь» благородный король Артур переносится в современные США, где пытается сделать политическую карьеру. Гарри Гаррисон в сериале «Билл — Герой Галактики» издевается над милитаризмом, бывший дипломат Кейт Лаумер беспощадно утюжит своих экс-коллег в историях о Ретифе... А вот «Сказку о Тройке» Стругацких оценить как следует смогут лишь жившие в те времена, когда от товарищей Вунюковых зависела наша жизнь.

Королевство кривых зеркал

Пародийная фантастика строится на осмеянии. Самые примитивные пародии (вроде «Пластилина Колец») не слишком изысканы: берется популярная книга, героям перевираются имена, и они начинают учинять всякие бесчинства. Гораздо большего остроумия требует осмеяние не событий, но идей первоисточника («Звирьмариллион» и другие пародии Алексея Свиридова).

Пародия или плагиат?

Первые романы Пратчетта о Плоском мире также пародировали многие известные произведения. Пытается песочить штампы и Джон Мур. Но самые смешные пародии — у Джеймса Бибби. Его романы о Ронане-варваре грубоваты, но временами способны вызвать громовой хохот.

Страсти по Гарри Поттеру

Юморист Майкл Гербер написал роман «Барри Троттер и Бессовестная пародия», в котором прошелся по книгам и личности Дж. К. Ролинг, а также американскому образу жизни. Ни одно крупное издательство не решилось напечатать книгу, поэтому Герберу пришлось выпустить роман за собственный счет. Юристы Ролинг собирались вчинить иск о плагиате, однако после литературоведческой экспертизы отказались от этого намерения.

Иная судьба постигла роман Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и Магический Контрабас». Когда его решили выпустить в Голландии, адвокаты Ролинг были наготове. После длительного процесса голландский суд наложил запрет на распространение книги Емеца, признав ее плагиатом. Почему?

Барри Троттер, великовозрастный неудачник с телячьими мозгами, на протяжении романа пытается помешать съемкам фильма о якобы «своих» приключениях. В романе присутствуют неполиткорректный юмор, мат и эротика. Как-то не слишком похоже на детскую книжку, а?

В романе Емеца девочка Таня Гроттер пытается раскрыть тайну смерти родителей, злобная колдунья Чума-дель-Торт жаждет ее извести, студенты Тибидохса учатся, дружат, играют в драконбол. Появились новые персонажи, есть забавные шуточки, — но для пародии этого маловато...

* * *

Юмор — одна из вечных составляющих нашей жизни, хотя восприятие смешного зависит от многого: возраста, воспитания, образования, интеллекта, окружения, даже национальных традиций. Поэтому любая комическая фантастика способна найти себе почитателей. Так тому и быть... Смейтесь побольше, друзья!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться