Google+
МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» Звёздный путь CREEPY
Версия для печатиПрофессии: Жрецы и священники в фэнтези и фантастике
Кратко о статье: Они стоят за спинами воинов и возносят руки к небу, прося богов исцелить раненых и воскресить умерших. Они служат в храмах и проповедуют истину, а если они преданы злу — повелевают мертвыми и устраивают омерзительные ритуалы. Фигуры в рясах и балахонах — непременная черта многих фантастических произведений, и именно о них мы расскажем в этом номере «МФ».

ПО ВОЛЕ НЕБЕС

ЖРЕЦЫ, СВЯЩЕННИКИ, СЕКТАНТЫ

Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам, шаманам и прочим служителям культа.

— Я сам склонен к обману и шантажу, — говорил он, — сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или церковнославянском языке. И вообще я предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Золотой теленок»

Достаточно произнести эти слова вслух, чтобы убедиться: «жрец», «жертва» и «жрать» определенно имеют одни и те же корни. Основываясь только на сходстве звучания, можно дать приблизительное определение жреца — это тот, кто возносит жертвы божеству и живет благодаря этой работе.

В земной истории жрецами чаще всего называют служителей языческий религий (политеистических — подразумевающих существование большого количества богов). Появление жрецов было бы невозможно без культа — четкого представления о том, каких действий каждый из богов желает от своей паствы. Функции жречества вовсе не ограничивались проповедями и общением с богами. Помимо отправления культа, в храмах хранили летописи, вели календарь, обучали грамоте. Жрецы ацтеков были даже по сегодняшним меркам неплохими хирургами — правда, знания анатомии они использовали для человеческих жертвоприношений.

А что в фантастике? Здесь, особенно в фэнтези, религии и их служители — это целый «культурный пласт», вскрытием которого мы сейчас и займемся.

...И тебя тоже вылечат

На первый взгляд, жрецы встречаются в фэнтези-произведениях куда реже, чем бесстрашные воители, мудрые маги и даже их «сослуживцы» паладины. И это вполне объяснимо. В фэнтезийных мирах почти всегда сильно развита магия, и чудес ждут не от священников, а от волшебников. Кроме того, жрецам необходимо наличие более-менее продуманного культа, а на протяжении первой половины 20 века скрещивать фэнтези и религию было чем-то вроде табу. Впрочем, жрецы как эпизодические персонажи появились уже на страницах «Конана», правда, в весьма неприглядной роли: служители добрых богов интриговали и паразитировали на трудовом народе, а злых — мечтали с помощью темных сил непременно захватить мир (как вариант — обесчестить очередную подругу главного героя).

Авторы фэнтезийной литературы обычно находят свой образ жреца. Например, в «Песни льда и пламени» служители культа — септоны и септы, поклоняющиеся Семерым богам. Из книг Джорджа Мартина об этих персонажах известно немного, однако, по версии ролевой «Игры престолов», они могут помогать друзьям молитвами и благословлять тех, кто тоже верит в Семерых.

В отечественном фэнтези довольно часто священники представляются отрицательными или, в крайнем случае, глубоко противоречивыми персонажами. Особенно не любит церковников Ник Перумов (вспомним хотя бы отца Этлау из Эвиала). Интересную версию предложил Алексей Пехов: в романе «Под знаком мантикоры» обряд крещения необходим церкви для того, чтобы лишить паству магических способностей. На общем фоне сильно выделяется Владимир Аренев, придумавший для романа «Паломничество жонглера» полноценную религию Зверобогов со сложной системой культа и многоступенчатой иерархией жрецов.

Несмотря на то, что жрецы есть у всех гуманоидных рас D&D, чаще всего на поиски приключений отправляются клерики людей и гномов

Переворот в образе фэнтезийного жреца совершили «Подземелья и драконы» — первая ролевая игра, предлагавшая не следить за приключениями вымышленных героев, а самим погрузиться в фантастический мир. Уже в первых изданиях Dungeons & Dragons сформировался идеальный отряд искателей приключений: воин, волшебник, плут и жрец. У каждого были свои сильные и слабые стороны, однако считалось, что плечом к плечу эти четверо героев смогут пройти огонь, воду и медные трубы. Первая и основная функция жреца (или клерика, от английского cleric) в такой партии — лечение. Изначально жрец был единственным классом, обладающим заклинаниями исцеления. В третьей редакции D&D жрецы утратили монополию на магическое врачевание, однако только им под силу воскресить погибшего товарища.

Если у вас нет знакомого жреца, воскрешение товарища влетит в копеечку.

Согласно современным правилам D&D, магия делится на волшебную (arcane) и духовную (divine). Мастера первой — волшебники, второй — жрецы. Как правило, жрец получает мистическую силу от божества, которому поклоняется (впрочем, некоторые жрецы служат не божеству, а отвлеченным идеалам), и для этого должен проводить в молитвах не меньше часа каждые сутки. Список доступных жрецу заклинаний зависит и от уровня опыта персонажа, и от особенностей его небесного покровителя. Молясь, жрец решает, какими заклинаниями ему запастись на день грядущий. Впрочем, он всегда может вместо заготовленного заклинания сотворить лечение ран — в области медицины всем прочим классам все еще далеко до клерика. Жрецы злых богов лечить не умеют, зато аналогичным образом наносят раны. Другая сфера, в которой успешно работают жрецы — это отношения с нежитью. Служители добрых культов умеют изгонять и уничтожать восставших из могил, а злые клерики — управлять ими.

В каждом мире D&D, от классического Грейхока до еще малознакомого нам Эберрона, свой пантеон богов, заслуживающий отдельного исследования. Впрочем, некоторые общие черты у божеств D&D выделить можно. В пантеонах, как правило, присутствуют «общие» боги, выражающие абстрактные идеи вроде смерти, магии, природы, войны, — а также боги-покровители отдельных разумных рас. В 99 из 100 фэнтезийных миров религии языческие, более того, допускающие возможность для смертного стать полубогом или даже полноценным небожителем.

Клерик — гроза всевозможной нежити и нечисти.

Жрец и его священный символ.

Модель жреца, предложенная создателями D&D, прижилась в фэнтезийных играх — как настольных, так и компьютерных. Сам по себе жрец — персонаж не наступательный, и один в поле не воин; играть им достаточно сложно, и потому куда чаще мы делаем своего компьютерного протеже магом, рыцарем, варваром или каком-либо другим «атакующим» классом. Роль жреца сильно возрастает в тех играх, где мы управляем отрядом героев (например, компьютерные игры по D&D), а также в многопользовательских онлайновых проектах. В последних зачастую жрецы даже не обязаны служить: например, в World of Warcraft мы видим клерика, который прекрасно умеет лечить, накладывать положительные эффекты и воскрешать, но не поклоняется никаким богам и не обязан тратить время на молитвы.

Таков канон жреца для игрового фэнтези. Здесь главная обязанность клерика — помогать своим соратникам, а религиозная составляющая уходит на второй план. Совершенно другими предстают служители культа в мистических и фантастических произведениях.

Это интересно

В толкиновском Средиземье не было ни храмов, ни жрецов. Впрочем, в «Сильмариллионе» упоминается, что жители Нуменора поклонялись Эру и жертвовали ему первые плоды. В роли святилища выступала плоская вершина горы Менельтарма, высившейся в центре острова, а обращался к божеству сам король государства.

Ужас, летящий на крыльях ночи

Во имя Ктулху! Именем его!

В средневековье искренняя вера была нормальным положением вещей. Но научно-технический прогресс и многочисленные открытия привели к кризису мировых религий, и с конца 19 века в развитых странах махровым цветом распустились оккультизм и сектантство. Разумеется, столь значительное изменение общественного сознания не могло не отразиться в фантастике — прежде всего, в жанрах мистики и городского фэнтези.

Знаки внимания Древних богов не всегда укладываются в идеал красоты.

Первопроходцем здесь был Говард Филлипс Лавкрафт. Он заявил, что совсем рядом с человечеством, только-только начавшим осваивать научно-технические костыли, дремлют древние, бессмертные и совершенно непостижимые сущности, ничуть не похожие ни на ветхозаветного Иегову, восседающего на облаке, ни на всепрощающего Иисуса. Недалек тот час, когда эти сущности проснутся и в слепом порыве не оставят камня на камне от всех людских достижений. Разумеется, даже у таких малоприятных богов есть служители — сектанты, или культисты, — которые терпеливо ждут, пока звезды придут в нужное положение, и надеются, что очнувшиеся после этого боги их вознаградят или хотя бы пощадят.

Если верить Лавкрафту, в наши дни на Земле особенно широко представлен культ Ктулху. Ему поклоняются самые разные люди во всех уголках планеты — от эскимосов до жителей Луизианских болот. Вместе с тем, культ Ктулху самый пассивный: сектанты живут ожиданием того момента, когда им надо будет открыть двери Р’лайха и впустить своего бога в этот мир. Время от времени они собираются и устраивают омерзительные ритуалы, в которых, судя по всему, участвуют не только люди.

Среди волшебников и чародеев особенно популярен Йог-Сотот. Лавкрафт не делает различия между волшебной и духовной магией: в его мире любое колдовство — проявление воли тех или иных богов. Служители Йог-Сотота получают возможность путешествовать во времени и пространстве, — а взамен открывают своему небожителю дорогу на Землю.

Типичные поклонники Хастура.

Покровитель людей творческих (и не только их) — Хастур, Тот-Кого-Нельзя-Называть. В обмен на сверхъестественные силы он лишает своих подопечных рассудка. Кроме того, бог оставляет за собой право когда угодно воплотиться в любом из своих служителей.

Желтый дом — типичный венец сектантской карьеры.

Другие почитаемые боги — Ньярлатотеп и Шуб-Ниггурат. Оба готовы поддержать поклонников как словом — заклинанием, так и делом — послав в помощь какую-нибудь неведому зверушку. Боги могут себе это позволить — в конце концов, жалкие смертные никогда не останутся в выигрыше. Редкий служитель лавкрафтовских богов умирает в постели от старости, окруженный скорбящими родственниками. Безумие и мучительная гибель — вот плата за сверхспособности.

Это интересно

В ролевой игре d20 Modern есть сеттинг городского фэнтези Urban Arcana. Фактически это вариация на тему D&D в современном антураже. Присутствует в Urban Arcana и жрец — это аколит (acolyte), почти дословная копия клерика из «Подземелий и драконов».

Маяк веры

С течением времени религии могут принимать самые причудливые формы. Например, почти через сорок тысяч лет культ Бога-Императора будет сплавлен с космическими путешествиями, высокими технологиями и экстрасенсорикой. Речь идет, разумеется, о готической вселенной Warhammer 40000.

Несмотря на далекое будущее, мир «Молота войны» далек от канонов научной фантастики. Правильнее будет определить его как космическое фэнтези — а это значит, что и здесь жрецы окажутся далеко не на последних ролях. В Империуме людей сосуществуют две основные религии: Церковь Императора Спасителя и Культ Машины — не говоря о великом множестве местных верований, от доисторических пережитков и еретических течений до открытого служения Хаосу.

Дьякон Церкви Императора Спасителя.

Согласно истории Warhammer 40000, в 31 тысячелетии нашей эры Император, безымянный человек с Марса, объединил разрозненное человечество и дал решающую битву силам Хаоса. В последнем сражении Император пал от руки предателя, но не умер. Смертельно раненое тело поместили в Золотой Трон — герметичный саркофаг, оснащенный системой жизнеобеспечения. Чтобы насытить дух вечно живущего — или вечно умирающего — Императора, организовали систему жертвоприношений, в ходе которой у жертв-экстрасенсов вытягивали психическую энергию. Подпитываемый таким образом, Император поддерживал свет Астрономикана — маяка, который служит главным ориентиром для путешествий через подпространство.

Неудивительно, что после самопожертвования Императора по всему Империуму, как грибы после дождя, стали появляться обожествлявшие его культы. В конце концов, официальной стала считаться Церковь Императора Спасителя, также известная как Министорум. Во главе ее стоит Экклезиарх, входящий в число правящих Лордов Империума. Служители Императора Спасителя проповедуют по всей галактике, занимаются миссионерством, ведут споры о том, как следует отправлять культ. Но, несомненно, самое известное подразделение Министорума — Святая Инквизиция.

Для искоренения демонов любые средства хороши.

Инквизиторы «Молота войны» мало похожи на своих средневековых тезок: это не религиозные суды, а элитные воинские части. Твердая вера необходима им, чтобы сохранить разум при встрече со смертельными врагами человечества и не поддаться ереси. Инквизиция включает в себя три ордена: Ордо Ксенос противостоит угрозам со стороны нечеловеческих рас, Ордо Маллеус специализируется на борьбе с демонами Хаоса, Ордо Херетикус следит за чистотой веры как во всем Империуме, так и внутри Министорума. Инквизиторов боятся, а следовательно, уважают. Никто не откажет Инквизитору, требующему помощи, — даже если затем он казнит помощников, потому что те увидели много лишнего.

Адепты Бога-Машины не прочь приблизиться к почитаемому образу.

Культ Машины базируется на Марсе, хотя ему принадлежит множество планет-фабрик по всей Галактике. Адепты этой религии поклоняются Богу-Машине, хотя признают и руководящую роль Императора. На техножрецах держится вся наука и промышленность Империума: безостановочно работают заводы и лаборатории, непрерывным потоком поступают на вооружение новые изобретения и открытия. Технологии «Молота войны» — причудливый симбиоз кибернетики и магических ритуалов, генетики и священных песнопений, машинерии и волшебных снадобий. Во главе культа стоят Волхвы, отвечающие каждый за свою область исследований, и Генерал-фабрикатор Марса, который также является правящим Лордом Империума.

Совершенно отдельной строкой в религиозной картине 41 тысячелетия стоят космические десантники. В каждом из этих супер-воинов течет толика крови самого Императора, поэтому им сложно считать его божественным существом. В каждом отряде десантников есть свой духовный отец — капеллан. Отправляемые капелланами культы могут отличаться от подразделения к подразделению, но в одном они схожи: Император — величайший из людей, достойный бесконечного уважения и служения, но все-таки человек.

Это интересно

Нечеловеческие расы «Вавилона-5» могут похвастаться оригинальными религиями. Минбарцы не признают богов, но верят в бессмертную душу. Вся их жизнь подчинена строгим ритуалам, а жрецы составляют одну из трех каст минбарского общества. Центавриане поклоняются полусотне богов, причем каждый представитель этой расы выбирает себе одного небесного покровителя. У нарнов существует несколько соперничающих религий.

На службе у энергетического поля

Пару лет назад ходили слухи о том, что в результате очередной переписи джедаизм был признан официальной религией: якобы его указало в графе «вероисповедание» необходимое количество опрошенных. Но это у нас на Земле, а в далекой-далекой галактике джедаи вовсе не выглядят служителями культа. Хотя, если посмотреть непредвзято, у них есть сверхъестественный источник могущества — Сила, благодаря ей они умеют проделывать невероятные вещи, и даже главное здание Ордена называется Храмом.

Далеко не все джедаи носятся по Галактике в поисках подходящих мишеней для своих световых мечей. Владение мечом — неотъемлемая, но далеко не самая важная часть тренировки тех, кто служит Силе. Большинство идет по мирному пути, и если воинов-джедаев можно сравнить с паладинами, то «гражданских» — со жрецами.

Сфера деятельности джедайского «жречества» невероятно широка. Встречаются среди джедаев непревзойденные целители и профессиональные дипломаты, одаренные преподаватели и гениальные ученые. В состав Ордена джедаев входят три весьма специфических подразделения — медицинское, исследовательское и даже сельскохозяйственное. Можете представить себе Оби-Вана Кеноби копающимся на грядке? А ведь через это прошли все падаваны. Разумеется, приснопамятный приказ 66 не пережил ни один из «гражданских» джедаев, однако в Академии Люка Скайуокера «жрецы Силы» начали возрождаться.

Были, разумеется, в далекой-далекой галактике и «ереси». Ситхи (темные джедаи), несмотря на малочисленность, тоже не ограничивали свой круг занятий мечемахательством. Известно, что у них была сильно развита генетика, также называемая ситской алхимией. А канцлер Палпатин вообще пришел к вершинам власти, ни разу не активировав световой меч. Другой известный культ Силы — Ведьмы Датомира, исповедовавшие собственный, не светлый и не темный путь.

Джедай уважает жизнь и Силу во всех проявлениях.

* * *

Точно так же, как бытие определяет сознание, облик фантастического жреца напрямую зависит от цели, поставленной его создателем. Впрочем, будь это «добрый доктор Айболит» из компьютерной игры, безумный сектант, поклоняющийся Ктулху, безжалостный Инквизитор или рассудительный джедай — каждый из них напоминает о том, что где-то в недостижимых далях, обитает существо безмерно совершенное, могущественное и всезнающее. Возможно, разочаровавшись найти этот идеал в реальной жизни, мы переносим наши поиски в вымышленные миры — и уже поэтому разнообразные служители культа, пусть и на вторых ролях, но крепко прописались в фантастике.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
ersh57
№ 1
13.08.2009, 13:27
Весьма информативная статья, хотя и поверхностная слегка. Но это и понятно, все многообразие верований в фантастических вселенных воткнуть в небольшой объем невозможно.
Spy Fox
№ 2
13.08.2009, 18:14
Очень хорошо помню эту статью. Запомнилась в основном красочным оформлением и отличными иллюстрациями. Ну и кое-какими интересными фактами о джедаях и жрецах Древних.
Bad 13
№ 3
15.01.2010, 07:22
Интересная статья, раскрыты разные стороны жрецов… В мирах фэнтези сильна аксиома каждому воздастся по вере его. Поскольку там попадается и экзотика вроде Бога-Машины… Лично я добавлю сюда кибернетического Миссию из «Периметра –Завет Императора», это электронное существо тоже считало себя проводником высших сил.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться