Google+
Сериал PLANESCAPE ТОР MARVEL HELLBOY
Версия для печатиФантастическая музыка: Фантастическая музыка. Магия ритма
Кратко о статье: Саундтреки фантастических фильмов, песни бардов, металл викингов, эпические оперы и кельтские напевы — грани фантастической музыки бесконечны, и бесчисленно количество музыкантов, работающих в этих направлениях. Предлагаем вашему вниманию первую, вводную статью, посвященную музыке в фантастике.

Магия ритма

Фантастическая музыка

Я пел о богах, и пел о героях, о звоне клинков, и кровавых битвах...

Группа «Мельница»

Эльфы и гномы, драконы и гоблины, опасные приключения и отважные герои давно обосновались в песнях множества музыкальных групп. Оставлять эту тему без внимания в журнале о фэнтези и фантастике во всех проявлениях решительно невозможно! Итак, «МФ» распахивает дверь в мир фантастической музыки. Добро пожаловать!

Первый и, возможно, главный вопрос — что же считать фэнтезийной или фантастической музыкой? Попробуем разобраться. Для начала отметем утверждение о том, что к фантастической музыке относится все, что нравится любителям фантастики. В конце концов, можно любить фантастику и сходить с ума от группы «Стрелки», но это ни на йоту не приблизит вышеназванную попсу к искомому жанру.

Теперь попробуем определиться с критериями. Фантастическая музыка должна быть... да, это сложно описать. Но очевидно, что, когда вы смотрите «Властелина колец», и дух захватывает от саундтрека к битве у Ородруина — это фантастическая музыка. Когда вы слушаете песню, в которой рассказывается о похождениях героя в иномирье, — это опять же фантастическая музыка.

Руководствуясь простым здравым смыслом, можно выделить несколько основных направлений музыки, имеющей отношение к фантастике. Одна статья не может претендовать на полное раскрытие этой обширнейшей темы, но дать вам начальное представление и помочь сориентироваться в фантастической музыке мы постараемся.

За фасадом картинки

Задолго до того, как Толкин написал свою знаменитую трилогию, а Говард придумал Конана, первые ростки фантастической музыки начали пробивать себе путь к сердцам слушателей. Уже на заре кинематографа экранизации «Дракулы» и романов Жюля Верна сопровождались определенной музыкой для создания атмосферы. Эти простенькие (по нынешним меркам) саундтреки с полным правом можно назвать прародителями одного из необъятнейших направлений современной фантастической музыки.

Джон Уильямс, пятикратный обладатель «Оскара» в номинации «Композитор».

Ныне ни один фильм не обходится без полноценного саундтрека. Порой он — всего лишь приятная добавка к визуальному ряду, незаменимая, но при этом едва заметная при просмотре фильма. Порой бывает иначе — музыкальное сопровождение фильма начинает жить собственной жизнью, практически независимой от кино, для которого оно было создано. За примерами далеко ходить не надо. Мелодии из «Звездных войн», написанные гениальным Джоном Уильямсом, знакомы всем и каждому. Музыка из «Властелина Колец» завораживает и великолепно создает атмосферу фэнтезийного Средиземья.

Потрудилась на этом поприще и знаменитая британская группа Queen, создавшая бессмертный саундтрек к фильму «Горец», который затем перекочевал в остальные фильмы и сериалы о Маклаудах. А российская группа «Уматурман» вознеслась на вершины популярности, исполнив финальную песню «Ночного дозора».

Братья Вачовски в «Матрице» доказали, что даже относительно обычную музыку можно превратить в фантастический саундтрек, грамотно сочетая ее с визуальным рядом. В творчестве одного из авторов саундтрека, Мэрлина Мэнсона, фантастика, прямо скажем — далеко не главная тема. Но эти тяжелые, брутальные мелодии как нельзя лучше подходят для передачи атмосферы как Матрицы, в которой возможно все, так и мрачной постапокалиптичной реальности.

The Bard’s Tale: хочешь быть бардом — учись петь!

Музыкальные темы из компьютерных игр пока пользуются несколько меньшей популярностью, но и среди них встречаются потрясающие образцы, вполне заслуживающие признания сами по себе. Это особенно заметно во многих играх по мотивам «Звездных войн» или в ролевых — Baldur’ s Gate или Fallout.

Саундтреки к «Ковбою Бибопу» — ядерная смесь джаза, блюза и современного японского рока.

Особо стоит отметить звуковое сопровождение аниме. Сложно найти знаменитое аниме, саундтрек которого не был бы выполнен на высочайшем уровне. Непривычность японских мелодий для западных слушателей только добавляет этой музыке фантастичности. Порой именно благодаря отличному саундтреку сериалы находят дорожку к сердцам слушателей. Например, музыка из «Хеллсинга» или «Ковбоя Бибопа» давно уже живет собственной жизнью. Даже люди, от аниме далекие, могут похвастать парой-тройкой композиций из этих сериалов, давно и прочно вошедших в коллекцию любимой музыки.

Саундтрек для романа

Второе направление фантастической музыки зародилось на волне популярности фэнтезийной литературы. По мотивам любимых книг слагали стихи и музыку сотни, если не тысячи людей. К сожалению (или к счастью?), широкой известностью пользуются далеко не все такие песни. Барды-любители, даже те из них, кто обладает музыкальным образованием, слухом и голосом, по большей части пользуются известностью в узких кругах.

Песни бардов вечны, если верить группе Blind Guardian.

Вряд ли ошибусь, сказав, что бесспорным лидером по числу «музыкализаций» его книг остается Толкин. Из десятков коллективов, бравших за основу его книги, пожалуй, самый известный — немецкая группа Blind Guardian. Некоторое время даже обсуждалось их участие в саундтреке для кинотрилогии Джексона, но затея по неведомым причинам провалилась.

Обложка альбома Nightfall in Middle-Earth.

Одним из лучших альбомов этой группы по праву считается Nightfall in Middle- Earth. Чуть ли не половина вошедших сюда композиций пересказывает разные события «Сильмариллиона». Кроме того, в творчестве группы нашли свое отражение и другие фантастические миры: у коллектива есть песни, посвященные «Дюне», королю Артуру и «Саге о Копье». Тяжелый металл в сочетании с хорошим, сильным вокалом и небанальными текстами принесли Blind Guardian мировую известность.

В России по мотивам того же «Сильмариллиона», вернее, главы о похождениях Берена, не так давно поставлен мюзикл «Финрод-зонг», созданный рок-орденом «Тампль». Хотя откровенно эстрадный стиль музыки и простенькие тексты портят впечатление от проекта, он все же смог завоевать определенную известность.

Не остался обделенным и популярнейший фэнтези-цикл последних лет — «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина. Относительно недавно возникла группа Winterfell (по названию одного из замков в «Песни»), которая с разрешения автора пишет песни о мире Вестероса. Мрачные композиции вполне соответствуют атмосфере мира-первоисточника.

К сожалению, работа «по мотивам» того или иного произведения практически всегда загоняет музыкантов в весьма узкие рамки, что в итоге делает их творчество интересным только поклонникам соответствующей литературы.

По стопам скальдов

Ограничиваться переложением чужих литературных достижений на язык музыки многие не пожелали, да и создать нечто оригинальное все-таки почетнее, чем «паразитировать», пусть даже талантливо, на чужом творчестве.

Rhapsody в полном составе: Алекс Стараполи, Лука Турилли, Фабио Лионе, Патрис Гверс.

Неоспоримое лидерство в плане творения собственных даже не историй, а полноценных фэнтезийных саг по праву принадлежит итальянской группе Rhapsody. Большая часть творчества этого коллектива посвящена «Хроникам Агалорда», придуманным одним из основателей группы, гитаристом Лукой Турилли. Стоит отметить, что «Хроники» получились весьма внушительными по размеру. Развитию сюжета посвящены четыре полноценных альбома и еще один мини-альбом — в сумме почти пятьдесят композиций, несколько часов великолепной музыки. Это более-менее традиционная фэнтезийная история о борьбе со злом, поисках артефактов, масштабных войнах, предательстве и самопожертвовании, но потрясающее музыкальное воплощение мгновенно заставляет забыть о банальности сюжета.

Кристофер Ли на обложке альбома группы Rhapsody.

В последнем альбоме Rhapsody, начинающем новую фэнтезийную историю, одним из чтецов художественного текста стал сам Кристофер Ли. Этот факт добавил достоинств и без того отличному альбому под названием Symphony of the Enchanted Lands II.

Параллельно Лука занимается сольным проектом, в котором отходит от фэнтезийной тематики и рассказывает уже новую, на этот раз фантастическую историю. В ней сочетаются лучшие стороны металла с элементами классической музыки, плюс добавлены оригинальные находки — вплоть до звучания гармошки.

Обложка первой части потрясающей «металлической оперы» Avantasia.

В схожем направлении работали и создатели проекта Avantasia — крайне амбициозной и не менее грандиозной задумки Тобиаса Саммета, солиста немецкой группы E dguy. По жанру проект можно назвать фэнтезийной металлической оперой, хотя сам автор предпочитает наименование «эпическая поэма». Тобиас собрал для воплощения оперы-мечты многих музыкантов, считающихся лучшими в стиле металл. Результатом их работы стали два прекрасных альбома. Мелодичная и величественная музыка, несколько совершенно разных вокалистов, красивые тексты и яркий эпический сюжет — проект однозначно можно считать удачным.

Около года назад подобная металлическая опера появилась и в нашей стране. Ее инициатором стала группа «Эпидемия», в проекте приняли участие многие известные музыканты. Все треки альбома «Эльфийская рукопись» объединены единым сюжетом, повествующем о борьбе с очередным злым властелином.

Участники группы «Эпидемия».

Выход альбома сопровождался красочными концертами, во время которых проводились костюмированные постановки, призванные создать атмосферу фэнтези. Выход «Рукописи», несмотря на некоторые недостатки музыки и стихов, можно назвать событием в российской тяжелой музыке. И оно дает надежду, что фэнтезийный металл сможет найти себе нишу и в нашей стране.

В целом фэнтези-металл можно охарактеризовать как величественную, мелодичную и потрясающе атмосферную музыку. Кровь начинает быстрее струиться по жилам, в голове проносятся образы сказочных земель, великие сражения и подвиги.

Возвращаясь к истокам

Как известно, жанр фэнтези не родился на пустом месте — среди его истоков как исторические события, так и мифы, созданные нашими предками. Нет ничего удивительного в том, что основанное на таком же фундаменте музыкальное направление имеет весьма тесную связь с фэнтези.

Множество музыкальных коллективов в наши дни возвращается к подзабытым мотивам прошлого. За основу берется музыка, которую могли исполнять ряженые на средневековых ярмарках — или викинги за кружкой пива. Мотивы средневековой музыки часто появляются и в творчестве тех групп, о которых речь шла выше, но в них они — лишь добавка, а не главное блюдо.

Музыкальное направление фолк, название которого совершенно очевидно произошло от слова фольклор, остается, что называется, «широко известно в узких кругах». В формат музыкального теле- и радиовещания оно никак не вписывается, но все же развито достаточно сильно, и с полным правом может быть отнесено к фэнтезийной музыке. В стихах фолковых коллективов драконы и ведьмы, рыцари и черти — частые гости, а темы песен созвучны с идеями фэнтезийных романов, воспевающих честь, благородство и отвагу.

Пожалуй, наибольшей известностью среди множества подвидов этники пользуется кельтская музыка. А поскольку корни многих фэнтезийных циклов тянутся как раз к кельтской мифологии, эта музыка может органично сочетаться с множеством фэнтезийных сюжетов.

Металл в стиле викингов: группа Ensiferium.

Вторым значительным направлением можно назвать «металл викингов». Из наиболее известных групп, работающих в данном направлении, отметим Ensiferum. Нордические мотивы плюс тяжелый металл — и в нашем воображении сами по себе возникают картины с участием могучих воителей и прекрасных валькирий.

В России признанным лидером фолковой музыки можно назвать группу «Мельница», солистка которой, Хелависа, начинала как бард и ролевик. «Мельница» исполняет не «чистый» фолк, в ее музыке есть элементы металла, рока и других жанров. Но, несмотря на это, волшебство не покидает ни музыку, ни стихи группы.

Хотя коллективов, исполняющих фолковую музыку, в России достаточно много, пока лишь «Мельнице» удалось добиться более-менее широкого признания (не без помощи Ника Перумова). Впрочем, известность принесла группе и некоторые проблемы — многие старые поклонники утверждают, что она «опопсела» и давно уже не та, что была прежде.

Выступает группа «Мельница».

В круговерти направлений

Хотя именно металл и фолк имеют наибольшее число пересечений с жанрами, о которых рассказывает наш журнал, порой вездесущей фантастике удается просочиться и в другие направления музыки. Скажем, в творчестве такой нефантастичной, на первой взгляд, группы, как «Ария», то и дело проглядывают знакомые нам мотивы. Особенно это стало заметно в последние годы, после раскола коллектива. Чуть ли не половина песен первого альбома группы «Кипелов», организованной бывшими музыкантами «Арии», напрямую связана с фантастикой. Достаточно прочитать названия, чтобы убедиться в этом: «Пророк», «Матричный Бог», «Призрачный взвод»...

Если вспомнить похождения Антона Городецкого, то обязательно всплывут в памяти песни, которые слушал знаменитый Иной. А ведь их авторами были совсем уж нефантастичные коллективы вроде «Сплина» или «Пикника». Но и такая музыка может отлично сочетаться с фантастикой.

Готическая музыка почти идеально подойдет любителям мистики, а панк-рок по внутреннему содержанию может быть весьма схож с техногенной фантастикой. Подобных примеров множество: фантастику можно найти почти во всех жанрах, кроме разве что эстрадной музыки, которая рассчитана на самую массовую аудиторию.

От автора «Эльфийской рукописи»

Лидер группы «Эпидемия» Юрий Мелисов — инициатор создания металлической оперы «Эльфийская рукопись», один из тех, кто стоял у истоков фэнтезийной музыки в России. Специально для нашего журнала Юрий ответил на несколько вопросов, связанных с фантастической музыкой.

Львиная доля музыкальных групп, связанных с фэнтези, исполняют металл. Как вы считаете, что позволяет фэнтези и металлу столь хорошо сочетаться между собой?

Символ коллектива «Эпидемия».

Тут параллели на уровне восприятия. Если разбирать по деталям, можно выделить основные аспекты. К примеру, персонажи многих произведений фэнтези визуально ассоциируются с образом «правильного» металлиста — кожаная одежда, длинные волосы, амулеты. К тому же, металлическая музыка никогда не была и не станет массовой культурой, это достаточно элитарное направление. Фэнтези тоже можно назвать литературой для определенного круга людей, отличающихся способностью абстрагироваться от реалий, быстро учиться воспринимать новые миры и их особенности. И фэнтези, и металлу присуща некая внутренняя красота, не попсовая слащавость, а внутреннее благородство и идеализм.

Как вы считаете, какое будущее ждет в нашей стране фантастику и фэнтези, в частности, в музыке?

Не могу предсказывать, только хочу выразить надежду, что у этого стиля большое будущее. Существует множество групп, охватывающих этот жанр, и не вижу причины, по которой интерес к сказочным мирам может угаснуть.

Многие люди не любят фэнтези. Они не понимают, как можно петь про драконов и могучих героев, которых нет в жизни. Что бы вы могли сказать этим людям?

Им бесполезно что-либо говорить. Хотя, скорее всего, они даже не пытались вникнуть в эти жанры. Видимо, им нравится, чтоб в песнях было то же самое, что в повседневной жизни. Лично для меня это скучно.

* * *

На этом позвольте завершить краткий экскурс в почти необъятный мир фантастической музыки. Мы постарались осветить все основные направления и отметить творчество самых известных коллективов. Но тема эта настолько обширна, что, без всякого сомнения, «Мир фантастики» еще не раз вернется к ней.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
14.08.2009, 02:24
Теперь связано с темой на форуме.
Потполкин
№ 2
14.08.2009, 02:45
я давно читал эту статью.
Скрытый текст - из интервью с Мелисовым::
К тому же, металлическая музыка никогда не была и не станет массовой культурой, это достаточно элитарное направление.

ржал, как конь! Хотя, что тут ржать, тут плакать надо....
Грендель
№ 3
14.08.2009, 11:32
Цитата:
К тому же, металлическая музыка никогда не была и не станет массовой культурой, это достаточно элитарное направление.
Ооо, черт, как я такое упустил!
Eol Hedryon
№ 4
14.08.2009, 16:12
по теме - очень много опечаток, связанных хотя бы с группой Rhapsody. от "Луки" Турилли до Хроник А(Л)галорда.. Печально, мечталось, что макаронников-то можно написать грамотно:) Хотя опечатка - бич современного книгопечатанья да и журнал не специализирован на музыке. ))
Robin Pack
№ 5
14.08.2009, 16:48
Цитата:
"Луки" Турилли
Его именно так и зовут.
А вот басиста правильнее транскрибировать как Герс, ибо француз.

Последний раз редактировалось Robin Pack; 19.08.2009 в 21:37.
radar380
№ 6
29.09.2009, 13:22
Станно и не слово про электронную музыку(((
Robin Pack
№ 7
29.09.2009, 18:01
Цитата:
Станно и не слово про электронную музыку(((
Шерше ля сайт!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться