Google+
Обмен разумов с Робертом Шекли РУССКИЙ СТИМПАНК Современники. Нил Гейман Звёздный путь
Версия для печатиИнтервью: Майк Резник, писатель
Кратко о статье: Резник — один из лидеров современной американской НФ, автор более чем 80 романов, лауреат «Хьюго» и «Небьюлы». Дмитрий Тарабанов беседует с писателем о самых разных сторонах его творчества.

САФАРИ ЗВЕЗДНОГО ЭЗОПА

БЕСЕДА С МАЙКОМ РЕЗНИКОМ

Сегодня в гостях у «МФ» один из самых плодовитых и талантливых американских фантастов Майк Резник. Автор более чем 80 фантастических романов, создатель необъятной авторской вселенной и превосходный рассказчик, удостоенный премий «Хьюго» и «Небьюла». Собственное авторское кредо Резник формулирует так: «Я баснописец и пишу о взрослой вселенной, герои в которой отвечают за свои поступки, и каждый их поступок влечет за собой последствия».

«Книга понравилась всем!»

Вопрос традиционный — как вы начали писать?

Еще подростком я написал романы цикла «Ганимед», и когда они вышли, даже я смог увидеть, насколько далеки они от совершенства. Поэтому я решил сначала хорошенько изучить писательское ремесло, а уже потом обратиться к фантастике. Так уж случилось, что в это время — шестидесятые-семидесятые — самым быстрым и легким способом подзаработать была эротическая литература. Ее писал я, ее писал Роберт Сильверберг, Барри Мальцберг, даже Мэрион Зиммер Бредли! Я этим ничуть не гордился — и уж тем более не заботился о том, чтобы кто-то, кроме парня, который выписывал мне чеки, знал настоящее имя человека, скрывавшегося под псевдонимами.

Каким романом ознаменовался второй приход Майка Резника в фантастику?

«Пожирателем душ», его я написал в 1981 году. Самому мне роман показался довольно хорошим образчиком НФ, но что меня впрямь удивило, так это критические отзывы: книга понравилась всем! Журнал «Аналог» назвал ее «произведением искусства», а «Обзор научной фантастики» — «самой чертовски хорошей историей любви из всех, когда-либо изданных». Такие отзывы всерьез поспособствовали моему успеху.

Как произошло, что вы решили писать книги об одном и том же мире? Когда в вашей авторской галактике нарисовалась Внутренняя Граница?

Вместе с «Пожирателем душ» я продал моему редактору Шейле Гилберт и вторую книжку — «Право по рождению: Книга Человека», которая охватывала всю историю человеческой расы, начиная с первого межзвездного полета и заканчивая ее полным исчезновением 17 тысяч лет спустя. Шейла тогда спросила: не смог бы я внести в «Пожирателя душ» несколько небольших изменений, чтобы его удалось поместить во вселенную «Права по рождению». Я не смог ей отказать. Позже она попросила сделать то же самое с несколькими последующими книжками. Со временем я стал работать на другие издательства — и все они желали, чтобы действие романов разворачивалось во вселенной «Права по рождению». Так, книга за книгой, вселенная эта выросла до размеров пары миллионов планет, 5 долгоиграющих общественных строев и 17 тысячелетий.

Вселенная «Права по рождению», описанная Резником в цикле о Внутренней Границе, действительно потрясает воображение. В одном из ближайших номеров «Мир фантастики» познакомит своих читателей с ней поближе, а пока предоставим слово самому писателю...

«Они все — мои дети»

Как удается не заблудиться в собственной вселенной?

Знаете, раньше я составлял списки тех планет и рас, которые появлялись в романах. Но со временем делать это стало сложнее. Мне как-то сказали, что есть один писатель, который систематизирует сведения из произведений о Внутренней Границе. Ему не позавидуешь... У меня в активе 25 романов и два десятка рассказов, и я не сомневаюсь, что несоответствий там предостаточно. И сейчас, и в будущем я буду получать письмо от фэна с замечанием: «Хэй, Майк! Ты в Книге А сказал, что эта планета — типа газовый гигант, а спустя 15 лет в Книге Б у тебя на ней здравствует цивилизация. Как это произошло?». Единственный ответ, который я могу на это дать: «Если вам понравилась книга, то — какие проблемы?».

В романе «Прорицательница» Кремниевый Малыш стал первым, кто имплантировал в свой мозг микрочипы. В вашей вселенной не было киберпанка — или там просто отсутствует прогресс?

Я создаю мифы и сказки, и мне кажется, что в недюжинных персонажей проще поверить там, где технологии довольно примитивны. В тех малонаселенных мирах, которые прогресс обегает десятой орбитой.

В ваших романах редко встретишь галактические баталии в духе Эдгара «Дока» Смита и Эдмонда Гамильтона. Если кто чего и не поделит, то недоразумения решат полюбовно — с помощью наемных убийц, охотников за головами и частных детективов. Почему так?

Я никогда не был на войне и не заканчивал военной академии, а мои интересы в военной науке и технике мизерны — так с какой мне стати писать о том, что меня не интересует? Другое дело — с жанром детектива. Несколько раз я использовал детективное обрамление, но только как средство закрутить сюжет. Поиск убийцы в этих книгах никогда не был основной задачей. К примеру, «Вальпургия III» рассказывает о сущности зла, а «Эрос в зените» — о результате действий, которые кажутся справедливыми и человечными (арест массового убийцы), а на самом деле далеко отстоят от морали.

Кто из ваших персонажей вам больше всех нравится?

Трудно сказать. Они все — мои дети. Но если мне придется выбирать, я, пожалуй, остановлюсь на Бейкере Катастрофа из «Аванпоста», потому что люблю писать с юмором, а этот персонаж поднимает мне настроение.

Впрочем, многотомная «история будущего» пусть и самое впечатляющее, но далеко не единственное произведение Майка Резника. Его сильно интересует Черный континент, он создал новеллизацию Tomb Raider, а его рассказы многие ставят даже выше романов.

«Моя работа — писать книги»

Почему именно Африка? Самый фантастический материк?

К своим произведениям об Африке, будущей ли, прошлой, параллельной — в том числе и к «Слону Килиманджаро» — я отношусь по-особому тепло. Африка — красивый, пленительный и очень чуждый белым людям континент, который, ко всему прочему, предлагает 51 наглядный и четкий пример последствий колонизации как для коренного населения, так и для самих колонистов. Все это сулит бесконечное число идей для научно-фантастических рассказов.

Компьютеры во вселенной «Права по рождению», говорливые и всезнающие, иногда выглядят еще живее людей. У вас большой опыт работы с ПК?

Я пишу на компьютере уже 23 года, но знаю о компьютерах меньше, чем 90% людей, пользующихся интернетом. Меня очень радует, что компьютеры выглядят убедительно в моих произведениях, потому что я почти ничего о них не знаю.

Помимо многотомного цикла о Внутренней Границе, рассказов об Африке и фэнтези-романа «По следу единорога», у вас в библиографии маячит новеллизация игры «Расхитительница гробниц»! Вы частенько играете на компьютере?

Нет, я никогда ни во что не играл. Ни разу. А книгу про Лару Крофт «Расхитительница гробниц: Амулет силы» я написал по той причине, что задолжал по старому контракту издательству роман — и именно роман «по требованию». До сих пор я ни в игру не играл, ни фильм не смотрел. Роман было забавно писать, потому что действие этой приключенческой сказки разворачивалось в Африке. А так вышло, что я побывал почти во всех африканских и французских отелях, лагерях, ресторанах, сафари-парках, аэропортах из тех, что изображены в книге.

Возможно, скоро мы увидим фильмы «Сантьяго», «Вдоводел» и «Стальные слезы» (по рассказу «Роботы не плачут»), которые сейчас находятся на разных стадиях готовности. Чего бы вы больше желали в них видеть — отличной актерской игры или дорогих визуальных эффектов?

Премьера «Стальных слез» состоялась на одном из конвентов. Что касается остальных фильмов, я не имею ни малейшего понятия, когда они появятся в мировых кинотеатрах. Мне заплатили за сценарии к ним, и это все, что я могу на сегодняшний момент сказать. Что же касается дилеммы... Лично меня не заботят визуальные эффекты: если история не цепляет, если тебе безразличны судьбы героев, разве спецэффекты смогут привнести что-то положительное?

Романы «Права по рождению» не получили ни одной уважаемой премии фантастики. Зато рассказы, повести и новеллы регулярно приносят своему создателю «Хьюго» и «Небьюлу». Любовь к малой форме появилась сравнительно недавно?

До 1986 года меня никогда не прельщали рассказы. Кажется, к тому моменту я продал всего 7 или 8 рассказов. Потом я стал замечать, что работаю над ними все с большим наслаждением, и когда в 1987 году я написал «Киринягу», вдруг ощутил, что могу сделать важную работу в малой форме. С тех пор я пишу новеллы и повести всякий раз, когда подворачивается свободная минутка. Так с 1986 года я продал около 175 рассказов. Какой же из них мой лучший? Пожалуй, «Семь видов на Олдувайское ущелье», «Как я прикоснулся к небу», «43 династии Антареса», «Слон на Нептуне», «Прогулки с моими кошками» и «Принцесса Земли». Но я уверен, что у моих читателей иные предпочтения.

На русском языке вышла только половина цикла о Внутренней Границе. Порадуют ли нас новыми изданиями?

Это зависит от моих американских и российских литературных агентов. Моя работа — писать книги, а их — эти книги продавать. Но я, несомненно, надеюсь, что они выйдут в России в скором времени.

Мы невзначай спросили Майка сколько еще книг о своей вселенной он напишет, прежде чем остановится? На что он ответил: «Остановиться?! А разве писатель когда-нибудь останавливается? Да я умру с сотнями так и не рассказанных историй!».

Досье: Майк Резник

Майк Резник — автор более 280 романов, приблизительно 80 из которых — научная фантастика. Его рассказы и повести не раз номинировались на престижные литературные премии фантастики и получали их (единожды — «Небьюлу», и пять раз — «Хьюго»). В 1988 году Майк Резник выступил составителем межавторского сборника рассказов. С тех пор он издал более 30 антологий и дважды удостоился премии «Хьюго» как лучший составитель. Майк Резник и его жена Кэрол — заядлые охотники до сафари, изъездившие Африку вдоль и поперек. Официальная интернет-страница писателя — fortunecity.com/tattooine/farmer/2.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться