Google+
Фрэнк Миллер 5HORRORGAMES Космическая музыка Фантастические профессии. Друиды
Версия для печатиКниги номера (апрель 2004)
Кратко о статье: Рецензии на наиболее яркие фантастические и фэнтези-книги, вышедшие в последнее время. Г.Л. Олди “Песни Петера Сьлядека”, С. Лукьяненко. “Сумеречный дозор” и др.     
Книги месяца

   
Предлагаем впечатления наших авторов о наиболее интересных книгах в жанре фантастики и фэнтези, выпущенных отечественными издательствами за последнее время.

    Жизнь Петера Сьлядека
   
Генри Лайон Олди. Песни Петера Сьлядека
    Роман — М.: Эксмо, 2004 — серия “Триумвират” — 544 стр. — 12100 экз.
   
“Песни Петера Сьлядека” — первая книга в серии “Триумвират”, пришедшей на смену “Нити времен”. Название говорит само за себя: в этой серии будут печататься только три автора (из них, правда, два писательских дуэта) — Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко и Генри Лайон Олди. Не могу не отметить, насколько качественно сделана эта книга с точки зрения полиграфии. Оригинальный дизайн, частичное лакирование, стилизованные портреты авторов на задней стороне обложки. Такое издание и в руках держать приятно, и на полку поставить не стыдно.
25 Kb
    Главный герой книги, Петер Сьлядек — лютнист, путешествующий по дорогам Европы эпохи Возрождения. Впрочем, Возрождения весьма условного — маги и джинны, упыри и бесы в этом мире действительно существуют и действительно обладают сверхъестественной силой. Но самое удивительное создание тут, безусловно, сам Сьлядек. Песни Петера заставляют встречных-поперечных раскрывать перед лютнистом душу, выкладывать самое сокровенное. Монах беседует с ним о равновесии между грехом и святостью, купец — о том, сколько стоит совесть, непутевый бурсак — о виевых снах...
    Пестрые, непохожие друг на друга, эти истории постепенно складываются в звучную симфонию, имя которой — жизнь Петера Сьлядека. И даже Смерть не может удержаться от искушения поведать бродяге историю, а затем отпустить его на все четыре стороны...
    Тема равновесия и симметрии проходит красной нитью через все новеллы цикла. Банальная истина: чтобы обрести что-то, необходимо от чего-то отказаться. Тот, кто приносит счастье другим, сам обречен на вечные терзания. Тот, кто мечтает стать величайшим воином, рискует получить поражение от руки калеки. И так далее — авторы предлагают нам самые причудливые вариации на эту тему.
    С фантазией у Олди все в порядке: при иных условиях каждый из дюжины рассказов мог бы с легкостью разрастись до размеров романа — только надо ли? На мой взгляд, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский нашли оптимальную форму для воплощения подобных сюжетов. Нашли не сегодня: в новой книге они всего лишь возвращаются к жанру, с которого начинали свой творческий путь.
    Именно из новелл состояли некоторые вещи цикла “Бездна голодных глаз”, появившиеся в первой половине девяностых. Каждый рассказ из “Песен Петера Сьлядека” имеет самостоятельный сюжет и вполне может быть прочитан как отдельное произведение. Недаром многие из них уже публиковались в различных журналах и сборниках. Парадоксальные истории с неожиданными концовками удаются Олди не хуже, чем эпические романы. А может, даже лучше — тут уж выбор за вами, дорогой читатель.
    Василий Владимирский

    Сюжет — 10
    Мир — 9
    Персонажи — 10
   
Стиль — 10
    Качество издания — 10
   
ОЦЕНКА “МФ”: 10

   
Нет, я не Байрон, я — Иной...
   
Сергей Лукьяненко. Сумеречный дозор
    Роман. — М.: АСТ, 2004 — серия “Звездный лабиринт” — 448 стр. — 30000 экз.
   
Не успел “Сумеречный Дозор” Сергея Лукьяненко выйти отдельной книгой, как сразу превратился в большую редкость. На прилавках остались только толстые тысячестраничные томики, содержащие всю “дозоровскую” трилогию. Зато таковых издательство “АСТ” выпустило как минимум три вида. В том числе один — в серии “Библиотека мировой фантастики”. Читатели морщатся, затягивают пояса, но покупают. Книгоиздатели знали, на что шли — Лукьяненко будут покупать всегда.
    Прошло около трех лет с кануна двухтысячного года — точки конца “Дневного Дозора”. Антон Городецкий и Светлана Назарова — счастливые родители маленькой Надюшки, которой предназначено стать Самой-Великой-Светлой-Волшебницей. О детях и о том, кем им предназначено стать, и пойдет речь в книге. Неприятности начинаются с письма, написанного в лучших традициях детектива, — буквами, вырезанными из газет, главам Дозоров и Инквизиции сообщается о том, что некто собирается превратить обычного человека в Иного. Проблема в том, что подобная операция — не считая, разумеется, вампиров и оборотней — вещь фантастическая даже в мире Лукьяненко. Нельзя человека Иным сделать — и баста, а книга Фуаран, в которой данный процесс описывается, попросту не существует. И тем не менее...
    Дозоры признают дело достаточно важным, чтобы заключить временное перемирие, и проводят совместное расследование. Со стороны Светлых — Антон, со стороны Темных — его старый знакомый вампир Костя, со стороны Инквизиции — пражский гость Витезслав. Временный альянс, как и все временное, продержится до конца книги — события будут становиться все любопытственнее и любопытственнее. Обнаружится старый и забытый сын Гесера, из человека непонятно как ставший Иным. В подмосковных лесах проснется древняя ведьма Арина, в чьей избушке найдется единственный экземпляр самого настоящего Фуарана. Главный злодей выкрадет книгу и отправится с ней в космос, чтобы всех людей на Земле сделать Иными, чтобы никому обидно не было... Но все Иные Земли ему этого не позволят.
    Очередная угроза миру отведена, Ночной Дозор пополнился магами, Антон стал Великим волшебником и так и не ушел в Инквизицию... А что в сухом остатке? Иные — Светлые ли, Темные ли — паразиты, их Сила заемная, они не могут существовать без людей. Если все станут Иными, Иных не останется. Счастья для всех не бывает, и Светлый с Темным куда ближе друг другу, нежели Иной и человек. И — “Данный текст безразличен делу Света. Данный текст безразличен делу Тьмы” в эпиграфе.
    Третий (подозреваю, что не завершающий, хотя на мой взгляд, самое время поставить точку) роман “дозоровского” цикла, в отличие от первых двух, более тяготеет к мистическому детективу, чем к боевику. Последняя часть вообще вызывает в памяти “Убийство в Восточном экспрессе” Агаты Кристи. “Сумеречный Дозор” — книга Сергея Лукьяненко, и в этом большинство ее плюсов и большинство ее минусов. Несмотря на то, что местами стиль и внутренняя логичность персонажей оставляют желать лучшего (а кто безгрешен?), книга читается на одном дыхании и оставляет после себя самые положительные впечатления. Лучший роман “дозоровской” серии — после которого и ждешь, и
не ждешь достойного продолжения.
    Петр Тюленев

    Сюжет — 9
    Мир — 10
    Персонажи — 8
    Стиль — 9
    Качество издания — 8
   
ОЦЕНКА “МФ”: 9

   
Игра продолжается
   
Ник Перумов. Война Мага, том 2. Миттельшпиль
    Роман. — М.: Эксмо, 2004 — цикл “Хранитель Мечей” (книга 4) — 544 стр. — 170100 экз.
   
Спустя почти год после выхода первого тома “Войны Мага” на полках книжных магазинов появилась вторая часть этой масштабной книги, одной из самых ожидаемых в российском фэнтези. История подходит к концу, долгожданный финал похождений некроманта Фесса уже не за горами.
    “Миттельшпиль” оказался одной из самых масштабных и внушительных книг Перумова. Уступает она в эпичности, пожалуй, разве что “Гибели Богов”. Вызывает неподдельное восхищение то, с каким мастерством удалось автору на сравнительно небольшом количестве страниц уместить такое огромное
34 Kb
количество персонажей, сюжетных линий, битв и интриг.
    Фесс вступает в противостояние с сильнейшим Темным магом Эвиала, идет по следу мечей Клара Хюммель, маги Эвиала пытаются остановить инквизитора Этлау, обладающего неимоверной силой. Плетет сеть интриг хитроумный Архимаг Игнациус, а Император восстанавливает свое потонувшее в крови государство, не считаясь ни с какими препятствиями. И за всем за этим мы наблюдаем противоборство высших сил Упорядоченного: Неназываемого, Дальних, Хаоса, Падших и Новых Богов. Полем битвы стали Эвиал и Мельин.
    Во втором томе “Войны Мага” есть практически все, чего может пожелать поклонник фэнтези. Сражения армий и магические поединки, проработанные образы персонажей и сложные повороты сюжета. Ну и, конечно, загадки, тайны. Куда же без них? На многие вопросы предыдущих книг цикла мы, наконец, получили ответы: о мечах, спрятанных Фессом, о Сфайрате и Кларе, о Храме Океанов... Некоторые из ответов внимательному читателю придется искать между строк.
    Нельзя не сказать об оформлении. Это лучшая по качеству иллюстраций книга Ника. И дело даже не в том, что рисунки красивы. Они передают неповторимую атмосферу, созданную писателем.
    Конечно, текст не лишен недостатков: порой автор начинает повторяться (что неудивительно для очередного продолжения старой саги), не все сюжетные линии читаются с одинаковым интересом. Но это не мешает наслаждаться хорошей книгой — поклонникам творчества Ника от “Миттельшпиля” невозможно оторваться. Перумову удалось создать более чем достойное продолжение “Хранителя Мечей” и заставить затянутый сериал заиграть новыми красками. Как всегда, “Миттельшпиль” обрывается на самом интересном моменте. А третий том придется ждать долго...
    Дмитрий Злотницкий

    Сюжет — 9
    Мир — 8
    Персонажи — 10
    Стиль — 8
    Качество издания — 9
   
ОЦЕНКА “МФ”: 9

    Перо истинного Творца
   
Роджер Желязны. Ночь в одиноком октябре
    Роман. — М.: Эксмо, 2004 — серия “Стальная Крыса” — 10000 экз.
   
В каждом жанре существует своя классика. И почти у каждого классика, кроме произведений, за которые его возвели в этот ранг, есть что-то, что написано “по итогам”.
Что является отчасти синтезом всего освоенного за долгую писательскую практику, отчасти данью пройденному пути. Обычно эти произведения незаметны широкой публике и держатся в тени общеизвестных колоссов.
    У классика американской фантастики Роджера Желязны таким романом является “Ночь в одиноком октябре” (или, иначе, — “Ночь в тоскливом октябре”). Написанная на исходе творческой карьеры, эта вещь сочетает в себе черты как фэнтези, так и традиционной НФ. Она, пожалуй, является одним из лучших образцов фантастики девяностых — вот так, спокойно и не бросаясь в глаза.
    Немногословно и просто, словами умного и дельного пса Нюха, описаны события особого Хэллоуина, который бывает раз в столетье, описан таинственный старый праздник, превратившийся в противостояние древнейших мировых сил. Пес помогает Тому-Самому-Джеку. Под которым подразумевается и Джек-
24 Kb
Потрошитель, и Джек-из-Тени самого Желязны, и Джек — герой английского фольклора, и Джек-легенда — вечноживущий Каин, бродящий по миру для искупления и всегда стоящий на одной и той же стороне. Это нелегкое служение, но пес не бросит своего хозяина, как не оставил Понтия Пилата его преданный римский пес.
    Мир, представленный в этом романе Желязны, сочетает манящие и загадочные мотивы Мэри Шелли, Эдгара По, Рэя Брэдбери, Брэма Стокера и Артура Конан-Дойля. Он суммирует едва ли не половину английской готической и фантастической традиции. Автор контрапунктом проводит сквозь сюжет образы, созданные коллегами, и находит общее для каждого и всех вместе.
    Шерлок Холмс и лавкрафтовские древние чудовища, Граф Дракула и Франкенштейн органично и естественно соседствуют друг с другом в туманном холодеющем Октябре. Роман гораздо содержательнее “Лиги Выдающихся Джентльменов”, экранизированной недавно. Фильм близок по форме роману Желязны, но в нем “героический” симбиоз не настолько привлекателен. Известные каждому из нас герои, пришедшие из легенды в сумрак лондонской окраины, чтобы бороться за образ мира в переломный момент. Изменится мир или останется таким, как прежде. Чья истина окажется более стойкой — порождений Тьмы и Света, молодой ведьмы, воинствующего священника или просто людей, живущих под небом? А может быть, Нюха с Серой Метелкой и древнего-древнего отца всех Котов?..
    Противоборство Открывающих и Закрывающих само по себе архетипично. Удивительно, почему никто до Желязны не написал о борьбе Добра и Зла, Тьмы и Света — этих вселенских понятий — как об игре, со своими очками за каждое действие, борьбой за магические вещи, компоненты и артефакты для обрядов.
    Правила этой игры знакомы каждому, естественны, как дыхание, их поймет и ребенок, и даже самый отдаленный от фантастической традиции взрослый. Недаром роман Желязны стал источником для множества одноименных ролевых игр, проводящихся ежегодно в разных уголках нашей страны. Я был и мастером на таких играх, и Открывающим, и Закрывающим. И всякий раз чувствовал привкус той удивительной атмосферы, которую создало перо истинного Творца.
    Вы тоже будете прятаться в ночном сумраке, дышать туманным воздухом Лондона и ощущать тревогу надвигающегося Тоскливого Октября. С первой и до последней страницы, читая эту просто хорошую книгу.
    Помимо “Ночи”, в книге представлена повесть Желязны “Темное путешествие”. Выражу мнение о ней словами знакомого: “Если “Ночь” показывает во всей красе Желязны-мастера, то “Путешествие” демонстрирует Желязны-ремесленника”. Но сказать, что это неудачная вещь, нельзя. Просто средняя.
    Антон Карелин

    1. Сюжет — 10
    2. Мир — 7
    3. Персонажи — 10
    4. Стиль — 10
    5. Качество издания — 6
    6. Перевод — 6
   
ОЦЕНКА “МФ”: 9

   
Сочетание Спокойствия и Чудесности
   
Джеймс Блейлок. Исчезающий гном
    Роман — пер. с англ. С. Увбарх — СПб.: Азбука-классика, 2004 — серия “Элита” — 448 стр. — 7000 экз.

   
Джеймс Блейлок — относительно малоизвестный автор. Несмотря на его солидный возраст (54 года) и оцененные престижными премиями заслуги в области фэнтези, до нашей страны он добрался совсем недавно. На текущий момент издана единственная трилогия: “Эльфийский корабль” (см. рецензию Валерия Лебедева в прошлом номере “МФ”), “Исчезающий гном” и “Каменный Великан”.
19 Kb
    Хотя книги и объединены в серию, и связаны общим сюжетом и персонажами, надо быть весьма внимательным читателем, чтобы заметить это. “Исчезающий гном” хоть и является вторым томом, но на самом деле — вполне самостоятельное произведение. Нет необходимости читать первую книгу, чтобы вникнуть в происходящее, и нет нужды искать том следующий, чтобы выяснить, чем же все это закончится. Хотя желание прочитать другие книги этого автора наверняка появится.
    Итак, скромный сыровар Джонатан Бинг, уйдя на заслуженный отдых, пытается овладеть искусством безделья. Но то ли удача от него отвернулась, то ли душа его не лежит к этому, то ли он слишком сильно старается — но бить баклуши у него не получается. Как раз в это время его старый знакомый Профессор Вурцл собирается в путешествие... Так или очень похожим образом было положено начало многим Волшебным Приключениям!
    Мне начало “Исчезающего гнома” больше всего напомнило “Хоббита”, хотя можно сравнить его и с “Островом сокровищ”, и с другими классическими произведениями. При чтении вы постепенно погружаетесь в мир, созданный Блейлоком, забывая об окружающей вас суете и проблемах. Необыкновенное сочетание Спокойствия и Чудесности создает настоящую Сказку. Здесь нет боевых магов, мечущих файерболы, нет паладинов, героически уничтожающих орды нежити, или циничных наемников, бывших некогда прекрасными принцами. Произведение от этого не становится менее увлекательным, а персонажи — менее живыми и интересными.
    Тонкий добрый юмор напоминает Пратчетта и Вудхауза. Замечательный живой язык не теряется даже в переводе. Сюжет практически не поддается прогнозированию, а его повороты одинаково неожиданны как для читателей, так и для самих участников приключения.
    Вывод: всем зрелым любителям хорошего фэнтези читать в обязательном порядке.
    Антон Курин

    Сюжет — 10
    Мир — 9
    Персонажи — 9
    Стиль — 9
    Качество издания — 8
    Перевод — 9
   
ОЦЕНКА “МФ”: 9
   
 
    Viva Dracula!
   
Ким Ньюман. Семь звезд
    Рассказы. — М.: АСТ, 2004 г. — 480 стр.

   
Выход первой в России книги Кима Ньюмана — повод поговорить не столько о самих “Семи звездах”, сколько о творчестве писателя в целом. Известный кинокритик, один
из ведущих западных специалистов по “жанровому” кинематографу, Ньюман родился в Англии в 1959 году. Основным увлечением будущего писателя, его “коньком” с самого начала стали литература ужасов и “готический” кинематограф. Первая монография Ньюмана была опубликована в 1983 году, первый рассказ — в 1984-м. Кроме того, перу писателя принадлежит несколько романов, действие которых происходит в мире “Вархаммера”. В этих
21 Kb
произведениях, изданных под псевдонимом Джек Йовил, Ньюмен также разрабатывает тему вампиризма и предлагает оригинальную версию происхождения этого кровожадного племени.
    На сегодняшний день Ким Ньюман — создатель многочисленных критических работ, составитель антологий, модный романист, личность, весьма уважаемая британскими любителями фантастики. В соавторстве с ним работали такие писатели, как Нил Гейман и Пол МакОули.
    Критические труды и рассказы Кима Ньюмена чуть ли не ежегодно номинируются на World Fantasy Awards. Новеллы удостоены “Британской премии фэнтези”, “Премии Британской ассоциации писателей-фантастов” и других наград. Словом, перед нами наглядное опровержение расхожей фразы “в критики идет только тот, кто сам не умеет писать”.
    Наиболее известное произведение Ньюмана — альтернативно-исторический роман “Anno Dracula”. На страницах этой книги автор отдает должное своему давнему увлечению вампирами. Граф Дракула, занявший место советника при королеве Виктории, фактически становится правителем Британской империи.
    Эту тему Ньюман успешно развивает в двух других романах: “The Bloody Red Baron”, действие которого происходит во время Первой Мировой войны, и “Dracula Cha Cha Cha”, события которого разворачиваются в Италии 1940-х. К этому циклу примыкает и сборник “Семь звезд”.
    Тонкая литературная игра, построенная на постоянных отсылках к классике жанра, элементы альтернативной истории, изящная стилизация под “хоррор” начала века — автор демонстрирует просвещенному читателю завидную эрудицию и легкость пера.
    Это чувствуется, несмотря на не вполне качественный перевод. Будем надеяться, что издатели не остановятся на достигнутом и познакомят нас с главными книгами Кима Ньюмана, давно ставшими обязательным чтением для всех британских поклонников литературы о вампирах.
    Василий Владимирский

    Сюжет — 8
    Мир — 9
    Персонажи — 10
    Стиль — 9
    Качество издания — 5
    Перевод — 4
   
ОЦЕНКА “МФ”: 8
   
 
   
Весьма искусный шеф-повар
   
Джоан Роулинг. Гарри Поттер и Орден Феникса
    Роман — М.: Росмен-пресс, 2004 — 832 стр. — 500000 экз.
   
Пятая книга про Гарри, между прочим, снова бьет все рекорды. И у нас в стране тоже. Одного взгляда на тираж хватает, чтобы получит легкое помутнение рассудка и вспомнить советские времена с их собранием сочинений известных лиц, которые издавались миллионным тиражом. Следуя логике, Джоан Роулинг есть нынешний Карл Маркс.
    Мы, в общем-то, уже рассуждали на тему литературности этой серии и ее художественной ценности (например, в октябрьском “Мире фантастики” за прошлый год). С тех пор ничего кардинально не изменилось — автор рецензии по-прежнему считает, что, не будучи искусством “с большой буквы”, книга вполне заслуженно занимает мысли и сердца людей по всему миру,
так как является культурным феноменом сама по себе.
14 Kb
    Основной привлекательной чертой книг о Гарри Поттере и его мире является их авторская уникальность — Роулинг создает то, чего до нее не было. Дело не в изобретении кардинально нового, а в переработке и синтезе уже существующего. Роулинг не новатор, а шеф-повар. Но шеф-повар весьма и весьма искусный. Ну, и очевидный синдром сериальности играет свою роль — читатель все больше и больше привыкает к героям. Все больше стремится разделять их тревоги и радости. Это логично и понятно.
    Перейдем к сюжету. Орден Феникса — это организация, созданная Дамблдором в те времена, когда Сами-знаете-кто пытался завоевать мир магов и магглов. Орден должен был ему противостоять. Сейчас, в нарастающей угрозе возращения Того-же-самого, орден созывается вновь. Многое в нем уже изменилось, и теперь действовать приходится еще более осторожно, так как против Дамблдора и его ордена настроена общественность, подстрекаемая и Пожирателями Смерти, и купленным “Ежедневным пророком”, и даже самим Министерством Магии.
    Мало кто верит в возвращение Этого-с-непроизносимым-именем, а потому Дамблдор, человек вменяемый и мудрый, тайно направляет действия ордена. В его задачи входит и охрана Гарри Поттера. В самом начале романа описан забавный и отвечающий духу боевиков перевод Гарри из дома Дурслей в охраняемое поместье Блэйков. Естественно, в сопровождении бригады орденского “спецназа”.
    Вся книга условно подразделяется на три части. Длинное вступление, в котором отдается должное как раз этой “антитеррористической” составляющей. Далее — основная часть, уже привычное для нас обучение Гарри и его друзей в Хогвартсе. В завершение — молниеносная акция: проникновение группы школьников в Министерство Магии с целью выяснить истинный текст секретного пророчества, которое предсказывало появление Гарри и его первую победу над Волан-де... упс, прошу прощения, не хотел вас травмировать... Над “Сами-знаете-кем”. За этим пророчеством охотится и Он-самый, и собственно Гарри, который уже не доверяет даже Дамблдору. Мальчик пытается разобраться во всем самостоятельно.
    Результатом такого построения сюжета стала общая затянутость книги. Нельзя сказать, что при чтении наблюдается падение интереса или что в тексте присутствуют необоснованные вставки. Нет. Роулинг, как хороший рассказчик, не навязывает читателю ничего ненужного. Для ее романов формула Чехова про стреляющие ружья действует пока безотказно — если ружье висит на стенке, когда-нибудь выстрелит обязательно. Но все же пятый роман серии характерен тремя заметными отличиями от предыдущих.
    Первое — роман наименее детективен из всех написанных. Детективная составляющая, которой Роулинг владеет воистину мастерски, делала предыдущие части более интересными и захватывающими. Здесь она практически отсутствует и заменяется психологической линией самого Гарри, его противоборства против министерской надзирательницы Умбридж, против своего Врага и даже против своих друзей.
    Это как раз вторая черта, отличающая роман от предыдущих. Гарри становится более одиноким. Даже Дамблдор, которому он безгранично доверял, совершает серьезную ошибку. Подростковые проблемы и комплексы также отражены Роулинг в полной мере, а потому мы не раз увидим Гарри скандалящим и даже впадающим в истерику. В общем-то, все происходящее в мире главных героев серии вполне психологично. Автор описывает жизнь Гарри, не чураясь ни белых, ни черных полос.
    Третье отличие “Ордена Феникса” — в том, что здесь неадекватность и маразматичность персонажей из мира взрослых достигает своей вершины. Даже мудрый Дамблдор допускает какой-то неестественный промах — что уж говорить о Министре Магии и всем его аппарате: глупец на глупце. “Ежедневный пророк” превращается в абсолютно желтое издание, а общественность мира магов — в легковерных субъектов. Учителя ведут себя как больные дети, особенно Снейп. Он в состоянии справиться с серьезной проблемой морального выбора добра и зла, но при этом не может контролировать свои эмоции. И из-за этого подвергает опасности все предприятие. Апофеозом этого является поведение присланной из министерства надзирательницы Умбридж. Дама, самодур и садистка в одном флаконе, творит вообще невесть что. Высшей же точкой откровения становятся Пожиратели Смерти...
    Довольно глупо с моей стороны было бы посоветовать Роулинг поиграть в D&D или другие ролевые игры. Системность, присущая действиям тамошних магов, возможно, помогла бы ей описывать действия собственных волшебников более адекватно. Ведь все имеет свои причины. Опытный маг не потому опытен, что про него так сказано и что он имеет такой статус, а в большинстве случаев потому, что он этот статус реально заработал. Потому что владеет и большим спектром заклинаний, и применяет их быстро и умело, и лучше ориентируется в боевой ситуации. А в “Ордене Феникса” группа весьма подкованных магов, участвовавших в борьбе того времени, когда Волан-де-Морт пытался подчинить себе все магическое сообщество, не в силах остановить горстку детей, которые умудряются с боем пробиться сквозь засаду и достигнуть цели своего назначения. При этом дети регулярно оказываются сообразительнее взрослых болванчиков.
    Несмотря на наличие длиннот, Роулинг написала интересную и живую книгу. Может быть, по причине уже упомянутого сериального синдрома, а может, потому, что ничуть не уменьшились ее фантазия и умение преподнести привычные вещи совсем в новом свете. В любом случае, “Орден Феникса” не портит впечатления о серии. Здесь просто происходит ожидаемый перелом: от детской сказки к чему-то более серьезному. Сквозь сказку с задатками эпоса постепенно проступают черты человеческой драмы с шагом в сторону античной трагедии. Не могу сказать, что перелом этот удался Роулинг на “отлично”, но свое твердое “хорошо” она заслужила.
    Антон Карелин

    Сюжет — 6
    Мир — 10
    Персонажи — 5
    Стиль — 7
    Качество издания — 8
    Перевод — 7
   
ОЦЕНКА “МФ”: 7
   
 
   
Киберпанк по-русски
   
Виктор Бурцев. Алмазные нервы
    Роман. — М.: ЭКСМО, 2004. — серия “Русская фантастика”

   
Русский киберпанк — это не только взъерошенный тип с безумными глазами цвета “кровавой Мэри” и в разных носках. Тип, который прямо из Урюпинска взламывает сайт “Майкрософт”. Это еще и литературное направление в отечественной фантастике, четко определить границы которого пока не удалось никому.
18 Kb
Виктор Бурцев (коллективный псевдоним, под которым работали Виктор Косенков и Юрий Бурносов) — представитель нового поколения “русского киберпанка”. Поколения, вошедшего в литературу в конце девяностых.
    Трилогия, состоящая из романов “Алмазные
нервы”, “Алмазная реальность” и “Алмазный дождь”, занимает центральное место в творчестве автора. Уже первый роман цикла до отказа насыщен внешними признаками “киберпанка” — виртуальность, якудза, киберразъемы, наркотики, уличные разборки, ночные клубы, нетрадиционный секс... Действие книги происходит на улицах Москвы, на фоне восстания киборгов, одного из “национальных меньшинств” ближайшего будущего. Недаром В. Косенков несколько лет проработал в посольстве РФ в Эстонии. Книга напоминает компьютерную игру, богатую яркими, хотя и не слишком оригинальными деталями. В финале высокотехнологичного квеста героев ожидает приз — те самые “алмазные НЕРвы” (опытный образец НейроРазъемов), дарующие своему обладателю почти полную свободу в виртуальности. Но кто первым доберется до финиша — боевики мафии? Агенты спецслужб? Или независимый журналист, почти случайно затянутый в этот водоворот?..
    Роман “Алмазные нервы”, впервые изданный в 2000 году, принес Виктору Бурцеву премию “Старт” за лучший фантастический дебют. Это первый в истории нашей фантастики случай, когда столь весомая награда досталась произведению, написанному по переписке авторами, не видевшими друг друга очно. Нынешнее издание романа в серии “Русская фантастика”, таким образом, уже второе. Проанонсированы и две другие книги из “алмазного” цикла. Выбор составителей серии вполне понятен. Не знаю, как там насчет киберпанка, но в жанре фантастического боевика у “Виктора Бурцева” не так уж много конкурентов.
    Василий Владимирский

    Сюжет — 6
    Мир — 8
    Персонажи — 6
    Стиль — 6
    Качество издания — 8
   
ОЦЕНКА “МФ”: 7
   
 
   
Забавное существо
   
Роберт Ньюкомб. Пятая волшебница
    Роман — М.: Эксмо, 2003 — серия “Меч и магия” — 672 стр. — 7100 экз.

   
“И создал бог женщину. Существо получилось злобное, но забавное”.
    Похоже, именно это было девизом Роберта Ньюкомба, когда он писал свой роман “Пятая волшебница”. Роман открывает цикл “Хроники крови и камня”. Книга получилась нетрадиционной для сдвинувшегося на феминизме и политкорректности западного общества.
    Мир Евтракии прост и обыден для фэнтези. Автор не искал особых путей и не тратил много сил на его продумывание и прорисовку. Сюрприз он приберег для другого. Для магии.
19 Kb
    Искусство магии состоит из двух направлений, или двух школ, если угодно. Первую называют Закон. Это благотворная сторона нашего искусства, требующая огромной самоотверженности, даже жертвенности. Все маги Синклита поклялись следовать этому направлению. Проще говоря, школа Закона учит таким граням нашего искусства, как милосердие, доброта и труд на благо других. Адепты практикуют только эту версию магии...
    Второе направление — Каприз. Ему обучаются ради обретения власти и богатства. Во времена войны волшебницы практиковали Каприз, а маги — Закон. Каприз во всех отношениях весьма опасный вид магии — он не могущественнее Закона, но несет в себе гораздо большую разрушительную силу. Порочность адептов Каприза не имеет границ.
    Собственно, доказательству последнего и посвящена немалая часть книги. Надо же было такому случиться, что последователи Каприза — исключительно женщины, а служители порядка — мужчины. Идея о разделении магии по
половому признаку, в общем-то, не нова. Достаточно вспомнить бесконечный цикл Роберта Джордана (о котором, кстати — далее в номере). Однако превратить в адептов зла женщин — явно новое слово в реализации такой идеи. Тем более, что красок автор не жалеет.
    Когда-то волшебницы были побеждены и изгнаны из страны. С тех пор в Евтракии царят мир и благоденствие. Думаю, любой поклонник фэнтези угадает, что будет дальше.
    Да, злокозненный Шабаш скопил силы, подготовил непобедимую армию и разработал ужасно коварный, жестокий и многоходовый план. Который просто не может сработать так, как должен.
    Наследнику трона и архимагу Синклита удается ускользнуть из вражеских лап и начать свой поход ради освобождения всего и всех.
    Должен заметить, что такое редкостное сочетание глупости и упрямства, какое демонстрирует наследник, можно встретить не часто. А среди положительных героев — тем более. Остается только позавидовать ангельскому терпению архимага, вынужденного помогать наследнику каждый раз, когда тот в очередной раз наступает на грабли или попадает в ловушку. Конечно, это его не остановит и мало чему научит. Не возникает сомнения, что они победят всех, кого можно победить, и спасут всех, кого надо спасти. Это понимаешь быстро и в дальнейшем уже ничему не удивляешься.
    Все-таки книга достойна прочтения. За необычный взгляд на магию, за любопытную позицию автора и просто за возможность отдохнуть и расслабиться после трудного дня, наблюдая за перипетиями закрученного сюжета.
    Валерий Лебедев

    Сюжет — 6
    Мир — 7
    Персонажи — 9
    Стиль — 8
    Качество издания — 7
    Перевод — 7
   
ОЦЕНКА “МФ”: 7
   
 
   
Железная крыса с силиконовыми нервами
   
Леонид Алехин. Падшие ангелы Мультиверсума
    Роман — М.: Эксмо, 2003 — серия “Русская фантастика” — 640 стр. — 8100 экз.

   
“Падшие ангелы Мультиверсума” — роман яркий и неожиданный. Хотя У. Гибсон и заявил, что “киберпанк мертв”, но, похоже, не все ему поверили. Благодаря этому на свет появляются порой очень любопытные вещи.
    Мир в очередной раз сошел с ума. Сверхбыстрые мутации превратили обычных животных в мета-животных. Дали им больше силы, злобы, а главнее — вооружили инстинктивной ненавистью к человеку. Но и человек так просто не сдается. Он окопался в Городах — асфальт, пластик, стеклобетон.
    Вертикаль — Мировое Древо в полторы тысячи этажей. Горизонталь — бесконечная автотрасса. В точке пересечения он, Человек, испуганный Творец, бездомный король, бывший владыка обезумевшего мира...
    Основание, Дно — кварталы аутсайдеров, витрина черного рынка и полигон запрещенных технологий.
22 Kb
    Средний ярус, многослойное Ядро — рабочие и служащие корпораций, цеховые объединения “по интересам”, малые торговые дома. Вершина всего этого — Небеса, царапающие стратосферу шпилями своих хрустальных башен. Там живут те, кому повезло больше других.
    Если посмотреть на Город с орбиты, то видны концентрические кольца, расходящиеся от его границ на десятки километров. Это Форсиз — бетонные и стальные стены, обернутые режущим мономолекулярным волокном. Блокпосты, оснащенные огнеметами и автоматическими пушками, сигнальные системы и минные поля. Два раза в
год, в дни весеннего и осеннего Прорыва, природа испытывает Форсиз на прочность. А вместе с ним — и людей Города.
    И внутри городского муравейника творятся вещи не менее странные и страшные, чем снаружи. Наркотики и технологии размывают грань между реальностью привычной, обычной и Виртуальной Реальностью — мультиверсумом. Так называемым интерфейсом “между двумя миллиардами персональных базисов, шестью миллиардами выносных и Сетью, содержащей в себе всю совокупность накопленной человечеством информации”.
    И вот уже самообучающиеся антихакерские программы вселяются в разум пользователей. Чтобы достать, уничтожить хакера не в виртуальном, а в реальном мире. Скопированные сознания людей живут в электронной вселенной даже после гибели своего носителя. И над всем этим — интриги транснациональных корпораций и правительственных спецслужб, истинных хозяев мегаполиса.
    Антон (двадцативосьмилетний хакер, железная крыса с силиконовыми нервами, грызущая текстолит и бетон корпоративного основания мегаполиса) хотел немногого — всего лишь получить назад свои воспоминания, заложенные в банк. А оказался в самом центре урагана событий, закрутившихся из-за сложной, многоплановой интриги, касающейся не только жизни Города, но и всего человечества.
    Интрига — лучшее, что присутствует в книге. Она держит в напряжении до самого финала, не дает оторваться от текста, разбивает уже сложившуюся картину происходящего новым неожиданным поворотом сюжета.
    На этом фоне можно простить небольшие нестыковки, непродуманность отдельных моментов, не всегда понятную логику героев. Впрочем, “герои” — это слишком громко сказано. Несмотря на то, что времени на описание чувств и помыслов персонажей автор не пожалел, остается странное впечатление, что они всего лишь марионетки. Включаются тогда, когда это нужно автору, и выключаются после того, как необходимость в них отпала.
    Отрадно видеть, что такое заморское растение, как киберпанк, медленно, но верно продолжает расти на российской почве. Радует нас, пусть и не часто, качественными плодами. Такими, как “Падшие ангелы Мультиверсума”.
    Валерий Лебедев

    Сюжет — 9
    Мир — 8
    Персонажи — 6
    Стиль — 8
    Качество издания — 6
   
ОЦЕНКА “МФ”: 7
   
 
   
Когда колдун был маленьким
   
Эд Гринвуд. Эльминстер: Рождение мага
    Роман — пер. с англ. Е. Дворецкая — М.: Максима, 2004 — серия “Забытые королевства” — 480 стр. — 7000 экз.

   
Эд Гринвуд, автор этого и многих других чудесных произведений, свое свободное от литературы время проводит за созданием игровых дополнений по настольной ролевой игре Dungeons & Dragons. Самым известным его детищем является целый мир — Forgotten Realms (Забытые королевства). Мир планеты Ториль детально проработан многими авторами за последние двадцать лет. Его история насчитывает тысячи лет, а подробность географических карт и даже атласов просто поражает.
    Сотни книг от десятков писателей посвящены Забытым королевствам и их истории. Такие известные компьютерные игры, как “Baldur’s Gate”, “Icewind Dale” и “Neverwinter Nights”, в качестве своего места действия используют Ториль. А уж какое количество руководств по D&D рассказывает об этом мире! Ну, а
Эд Гринвуд стоит у истоков этого выдающегося фэнтезийного явления.
19 Kb
    Литературные же произведения, выходящие из-под пера этого демиурга, славятся своей боевой составляющей. Оная составляющая вообще довольно характерна для авторов, работавших сначала на издательство TSR, а ныне на компанию Wizards of the Coast, таких, как Роберт Сальваторе, Элейт Канингем или Дуглас Найлз. Все книги Гринвуда серии Forgotten Realms имеют нечто общее, а именно — центрального и любимого автором персонажа — мага Эльминстера.
    Как выясняется, самый могущественный маг Ториля тоже был когда-то маленьким. У него были папа с мамой, дедушка с бабушкой и куча прочих, не таких близких родственников. Более того, этот маг сначала и магом вовсе не был. С детства не любивший чародеев всех мастей, мальчик первым делом становится романтиком с большой дороги, затем уходит в искатели приключений, а затем... Рассказывать сюжет — дело неблагодарное.
    Особыми литературными изысками или сюжетными ходами произведение не отличается. Понятно, что хорошие победят, а плохие проиграют. Кто плохой, а кто хороший — тоже понятно. Действия негодяев строго не соответствуют “100 вещам, которые бы я сделал, став Черным Властелином” (этот текст как-то публиковался нами в “Комнате смеха”). Короче, типичный пример средненькой боевой фэнтези. Прочитав подобное, обычно забываешь и название книги, и имя автора, едва дойдя до середины тома.
    Если бы не одно “но” — описание магических битв. Подобные краски и живость воображаемой картины я встречал только у Урсулы Ле Гуин. Причем местами можно заметить даже прямое цитирование, хотя магия в мире Гринвуда намного грубее, а поединки — значительно жестче. Всякий раз, как дело доходит до магической битвы, автор радует очередным новым заклинанием или магическим эффектом. Пусть местами за всем этим и проглядывает детально разработанная система магии D&D — это ничуть не умаляет красоты волшебных поединков.
    “Рождение мага” — только первый том, посвященный молодости знаменитого персонажа. Второй и третий тома — “Elminster in Myth Drannor” и “Temptation of Elminster” — все еще ждут своей очереди в запасниках переводчиков. Там же находятся и десятки других творений Гринвуда.
    Кстати, о переводе. На фоне предыдущих попыток переводить D&D-романы эта работа выглядит вполне удовлетворительно. Конечно, местами приходится гадать, что же означали данные слова в оригинале. Но основная проблема — в стиле. Там, где у автора пафос высокой магии, напыщенность зарвавшихся чародеев или мудрость сказителей, в переводе мы видим простецкую речь, в которой возникают “сборные Верховных Чародеев” (цитата).
    Если вы любите фэнтезийные боевики, принадлежите к числу старых фанатов ролевых игр или ищете, чем развлечь себя, не загружая мозг — творение Гринвуда для вас. Если же вы предпочитаете содержательную литературу и утонченный стиль, то, вероятно, не стоит даже выяснять, кто такой этот Эльминстер...
    Антон Курин

   
Сюжет — 6
    Мир — 9
    Персонажи — 7
    Стиль — 6
    Качество издания — 8
    Перевод — 7
    ОЦЕНКА “МФ”: 7
   
 
   
Непредсказуемые персонажи
   
Дэвид Вебер. Клятва Мечей
    Роман — пер. с англ. Ю. Балаян — СПб.: Азбука-классика, 2004 — серия “Черный Дракон” — 512 стр. — 7000
экз.
   
Известный больше по серии “Звездный десант”, автор космических боевиков и не менее яростных романов фэнтези Дэвид Вебер радует своих поклонников очередным произведением. “Клятва Мечей” — повествование о замечательном принце-варваре. Из тех, которые спасают прекрасных девиц, свергают злобных тиранов, противостоят коварным чародеям, а иногда просто впадают в бешенство и бьют физиономию всяким отбросам общества.
20 Kb
    Наш герой — Базел Бахнаксон, сын вождя самого грозного племени варваров-градани, “отличается высоким ростом и атлетическим телосложением, большой физической силой, неистовым темпераментом”. Если еще отметить суровых богов градани, то налицо весьма знакомая картина. Кажется, в прошлой инкарнации его звали Конан-Варвар? Да и сама книга весьма напоминает произведения бессмертной саги Говарда.
    Кроме владения всеми видами холодного оружия, наш персонаж обучен чтению, верховой езде, искусству бесшумных перемещений и засад, основам медицины, политически грамотен, да еще и хитер в придачу. Вот только с магией пока не знаком. При этом повествование начинается с того, что он — посол-заложник в столице главного противника отца. Врагу бы не пожелал такого заложника. Автор регулярно подчеркивает, что Базел — вовсе не рыцарь в сверкающих доспехах, а прожженный жизнью циник. Каждый раз, когда он так делает, хочется процитировать Станиславского: “Не верю!”.
    Историческая основа мира Вебера тоже весьма интересна. Взять хотя бы градани. Кто они? Судя по описанию — кочевники. При этом имеют привычку впадать в ярость берсерков, что наводит на мысль о скандинавских варварах. А уж название племени — Конокрады — лично у меня ассоциируется с Яшкой Цыганом из “Неуловимых”. Хотя это мелочные придирки. С другой стороны, приятно, что автор знает о том, что кольчугу не носили на голое тело. Но зачем же демонстрировать это знание так, как будто появилось оно после чтения критики на свое предыдущее произведение?
    Тем не менее, сюжет развивается весьма динамично. Персонажи живут своей самостоятельной жизнью. Если бы местами не встречались звучащие странно из уст “людей действия” рассуждения и явно неуместные термины, то было бы много лучше. Вполне возможно, что в оригинале они звучат совсем иначе. Предсказать ход сюжета можно только на ограниченном промежутке времени. Не столько благодаря находкам автора, сколько непредсказуемой внутренней логике его персонажей. С другой стороны, иначе было бы совсем неинтересно...
    Любителям Конана эта проза вполне подойдет. Желающим ознакомится с героическим фэнтези также рекомендую — весьма характерный образец этого направления.
    Антон Курин

   
Сюжет — 7
    Мир — 5
    Персонажи — 7
    Стиль — 7
    Качество издания — 8
    Перевод — 7
    ОЦЕНКА “МФ”: 7
   
 
   
Дозоры поползли в провинцию
   
Сборник Фантастика 2003. Выпуск 2
    Сборник. — М.: АСТ, Ермак, 2004 г. — серия “Звездный лабиринт” — 681 стр. — 15000 экз.

   
Сборники фантастики от “АСТ” давно стали отражением общей обстановки в отечественной фантастике. Сборник “Фантастика 2003. Выпуск 1” “Мир фантастики” назвал одной из лучших книг 2003 года. Но
издательство решило не останавливаться на достигнутом и выпустило второй сборник 2003 года. И впечатление он оставляет несколько иное.
32 Kb
    Бесспорно — подборка рассказов, представленных читателю, выполнена тщательно и нареканий не вызывает. Разве что мелькает иногда мыслишка, что общее настроение большинства произведений какое-то безрадостно-безнадежное. Ну, так и сами понимаем — не в сказке живем.
    А вот с повестями ситуация несколько иная. Может, не так много повестей пишется, может, все дело во вкусе составителя, но выглядят они бледнее своих коротких собратьев — рассказов. Например, повесть Анастасии Шиловой “Немного холода”. Я ничего не имею против “Дозоров” Сергея Лукьяненко, но когда популярную идею начинают эксплуатировать как бренд для пропихивания поделок — это выглядит удручающе. Москвы, Питера и Киева не хватает — дозоры поползли в провинцию. С провинциальным же качеством.
    Критика и публицистика всегда были сильной стороной сборников “АСТ”. Можно было ожидать, что в этом томе они тоже будут на уровне. Так оно и есть — интересные, качественно написанные статьи. Только вот будет ли интересна читателям их тематика? Я не читал “Первый удар”, хотя творчество Шпанова мне знакомо, и не думаю, что у меня возникает желание прочитать его после ознакомления со статьей Яна Разливинского. Осталось непонятным, почему среднему, чего и автор статьи не скрывает, писателю вдруг уделяется такое внимание?
    А вот статья Дмитрия Байкалова и Андрея Синицына будет интересна более широкому кругу читателей. Сергея Лукьяненко можно любить или не любить, но не замечать его невозможно. И любая статья о его творчестве вызывает интерес у его поклонников. Прочим остается десерт в лице интересной и познавательной статьи Дмитрия Володихина и Игоря Черного “Незримый бой”.
    И последнее недоумение — “Отечественная фантастика и фантастиковедение за 2001 год”. Бесспорно, библиографические материалы отечественной фантастики — вещь нужная, редкая и необходимая, но выпускать их по принципу “лучше поздно, чем никогда”, на мой взгляд, не самое удачное решение.
    В итоге мы получаем отличный сборник рассказов, усиленный качественной публицистикой и, пусть и слегка запоздавшей, библиографией. Может, он и не дотянулся до своего собрата под номером 1, но общего уровня серии не уронил. И это вселяет надежду на то, что в сборнике “Фантастика 2004” мы увидим новые отличные рассказы, статьи и, надеюсь, более актуальную библиографию.
    Валерий Лебедев
   
 
   
Кто жаждет разобраться
   
Юрий Никитин. Как стать писателем
    Роман. — М.: Эксмо, 2004 — 448 стр. — 10000 экз.

   
Безусловно, самым нелюбимым вопросом практически для любого успешного литератора является: “Как стать писателем?”. Но неугомонные поклонники частенько спрашивают у знаменитостей именно об этом. На что, к сожалению или к счастью, не получают вразумительного ответа. Профессионалы, не желая тратить время попусту, предпочитают отшучиваться. Говорят, что для того, чтобы стать литератором, достаточно взять листок и ручку, и начать писать.
17 Kb
    Впрочем, далеко не все писатели поступают таким образом. Ибо многие из них относятся к этому несколько иначе. Вот так и Анджей Сапковский в ряде своих публицистических статей со свойственной ему иронией и сарказмом затрагивал эту тему. Да и небезызвестный широкой общественности король ужасов Стивен Кинг написал на эту же тему небольшой томик, который озаглавил “Как писать книги”. Но их труды все же недостаточно полны. Ведь, в сущности, все их советы сводятся к главному — к тому, что надо не только как можно больше читать и писать, но и критически относиться к собственным творениям, и не спешить объявлять их шедеврами.
    Для тех же, кто жаждет разобраться во всех мелких деталях данной деятельности, Юрий Никитин и написал свою книгу “Как стать писателем”. Ее ждала необычная судьба. Первый ее вариант, вышедший в 1999 году, был с радостью встречен пишущей братией. Через три года было второе издание. Оно являло собой не просто дополненный вариант исходной работы, а нечто вообще невообразимое. Ибо Юрий Никитин вставил в свой очередной роман, носящий гордое название “Великий маг”, полный текст уже упомянутого выше учебника!
    Чего он пытался добиться таким образом? Заинтересовать читателя? Переиздать одно из своих произведений? Или же создать новый жанр в литературе? Как бы там ни было, эксперимент явно удался, и книга разошлась солидным тиражом. Так что, в принципе, маэстро мог бы на этом и остановиться. Но не таков Юрий Никитин! Он счел, что сказал на эту тему еще далеко не все, что хотел!
    Поэтому-то в начале 2004 года он сделал то, чего от него, признаться, многие почитатели его творчества с нетерпением ожидали. Он полностью переработал “Великого мага”. Так что в итоге у него получилось две никак не связанные между собой книги. Одной из них стал измененный роман об информационных войнах, а второй — непосредственно само пособие, которое маэстро дополнил новыми советами.
    “Как стать писателем” — во всех отношениях очень полезная книга! И она — чего скрывать — является лучшим справочником для любого молодого литератора. В ней прославленный автор рассказывает доступным языком о тех приемах, которые использует сам. Он не боится делиться с новичками своими знаниями и опытом. И ему, на самом деле, есть что посоветовать. И — уж поверьте — к его словам, действительно, стоит прислушаться!

    Сергей Неграш

   Как мы оцениваем книги
    С этого номера “Мира фантастики” мы оцениваем каждую книгу по десятибалльной шкале. Оценка складывается из следующих критериев:
    Сюжет — то, насколько захватывает повествование, насколько непредсказуем сюжет.
    Мир — то, насколько глубоко проработан авторский мир, насколько он интересен и оригинален.
    Персонажи — то, насколько удались образы героев книги, насколько они продуманы, насколько логично их поведение.
    Стиль — авторский язык и манера изложения; все те элементы авторского мастерства, которые не описывают три предыдущих критерия.
    Качество издания — то, насколько книгу приятно держать в руках и листать. На это влияют и внешний вид, и иллюстрации, и полиграфия.
    Для переводных изданий мы также оцениваем качество перевода.
    Пожалуйста, примите во внимание, что Оценка “МФ” — это не оценка отдельного художественного произведения, а оценка конкретного издания данного произведения.
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться