Google+
ДНД И ФЭНТЕЗИ «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ Вселенная Горца ghost in the shell
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Путешествие к центру Земли
Кратко о статье: Даже далекие звезды мы можем увидеть невооруженным взглядом, да и знаем о них не так уж мало. А вот как выглядит «центр Земли?». Фантасты посылали туда героев своих книг — сначала пешком, потом на специальных подземоходах. В некоторых фантастических книгах вполне серьезно описывались чертежи таких устройств. Получили ли эти идеи свое воплощение в реальности — вы узнаете со страниц нашего журнала.

Приближаясь к ядру

Несостоявшиеся путешествия к центру Земли

— Есть единственный способ проверить вашу теорию.

— Какой? — насторожился Биронт.

— Приблизиться к ядру Земли.

Борис Фрадкин, «Пленники пылающей бездны»

Можете не верить, но космос мы знаем лучше, чем Землю. Посмотрите на небо: оно усеяно сотнями звезд, хотя до ближайшей из них солнечный свет идет около четырех лет! А теперь обратите взор на «хорошо известную» землю и попробуйте сказать, что у вас под ногами, ну, скажем, на глубине всего лишь ста метров. Вот то-то и оно. А вы говорите исследованная!

Недра Земли — это космос наоборот. Первые метры хорошо изучены. Здесь пролегают водопроводные магистрали и электрические кабели, газопровод и канализация. Ниже уводят туннели метро и штреки шахт. Сверхглубокая Кольская скважина — это уже дальний бросок в подземный мир. Однако в масштабах Земли скважина — не более чем укол иголкой яблока: чуть-чуть подпорчена кожица, и только. А что под этой кожицей, кто скажет?

Дороги вглубь

Жюль Верн, писавший «Путешествие к центру Земли» в середине 19 века, полагал, что центра планеты можно достичь даже пешком — двигаясь по жерлу потухшего вулкана.

Первым путешественником в мрачные подземелья был, несомненно, Орфей.

Несколько позже некий граф Шузи опубликовал повесть «Подземный огонь» (1883 год). Автор уже понимал, что дорога вглубь должна быть рукотворной. Его герои пробивают в зону «подземного огня» сверхглубокую шахту. Правда, делают это безо всяких механизмов, обычными кирками. Такой интенсивности труда мог позавидовать даже великий преобразователь товарищ Сталин: с кайлом да к центру Земли!

Жюль Верн знал предание об исландском алхимике Арне Сакнуссеме, который якобы достиг центра Земли, поэтому отправил своих героев пешком.

По мере того как совершенствовалась наука о Земле, становилась понятна и грандиозность ее внутренних масштабов. Формировался и новый взгляд на исследование недр. Спустя сорок лет в романе другого графа, Алексея Толстого, уже не кирка, а только гиперболоид — тепловой лазер — позволяет Гарину пробить многокилометровый слой породы и достигнуть таинственного оливинового пояса.

Это был уже принципиально новый способ прокладки шахты. Правда, Владимир Обручев, создавший роман «Плутония» примерно в то же время, пошел по жюльверновскому пути: его экспедиция попадает в подземный мир безо всяких суперприспособлений. Но для геолога Обручева это был уже чисто литературный прием. На самом деле он прекрасно понимал: чтобы осваивать недра, одних скважин и шахт недостаточно.

Дальше, глубже и... быстрее

Эпоха сверхглубокого бурения началась в 60-е годы 20 века. Американцы, захваченные космической гонкой, решили и в исследованиях земных недр «обскакать» Советы. Была разработана самая амбициозная и секретная программа «Мохол»: предполагалось пробурить насквозь земную кору и получить образцы пород верхней мантии Земли.

Американцы решили бурить в океане, рассчитывая, что там земная кора значительно тоньше. В апреле 1961 года у острова Гваделупа (Карибское море) на глубине в 3,5 километра были пробурены несколько скважин. Самая глубокая ушла в дно на 183 метра. Однако в разгар работ конгресс США прекратил финансирование: ожидаемых результатов получено не было, а расходы на «Мохол» перевалили за 100 миллионов долларов.

Так ли выглядит Земля изнутри? Попробуй узнай...

Под «Лунную сонату»

Эдгар Берроуз отправил своих героев в подземный мир Пеллюсидар на механическом геологоразведчике («Тарзан и люди-муравьи»). Этим же способом воспользовался Григорий Адамов в романе «Победители недр» (1937 год). Подземоход Адамова — массивный ракетоподобный снаряд. В его передней части находились буровые коронки и острые ножи. Изготовленные из сверхпрочного металла, названного «коммунист», они легко резали любую породу. Благодаря этому аппарат продвигался со скоростью до десяти километров в час.

Подземный мир Пеллюсидар (1914).

В свое время подземоходы «проползли» по книгам многих авторов.

Не был забыт и досуг путешественников — к их услугам хорошо оборудованная каюта на две персоны. В качестве милых черточек быта фигурируют круглый стол в центре каюты и два плетеных кресла, электроплита и громкоговоритель... Так и видится, как покорители недр жарят картошку под трансляцию «Лунной сонаты» Бетховена.

Сейчас, имея опыт сверхглубокой Кольской, мы знаем, что на больших глубинах скорость проходки может составить лишь до трех метров в час и вряд ли больше. Что в реальности буровые коронки из сверхпрочного сплава изнашиваются за несколько часов, в то время как у Адамова «коммунист» безотказно работал в течение многих суток. Ничто не помешало героям спуститься на заданную глубину и обустроить там тепловую электростанцию. Задание партии и правительства было успешно выполнено.

Пещеры всегда считались входом в подземный мир.

Интересно, что адамовский подземоход не проходил никаких испытаний. Его по частям изготовили на разных заводах, а окончательно собрали уже в шахте, накануне пилотируемого спуска. Согласитесь, довольно странное отношение как к машине, так и к экипажу...

Парадоксально, но факт: несмотря на явное техническое несовершенство, именно первые фантастические подземоходы представляют наибольший интерес для исследования этой темы. Ведь если авторы позднего времени избегали детальных описаний подземоходов, авторы 30—50 годов прошлого века посвящали устройству машин целые страницы.

Великая Отечественная прервала дальнейшие разработки литераторов в этой области. Но едва стихли залпы, как подземоходы вновь возвратились на страницы книг. В 1947 году появилась повесть Вадима Охотникова «Вглубь земли», потом — еще несколько его же повестей и роман «Дороги вглубь». Время не прошло для новых литературных «моделей» бесследно: подземоходы, словно реальные аппараты, постепенно модернизировались.

Первые телетрансляции были проведены уже при Адамове, однако его подземоход двигался еще вслепую. А вот Охотников оснастил аппарат звуколокатором и телевизионным экраном. Борис Фрадкин (повесть «Пленники пылающей бездны», 1959 год) заменил механические коронки на термоядерный бур и снабдил подземоход ЭВМ.

Большой тоннельный бур около горы Юкка (Невада, США).

Кроме того, на борту находился синтезатор для искусственного производства кислорода и воды — все предыдущие модели обходились взятыми с поверхности запасами. Борис Шейнин (киноповесть «В недрах планеты», 1962 год) организовал на подземной ракете оранжерею и позаботился о прочности брони — она изготовлена из металла, вся толща которого пронизана напряженным полем заряженных частиц наподобие каркаса. Такому материалу, по мысли автора, не будут страшны гигантское давление и температура.

Недра исследуют подземоходы — предполагали одни авторы.

Можно просто просвечивать землю — считали другие.

Повесть Шейнина оказалась последним произведением, в котором превалировала тема подземохода как такового. Впоследствии подземные ракеты если и появлялись на страницах книг, то только как необходимая деталь (скажем, в рассказе «Полигон «Звездная река» Генриха Альтова, боевике «Основная операция» Виктора Корецкого, или в повести Кира Булычева «Подземная лодка»).

В западной фантастике подземоходы не были популярны (такая машина обнаружилась, к примеру, в раннем романе Артура Кларка «Город и звезды») и быстро сошли с арены. Гарри Гаррисон в рассказе «Проникший в скалы» предложил более эффективный способ передвижения, делающий человека «прозрачным» по отношению к камню. Необходимость в громоздкой машине отпадала.

Шпионские игры

Ходят слухи, что под предлогом «глубокого бурения» японское судно Chikyu попытается повторить неудачную операцию «Проект Дженнифер» (в 1968 году ЦРУ попыталось поднять затонувшую подлодку «Комсомолец» под предлогом добычи образцов магмы) и достать со дна Тихого океана мощнейшую космическую боевую станцию «Полюс» (Скиф-ДМ), упавшую туда в 1987 году.

Японцы намерены побить все рекорды: в 2007 году судно Chikyu начнет бурение морского дна вблизи Японских островов.

Наш «Полюс» мог бы устроить для НАТО маленькую ядерную зиму.

Как реально закопаться?

Что же, подземоходы — литературная выдумка и не более? Отнюдь. Фантастика дала толчок для конкретных разработок. Так, инженер Яков Гуменник однажды взялся писать научно-фантастическую повесть о... конечно же, путешествии на подземоходе — тема тогда была более чем горячая. Но, дойдя до середины, автор оставил своих героев и принялся рассчитывать реальную подземную машину.

Повесть так и осталась недописанной, а машина лауреата Ленинской премии Гуменника была построена, испытана и оказалась лучшим в мире горным комбайном!

А. В. Бричкин и А. Л. Качан изобрели термобур — агрегат, напоминающий ракету. В горелке сжигался обычный керосин, и раскаленные газы вырывались из сопла со сверхзвуковой скоростью — две тысячи метров в секунду.

Пока одни мечтали, другие строили.

Хорошо известны и «ракеты» изобретателя Циферова, движение которых также основано на принципе выжигания пород. Первую заявку генерал-майор подал еще в 1948 году, а в дальнейшем продолжал совершенствовать конструкцию. К сожалению, несмотря на перспективность этого направления, дальше опытных образцов дело не пошло.

Проникнуть под землю можно, сидя за компьютером.

Поскольку пол-игры вы проведете под землей, подземоход вам поможет («Зак. Охотник с чужой планеты»).

Польский изобретатель Зенкевич в начале 1960-х годов сконструировал «крота», протаскивающего под землей провода и трубы. Размеры механизма были скромными: он представлял собой обтекаемый цилиндр длиной 170 и диаметром 9 сантиметров. По шлангу в головную часть «крота» поступал сжатый воздух, и расположенный впереди пневмомолоток пробивал туннель диаметром до 15 сантиметров. Средняя скорость «крота» равнялась 42 метрам в час.

Пилотируемые «полеты» под землей

Так же, как и в ракетостроении, первенство в создании реальных подземных ракет принадлежит России.

Доктора технических наук П. И. Страхова, конструктора подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года вызвал Д. Ф. Устинов (через несколько месяцев возглавивший наркомат вооружения). Между ними произошел следующий диалог:

Принципиальная схема подземохода.

— Вы слышали о работах вашего коллеги, инженера Требелева, который в 1937 году предложил идею подземного самоходного автономного аппарата?

— Да, — подтвердил Страхов.

— Я знаю, вы сейчас заняты работой по строительству московского метро. Но есть еще более важное и срочное задание: нашей армии нужен подземный самоходный аппарат!

Глупо было спрашивать: зачем. Надо — значит надо.

По словам Страхова, он дал согласие участвовать в необычном проекте. Ограничений ни в средствах, ни в людских ресурсах не было, и уже через полтора года опытный экземпляр подземного аппарата прошел приемочные испытания. «Лодка» была сконструирована таким образом, что запасов кислорода водителю хватало на неделю. На этот же срок были рассчитаны запасы воды и пищи.

Однако началась война, и Страхову пришлось переключиться на более прозаические вещи — строительство подземных бункеров. О том, какова дальнейшая судьба построенной «лодки», ему ничего не было известно...

Шахта в Преисподнюю

Решив не отставать от США, Никита Хрущев в 1962 году дал «добро» на разработку отечественной программы, но первые метры Кольской сверхглубокой были пройдены лишь в мае 1970 года.

Проектной глубины — 15 километров — достигнуть не удалось: в 1990 году случилась серьезная авария, оборвались пять километров труб. Спустя четыре года буровую законсервировали. Но Кольская до сих пор остается самой глубокой скважиной — 12 километров 262 метра, и занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Вышка Кольской сверхглубокой: 50 метров вверх и 12 тысяч — вниз.

Буровые головки приходилось менять через каждые 7—8 метров.

Идею подсказал крот

О судьбе другого подземохода, созданного уже упомянутым инженером А.И. Требелевым, нам известно значительно больше. Может быть, потому, что он изначально задумывался как «гражданский». Для того, чтобы сконструировать подземоход, инженеры решили вначале изучить... кротов.

Технари переквалифицировались в биологов. Многие месяцы они кропотливо изучали повадки животных, наблюдали за ними. Один из участников проекта инженер Коверда рассказывал об этом так:

«Крот измерялся от носа до кончика хвоста, а затем выпускался в специальный ящик с утрамбованным грунтом... Но как увидеть движение живой модели? Через ящик пропускались рентгеновские лучи. На экране получалась картина работы крота. Отчетливо было видно движение его скелета — «кинематическая схема» живой подземной лодки».

Способности живых «подземоходов» поражали. В черноземе крот мог двигаться со скоростью до 120 метров в час. В более плотном грунте скорость рытья снижалась, но даже в глине животное перемещалось со скоростью 72 метра в час — куда там страховской «лодке»!

Уральская «лодка»: недалеко и неглубоко, но «плавала».

Вдохновленные идеей, энтузиасты взялись за работу. Вскоре была готова действующая модель подземохода длиной в 50 см. Первые испытания провели на уже проверенном «полигоне» — ящике с землей. Модель без проблем прошла шесть метров.

Следующий шаг — постройка большого аппарата. В передней части корпуса был установлен мощный бур, вращавшийся со скоростью 300 оборотов в минуту. На корме помещались четыре домкрата, которые попарно упирались в стенки скважины. Они двигали подземоход вперед со скоростью... увы, всего 10 метров в час. Да, по сравнению с кротом модель оказалась настоящей черепахой, но это никого не расстраивало. Еще одной важной деталью подземохода был шнек — устройство, вдавливающее выбуренную породу в стенки скважины. Точно так же поступают и кроты: они не отбрасывают землю назад, а вдавливают ее холкой в стенки своего хода.

Для нового подземохода ящик уже не годился. Испытывать «лодку» поехали на гору Благодать в Свердловскую область. О том, как прошли испытания летом 1946 года, воспоминаний не сохранилось. Ходили лишь слухи, что там же был позже испытан и подземоход с водителем.

Но в 1958 году Александр Иосифович умер, и дальнейшая работа над «лодкой» остановилась. Известно, что свои модели подземных ракет разрабатывали США и Франция. Но потом о подземоходах перестали говорить. Так же, как и из фантастики, они исчезли из реальной жизни.

В популярных журналах уже можно было найти юмор на «подземную» тему.

Жизненная сила

Фантасты и ученые отправлялись в недра Земли ради того, чтобы узнать больше о ее строении и обнаружить новые месторождения. Но нашли то, о чем не могли мечтать и в самых смелых фантазиях: жизнь. Конечно, не разумных существ или «червей», как из американского фильма «Дрожь земли», а всего лишь бактерии. Их жизнестойкость поражает: они могут обитать на глубинах в 5—7 километров, выдерживать температуру до 110 градусов и огромное давление. Отсутствие кислорода и жизненного пространства их не останавливает. Известны случаи, когда бактерии находили в образцах пород, поднятых с глубины 500 и более метров.

На огромной глубине пока что единственные жители — бактерии.

Ушли из фантастики, исчезли из жизни?

Почему же не поплыли «подземные лодки»? Очевидно, потому, что изобретатели, разработав принципиальные схемы, при воплощении их в жизнь столкнулись с серьезными техническими проблемами. Подземоходы действительно оказывались лишь «лодками»: они могли «плавать» только у поверхности Земли.

Для того, чтобы проникнуть глубже, нужно было иметь корпус из более прочного материала (на глубине 12 километров температура поднимается до 220 градусов, а у ядра может достигать десяти тысяч). Прибавьте к этому большое давление, проблемы с горючим для подземохода и с кислородом — для экипажа, и прочее.

Позже, когда появились новые технологии, оказалось: острой нужды в подземоходах нет. В коммунальном хозяйстве вполне обходились экскаваторами, угольные шахты и тоннели метро прокладывали специальные комбайны. Месторождения тоже находили без подземоходов — и о «лодках» благополучно забыли.

Впрочем, нет. Недавно американские ученые сконструировали робота-бурильщика. Его планируют забросить на Европу, спутник Юпитера. По мнению исследователей, под ледяным панцирем Европы может находиться океан. А там, где вода... Там жизнь? Первые испытания робот-подземоход прошел на Шпицбергене, углубившись в лед на 23 метра. Так идея подземохода, не найдя применения на Земле, обрела вторую жизнь — в космосе.

Иногда они возвращаются... С помощью подземохода американцы в очередной раз спасают мир. Фильм «Земное ядро» (2003 год).

А ведь, наверное, здорово было бы вгрызться на подземоходе этак на 3—4 тысячи километров в глубь Земли, пройти сквозь миллионнолетние слои и пласты и увидеть на экране то, что за всю историю планеты не видел ни один, самый отважный путешественник: бушующее адским пламенем могучее подземное солнце — ядро нашей древней планеты, центр подземного «космоса».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
20.12.2009, 11:29
Интересная статья, космос мы потихоньку осваиваем а вот с недрами планеты пока заминка… Хотя и здесь любые успехи должны вызвать по идеи живой интерес ан не, кроме одного фильма Голливуда, с псевдонаучной подоплекой ничего интересного в этой области…
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться