Реальность Жюля Верна экранизации булгакова Киношедевры: Кинг-Конг Вселенная Горца
Версия для печатиМиры: Миры. «Вавилон 5». Технологии
Кратко о статье: Станция «Вавилон-5», великая Машина Эпсилона-3, минбарский боевой посох, инфокристаллы, кризалис — про эти и множество других технологий известнейшей вселенной читайте в статье Александра Натарова и Дмитрия Воронова.

«Гаджеты» из космоса

ТЕХНОЛОГИИ «Вавилона-5»

Вавилон-5

Один из самых популярных научно-фантастических телесериалов. Его действие разворачивается в середине 23 века вокруг дипломатической станции «Вавилон-5». Подробно показанный мир, войны, интриги и неожиданные сюжетные ходы не только легли в основу нескольких книг, полнометражных фильмов, настольных и компьютерных игр, но и породили многотысячную армию поклонников.

Интересное у вас здесь местечко...

Джон Шеридан, первые впечатления от «Вавилона-5»

Если и есть в научной фантастике какие-то строгие каноны, то четче всего они прописаны для многосерийных космических саг это и обязательные звездолеты, пронзающие космос с помощью экзотических технологий, и сражения с лазерным, плазменным и другим псевдонаучным вооружением. Хоть сериал «Вавилон-5» и не отошел от этих канонов, он все равно сумел привнести в них что-то новое.

Если речь зайдет о технологиях «Вавилона-5», одним придет на ум боевой посох минбаров, другим — инфокристаллы или кризалис. Но главный «гаджет» сериала — разумеется, сама станция «Вавилон-5», последняя модель проекта «Вавилон».

Проект «Вавилон»

Создатели «Вавилона-4» долго ломали голову, куда он исчез. Как выяснилось — отправился путешествовать во времени.

Идея создать дипломатический центр вселенского масштаба зародилась у человечества после разрушительной минбарской войны. Согласно разработкам, это должна была быть космическая станция, расположенная в нейтральном пространстве. Помимо своего основного предназначения, «Вавилон» идеально подходил на роль межзвездной торговой площадки.

Проект «Вавилон» был запущен в конце 2249 года. Поначалу разработчики терпели одну неудачу за другой. Первые три станции подверглись саботажу и были уничтожены еще на стадии строительства. Самая крупная станция в серии, «Вавилон-4», была достроена, но сразу после запуска таинственным образом исчезла. Проект оказался на грани закрытия, но на помощь Земному Содружеству пришли правительства Республики Центавр и Минбарской Федерации, которые согласились частично профинансировать строительство пятой станции. В 2257 году космическая станция «Вавилон-5» открыла шлюзы для переговоров и торговли.

Длина «Вавилона-5» составляла около 8 километров, а общая масса — порядка 9 миллионов тонн. Диаметр вращающейся секции равнялся 840 метрам. На «Вавилоне-5» проживало более 250000 созданий. Территориально станция «Вавилон-5» была расположена в точке Лагранжа L5 системы, состоящей из звезды Эпсилон Эридана, планеты Эпсилон-3 и ее небольшой луны.

В точке Лагранжа силы притяжения всех тел системы уравновешиваются, поэтому помещенный туда объект может оставаться неподвижным.

Дипломатическая и торговая станция имела неплохую систему самообороны, куда входили импульсные и плазменные установки, специальные орудия-перехватчики, системы слежения и наведения. Помимо бортового оружия, «Вавилон-5» был укомплектован истребителями типа «Фурия».

Вахту на станции несли 48 «Фурий» двух видов.

Космические путешествия

Вортекс-генераторы пробивают «дыру» в гиперпространство.

Межзвездные путешествия были бы невозможны — по крайней мере, сильно затруднены — без выхода в гиперпространство. Эта «изнанка» космоса позволяла перемещаться от одной звезды к другой куда быстрее скорости света.

Чтобы входить в гиперпространство и выходить из него, требовались специальные вортекс-генераторы, при создании которых использовался крайне редкий и дорогостоящий элемент квантий-40. Позволить себе бортовые генераторы могли только крупнейшие звездолеты. Большинство космических кораблей пользовалось стационарными «порталами» — зонами перехода, координаты которых в обычном космосе были неизменными. Как правило, работу зоны перехода обеспечивали четыре генератора длиной в 11 километров каждый. Эти массивные конструкции требовали постоянного обслуживания и стоили очень и очень дорого. Чтобы окупить их, вводили специальные коды доступа, служившие для кораблей «пропуском» через портал. Едва звездолет преодолевал зону перехода, ему сразу же выставлялся счет.

Выйдя в гиперпространство, корабль оказывался в бескрайнем океане багряного света безо всяких заметных ориентиров. Для навигации использовалась сеть зон переходов и навигационных маяков, связанных узконаправленными потоками тахионного излучения. Войдя в гиперпространство, корабль находил сигнал маяка в пункте назначения и двигался вдоль этого луча. Если корабль терял сигнал маяка, то он мог затеряться в гиперпространстве навсегда. Собственный вортекс-генератор мог вывести звездолет в обычный космос, но почти наверняка судно оказывалось в незнакомой его части.

Жуткий путь через гиперпространство.

Зоны перехода и вортекс-генераторы — далеко не единственный путь в гиперпространство. Например, некоторые древние расы вроде Теней или Странников с Сигмы-957 использовали собственную технологию. Однако эти альтернативные способы почти не исследованы и покрыты завесой тайны.

Великая машина Эпсилона-3

Хранитель Драал в сердце Великой Машины.

Путешествия в космосе открыли много новых миров и диковинных творений. Одно из них — великая машина, построенная на планете Эпсилон-3, около которой находится станция «Вавилон-5». Конструктор этого колоссального сооружения, фактически занимающего всю внутренность планеты, неизвестен. Есть предположение, что это дело рук одной из Древних рас.

Великая машина питалась энергией от многочисленных ядерных реакторов. Контроль над устройством осуществлялся в его Сердце — специальном центре управления, где тело Хранителя соединялось с Машиной. Такое слияние продлевало срок жизни Хранителя. Присутствие последнего требовалось почти постоянно, без его участия Машина работала всего несколько часов.

В автономном режиме Машина была способна обороняться от внешней угрозы. При попадании любого объекта в 72-километровую зону вокруг планеты активировалась защитная сеть. Пожалуй, Эпсилон-3 — одно из самых безопасных мест во вселенной: арсенал Машины включал ракетные установки, излучатели режущего луча, генераторы электромагнитных импульсов и другое вооружение.

Вошедший в Сердце Машины получал доступ к огромной информационной базе. Машина позволяла сознанию путешествовать по специальным Тропам, связывающим разные места во вселенной. Подключившийся к ней мог увидеть другие миры и заглянуть в прошлое, настоящее и будущее нашей вселенной. Создание пространственно-временных разломов, позволяющих перемещаться во времени — одна из ценнейших функций Машины, которая требовала полной концентрации Хранителя и мобилизации всех ресурсов планеты. Кроме того, Машина записывала информацию, полученную от Хранителя. Он же мог использовать голографическую систему для передачи его изображения адресату, что позволяло общаться в режиме реального времени.

Личное оружие

«Ауриконы» наизготовку!

Самым распространенным во вселенной «Вавилона-5» оружием было плазменное (Phased Plasma Gun, PPG), которое стреляло порциями раскаленного газа (обычно гелием). Когда владелец спускал курок, весь газ в сменном магазине нагревался и, достигнув состояния плазмы, выстреливался с помощью электромагнитного поля. Благодаря остаточной намагниченности плазма сохраняла форму после выстрела, а при встрече с объектом магнитное поле разрушалось и высвобождало энергию плазмы.

Плазменные пистолеты изготавливались из сплавов, способных выдержать огромные температуры. Материалом для электромагнитной катушки служил сплав морбидия.

У каждой расы имелись собственные вариации стандартного ручного плазменного оружия, которые отличались мощностью, внешним видом, временем перезарядки и емкостью магазинов. Например, центаврианские гвардейцы использовали длинноствольный пистолет «Тромо» с богато украшенным корпусом. По своему боевому потенциалу «Тромо» не уступал земному PPG «Аурикон EF-7», доступ к которому имели только военнослужащие Земного Альянса. «Аурикон EF-7» являлся табельным оружием офицеров Вооруженных Сил Земли. Самым лучшим плазменным пистолетом серийного производства считался минбарский «Ша’анн», разработанный в древности кастой воинов с Минбара. По боевому потенциалу он не уступал земной армейской плазменной винтовке «Аурикон EF-PR».

Рейнджер и его денн’бок.

Непременно стоит упомянуть и минбарский боевой посох — раздвижной денн’бок. Из 20-сантиметровой рукоятки денн’бок мог превратиться в полутораметровый шест. Только обученные древнему боевому искусству денн’ка могли использовать такие посохи. Наряду с минбарской кастой воинов это искусство изучали рейнджеры. Посохи изготавливались в ограниченном количестве и очень редко попадали в руки чужаков. На черном рынке цена денн’боков достигала пяти тысяч кредитов — больше, чем большинство плазменных пистолетов.

Повседневная техника

В мире «Вавилона-5» фантастические технологии проникли во все области жизни — от медицины до спецслужб.

Доктор Франклин проводит обследование с помощью новейшего медицинского оборудования.

Инфокристаллы

Информационными носителями в середине 23 века служат вместительные инфокристаллы, похожие на кристаллы кварца прозрачно-светлого или темного цвета. Они имели 5—7 сантиметров в длину и были снабжены металлическим разъемом для подключения к считывающему устройству. На инфокристаллы можно было записать любую информацию — от текстов до голограмм.

Кризалис

Кризалис — устройство, способное изменять генетическую структуру живого существа. Для этого к аппарату нужно было подключить древний и мощный артефакт — триллюминарий. После запуска кризалис выделял паутинообразную субстанцию, которая окутывала существо коконом. Спустя пару недель на свет появлялось новое, генетически измененное создание. Оно было покрыто камнеподобным веществом, которое вскоре распадалось.

Помощник посла Деленн следит за ее пребыванием в кризалисе.

Деленн держит трилюминарий.

Скрадывающая сеть

Одна из самых совершенных камуфляжных систем, запрещенная почти во всех цивилизованных мирах. Скрадывающая сеть окружала хозяина голографическим изображением, которое полностью меняло его облик. Для этого сеть надо было предварительно запрограммировать на ту или иную личину.

Наследие древних

Крейсер Теней.

Многие интересные и могущественные технологии принадлежат расам, давно ушедшим в небытие. Широко известна история икарран, которые для защиты от вторжения за тысячу лет до «Вавилона-5» создали двенадцать кибер-органических воинов колоссальной разрушительной силы. Эти защитники состояли из разумного существа-оператора и интеллектуальной брони, которая в неактивном состоянии представляла собой помещавшийся в руке брусок органической материи. Создатели решили сэкономить на программировании своих воинов и велели им уничтожать всех, кроме чистых икарран. Разобравшись с захватчиками, воины обратились против своих хозяев — по представлениям киберов, среди тех не осталось ни одного чистого икарранина. Последний уцелевший воин был обнаружен межпланетными экспедициями и привезен на «Вавилон-5», где был запущен и произвел значительные разрушения. После дезактивации его конфисковало Отделение биологического оружия Вооруженных сил Земли — так люди получили в свои руки важные органические технологии.

После того, как Тени, ворлонцы и другие Древние ушли за предел, их технологиями стали пользоваться бывшие слуги и союзники. Например, дракхи получили последний уцелевший разрушитель планет и специальный вирус, который адаптировался к организму определенной расы и уничтожал ее подчистую. Именно такую биогенетическую чуму дракхи распылили в атмосфере Земли в 2265 году. Люди также использовали технологии Теней — например, для создания специального корабля-гибрида из сериала «Крестовый поход».

Вавилонская библиотека

Вселенная «Вавилона-5» — 2004, №7(11)

Расы «Вавилона-5» — 2004, №12(16)

Организации «Вавилона-5» — 2005, №4(20)

«Вавилонская» технологическая линейка вовсе не заканчивается на самой станции, Эпсилоне-3 и некоторых изобретательских изысках. Прямо по курсу — боевой и мирный космофлоты главных цивилизаций саги, о которых мы не преминем поведать читателю в следующий раз.