 | Кратко о статье: Межавторская «Сага о Копье» по количеству действующих лиц вполне может поспорить с Библией. Классические герои, древние герои, герои нового времени... Каждый из них, даже если он появляется на страницах книг пару-тройку раз, представляет огромный интерес для поклонников серии. Галерею самых интересных героев «Саги» ищите на наших страницах. Драконы и драконоборцы ГЕРОИ «САГИ О КОПЬЕ» Для работы в среде «фэнтези» вам необходимо иметь в качестве наиболее активно действующих: главного героя (любого пола), предмет любви главного героя (как правило, противоположного пола), могучего покровителя главного героя, товарищей, соратников, временных союзников. Также в команде необходим представитель симпатичного нацменьшинства. Алексей Свиридов, «Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези» САГА О КОПЬЕ Пожалуй, самый известный у нас сеттинг (игровой мир) для фэнтезийной ролевой игры «Подземелья и драконы». Начавшийся в 1984 году с игровых приключений и романов М. Уэйс и Т. Хикмэна, за 20 лет он обзавелся несколькими компьютерными играми, многочисленными игровыми и художественными книгами, и, разумеется, поклонниками. | Герои Копья Итак, «их было девять под тремя лунами». Девятеро тех, кто собрался осенним вечером в таверне «Последний приют» и, не подозревая об этом, ввязался в приключение, перевернувшее весь Ансалон. Впрочем, писательская (и читательская) любовь распределилась между ними не в равной степени. На звание главных героев Саги могут претендовать, пожалуй, только шестеро — признанные Герои Копья.
Наряду с Гэндальфом и Гарри Поттером в тройку самых известных фэнтезийных волшебников входит Рейстлин Маджере. Именно этот противоречивый персонаж заработал «Саге о Копье» львиную долю ее популярности. С раннего детства хилый и болезненный Рейстлин стремился доказать миру, что он не хуже других людей. Вместе с магическими способностями юноши росли и его амбиции. Во время обязательного для всех волшебников Испытания Рейстлин пошел на сделку с величайшим черным магом древности Фистандантилусом, вследствие заклинания которого кожа юноши приобрела неестественный золотистый цвет. Другая особенность Рейстлина — зрачки в форме песочных часов, сквозь которые он видел только упадок и умирание. Звездный час Рейстлина пришелся на Войну Копья. Он быстро достиг вершин волшебства, поменяв красные одежды Равновесия на черную робу Тьмы. Предательство новоявленного Темного положило конец вторжению Такхизис, и на освобожденном Кринне Рейстлин стал хозяином Палантасской Башни Высшего Волшебства. Отсюда он отправился в путешествие по времени, в ходе которого свел счеты с Фистандантилусом, снова бросил вызов Королеве Драконов и, победив ее, стал богом — правда, только в альтернативном будущем. Несмотря на бесконечный эгоизм, беспринципность и властолюбие, достойные современных политиков, Рейстлин остался в памяти народов Кринна как герой, остановивший ценой собственной жизни новое вторжение Такхизис. Это интересно | Фамилия рода Маджере восходит к одноименному богу, покровителю монахов и ученых. В отличие от Рейстлина, бог Маджере служит добру и коротко сошелся со светлейшим Паладайном. Символы этого божества — богомол и алая роза. | В лучших традициях теории о единстве и борьбе противоположностей Рейстлину был дан двойник —близнец мага Карамон Маджере. Родившийся на считанные минуты раньше брата, Карамон разительно отличался от него. Он вырос прирожденным воином — сильным, крупным и не особо склонным к размышлениям, — при этом безгранично преданным Рейстлину. Карамон остался с братом даже после того, как тот убил иллюзию собственного близнеца в ходе Испытания. Однако после Войны Копья пути Маджере разошлись: младший отправился в Башню Высшего Волшебства, а старший женился на Тике Вейлан и обосновался в Утехе. Однако не прошло и нескольких лет, как порядком располневшему и начавшему спиваться Карамону пришлось отправиться вслед за братом сначала в прошлое, а потом и в будущее. Именно Карамон убедил Рейстлина отказаться от стремления стать богом, которое грозило гибелью всему Кринну. Карамон Маджере скончался от сердечного приступа, дожив до старости. Это интересно | Китиара Ут Матар, единоутробная сестра Рейстлина и Карамона, тоже была одной из ключевых фигур в Войне Копья. Правда, сражалась она на другой стороне — предводительствовала Синей Драгонармией. Китиара была смертельно ранена учеником Рейстлина, Даламаром. | Приключениям братьев Маджере после Войны Копья Уэйс и Хикмэн посвятили «Трилогию Легенд»: «Час близнецов», «Война близнецов», «Испытание близнецов». Позже появились предыстории Рейстлина и Карамона: роман Кевина Стейна «Братья Маджере», а также дилогия Уэйс и Дона Перрина «Кузница души» и «Братья по оружию». | Большую часть своей сознательной жизни Стурм Светлый Меч, близкий друг братьев Маджере и Таниса Полуэльфа, и не подозревал, что он — потомственный паладин, наследник древних Соламнийских Рыцарей. Впрочем, это не мешало ему еще в юности отличаться твердостью духа, благочестием и прочими качествами фэнтезийного праведника. А уж после того как Стурм получил наследство — титул, меч и доспехи — только слепой не опознал бы в нем защитника униженных и оскорбленных, светоча добра и справедливости, рыцаря без страха и упрека, и прочая, и прочая, и прочая. Несмотря на все свои замечательные качества, Стурм оказался, пожалуй, самым пресным героем Саги. Прожил он, как и полагается такому персонажу, недолго: погиб уже в «Драконах зимней ночи» от руки бывшей любовницы.  | Это интересно | Внебрачный сын Стурма от Китиары Ут Матар, Стил Светлый Меч, тоже стал рыцарем, только служил не Паладайну, как отец, а Такхизис. Стил был одним из героев, которые спасли Кринн во время Войны Хаоса («Драконы летнего полдня»). | Приключения молодого Стурма описаны в романах The Oath and the Measure (автор — Майкл Уильямс) и Darkness and Light (авторы Тонья Картер и Пол Томпсон). | Пресловутых свиридовских «представителей симпатичного национального меньшинства» в команде Героев Копья целых двое. Впрочем, они не только перебрасываются остроумными диалогами и делают глупости, но и выполняют каждый свою задачу. Единственный персонаж Саги, который может сравниться в популярности с Рейстлином, — кендер Тассельхоф Непоседа. Неиссякаемый источник «всамделишных историй» и незамутненного оптимизма, этот ребячливый герой — типичный D&D-шный плут. В бою от Таса толку мало, хотя он не прочь порассуждать о собственной доблести, но вот вскрыть замок или стянуть магическую безделушку — в этом кендеру нет равных. Несмотря на постоянные подтрунивания над друзьями (особенно доставалось Флинту и Рейстлину), Тассельхоф искренне им предан, что для его сородичей редкость. Чисто кендерские любопытство и бесстрашие сделали Таса самым активным авантюристом из всех Героев Копья. Он много путешествовал во времени, опровергнув тем самым мнение, будто кендеры на это не способны, и даже умудрился ускользнуть в будущее за мгновение до гибели. Именно благодаря Тасу жители Кринна обнаружили, что их мир украден Такхизис, и смогли одержать победу в Войне Душ. Наверное, излишне говорить, что мало кто из кендеров откажется похвастать родством с «дядюшкой Тасом». Если кендер — типичный персонаж-«ребенок», то гном холмов Флинт Огненный Горн — классический герой-«дедушка». Вместе с Тассельхофом они образуют пару «друзья-враги», не уступая колоритностью братьям Маджере. Старый и ворчливый гном — не только достойный воин, но и мастер на все руки. Сыграв важную роль в Войне Копья, он немного не дожил до ее окончания — тяготы приключенческой жизни в буквальном смысле уморили Флинта. Впрочем, Тас время от времени слышит его голос — кендер считает, что так говорит его совесть. Это интересно | Тассельхоф и Флинт познакомились при, так скажем, специфических обстоятельствах: кендер случайно позаимствовал у гнома медный браслет. Танис Полуэльф вернул пропажу, но было уже поздно: все трое оказались втянуты в приключение, описанное в книге Мэри Кирхоф и Стива Винтера Wanderlust. Кроме того, истории Таса посвящена книга Кирхоф «Кендермор». | Формально у Героев Копья не было лидера, да и немалую часть войны они прошли разделенными на две группы. Впрочем, время от времени кому-то надо принимать решения — и потом нести за это ответственность. Для Танталаса (Таниса) Полуэльфа роль неформального лидера стала способом преодолеть комплекс неполноценности, связанный с его происхождением — наполовину человеческим, наполовину эльфийским. Этот же конфликт двух половин нашел отражение в личной жизни Таниса: довольно долго он не мог определиться, кто станет его избранницей: эльфийская принцесса Лораланталаса или человеческая воительница Китиара. После Войны Копья Танис стал самым известным полуэльфом на Ансалоне, был принят в ряды Соламнийских Рыцарей. Он погиб во время Войны Хаоса. О приключениях Таниса до Войны Копья рассказывают две книги: Kindred Spirits Марка Энтони посвящена его отношениям с Лораной, а Steel and Stone Эллен Порат — с Китиарой. | О Героях Копья повествуют самые первые книги «Саги», так называемые Хроники: «Драконы осенних сумерек», «Драконы зимней ночи», «Драконы весеннего рассвета». После успеха Хроник появилось великое множество романов самых разных авторов, в которых Герои выступают как на первых ролях, так и эпизодическими персонажами. | Герои древности История Кринна до Первого Катаклизма насчитывает девять тысячелетий. Разгорались и затухали войны, целые народы открывали для себя новые уголки Ансалона, воздвигались и приходили в упадок города, делались научные открытия и создавались артефакты... Всех достойных не упомнишь — и тем не менее в древней истории Кринна можно выделить несколько ключевых персонажей. Эльфийский принц Кит-Канан Сильванос вполне подошел бы на роль национального героя перворожденных, если бы его деяниями не были в равной степени облагодетельствованы как остроухие, так и гномы с людьми. Отец Кит-Канана, король Сильванести, погиб при загадочных обстоятельствах, и ставший правителем братец нашего героя двинул армии на людей, обвинив их в смертоубийстве. Особенно весело пришлось полуэльфам, среди которых началась братоубийственная война. Именно благодаря Кит-Канану удалось добиться перемирия. Вершиной дипломатической карьеры Кит-Канана стало подписание мирного договора эльфов, людей Эргота и гномов, а крупнейшим политическим успехом — основание собственного государства, Квалинести. Во имя вечного мира между разумными расами была воздвигнута твердыня Пакс Таркас, в подземельях которой и находится усыпальница Кит-Канана. Возможно, его деяния меркнут на фоне подвигов Героев Копья или Хумы, однако именно благодаря эльфийскому принцу цивилизованные народы Ансалона перестали грызться между собой и тысячу лет спустя смогли достойно ответить Такхизис в Третьей драконьей войне. Это интересно | Имя «Кит-Канан» наверняка навеяно авторам Саги именем эльфийского государя Гил-Галада, который упоминается в толкиновском «Властелине Колец». | Истории становления эльфийской государственности и роли в этом Кит-Канана посвящена трилогия Тоньи Кук, Пола Томпсона и Дугласа Найлза Elven Nations, первый роман которой, «Перворожденный», недавно издан на русском языке. | А вот Винас Соламн — герой исключительно человеческий. Генерал Эрготианской империи, он возглавил карательную экспедицию на восток государства, где началось большое восстание. Однако прибыв на место, Соламн перешел на сторону мятежников, и десять лет спустя вынудил императора дать восточным провинциям независимость. Бывший генерал, ставший правителем нового государства, Соламнии, подтвердил кит-канановский мирный договор и основал орден Соламнийских Рыцарей, на долгие столетия ставший главной опорой Добра, Света, Справедливости и прочих глубоко философских понятий на всем Ансалоне. Среди других свершений Соламна — превращение пиратской деревушки в блистательный Палантас и строительство Башни Верховного Жреца на единственном перевале, ведущем к этому городу. С другой стороны, появление сильной и независимой Соламнии стало последним гвоздем в крышку гроба для одряхлевшего Эргота. На обломках Империи выросли новые человеческие государства, главным из которых в конце концов стал Истар.  | Подробности жизни Винаса Соламна вы можете узнать из книги Дж. Роберта Кинга, которая так и называется — Vinas Solamnus. | Завершает тройку известнейших политиков Саги печально известный Король-Жрец. Строго говоря, «Король-Жрец» — это титул правителя Истара, который почти за 300 лет его существования носило три десятка разных человек. Но вошел в историю только один — последний, в миру — Белдинас Пилофиро. Откровенно говоря, еще задолго до Пилофиро что-то прогнило в Истарском королевстве: доведенная до абсурда идея абсолютного Добра насаждалась огнем и мечом, целые расы уничтожались или обращались в рабство, каждую минуту горожане находились под пристальным вниманием жрецов. Пилофиро только довершил начатое. Получил власть, этот человек всерьез задумался о том, чтобы стать богом, и не просто равным Паладайну или Такхизис, а превыше остальных небожителей. Он провел полномасштабную атаку на магию, оставив чародеям только одну Башню Высшего Волшебства. Впрочем, это не мешало Королю-Жрецу пользоваться услугами темного мага Фистандантилуса. В конце концов, истарский владыка воззвал к богам Света, требуя полностью истребить всех несогласных с его видением Добра, — и получил буквально на свою голову огромный охваченный огнем метеорит. Этот Катаклизм положил конец Веку Силы и навсегда изменил лицо Кринна.  | Это интересно | О магической политике последнего Короля-Жреца и о личности Фистандантилуса вы можете узнать из статьи о магии Кринна, опубликованной в октябрьском номере «МФ» за прошлый год. | Дни, непосредственно предшествовавшие Первому Катаклизму, описаны в романе Уэйс и Хикмэна «Час близнецов». Однако для более полного знакомства с Королем-Жрецом потребуется обратиться к непереведенной еще трилогии Криса Пирсона «Король-Жрец»: Chosen of the Gods, Divine Hammer, Sacred Fire. |  | Впрочем, политика, дипломатия, религия — это хоть и важные, но не главные составляющие героического фэнтези. История Кринна написана войнами и героями. И самый почитаемый из героев — несомненно, Хума Драконоборец. Он родился в самый разгар Третьей драконьей войны наследником небогатого, но благородного рода Соламнийских Рыцарей. В молодости прошел посвящение в Рыцари Короны и в одном из первых же сражений (а бои разного значения происходили тогда чуть ли не ежедневно) встретился с эльфийкой Гвинес, в которую без промедления — и без памяти — влюбился. Новая знакомая сообщила Хуме, что тот может стать величайшим героем и остановить драконьи орды, для чего необходимо пройти три испытания. Завершив их, рыцарь стал обладателем Копья Дракона — единственного оружия, эффективного против летающих рептилий. Гвинес же оказалась серебряной драконицей (превращаться в гуманоидов — способность всех криннских драконов), однако это не охладило чувств Хумы, который, помимо возлюбленной, обрел и верного боевого товарища. В решающей битве Хума и Гвинес нанесли пятиголовой драконице Такхизис сокрушительный удар — и почти сразу скончались от ран. Впрочем, перед смертью Хума успел признаться Гвинес в любви и взять с Темной Королевы клятву покинуть Кринн. Другом детства Хумы был алый маг Магиус — что само по себе удивительно, поскольку Соламнийские Рыцари признавали только магию белых одежд. Магиус также сыграл важную роль в Третьей драконьей войне, и, как и Хума с Гвинес, погиб от ран. Впрочем, этот волшебник больше всего известен своим посохом, который спустя тысячу лет после гибели Магиуса достался Рейстлину.  | Посох Магиуса. | Главный источник информации о Хуме, Гвинес и Магиусе — роман Ричарда Кнаака «Хозяин Копья» (в оригинале — The Legend of Huma). | Это интересно | Австралийский музыкальный коллектив Dungeon, работающий в стиле пауэр-металл, записал песню под названием Legend of Huma, основанную на книге Р. Кнаака. Кроме того, роман лег в основу одноименного комикса. |  | Полная противоположность Хуме Драконоборцу — Лорен Сот Даргаардский, более известный как Рыцарь Черной Розы, Лорд Сот. Корни родового древа Сотов уходят ко временам основания Соламнии: Лорен, Рыцарь Розы (самого престижного ордена среди Соламнийских Рыцарей) унаследовал одну из ключевых твердынь страны и немалую власть. Однажды по дороге в Палантас Сот сотоварищи встретил группу эльфов, отбивавшихся от огров. Как и всякий рыцарь, Лорен помог перворожденным, однако безнадежно влюбился в одну из эльфиек. Он убедил ее приехать в Даргаард, где, почти не скрываясь от друзей и молодой жены, принялся крутить любовь со спасенной. Когда жена родила Соту сына-уродца (в последнем отразилась извращенная душа отца), разъяренный Рыцарь убил и ее, и приплод, а полгода спустя женился на беременной от него эльфийке. О произошедшем стало известно, Сота судили и приговорили к казни, однако ему удалось скрыться в Даргаарде. Боги решили дать Соту шанс искупить вину. Рыцарь должен был отправиться в Истар и остановить Короля-Жреца, который вот-вот вызвал бы Катаклизм. Сот отправился в столицу, однако по пути встретил еще эльфов, которые намекнули ему на неверность новой жены. Наплевав на миссию, рыцарь вернулся домой и начал выяснять отношения — тут-то и случился Катаклизм. Супруга Сота, прежде чем сгореть в охватившем Даргаард пламени, прокляла мужа — теперь тот был обречен на вечные страдания Рыцаря Смерти. После Катаклизма Сот восстал в бестелесном виде — только глаза горели в глубине шлема. Со своими воинами-скелетами он наводил ужас на окрестности, а в Войне Копья сражался на стороне Такхизис, пытаясь добиться взаимности от новой возлюбленной — Китиары. После того как та умерла, Сот исчез с лика Кринна — он «провалился» в другой мир Dungeons & Dragons, Равенлофт. Исследователи жизни Рыцаря Черной Розы могут обратиться к книге Эдо ван Белкома Lord Soth. Кроме того, Лорд Сот появляется в книгах из цикла «Равенлофт»: «Рыцарь Черной Розы» Джеймса Лоудера и Spectre of the Black Rose Лоудера и Вороники Уитни-Робинсон. | Герои новой эры Новое тысячелетие — новые «Подземелья и драконы». Новые «Подземелья и драконы» — новая «Сага о Копье». Новая Сага — новые герои. После Второго Катаклизма, во времена Войны Душ и Века Смертных, боги потеряли свой мир, на Кринне смешались черное, белое и красное, Зло, Добро и Равновесие, и на Ансалон пришли совершенно новые герои. Война Хаоса положила конец тому Кринну, который мы знали по «Хроникам». Боги перестали отвечать на молитвы, магия начала исчезать из мира, а злые драконы разделили между собой Ансалон. Разумеется, такие условия — питательная среда для религиозных сект и пророков. Самым заметным из них стала сирота Мина. Эта молодая девушка появилась буквально ниоткуда и объявила себя провозвестником Единого Бога. Пропаганде сильно помогали чудеса, которые совершала Мина: от восстановления отрубленной руки до победы над могущественным драконом. Очень скоро армия Единого Бога стала силой, с которой нельзя было не считаться. И всё бы хорошо, вот только за личиной новоявленного божества скрывалась всё та же Такхизис, которая умудрилась украсть Кринн из-под носа остальных богов. Мина раскрыла правду своей приемной матери Золотой Луне (знакомой нам еще по «Хроникам»), а та передала весточку остальным богам. Паладайн отказался от божественного статуса, чтобы лишить бессмертия Такхизис, та обвинила Мину в предательстве и попыталась убить собственную пророчицу, однако пала от руки эльфийского принца. Впрочем, Мина осталась верна Темной Королеве и после ее гибели: эльфы стали кровными врагами воительницы, а Паладайн — целью номер один. Еще в сборнике «Когда мы вернемся» Уэйс и Хикмэн отказались от идеи рисовать прислужников Тьмы недалекими, алчущими власти и в любой момент готовыми на предательство. Стил Светлый Меч и прочие Рыцари Такхизис по сути были ничем не хуже Соламнийских Рыцарей — только служили черным знаменам. Мина — логичное продолжение этой линии. Она четко осознает, что служит Злу, однако обладает всеми качествами достойного лидера, которым позавидовал бы и Король-Жрец. Истории Мины и всей катавасии с украденным Кринном посвящена трилогия Уэйс и Хикмэна «Война душ»: «Драконы погибшего солнца», «Драконы пропавшей звезды», «Драконы исчезнувшей луны». | Другая иллюстрация неоднозначности Добра и Зла — драконид Кэнг, бывший глава инженерных войск в армии Такхизис. Надо сказать, что дракониды изначально были чем-то вроде биороботов, запрограммированных на подчинение верховному командованию и размножавшихся только искусственным путем. После Войны Хаоса эта рукотворная раса оказалась не только потерявшей смысл существования, но и обреченной на вымирание. Изменить ситуацию удалось только Кэнгу, остатки бригады которого разыскали яйца драконидских самочек и основали Теир — единственное поселение драконидов. Кэнг и его подчиненные — классический пример преодоления собственной природы. Несмотря на заложенное в драконидской натуре стремление ко Злу, он понимает: чтобы дракониды смогли существовать на равных с остальными расами, им необходимо измениться. Может быть, в начале Века Смертных Кэнг и не настолько известен, как Мина, но, несомненно, он войдет в историю Кринна как основатель полноценной расы драконидов. Дилогия Kang’s Regiment, написанная Уэйс и Доном Перрином, состоит из книг «Бригада обреченных» и «Кодекс драконида». | Свитки Астинуса | Вселенная «Саги о Копье» — 2004, №11(15) Магия «Саги о Копье» — 2005, №10(26) | * * * Разумеется, это далеко не полный перечень героев «Саги о Копье». За страницами статьи остались варвары Золотая Луна и Речной Ветер, многочисленные отпрыски семьи Маджере, центральные персонажи разнообразных побочных циклов вроде «Войн минотавров». Впрочем, именно описанные здесь герои представляются нам наиболее интересными и характерными для «Саги о Копье» — теми, кто олицетворяет эту популярнейшую серию для сотен тысяч читателей во всех уголках планеты. Иллюстрации Мэтью Ставицки, Ларри Элмора, Кейта Паркинсона |  |