Распространенные заблуждения 100 лучших книг Современники. Нил Гейман Беседа с Владиславом Крапивиным
Версия для печатиФутурология: Футурология. Похороны в космосе
Кратко о статье: Человечество только-только выходит в космос, а «похоронный бизнес» в этом направлении уже развивается вовсю. В фантастической литературе можно встретить множество примеров торжественных похорон героев в космосе. Как обстоят дела в реальности, и почему просторы Галактики вряд ли когда-либо будут бороздить свинцовые гробы, — читайте в статье Михаила Попова.

Последний полет

Похороны в космосе

Забота о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.

Аврелий Августин

Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Конечно же, да ведь даже наши родители были уверены в том, что 2001 год мы будем встречать на орбите Юпитера. Однако светлое будущее уже, считай, наступило, а предсказания фантастов так и не сбылись. Полеты в космос стоят огромных денег и вряд ли резко подешевеют в ближайшие 10—20 лет. Но слетать-то хочется! Ведь у нашего поколения есть вполне реальный шанс сделать то, о чем люди 20 века могли лишь говорить.

Человек — существо упрямое и изобретательное. Некоторые рассуждают, как попугай из анекдота: «Если не тушкой, то хоть чучелом!», и платят приличные деньги за отправку своих останков на орбиту. Чепуха и экстравагантность? Возможно. Однако если человечество все же планирует вырваться в космос, то ему стоит задуматься над очень непростой темой — похороны за пределами Земли.

Ногами вперед

Отправка человеческих останков в космос — вопрос, действительно, странный, и на первый взгляд даже курьезный. Нечто из разряда путешествий в будущее путем глубокой заморозки тела. Однако если оставить в стороне скептицизм и взглянуть непредвзято, то мы обнаружим, что, во-первых, научная фантастика относится к похоронам в космосе со всей серьезностью, представляя их как нечто вполне естественное и обыденное, а во-вторых, это действительно работает в наши дни!

Возможно, прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, с Земли стартует очередная ракета, несущая на своем борту необычный «экипаж» — останки десятков, а то и сотен людей. Это не фантастика, а бизнес: дополнительная прибыль от запусков искусственных спутников, плюс стимул для разработки частных ракет, способных доставлять малые грузы за пределы планеты.

В желтом круге — контейнер с прахом, закрепленный на спутнике.

Стоимость космических перевозок сегодня по-прежнему высока — около 20 тысяч долларов за килограмм, а для «живых» грузов еще больше. Чтобы сократить расходы на похороны в космосе, предпринимаются различные меры. Самые популярные — кремация тела и запуск урны с пеплом (массой всего 1—2 килограмма), либо, что еще дешевле — отправка за пределы Земли лишь символической порции праха в капсуле размером с тюбик от губной помады. Конечно, второй вариант нельзя назвать полноценными похоронами (скорее, мемориальными услугами), однако данный термин уже прижился и применяется повсеместно.

Вес кремированных останков не превышает 5% от прежней массы тела. Вопреки распространенному мнению, после кремации от человека остается не чистая пыль, а мелкие фрагменты костей, которые впоследствии перемалываются в пудру и выдаются родственникам.

Индивидуальный тур на небеса экономически невыгоден, поэтому останки обычно летят «эконом-классом» — по 100—200 капсул с прахом в одном контейнере. Для еще большего удешевления всей процедуры они чаще всего размещаются не на отдельных носителях, а включаются в состав полезной нагрузки других космических программ.

Незнающий человек представляет себе итог похорон в космосе примерно так: стальные гробы или, на худой конец, маленькие капсулы будут величественно дрейфовать в пустоте до тех пор, пока не погибнет наша вселенная. Это красиво, но запрещено.

Удар каменной крошки, движущейся со скоростью 10 километров в секунду. То же самое может произойти в космосе.

Дело в том, что за всю вторую половину 20 века люди уже успели изрядно намусорить на орбите Земли. Столкновения с деталями двигателей, кусками обшивки, замерзшим каплями антифриза и неисправными спутниками очень опасны и вполне реальны. В 1996 году французский разведывательный аппарат Cerise столкнулся с третьей ступенью французской же ракеты Ariane и потерял стабилизатор. За чистотой космоса сейчас строго следят. Между российским и европейским космическими агентствами уже заключены соответствующие договоры, а американцы запустили несколько программ, отслеживающих космический мусор при помощи военных радаров.

В космосе летают самые разные вещи: перчатка космонавта Эда Уайта, кинокамера, которую потерял Майкл Коллинз, разводной ключ и даже зубная щетка.

Капсулы с останками людей прикрепляют к последней ступени ракеты. Подавляющее большинство таких «захоронений» не покидает гравитационного поля Земли. Вращаясь вокруг планеты, они рано или поздно войдут в атмосферу и сгорят в ней, а пепел рассеется. Время пребывания «на том свете» может составлять от 5 до 250 лет.

Эд Уайт. Первый выход американцев в открытый космос закончился потерей защитной перчатки.

Если вы не хотите, чтобы на вашу «падающую звезду» кто-то загадывал желание, есть еще один, более дорогой вариант — похороны на Луне. В настоящее время их удостоился лишь один человек — астрогеолог Юджин Шумейкер (1928—1997), наиболее известный за открытие кометы Шумейкера-Леви. Он должен был участвовать в полете на Луну, однако не прошел по состоянию здоровья. Размещение частицы праха Юджина в аппарате «Лунный разведчик» (Lunar Prospector) стало наиболее правильным способом почтить его память.

Юджин Шумейкер. Первый человек, похороненный на Луне.

Не нравится Луна? Остается только один путь — в мрачные глубины далекого космоса. Пока что не известно ни одного случая подобного захоронения, однако компании, речь о которых пойдет ниже, предлагают эту услугу всем желающим.

Модуль «Лунный разведчик» — самый дорогой катафалк в истории.

Мне бы в небо?

Схема строения земной атмосферы.

На высоте всего 5 километров давление воздуха уже составляет 50% от нормы на уровне моря.

На высоте в 20 километров вода начинает кипеть при комнатной температуре. Информация о том, что кровь человека тоже закипит — миф, так как жидкости наших тел циркулируют под давлением.

На высоте 24 километров отказывают системы герметизации пассажирских самолетов.

24 километра — рекорд для полетов на воздушном шаре.

На высоте 100 километров пролегает условная граница «космоса» (линия Кармана). Аэродинамическая подъемная сила здесь больше не действует.

200 километров — стабильная орбита для спутников на несколько дней.

350 километров — стабильная орбита для спутников на несколько лет.

Бездонная могила

Как обстоят дела с космическими похоронами в реальности? Первый рейс состоялся 21 апреля 1997 — американская ракета «Пегас» с частицами пепла от 24 человек на борту вышла на орбиту высотой 578 километров. Период вращения «летающей могилы» вокруг Земли составлял 96 минут. Возврат головной части в атмосферу состоялся 20 мая 2002.

«Пегас». Прощающихся просим отойти от ракеты.

Первыми в «последний полет» отправились такие известные личности, как Джин Родденберри (создатель сериала Star Trek — другие похороны были для него просто немыслимы) и Тимоти Лири — крестный отец Умы Турман, писатель, психолог и сторонник легализации ЛСД, снявший свою смерть от рака на видеопленку, из которой впоследствии был смонтирован развлекательный фильм «Тимоти Лири мертв».

Следом отправился упомянутый Юджин Шумейкер. Остальные захоронения проводились с использованием ракеты «Таурус» — американской «рабочей лошадки», выводящей на орбиту малые спутники. 10 февраля 1998 в космос полетел прах 30 человек, 20 декабря 1999 — 36 человек, а 21 сентября 2001 вакуум принял 43 кремационных капсулы.

Джин Родденберри на фоне декораций к Star Trek.

Билет в один конец

Бизнес ритуальных космических услуг — отрасль молодая, но очень перспективная. К сожалению, в ней действует большое количество сомнительных организаций, предлагающих отличные условия захоронения по принципу «утром деньги — вечером стулья» (платишь взносы сейчас, а после смерти отправляешься за облака). К примеру, фирма «Космический цилиндр» (spacecylinder.com) обещает доставить в космос ваше замороженное тело — целиком, что по здравому размышлению представляется весьма маловероятным.

Прозрачный «космический гроб» для целого тела и личных вещей (любимые компакт-диски, фотографии и т. п.).

В настоящее время только одна такая компания регулярно выполняет взятые на себя обязательства — Space Service Inc. (spaceservicesinc.com). По части «мемориальных услуг» она — всего лишь посредник, выкупающий определенное количество грузового пространства на коммерческих ракетах.

На рынок похоронных услуг в стиле «хай-тек» также может выйти молодая калифорнийская компания SpaceX, разрабатывающая собственные ракетоносители «Сокол», которые способны выводить в космос грузы массой до 24 тонн по цене не выше 2000 долларов за килограмм.

Как все это работает? У родственников усопшего, либо у человека, который жаждет стать космонавтом посмертно, есть два варианта на выбор: «капсула» или «модуль».

Вот так выглядят «капсулы» и «модули» — миниатюрные космические гробы.

В первом случае 1 грамм праха помещается в маленькую металлическую «таблетку», а имя усопшего записывается на специальной пластине, прикрепляемой к космическому аппарату. После запуска родственники получают DVD с записью всей процедуры — от монтажа «спецгруза» на ракете до ее исчезновения среди облаков. Стоимость — 995 долларов.

За 5300 долларов можно послать в космос 7 граммов праха, упакованного в маленький металлический цилиндр. На нем будет вырезано имя усопшего и короткая (24 буквы) эпитафия. Родственникам выдадут точную копию отправленного модуля, а также, как и в первом случае, DVD.

Предлагаются и другие, более дорогие услуги, исполнение которых гарантируется «в некотором будущем» (вероятно, когда наберется достаточно участников, чтобы окупить расходы). За 12500 долларов 1 грамм праха может быть отправлен на Луну — с падением на ее поверхность либо с выводом на орбиту и последующим, отложенным на много лет «прилунением». За ту же сумму такая же порция праха сможет отправиться в открытый космос, за пределы Солнечной системы.

Выбрав подходящий сервис, родственники оплачивают его и получают по почте специальный набор — контракт, анкету на покойного (для размещения биографии на сайте) и контейнер для праха, который следует предоставить «с запасом» — в два раза больше, чем необходимо для выведения в космос.

«Капсулы» и «модули» упаковываются в контейнер.

Это делается на тот случай, если первый запуск окончится неудачно — тогда вторая, «запасная» порция будет отправлена бесплатно. Если же все прошло нормально, ее вернут родственникам, либо (по их желанию) развеют над морем около стартовой площадки. До «времени Ч» прах будет храниться в сейфе компании.

Запуски производятся с военной авиабазы Ванденберг к северо-западу от Лос-Анджелеса. О готовности к запуску сообщается заблаговременно, однако конкретная дата становится известна за 1—2 дня до старта. В стоимость любой услуги входят официальные мероприятия, на которые родственники могут приехать, предварительно известив организаторов. Расходы на путешествие и проживание в отелях — за собственный счет.

Перед запуском родственников собирают в специально отведенном месте рядом со стартовой площадкой. Там на торжественно задекорированной площадке проводится небольшой «траурный митинг» — желающие могут послушать музыку, выступить с трибуны и понаблюдать за взлетом ракеты.

Проводы в последний путь.

Местоположение некоторых спутников — в том числе и «похоронных» (модель Celestis) — над земной поверхностью можно отследить на сайте fourmilab.ch/earthview/satellite.html. Если изображение темное — значит, спутник находится над ночной стороной планеты. Подождите примерно 45 минут — и он выйдет из тени.

Космос и религия

Крупнейшие мировые религии относятся к погребению в космосе либо нейтрально, либо неодобрительно. Это связано в первую очередь не с экзотичностью места, где будут находиться останки человека, а с тем, что они подверглись кремации. К примеру, христианство учит о всеобщем воскрешении умерших после второго пришествия Христа. Уничтожение бренных останков противоречит этой догме. Католичество разрешило кремацию совсем недавно, а православие до сих пор позволяет проводить ее лишь в крайних случаях (войны, эпидемии и т. п.).

В этой связи интересны траурные церемонии, подготовленные для экипажа «Аполлона-11» в случае провала их лунной миссии. Специалисты опасались, что модуль «Орел» не сможет взлететь. На всякий случай было записано поминальное обращение президента Никсона к нации. Связь с еще живыми космонавтами предполагалось отключить, и провести на Земле заочную церемонию на манер похорон в море, проводимых при отсутствии тел погибших — с торжественными речами и бросанием цветов в воду (аналогичным образом были организованы «похороны» пассажиров Титаника). Единственное различие — в речи священника вместо слова «океан» прозвучало бы «глубочайшая из глубин».

Старт ракеты «Таурус» c прахом людей на борту (20 декабря 1999 года).

Это интересно
  • По состоянию на 2004 год, в космосе было похоронено около 150 человек. Вероятно, в 2006 году это число увеличится в несколько раз.
  • Очередной «мемориальный» запуск запланирован компанией Space Service Inc. на февраль 2006 года. В космос будет отправлены частицы пепла 183 людей (данные на начало 2006 года, к старту число может увеличиться) из разных стран, в том числе из России. Среди прочих будет и пепел Джеймса Духана (1920—2005) — актера, сыгравшего Монтгомери Скотта, инженера корабля «Энтерпрайз» из сериала Star Trek.
  • Частицы пепла, оставшиеся после кремации, полностью вычистить из печи невозможно — они неизбежно смешиваются с пеплом других людей. На практике это означает, что вместе с Юджином Шумейкером на Луну отправилось несколько десятков, а может быть, даже сотен «безбилетников»!
  • Ни одного мертвого тела — по крайней мере, принадлежащего человеку, — в космосе сейчас нет.

Монтгомери Скотт. Космос потихоньку становится братской могилой для команды сериала Star Trek.

Туды их в качель

Как показаны космические похороны в научной фантастике? Вулканец Спок из сериала Star Trek после своей героической смерти был помещен в фотонную торпеду и отправлен на ней в сторону зарождающейся планеты Генезис (где он неожиданно возродился). Похожая судьба постигла и Фрэнка Пула — персонажа культового фильма Стэнли Кубрика по сценарию Артура Кларка «2001: Космическая Одиссея». Обезумевший компьютер HAL 9000 столкнул Фрэнка с корабля в открытый космос. Его тело, сохранившееся в скафандре, было найдено тысячу лет спустя и оживлено (роман «3001: Последняя Одиссея»).

Спок. Надо было его в бомбу засунуть, так надежнее.

В сериале «Вавилон 5» множество персонажей было кремировано в космосе — их гробы отправляли к звездам. Такая романтика в фантастике встречается нечасто — например, в фильме «Враг мой» (1985) похороны пилотов, погибших на войне с инопланетянами, проходили вполне рутинно.

Также в космосе нашли покой капитан Фьючер — герой Эдмонда Гамильтона (впоследствии выяснилось, что похороны были разыграны), Филип Фрай из мультсериала «Футурама» (несколько раз, в том числе и на орбитальной станции-кладбище), Кейн (первая жертва из фильма «Чужой»), Диззи Флорес (солдат из фильма «Звездный десант») и спартанцы — суперсолдаты из игровой вселенной Halo.

Мы живем в странное время. Науку двигают вперед деньги, и любое передовое начинание зависит от его прибыльности. Раз уж некоторые богачи платят деньги за самые невероятные манипуляции над своим бренным телом (например, можно запечь кремированный пепел при сверхвысоком давлении и температуре, превратив его в бриллиант), значит, ворота морга в буквальном смысле могут вести на небеса.

Увы, но за последние десятилетия количество пилотируемых запусков неуклонно сокращается. Если у человечества в ближайшем будущем не появится мощного стимула для полетов в космос (например, соревнования между США и Китаем), то похоронная мысль может продвинуться так далеко, что на Марс первыми отправятся не живые люди, а покойники.