Google+
экранизации булгакова Григорий Распутин ТОР MARVEL Christmas
Версия для печатиПрофессии: Друиды в истории и фэнтези
Кратко о статье: О реальных друидах не осталось ни одного текста или памятника. В фэнтези-вселенных сформировался образ друида, который включает в себя умение превращаться в животных, владение различными приемами магии природы, невидимость... Статьей о друидах «Мир фантастики» открывает новую и давно ожидаемую рубрику — «Фантастические профессии».

Лесной дозор

Друиды

Сохраняй у себя в сердце зеленое дерево, и возможно, когда-нибудь в нем заведется певчая птица.

Китайская поговорка

Они спасают природу от разрушительного влияния людей, хотя и сами чаще всего принадлежат к человеческому роду. Обитатели лесов, справляющие древние обряды в кругах из огромных камней. Умелые волшебники, повелевающие стихией жизни... Им повинуются даже самые свирепые звери, а разумные отваживаются нарушить границы вековых лесов лишь затем, чтобы попросить их хозяев о помощи. Они стоят на пути технического прогресса, но эта борьба уже заранее проиграна им суждено исчезнуть из нашего мира вместе с последним отблеском волшебного огня, мерцающего в сумраке заповедных рощ.

Статьей о друидах мы открываем новую рубрику — «Фантастические профессии». В чем-то она похожа на «Бестиарий», но если в него попадают по «биологическому» признаку, то в «Фантастические профессии» — по «профессиональному». В новой рубрике «Мир фантастики» расскажет вам о героях, без которых немыслимы фэнтези и фантастика: от бардов до воров, от паладинов до охотников за головами.

Дубы-колдуны

Большинство из нас примерно представляет, что в реальности друиды были языческими жрецами кельтских племен, живших к северу от Альп и на островах Британии. Происхождение слова «друид», как водится, точно не известно. Самая распространенная версия связывает его с древним корнем «друс» (единственное число от «друиды»), покрывавшим целый спектр понятий: «дуб», «сильный», либо даже «знание». В родственных языках имеются похожие слова: староирландское «друидехт» означало «магия», в новоирландском «драой» переводится, как «маг», а на уэльском диалекте «друв» — «пророк».

Друид из Heroes of Might & Magic V.

С точки зрения истории, друиды абсолютно мертвы. От них не осталось ни одного оригинального текста, ни одного памятника. Даже легенды — и те со значительной примесью римско-христианского фольклора. О друидах можно судить лишь опосредованно, руководствуясь противоречивыми свидетельствами античных историков.

Согласно большинству источников, друиды были хранителями народных традиций. В основе культа лежали заклинательные песни, которых было так много, что их приходилось разучивать десятки лет. Друидов освобождали от военной повинности и налогов, однако их «сан» не передавался по наследству. Теоретически, друидом мог стать кто угодно.

По верованиям друидов, душа не исчезала после смерти человека, а переселялась в другое тело. Они якобы практиковали человеческие жертвоприношения (хотя эти свидетельства могли быть «черным пиаром» со стороны римлян) и почитали священные дубовые рощи, которые, кстати, активно вырубали христиане, боровшиеся с друидами.

Так видели друидов художники 19 века.

Каким было «колдовство» друидов? Во-первых, они предсказывали будущее. Ирландский друид Бек Мак Ди мог консультировать одновременно девять человек, отвечая на все их вопросы одним-единственным словом. Кроме того, друиды умели готовить магические напитки. Когда ирландский герой Кухулин был околдован феей Фанд, мудрые волшебники приготовили ему отворотное зелье.

По некоторым легендам, друиды могли насылать безумие, умели летать, повелевать облаками и туманом, а перед битвой за Калдремн в 561 году воздвигли вокруг армии airbe drtiad — «защитный забор» (что именно понимается под этой фразой, до сих пор неясно).

Подземелья, драконы и друиды

Друиды исчезли в начале нашей эры и оставались забытыми вплоть до 18 века. Когда у европейцев проснулся интерес к кельтским жрецам, выяснилось, что о них почти ничего не известно. Пространство для фантазий было практически неограниченным — именно поэтому друиды из современных книг, фильмов и игр зачастую мало похожи друг на друга.

В фэнтези наиболее популярен образ друида-волшебника, который черпает силу непосредственно из природы и оберегает ее от цивилизации. Конкретные магические способности могут быть разными. Некоторые друиды умеют разговаривать с животными. Других хлебом не корми — дай исцелить кого-нибудь от болезней или ран. Третьи проводят все свободное время в лесу, обернувшись диким животным.

Обложка игры Fire Emblem.

По сути, друид — типичный шаман (оба этих явления уходят корнями в поздний неолит), только более «цивилизованный» и в некотором смысле даже более могущественный.

Из этих правил бывают и исключения. В японской стратегической ролевой видеоигре Fire Emblem друиды (более высокий уровень развития шаманов) владеют древней темной магией. Предпоследним боссом одной из ее частей выступает особый волшебник — темный друид.

Без преувеличения можно сказать, что наибольший вклад в популяризацию друидов сделала всемирно известная ролевая игра Dungeons & Dragons (первая публикация — в 1974 году). Игра оказалась настолько авторитетной, что все остальные разработчики ролевых систем придумывали своих друидов с оглядкой на D&D.

Друид расы Warforge — рисунок по мотивам нового сеттинга Эбберон из линейки D&D.

По ее версии, друиды способны творить заклинания и в то же время эффективно вести рукопашный бой. В отличие от жрецов, друиды не имеют никаких преимуществ перед нежитью. Зато у них есть уникальный козырь — оборотничество, причем друиды не перекидываются в одного зверя, а принимают формы разных животных и птиц.

Изначально друиды в D&D были ограничены типом используемого оружия (примерно так же, как и маги) и нейтральным мировоззрением (true neutral alignment) — то есть, не быть ни злыми, ни добрыми. В последней редакции игры (версия 3,5) друидам доступен более обширный арсенал, однако, если они надевают на себя металлическую броню, то на целый день лишаются способность творить заклинания и превращаться в животное.

Фэнтези-художники часто изображают друида с боевым серпом в руке.

В 317 выпуске журнала «Дракон» (официальное издание игры Dungeons & Dragons) был представлен новый вид друидов — urban druid, «городской друид», полная противоположность обычных друидов. «Урбаны» привязаны не к природе, а к цивилизации, обладают собственным набором заклинаний — в том числе несколькими уникальными, и умеют превращаться в определенных животных. Их помощниками выступают гигантские скорпионы, пауки и сороконожки (carrion crawler).

Хорошо развитый друид крайне полезен для своих спутников по игре. Особую ценность он представляет в форме животного. Ястреб или кошка могут быть хорошими разведчиками, а лошадь способна нести тяжелую поклажу.

WoW, друиды!

Наибольшую популярность друидам в компьютерных играх принесла культовая многопользовательская вселенная World of Warcraft (WoW), стартовавшая в январе 2004 года и всего за год набравшая свыше 5,5 миллионов участников.

Ночные эльфы из World of Warcraft.

Впервые этот класс появился в стратегической игре Warcraft III, причем друидами там были ночные эльфы мужского пола (женщины становились воинами). Они делились на две группы. Одни умели превращаться в медведей, а другие — в воронов (название обоих переводится на русский как «Друиды Когтя»). Тысячи лет друиды медитировали, пребывая в мире под названием «Изумрудный сон» (Emerald Dream), и были пробуждены сородичами лишь из-за угрозы вторжения демонов.

Друиды из Warcraft действительно мудры: легли спать, а женщин поставили на охрану.

В онлайн-версии друиды — один из девяти доступных игровых классов, причем ими могут быть не только ночные эльфы, но и таурены (раса минотавров), и не только мужчины, но и женщины. Их главное достоинство — превращение в животных: медведя, кошку, морского льва и гепарда. Пребывая в зверином облике, друиды не могут колдовать, пить зелья или пользоваться какими-либо предметами, но зато их магическая энергия (мана) восстанавливается в обычном порядке. Также они очень уязвимы для любых вражеских навыков, направленных против животных (такие навыки есть у класса охотников). Внешний вид животных зависит от фракции, к которой принадлежит друид (Альянс или Орда). К примеру, изображенный на картинке медведь из Альянса отличается от своего коллеги из Орды полным отсутствием рогов.

Друид Когтя. Кабы не густая грива волос — был бы вылитый Йода.

Друиды из WoW могут носить лишь самые легкие доспехи и пользоваться в бою только кинжалами, булавами, посохами, а также собственными кулаками.

Медведь — типичный «фэнтези-танк». В этой форме у друида резко возрастает количество жизни, улучшаются показатели брони и атаки. Кроме того, улучшается эффект от любых предметов, усиливающих защиту. Высокоуровневый друид в облике медведя обладает более высоким классом защиты, чем даже бронированный воин, однако все равно уступает ему в боевых качествах.

Друиды из World of Warcraft: медведь, кошка, морской лев и гепард.

Принимая вид кошки, друид получает значительный прирост в скорости атаки и возможность «вынюхивать» местоположение ближайших гуманоидных существ. Облик морского льва (название условно: животное выглядит как ластоногое неизвестной породы) позволяет дышать под водой и плавать в полтора раза быстрее обычного. Гепард (та же история: зверь не имеет названия и просто похож на гепарда) — самая удобная форма для путешествий благодаря высокой наземной скорости.

Друид в форме Moonkin — помесь медведя и совы. С рогами...

Не так давно была добавлена новая форма — Moonkin (это можно примерно перевести как «Родич Луны»), в которой у друида сильно возрастают показатели брони и появляется способность улучшать атаку спутников. Пребывая в этой форме, друид не может использовать лечащие заклинания.

Таким образом, друиды из WoW — это сразу несколько классов «в одном флаконе». Их сила — в гибкости, приспособляемости и живучести. Их слабость — дистанционные заклинания. Друид не способен дать адекватный отпор на расстоянии и вынужден сближаться с противником, что делает его уязвимым в одиночной битве с группой из двух-трех стрелков.

Ночной эльф — друид (World of Warcraft).

Сколько друида ни корми...

Было бы несправедливо забывать о менее популярных представителях класса друидов. Их очень много. Перечислить всех невозможно да и вряд ли нужно — ведь каждый, кто интересуется этой темой, без труда вспомнит своего «самого-самого» друида.

Dark Age of Camelot. Друид, который пытается стать похожим на танк.

Возьмем, к примеру, сородича World of Warcraft — многопользовательскую онлайн-игру Dark Age of Camelot, основывающуюся на легендах о короле Артуре. Если вы играете за Ирландию и принадлежите к расе людей или фирболгов, то вам прямая дорога в друиды. Здесь это почти такие же, как и в Warcraft, целители и маги, способные многократно увеличивать свои защитные характеристики.

Diablo II: Lord of Destruction. Это уже не друид, а какой-то маньяк-животновод.

В игре Diablo II (вернее, в дополнении к ней Lord of Destruction) тоже есть друиды. Создатели игры охарактеризовали их следующим образом: варвары, воины, поэты и короли. Когда-то очень давно дикари (другой игровой класс) изгнали друидов в леса. Там им очень понравилось — они овладели магией природы, подчинили себе огонь, ветер и землю, а также подружились с животными, причем настолько, что научились превращаться в них.

Без друидов не обошлось в многопользовательских играх серии Everquest и Tibia (самая «долгоиграющая» онлайн-игра, запущенная в 1997 году), а также в знаменитой Neverwinter Nights, сделанной на основе игровой механики D&D.

Говоря о друидах в фэнтези-литературе, можно вспомнить серию «Шаннара» Терри Брукса (большинство книг издано в девяностых годах). Этот тип волшебников расписан здесь очень подробно. У них собственная история, своя организация и свои герои. Друиды Шаннары известны тем, что умеют становиться невидимыми и используют в бою особый «огонь друидов» — магическое пламя разных цветов (у каждого друида есть свой уникальный оттенок). Подобно друидам из World of Warcraft, их коллеги из Шаннары могут погружаться в Сон друидов — разновидность анабиоза, во время которого залечиваются раны и омолаживается тело.

Друид Тибии.

«Кинематографическим» друидам обычно не везет. В 2001 году на экраны вышел откровенно слабый фильм «Друиды» с Кристофером Ламбертом в главной роли (правда, к друидам сюжет не имел почти никакого отношения). Еще можно вспомнить Мерлина из «Короля Артура» (2004) — мудрый волшебник и друид был представлен в виде грязного бомжа с размалеванным лицом. На его фоне друид из французской комедийной серии «Астерикс и Обеликс» смотрится куда выгоднее — тихий старик готовит зелье силы для галлов, а не скачет по деревьям, сверкая голым задом.

Это интересно
  • Вопреки распространенному мнению, Стоунхендж никак не связан с друидами. Он был построен за тысячи лет до их появления.
  • Уинстон Черчилль входил в общество друидов (вероятно, это был «Древний Орден Друидов») — секретную организацию последователей некоего вымышленного друидизма, сформированную в 18 веке на манер масонства.
  • В одной из дополнительных книг D&D (Complete Divine) упоминается особый престиж-класс «осквернитель» (Blighter) — «злой» вариант друида.
  • В Британии друиды изображались на негосударственных медных монетах с 1787 по 1799 год. Как раз тогда правительство прекратило выпускать медные деньги под предлогом того, что такой дешевый металл недостоин нести на себе монарший лик (реальной причиной был рост цен на медь). Чтобы расплатиться с рабочими, владельцы медных рудников стали изготавливать свои монеты (в том числе и с профилем друида), которые были ничем не хуже официальных, а потому охотно принимались по всей стране.

Медная монета «Друид» достоинством в один пенни (1789 год).

* * *

Какой из всего этого можно сделать вывод? Во-первых, друиды очень популярны в многопользовательских онлайн-играх. Во-вторых, большинство друидов обладает одинаковыми способностями. Их создатели пытаются внести разнообразие в устоявшийся образ, но при этом зачастую ударяются в крайности: то рисуют друидов в виде злобных амбалов с маленькой головой и пудовыми кулаками, то наряжают почтенных стариков в неприличную одежду из листьев и цепляют им на голову ветвистые оленьи рога.

Главные герои фэнтези — это закованные в броню рыцари и обвешанные амулетами маги. Нелюдимые друиды редко совершают эпические подвиги. Для того, чтобы играть за них, вовсе не обязательно любить природу и ронять слезу, едва заслышав пение соловья — точно так же, как и игрок-паладин в реальной жизни имеет право быть прожженным мизантропом. Друидам нужна не нахрапистость и отвага, а ум, находчивость и терпение. Только в этом случае их богатейшие возможности будут реализованы на все 100%.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Selen
№ 1
19.11.2007, 17:37
Статья очень занятная. В ней собрано и систематизировано достаточно много материала. Факты интересные очень даже... но
Интересно ознакомиться, но не более. Нет изюминки, суховата по-моему...
Tchagalassa
№ 2
23.01.2008, 21:27
Начну с того, что восток есть восток, а запад есть запад, и если запад не умеет хранить, то восток оберегает их и не показывает каждому. Приоткрою одну из завес тайн... на востоке сохранились документы о друидах. Можно прочитать на русском, достаточно открыть любую книгу суфийского толка. Автору статьи посоветую ответы на многие тайны искать на стороне солнца.
Angie
№ 3
26.12.2010, 04:11
Статья мне понравилась. Обзор сделан широкий и интересный. Всё ведь в любом случае не охватить в пределах "статейного" формата.
На мой взгляд по представленной информации можно составить образ друида.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться