Google+
Вселенная «Magic: The Gathering» МИРЫ. BATTLETECH Человек-паук 8BIT
Версия для печатиИнтервью: Роман Гунявый, художник
Кратко о статье: Наш сегодняшний гость — известный художник, иллюстратор ККИ «Берсерк», участвовал в таких игровых проектах, как Far Cry, Heroes of Might and Magic V, «Периметр». Роман не любит называть себя профессионалом и считает, что работа должна приносить удовольствие. Интервью с мастером карандаша и кисти читайте на наших страницах.

«Мир вдохновляет»

Беседа с Романом Гунявым

Талантливо написанный роман может добиться признания, даже если его обложку «украшает» страшная иллюстрация, сделанная художником-любителем. А вот в игровой индустрии красота просто необходима. Наш сегодняшний собеседник из тех, кто обеспечивает эту красоту многим отечественным игровым проектам.

«Работа должна быть любимой!»

Добрый день. Для начала — пару слов о себе и о своем деле.

Зовут Роман. Сколько себя помню, всегда рисовал фантастичные образы, выдумывал всякое — комиксы, супергерои, монстры... А потом постепенно из детских почеркушек занятие выросло в профессиональное. Хороший толчок в профессиональном плане дало владение компьютером и умение работать в программах трехмерного моделирования. Работать начинал на ТВ инженером по компьютерной графике, потом — рекламное агентство, полиграфия... и, наконец, индустрия компьютерных игр, где и остаюсь по сей день.

Работы Романа Гунявого не раз появлялись на обложках и постерах «МФ».

То есть вы занимаетесь далеко не только фантастикой...

«Рисую людей, сидящих напротив».

Конечно. На самом деле мне очень нравится просто рисовать людей, передавать динамику и пластику тела, доносить чувства... И не так уж важно, в фантастическом антураже или нет. Фантастика появляется в моих работах из-за обилия идей, которые привычными вещами передать не всегда возможно... Но в основе все-таки идеи, и я хочу, чтобы они не только были моей выдумкой, но и обретали связь с миром реальным. Я рисую — и буду рисовать — в разных жанрах, хотя, безусловно, мне ближе всего фантастика, может быть, с небольшой примесью сюрреализма.

Индустрия компьютерных игр — только работа, или вы любите и поиграть?

Играю. Но только когда есть свободное время... Очень и очень часто его не хватает. В последнее время все больше играю на PlayStation 2, там могу выделить некоторые из последних игр: Devil May Cry, Onimusha, Shadow of the Colossus. На PC почему-то играю меньше, но тоже кое-что приглянулось: Far Cry, Half- Life 2, Doom 3 и Prince of Persia: Warrior Within.

Одно из первых, что замечаешь после знакомства с вами — вы ведете активную сетевую жизнь. Если не ошибаюсь, часто помогаете начинающим художникам советами... Не мешает интернет творчеству?

Меч и доброе слово убедительнее, чем просто доброе слово.

И мешает, и помогает. С одной стороны, отвлекает: иногда нужно взять и выключить ICQ, не заходить на форум, только работать! Иногда это даже требует некоторых усилий: интернет затягивает. Но, с другой стороны, я многим ему обязан — например, огромным количеством художников (да и просто интересных людей), с которыми я иначе бы не познакомился. Многие из них стали хорошими друзьями. В интернете часто, не жалея, критикуют мои работы — это помогает развиваться дальше.

Советы?.. Даю, конечно, — если есть чем поделиться. Редко беру на себя роль учителя, хотя говорят, что у меня это не так уж плохо получается. У меня на сайте есть Арт-Форум, где собралась неплохая компания профессиональных художников. Если кому-то нужны советы, он может повесить туда свою работу, — раскритикуют в пух и прах, причем по делу!

А нашим читателям, увлекающимся рисованием, что-нибудь подскажете?

Ну как сказать? Хотите этим зарабатывать? Учитесь и работайте много! Я никогда не ставил себе цели зарабатывать искусством. Для меня это любимое занятие, а заработок — следствие. Я никогда не берусь рисовать для проекта, который мне малоинтересен. Не в деньгах счастье. Мне кажется, что работа занимает огромную часть нашей жизни, она просто должна быть любимой!

А «пробиться» легко! Можете прямо сейчас брать охапку своих рисунков и идти в ближайшее издательство. Если качество у них отличное — поверьте, для вас найдется работа!

Найдите... много отличий.

Но ведь не все так просто. Чтобы добиться этого отличного качества, наверняка нужны не только труд и талант, но и долгие годы обучения. Что помогло добиться успеха Роману?

«Донести свою идею»

Почем сувениры?..

Каков был ваш путь к высотам профессионального мастерства?

Рисунку я обучался в художественном училище (по специальности «дизайн») и в университете (по специальности «графика»). Посещал небольшие кружки и курсы. Очень помогли множество знакомых художников и их внимательная критика.

А вот по поводу профессионализма, признаюсь, вопрос немного озадачил: не совсем понимаю, где проходит грань между профессиональным и непрофессиональным. Если подходить к профессионализму как к какому-то техническому мастерству, то тут все прозрачно. Я до сих пор недоволен тем, что у меня получается, и буду, наверное, недоволен всегда. Развиваться можно бесконечно. Ну а если прикинуть, когда мои работы впервые участвовали в каком-то более-менее значимом масштабном проекте, то было это 6—7 лет назад, не больше.

Когда меня называют профессионалом, я всегда немного опасаюсь этого слова... Знаю, есть профессионалы покруче. Самого себя объективно оценить не получается.

Был ли кто-нибудь из этих «профессионалов покруче» образцом для вас? Каких современных художников вы считаете лучшими?

Художник — настоящий волшебник.

Если вопрос ставить именно так, то образцов не было: не хочу никому подражать. А вот поучиться действительно есть у кого. Конечно, в основном это классики: Брюллов, Репин, Врубель, Васнецов, Альма-Тадема, Вильям Бугро, Вильям Ватерхаус... Их работы в самом деле достойны восхищения. Из современных «цифровых» художников — Craig Mullins, Justin Sweet, Brom, Тимур Муцаев и многие другие...

Кстати, о «цифре». Вы ведь и сами, насколько я понимаю, постоянно используете в работе компьютер?

Начинаю чаще всего в карандаше на простом листе бумаги. Карандаш в руках я лучше чувствую, и наброски получаются живее. А вот в цвете раскрашиваю уже на компьютере с помощью графического планшета. Так удобнее... В начале работы делаю много махоньких набросков общей композиции, это потом очень помогает работе не разваливаться на отдельные составляющие. Никаких особенных секретов, пожалуй, нету... Все они, в большинстве своем, описаны в академической литературе, а некоторые просто до сих пор не удалось никому выразить словами, они остаются на уровне чувств и ощущений... Не думаю, что это удастся мне.

На вашем сайте написано, что вы не только занимаетесь концепт-артами, но еще и 3D-художник... В чем принципиальная разница между этими видами работы?

Работа концепт-артиста — в первую очередь, работа с новыми идеями и умение их донести. Концепт-артист придумывает! И это главное. Он должен быть хорошим художником, чтобы уметь как можно точнее донести свою идею, продумать логичный и одновременно красивый дизайн, передать пропорции и настроения.

Так выглядит концепт-арт.

3D-художник по сравнению с ним — во многом ремесленник. Его задача — сделать трехмерную модель как можно ближе к концепт-арту. Конечно, работа тоже творческая, но все-таки основные идеи вносит концепт-артист.

Есть и технические отличия. Если концепт-артист рисует простые плоские картинки, то 3d-художник должен воплотить это в объеме. Это очень похоже на создание скульптуры, только на экране монитора.

Так как я часто выступаю в обеих ролях одновременно, это очень удобно. Не возникает лишних вопросов, а если и возникают, я знаю, у кого спрашивать.

Но ведь наверняка приходится не только придумывать новое, но и использовать реальные образы. Часто рисуете с натуры?

Постоянно — причем не важно, где. К примеру, еду в метро, автобусе или поезде — и рисую сидящих напротив. Конечно, трясет жутко, но это уже дело опыта и сноровки. А если есть возможность порисовать с натуры, не спеша, — я всегда за! Но в конкретных работах обычно не использую образцы и модели, только когда сама модель, рисованная с натуры, и есть работа.

Большинство созданных вами женских образов весьма сексуальны. Как вы относитесь к созданию рисунков с элементами эротики?

Отлично отношусь! Как к этому еще можно относиться? Главное, чтобы эротика не забивала основную идею работы, если она, конечно, сама по себе не является этой идеей. Плохо, когда полуобнаженные тела рисуют, только чтобы привлечь покупателей: кажется, будто привлекать больше нечем.

И наличие мысли, и мастерское воплощение условия, необходимые для шедевра. Умение достойно сочетать оба этих элемента признак настоящего мастера, пусть он и стесняется называть себя профессионалом.

«Важно настроение и чувства»

В интернете эта картинка пользуется широкой известностью.

Как вы относитесь к фантастической литературе? Любите почитать? Бывает ли, что перенимаете какие-то идеи?

Люблю, конечно. Выделять что-то особенное из всего огромного количества не хочется.

А идеи витают в воздухе! Реальный мир вдохновляет меня намного больше, чем идеи, увиденные в фильмах, играх или книгах. Когда мне действительно надо что-то придумать, я отбрасываю все, чтобы не мешало...

Почти к каждой иллюстрации у вас на сайте есть замечательные подписи... А написать что-нибудь сами вы не пробовали?

Это было давно... И писал что-то... И стихи даже... Но, похоже, все останется, как сейчас. Текст — дополнение к визуальному образу, чтобы точнее донести идею работы и направить зрителя в нужное русло. Сейчас хочется смысловых работ, так что, может, подписи станут чуть больше, кто знает...

Часто ли приходиться придумывать новых, не существовавших раньше, монстров и чудовищ? Как вы это делаете?

А теперь расскажите доктору, что вас беспокоит.

Знаете, а ведь не только монстров и чудовищ, — милых и привлекательных персонажей тоже придумывать приходится. Сложно объяснить, как это делаю... Придумываю — и все! Начиная с общего образа и настроения, которое несет персонаж, и заканчивая мелкими штучками, украшения ради...

Как проходит работа над картами для «Берсерка»? Что появляется сначала — текст карты или иллюстрация? Знаете ли вы, начиная работать, что именно должно получиться в итоге?

А по-разному бывает... В любом случае, описание карты очень приблизительное, свободы более чем достаточно. Все, что нужно от описания, — дать направление, в котором создается основной образ. Этот образ, пока еще туманный, уже вырисовывается, когда я начинаю водить карандашом по бумаге. Постепенно он превращается во что-то более осмысленное, прорисовывается набело. В самом конце додумываются мелкие детали, часто на ходу.

Как вы сами относитесь к настольным, в частности, карточным играм? Пробовали ли играть в них сами?

Посмотришь на темную эльфийку — и начинаешь понимать поклонников Тьмы.

Если и пробовал, то совсем еще малым был. Помню, что-то было... Но помню плохо. А отношусь отлично! Еще бы: целые миры, населенные сотнями персонажей с уникальными возможностями!

На Западе пара лет работы над иллюстрациями для популярной карточной или ролевой игры способны сделать художника очень известным и востребованным. Как вы оцениваете перспективы развития фэнтезийной иллюстрации в России?

У нас пока не так развиты карточные и ролевые игры, чтобы говорить о какой-то значимой популярности за счет этого. Даже о значительном заработке говорить не приходится. Я вижу больше перспектив в области компьютерных игр: рождаются проекты, растут бюджеты, выходят игры, конкурентоспособные на мировом рынке. Вот там и самому хочется развиваться ...

В галерее вашего сайта достаточно много «техногенных» иллюстраций, явно связанных с киберпанком. Считаете ли вы себя поклонником этого жанра?

Кошмар акушера.

Не ярым поклонником, но люблю фантазировать в данном направлении. В киберпанке идея и красота часто заключена в логичное переплетение форм. Это основное, чем он меня привлекает — логика и красота как единое целое. Ну и, конечно, это высокие технологии и простор для фантазии.

Что вы чувствуете, если в сети натыкаетесь на, скажем, «аватары», сделанные из ваших иллюстраций? Или держите в руках журнал или карту, которую иллюстрировали?

Нельзя сказать, что я испытываю какую-то особую гордость от того, что мою работу напечатали, или потому, что человек повесил мою работу на «аватар» или на рабочий стол. Но, когда я работаю для проекта, который впоследствии получает немалое признание, то, конечно, некоторое чувство причастности к «великому» появляется.

Есть ли иллюстрация, которую вы считаете лучшей своей работой?

Одна из последних моих работ — постер для игры «Герои Меча и Магии V». Я вложил в нее очень много. Быть может, на сегодня она лучшая, но мне всегда кажется, что если постараюсь, то смогу лучше.

Есть работы, где не так важна техника, — важны настроение и чувства, которые она несет. Иногда выделяешь работы все зависимости от качества прорисовки — если удается поймать в них что-то эдакое, непростое, чувственное. Вот, к примеру, мне до сих пор нравятся наброски немки и маленькой девочки, которые я когда-то сделал в поезде.

Над чем вы работаете в данный момент? Какие у вас планы на будущее?

Работаю над собственным игровым проектом — но пока воздержусь от подробностей. Кроме того, есть планы уделять больше времени творческим работам. Очень много идей... и нет времени все реализовать!

И в завершение разговора — несколько пожеланий читателям «Мира фантастики».

Фантастика... Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять, как этот мир фантастичен. Достаточно только посмотреть внимательно! Мир уникален. В каждой его мелочи можно найти свою неповторимую красоту, осознать, насколько он необычен, попытаться охватить всю полноту красок и форм.

Наверное, чего-то подобного и хочется пожелать. Смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать...

Спасибо за беседу.

«Мир фантастики» благодарит художника за интереснейшие ответы. Желаем Роману находить время для воплощения всех своих идей, чтобы радовать поклонников своего творчества и наших постоянных читателей, которые не раз любовались работами Романа на обложках, постерах и страницах нашего журнала.

Досье: Роман Гунявый

Наш сегодняшний гость участвовал в самых разных проектах. Один из самых громких — компьютерная игра Far Cry, в создании которой Роман участвовал с начала и до самого конца. Среди других заслуг художника — участие в игровых проектах «Периметр», «Герои Меча и Магии V», Falling Stars, Time Zero. Постоянный иллюстратор российской ККИ «Берсерк».

Работы Романа появлялись в художественных сборниках d’Artist Artbook, The Concept Art, Machineflesh Artdook, «33 сказки», Artists Birthdays Calendar. Страница художника в интернете — guro-games.com.

Иллюстрации предоставлены художником.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться