Google+
МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» DARK SUN Световой меч Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы
Версия для печатиИстория кино: Киноштампы
Кратко о статье: Некоторые приемы и сюжетные повороты переходят из одной кинокартины в другую. Злодей обязательно долго и нудно разглагольствует вместо того, чтобы быстро прикончить попавшего в его руки героя. Герой, в свою очередь, в обязательном порядке должен получить хорошую трепку, чтобы в последний момент собраться с силами и устроить тотальный хэппи-энд. Что еще? Читайте на наших страницах статью о классических киноштампах.

ДЕЖА ВЮ

Клише и штампы в кинематографе

Ему (знанию) нет продвижения, ему нет смены столетий, знание не нуждается в прибавлении; самое большее — в возвышенном, неустанном пересказывании [...] сказать больше нечего, лишь обдумывать, истолковывать, оберегать.

Слепой Хорхе, герой романа Умберто Эко «Имя Розы»

Главный постулат постмодернизма, вынесенный в эпиграф статьи, как нельзя подходит для «важнейшего из искусств» кино. Это вовсе не значит, что оно основано на повторении, нет. Просто современный кинематограф (особенно фантастический), будучи искусством массовым и «конвейерным», сильно подвержен подражаниям. Неожиданные повороты сюжета, удачные фразы, запоминающаяся одежда героев и даже их позы все это нещадно копируется, становится культовым, смешным и, наконец, попросту безвкусным.

Пистолеты с бездонными магазинами. Двигатели, ревущие в безвоздушном пространстве. Злодеи, неспособные убить кого-либо без торжественной «прощальной» речи... Сегодня мы поговорим о клише и штампах в кино — как общих, свойственных всем жанрам, так и чисто «фантастических».

Хочу быть хорошим

Собрались стать супергероем? Вам прямая дорога на химзавод или атомную электростанцию. Будет зеленая радиоактивная кислота — будут и суперспособности. Правда, вы можете с одинаковым успехом мутировать в злодея — однако об этом попозже.

Не умеете держать в руках иголку с ниткой? Очень зря. Ведь почти все супергерои изготавливают свои костюмы сами (Человек-паук сшил себе сине-красное трико, а Бэтмен довел до ума военный бронежилет).

Если герой и злодей пытаются отнять друг у друга оружие и оно внезапно срабатывает, оба обязательно замрут с удивленными лицами. Упадет, правда, только один — чаще всего злодей.

Не бойтесь автоматических турелей или ракетниц — они будут стрелять лишь по вашим следам. Нужно только быстро бежать — и все будет в порядке. В обратную сторону это, к счастью, не действует: скорострельное оружие очень полезно против самых вертких негодяев (расстрел агентов с вертолета, фильм «Матрица»).

За вами гонится монстр? Или дворцовая стража? Найдите какую-нибудь укромную нишу, темный коридор или, на худой конец, занавеску. Спрячьтесь. Ваши преследователи пройдут мимо, даже не удосужившись проверить попадающиеся им по дороге «тайники».

Вот уж кого бесполезно убивать, так это Фредди, Джейсона и Пинхеда. Все равно оживут в следующей серии.

Относительно смертей персонажей существует одно главное правило: главный герой и серийный убийца никогда не умирают сразу. Борец за правду получает множество ран, едва шевелится — и благодаря либо «второму дыханию», либо банальной хитрости умудряется отправить негодяя на личную встречу с апостолом Павлом. Маньяки тоже отличаются поразительной живучестью — они либо сразу «восстают из мертвых», либо тайком «переползают» в продолжение картины.

Дети, сопровождающие главных героев, никогда не умирают. Исключения достаточно редки, например: «Чужой 3» и «Хроники Риддика». Малыши зачастую выглядят гораздо разумнее взрослых («Лемони Сникет и 33 несчастья»). Слегка повзрослев, подростки поселяются в доме по соседству с объектом своих страстей, причем чаще всего — «окно в окно» («Человек-паук»).

Хочу быть плохим

После купания в кислоте внезапно выросли рога и появилось навязчивое желание захватить весь мир? Поздравляем, вы — суперзлодей! Но учтите: если у вас темный цвет кожи, то на стороне сил добра будет сражаться как минимум один негр. Иначе режиссера, который снимет про вас фильм, обзовут расистом и затаскают по судам.

Чтобы зрители сразу поняли, что вы злодей, зверски убейте кого-нибудь из своих провинившихся подопечных в самом начале фильма. Так уж положено.

Почти все рыцари добра — красавцы (исключения редки, например, мордоворот Хеллбой). С посланниками ада сложнее. У них есть два варианта: или мерзкий тип с бледной кожей и красными глазами (Вольдеморт), или интеллигент, прекрасно разбирающийся в живописи и классической музыке (Дракула). А вот большинство мегазлодеек — очень привлекательные женщины.

Симпатяга и урод: Лекс Лютор (враг Супермена) и сенатор Палпатин.

Если главный герой загнал вас в угол, не отчаивайтесь. Всегда будет возможность схватить невинную жертву, приставить ей пистолет к виску и попытаться удрать (правда, последнее удается немногим). И никогда не оставляйте подругу главного героя в живых, иначе когда тот будет валяться у ваших ног, она непременно придет в себя и всадит вам пулю в спину.

Доктор Зло («Остин Пауэрс») — пародия на злодея Эрнста Блофельда (книги и фильмы о Джеймсе Бонде).

Герои часто прячутся от преследования в кабинке общественного туалета. Злодей начинает выбивать одну дверцу за другой, доходит до последней (там, где наверняка сидит его жертва), расстреливает ее в клочья — и обнаруживает, что герой сбежал.

Смиритесь с тем, что ваши прихвостни будут выглядеть совершенно одинаково (чтобы их смерть не вызывала у зрителей жалости). Стрелки из них никудышные. Поклонники «Звездных войн» называют это в шутку «эффектом имперского штурмовика». Вспомните хотя бы эпизод «Новая Надежда»: солдаты Империи поливают повстанцев шквальным огнем и попадают куда угодно, только не в цель.

Стрелять-то мы и не умеем («Матрица 2»).

Не доверяйте предателям. Персонажи, некогда бывшие «хорошими», часто пытаются восстановить свое доброе имя (прежде всего, в глазах зрителей) — одумываются в последний момент и встают между негодяем и героем. Классический пример — Дарт Вейдер в последнем эпизоде «Звездных войн».

Запаситесь боеприпасами: они часто заканчиваются, когда злодей и герой наконец-то находят друг друга (перестрелка Смита и Нео в метро, «Матрица»). Если вас победили — спокойно лежите на полу и делайте вид, что умерли. Авось пощадят. Не надо доставать из-за пазухи нож, вскакивать и пытаться ударить героя в спину. Этот фокус никогда не проходит.

А сейчас у нас закончатся патроны... («Матрица»).

Коротко о главном

Реальность

Жить захочешь — и повыше вскарабкаешься («Звонок 2»).

Если герой или злодей падают с крыши, то они почти всегда успевают зацепиться за край кончиками пальцев. Разница только в том, что герой вылезает наверх, а злодей слабеет и падает вниз.

Произнося диалоги, персонажи почти никогда не мямлят и не подбирают слова («эээ...», «ммм...»), выдавая гладкие, идеальные реплики. Если иностранцы в начале фильма говорят на своем языке, то под конец они, скорее всего, перейдут на беглый английский.

Сбежать от взрыва (здания, корабля, машины) можно только в самый последний момент — так, чтобы получить ударную волну в спину и красиво упасть.

Человек, падающий с крыши, почти наверняка приземлится на автомобиль. Если он упал на асфальт, этот малоприятный момент ни за что не покажут. У мультфильмов Диснея есть особая черта: почти все злодеи погибают, упав с высоты.

Если полицейские пытаются отследить звонок умного преступника, он вешает трубку за миг до обнаружения его местонахождения (на самом деле это занимает лишь несколько секунд).

От попадания пули (или дроби из помпового ружья) люди отлетают назад на несколько метров, а из металлических поверхностей высекаются искры (на самом деле этого почти никогда не происходит). Как только патроны заканчиваются, оружие обычно выбрасывают.

С компьютерами в фильмах всегда беда. 4 клавиатуры, 7 мониторов, ни одной «мышки» («Пила 2»).

Фотографии на компьютере можно почти неограниченно увеличивать без потери качества. Получение сообщения по электронной почте сопровождается красивой анимированной заставкой на весь экран. То же самое касается сообщений об ошибках или отказе в доступе.

Лава не горячая. Рядом можно спокойно стоять, главное — не прыгать в нее. Зыбучие пески очень опасны и попадаются только в пустынях (на самом деле — преимущественно в заболоченных областях, и из них не так уж сложно выбраться).

А я лавы не боюсь. Если надо — утоплюссс мою прелессть... («Властелин Колец: Возвращение Короля»).

Фантастика

Вакуум — очень интересная штука. В нем без труда передаются звуки от двигателей либо от взрывов (исключения редки, например: фильм «2001: Космическая Одиссея»). Лазерные лучи в нем хорошо видны (и даже слышны), хотя в вакууме нет ничего, что могло бы их рассеивать и делать заметными. А если человек попадет в безвоздушное пространство — взорвется или замерзнет за несколько секунд (фильм «Вспомнить все»).

Правдоподобные битвы в космосе выглядели бы очень скучно.

Космические корабли всегда сближаются в одной плоскости (никогда — под неестественными углами) и способны моментально останавливаться (гасить инерцию). Битвы ведутся только при визуальном контакте и никогда — на далеком расстоянии.

Попав под вражеский обстрел, корабли начинают сотрясаться, а в их помещениях сыплются искры. Будучи поврежденными, они горят, невзирая на отсутствие кислорода.

Подавляющее большинство инопланетян — гуманоиды, не имеющие явных различий во внешности (одежда, прическа) и национальности. Их корабли обычно неуязвимы для ядерных ракет («День независимости»), оружие — только ручное или энергетическое (но не огнестрельное). Их планеты имеют лишь один тип климата (снежный, вулканический, лесной).

Многие гипер/под/надпространственные тоннели выглядят как аттракционы в Луна-парке (красивые цветные коридоры). В лабораториях будущего продолжает использоваться стеклянная посуда и горелки.

О прекрасном

В фэнтези или псевдо-средневековье все «боевые» женщины одеты так, как будто в свободное от убийства драконов время работают стриптизершами. Два кусочка шкуры, едва прикрывающие их достоинства, очень эффективно защищают от морозов, позволяя героиням жизнерадостно скакать по колено в снегу («Рыжая Соня», «Зена: Королева воинов», «Король Артур»).

Заплакав, попав под дождь или нырнув под воду, женщины неизменно сохраняют безупречный грим. Но самое удивительное не это. Представьте себе, что даже самая хрупкая женщина способна перепить огромного мужика! («Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега»).

Как только герои наконец-то собрались поцеловаться, их бесцеремонно прерывают. Когда персонажи начинают заниматься всякими интересными вещами, камера «отъезжает» на окно или камин. Если мужчина и женщина лежат в кровати, то дама закрыта одеялом до шеи, а мужчина — лишь по пояс. Когда женщина встает, чтобы одеться, она стыдливо прикрывается одеялом (независимо от того, чем герои занимались пять минут назад).

Голая героиня, убегающая от маньяка, — первая в очереди на тот свет («Фредди против Джейсона»).

Места и события

Франция. Эйфелева башня видна из каждого окна, по улице разносятся звуки аккордеона, бродят мимы, но нет ни одного темнокожего эмигранта.

Великобритания. У всех хорошие манеры и образование, все недолюбливают США, слегка заторможены и постоянно молятся на свою королеву.

Россия. Все русские пьют водку с черной икрой. Ни на одной сцене в Москве не видна Останкинская башня, зато в кадр постоянно попадает Кремль. «Мафия» и «КГБ» — типичные пункты в карьере русских эмигрантов. Мужчины физически сильны, но глупы. Женщины — или проститутки, или фотомодели.

Кроме того, во все кадры из Египта неизбежно попадают пирамиды или сфинкс, мусульмане постоянно твердят что-то типа «Аллах акбар», ирландцы пьют только «Гиннесс», колумбийцы так или иначе связаны с наркобизнесом, а все шоферы за пределами США очень плохо водят машины.

Бонусный материал с DVD «Очень страшное кино 3». Мертвые девочки — агенты Матрицы — атакуют Синди (она же Тринити).

Библиотеки страдают от падающих друг на друга, подобно костяшкам домино, книжных полок («Мумия»). В больницах всегда огромные очереди из пострадавших.

Только что включенные телевизионные новости почти всегда начинаются с нового предложения и затихают во время диалогов персонажей. На поле боя солдаты почти всегда выдирают чеку из гранаты зубами (а не указательным пальцем, как это следует делать).

Самая популярная причина для испуга — внезапно выскочившее на вас домашнее животное (звери, кстати, всегда отлично чувствуют потустороннюю опасность и первыми сбегают от нее). Во время погонь машины взлетают в воздух и взрываются, едва ударившись об землю. Чем дороже автомобиль, тем вероятнее, что его уничтожат. Преследование чаще всего прерывается тем, что из переулка выезжает грузовик (а пешему герою имеет смысл затеряться в праздничном параде). Ремни безопасности всегда заклинивает, когда нужно срочно выбраться из машины, а воздушные подушки срабатывают с запозданием (для достижения комического эффекта).

Снайперы обожают стрелять в глаза и очень редко промахиваются.

Обезвреживание бомб почти всегда происходит в последнюю секунду, причем на каждой из них есть таймер (механический или электронный). Неважно, какая взрывчатка в них используется, — все равно при срабатывании возникает целое облако огня. Обойти лазерные сенсоры очень просто — их конструкция всегда оставляет возможность проскользнуть между лучами. Если в комедии нужно дернуть за очень важный рычаг — он обязательно сломается. Собрались исследовать древние гробницы? Учтите, что их строители были гениями и расставили такие ловушки, которые, будучи воссозданными в наши дни, перестали бы работать уже через несколько лет («Мумия», фильмы об Индиане Джонсе, Ларе Крофт).

Так, ребята, не спешим, идем ме-е-едленно... («Стелс»).

Когда персонажи выходят на опасную миссию, когда ваза падает на пол и разбивается, когда человек наносит особо красивый удар либо получает огнестрельную рану и падает — все это происходит в замедленном движении.

Это интересно
  • В голливудских фильмах все телефоны начинаются с префикса 555, поскольку в США на самом деле нет ни одного подобного номера, и это позволяет избежать ситуации, когда зрители вдруг начнут звонить по указанным в фильме реальным номерам (исключение — фильм «Брюс Всемогущий», где по оплошности был назван телефон Бога — обычный номер, правда, без кода города).
  • Если человек не будет пытаться задержать дыхание, то он сможет провести в открытом космосе около 1 минуты без особых последствий для здоровья (без сознания). Барабанные перепонки не лопаются, легкие не взрываются, кровь не кипит. Опасны лишь солнечные ожоги и потеря кислорода в крови. В 1965 году был проведен опыт на человеке. При декомпрессии скафандра он потерял сознание через 14 секунд.

Вот что якобы бывает в вакууме («Вспомнить все»).

* * *

Мы перечислили лишь некоторые киноштампы. Их очень много, да и нужды в более подробном разборе нет — зная основные клише, грамотный, вдумчивый зритель всегда поймет, что ему подсовывают «вторсырье». Он без труда сможет отличить новизну от фальши и оценить фильм так, как он того действительно заслуживает.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться